Файл: 1. Философия как учебная дисциплина, ее структура, специфика и место в системе знаний.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос четвертый. Регуляторная функция сознания
1. Функциональные системы (по П.К.Анохину).
П.К.Анохин предложил «модель функциональной системы», то есть модель организации и регуляции поведенческого акта, в котором формируются все психические процессы и состояния.
Этапы модели поведения:
- пусковой стимул должен быть воспринят, т.е. пройти через ощущения и восприятия;
- затем через соприкосновение с памятью формируется образ;
- это осознается и приводит к принятию решения;
- в центральной нервной системе (ЦНС) результат представлен в виде своеобразной нервной модели («акцептора результата действия»);
- ценность концепции П.К.Анохина: ученый считал, что и физиологические, и психологические процессы играют одинаковую роль в совместной регуляции поведения.
2. Психосоматическая проблема в медицине. Психогенные факторы в этиологии заболеваний и психотерапия.
а) Психосоматическая проблема является одним из важных вопросов изучения сознания и материи.
б) Изучая психосоматическую проблему ученые ищут ответы на вопросы:
- какое влияние оказывают психические состояния на жизнедеятельность организма?
- какие изменения жизнедеятельности организма оказывают обратное влияние на психику человека?
в) Эти вопросы можно изучить на основе принципа нервизма (И.М. Сеченов, И.П.Павлов) и психоанализа (З.Фрейд, Г.Адлер).
г) Принцип нервизма:
- Жизнедеятельность организма контролируется нервной системой и многие сдвиги происходят в результате нарушения этого контроля.
- Этот контроль является главным свойством нервной системы, как высшего регулятора деятельности организма.
- Велика роль второй сигнальной системы. Сильные словесные раздражители (стрессы) вызывают потрясения психики с последующими соматическими нарушениями (астма, истерия и т.д.).
- Мнительность, самовнушение, «невроз ожидания» также приводят к расстройствам.
- Нарушения психики вызывают ятрогенные заболевания (неосторожное слово врача вызывает патологический синдром).
д) Другой аспект психосоматической проблемы – обратное воздействие соматических расстройств на психику:
- Большинство заболеваний затрагивают несколько органов и систем и это тоже влияет на психику.
- На первый план выступает сосредоточенность внимания больного на болезни (у больного возникает чувство тревоги, страха, апатии и т.д.), что влияет на работоспособность и жизнедеятельность пациента.
Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели философские общеметодологические проблемы сознания.
Расстройство сознания.
Сознание есть высшая форма отражения действительности; сознание – это способ отношения к объективным закономерностям.
Базовые характеристики сознания:
-воображение;
- отражение (рефлексия).
Сознание человека оценивается на основе осознания себя (собственной личности) – идентификации, осознания пространства и времени, в котором в данный момент он существует.
NB: характеристика расстройства или патологии сознания исходит именно из данной характеристики.
Многие психические расстройства и заболевания могут нарушать процесс самосознания и приводить к тону, что человек осознает себя не тем, кем является в реальности или осознает себя «множественным».
Признаки самосознания (в норме):
- чувство деятельности – осознание себя в качестве активного существа;
- осознание собственного единства в каждый момент времени;
- осознание собственной идентичности;
- осознание того, что свое «Я» отличается от остального мира, от всего, что не является моим «Я».
Расстройства сознания:
- выключенное сознание;
- расстроенное сознание.
NB: выключенное сознание:
= обнубиляция;
= сопор;
= кома.
NB: расстроенное сознание:
= делирий;
= аменция;
= онейроид;
= сумеречное состояние сознания.
- при заболеваниях: неврозах и расстройствах личности;
NB: неврозы: нарушения процессов самосознания и самооценки.
NB: расстройства личности:
= нарушения в структуре их самооценки и личностно-смыслового уровня (больные могут ставить слишком далекие, нереальные, заведомо оторванные от жизни цели);
= в другой ситуации, в конкретной и повседневной деятельности они обычно движимы мотивацией избегания неудач, боязнью риска.
NB: Типичным является прямое следование случайно возникшей ситуации, под непосредственным влиянием внешних условий без учета соответствующего вероятностного прогноза.
ЛИТЕРАТУРА:
1). Александровская В.Н. Философия. Учебное пособие для студентов вузов.- Донецк: Норд-Комплект.-2009.-420с.
2). Александровская В.Н., Клевец Л.Н. Основы общей психологии. Учебное пособие для студентов вузов. – Донецк: Норд-Комплект, 2009.- 128с.
3).Сержантов В.Ф., Корольков А.А. Философия и медицина. – Л.: Изд-во лен. ун-та, 1986.-213с.
4). Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1998. – 592с.
5). Тугаринов В.П. Философия сознания. – М.: Мысль, 1971.-199с.
7-я лекция
К структурно – функциональной системе I закона диалектики мы отнесли его:
- основные понятия;
- аксиомы;
- функции.
1.1. Основные понятия I закона диалектики
- противоположности (единство и борьба противоположностей);
- противоречие (как возникновение, развитие, разрешение и взаимопереход противоположностей);
- взаимоотрицание, взаимозависимость, взаимоотношение.
1.2. Свойства I закона диалектики.
- фундаментальность (всеобщность): действует без исключений, всеобще и однозначно во всех формах жизни (природы, общества, сознания):
- при одних и тех же условиях действует на глубинном фундаментальном уровне живой материи, поэтому он есть явление:
= объективное (действует непременно и однозначно);
= необходимое (закономерное для всех форм жизни);
= сущностное (работает с внутренними противоречиями живой материи);
= устойчивое (действует одинаково при одних и тех же условиях);
= повторяющееся (неизменное).
Именно эти свойства I закона диалектики позволяют его использовать в исследовательской деятельности.
1.3. Функции I закона диалектики
-действует на всех уровнях Вселенной;
- поддерживает фундаментальное свойство живой материи – ее «вечное движение» (и утверждает: «движение - вечно», а «покой - относителен»);
- работает только с внутренним источником движения и развития всех форм живой материи (физических, химических, биологических, общественных, духовных);
- функционирует как противоречивый механизм существования всех форм живой материи (объективный и субъективный реальности);
- является всеобщим механизмом зарождения всех форм и видов живой материи – их первоисточником (без исключений);
- поддерживает целостность, причинность рождения, закономерность явлений живой материи (в медицине – гомеостаз, равновесие внутренней среды организма);
- имеет свое морфологическое выражение, то есть, визуализирует свой противоречивый механизм действия (имеет свои проявления в объективном и субъективном мире).
.1. Общая (базовая) характеристика материалистической диалектики.
В базовых характеристиках рассмотрим несколько аспектов:
- правильнее говорить не «диалектика», а «материалистическая диалектика» или «диалектический материализм». Это объясняется тем, что история диалектики насчитывает около трех тысяч лет, но «диалектический материализм» - это ее последний и самый высший уровень (связан с именами К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина);
- В настоящее время материалистическая диалектика – это теория и метод исследовательской деятельности. Поэтому она называется диалектической логикой познания;
- диалектическая логика – это структурно – логическая схема (система) мыслительной деятельности мозга: законы и категории диалектики – это глубина и направления мышления;
- диалектико – материалистическое мышление – это высший уровень мыслительной деятельности мозга. Мыслить диалектически – это мыслить фундаментально. То есть, развитый мозг мыслит диалектически. Отсюда прикладное значение материалистической диалектики в конкретном знании – клиническое мышление; инженерное мышление; политическое и военно-стратегическое мышление; управленческое мышление; этическое и эстетическое мышление; идеологическое мышление; религиозное, философское и научное мышление и др.;
- научность современного диалектического мышления доказана:
= физикой (волновая, электромагнитная, квантовая, биофизика, ядерная и др.);
= кибернетикой (механизмы саморегуляции, самоорганизации и самовоспроизводства любых явлений живой материи, нелинейное и синергетическое развитие процессов в природе и обществе, мышлении и сознании);
- успехами современной биохимии и цитологии (электронная гистохимия, электронная радиоавтография, гистоэнзимология, люминесцентная микроскопия и др.);
- технологическим уровнем развития онкологии, кардиологии, всех хирургических и терапевтических специальностей;
- развитием генетики, нанотехнологий и т.д.
Таким образом, диалектический материализм на сегодняшний день стал универсальной и всеобщей методологией научного познания.
В целом: методологический потенциал диалектики заключается в следующем:
- она способна критически осмыслить любые полярности (противоположности, противоречия);
- она стала логикой и теорией познания (по Э.В.Ильенкову);
- она превратилась в общенаучный метод познания, а все остальные науки – частноконкретные ; они между собой взаимодействуют как «общее - частное» (по Б.М. Кедрову).
а) Методическое замечание: в этом вопросе надо исходить из универсального (от слова «универсум» - Космос, Вселенная) и всеобщего характера законов диалектики. То есть, они действуют на всех уровнях и во всех видах и формах живой материи (в мире физическом, химическом, биологическом, социальном, психическом).
NB: даже будущие науки (изучающие живую материю) будут возникать и
действовать на основе и в рамках этих трех законов диалектики.
б) Более того, физиологами (зарубежными и отечественными) в рамках «Теории общей патологии» доказано, что здоровье и болезнь развиваются тоже по этим трем законам диалектики. Приведем два примера из учебника Д.С.Саркисова «Очерки истории общей патологии» (с.190);
- Р.Вирхов (отечественный патологоанатом): «Нет никакого существенного различия между физиологическими и патологическими законами, а также и между силою и материею, посредством которых происходит здоровая и больная жизнь, находится только очень существенное различие в условиях, при которых проявляются общие жизненные законы и при которых действуют сила и материя тела» (Дано: по Д.С.Саркисову, с.190).
Методическое замечание 1: чтобы понять значение диалектики для медицинского знания и образования, необходимо применить метод «сравнение и аналогия», то есть, увидеть связь между диалектикой и клиническим мышлением врача. Для этого надо:
- установить терминологические аналогии диалектики и медицины;
- показать место и методологическую роль диалектической исследовательской логики в медицинском познании. Приведем примеры в
таблицах (1,2).
Таб.1
Законы диалектики
Диалектическое понятие любого явления живой материи | Его клинический аналог (при квалификации болезни) |
а) I закон – закон противоречия (единства и борьбы противоположностей): - это закон источника и зарождения причины; - это закон причинный. | а) I закон – закон этиологии болезни: - это закон источника и причины заболевания; - это закон этиологический (причинный) |
б) II закон – закон развития (перехода количественных изменений в качественные): - это закон «вечного движения» живой материи; - это закон развития зародившегося в противоречиях явления; - закон скачков и меры. | б) II закон – закон патогенеза: - это закон развития заболевания; - это закон скачков (мутаций) и меры (в фармакологии); - выясняет приспособительные механизмы организма. |
в) III закон – закон эволюции (отрицания отрицания): - это закон триединства эволюционных процессов: он объединяет в себе все три закона и показывает дальнейшую эволюцию объекта. | в) III закон – это закон эпидемиологический: - это закон эволюционирования болезни; - это закон распространения болезни. |