Файл: 1. Философия как учебная дисциплина, ее структура, специфика и место в системе знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Вопрос четвертый. Регуляторная функция сознания


1. Функциональные системы (по П.К.Анохину).

 

П.К.Анохин предложил «модель функциональной системы», то есть модель организации и регуляции поведенческого акта, в котором формируются все психические процессы и состояния.

Этапы модели поведения:

- пусковой стимул должен быть воспринят, т.е. пройти через ощущения и восприятия;

- затем через соприкосновение с памятью формируется образ;

- это осознается и приводит к принятию решения;

- в центральной нервной системе (ЦНС) результат представлен в виде своеобразной нервной модели («акцептора результата действия»);

- ценность концепции П.К.Анохина: ученый считал, что и физиологические, и психологические процессы играют одинаковую роль в совместной регуляции поведения.

 

2. Психосоматическая проблема в медицине. Психогенные факторы в этиологии заболеваний и психотерапия.

а) Психосоматическая проблема является одним из важных вопросов изучения сознания и материи.

б) Изучая психосоматическую проблему ученые ищут ответы на вопросы:

- какое влияние оказывают психические состояния на жизнедеятельность организма?

- какие изменения жизнедеятельности организма оказывают обратное влияние на психику человека?

в) Эти вопросы можно изучить на основе принципа нервизма (И.М. Сеченов, И.П.Павлов) и психоанализа (З.Фрейд, Г.Адлер).

г) Принцип нервизма:

- Жизнедеятельность организма контролируется нервной системой и многие сдвиги происходят в результате нарушения этого контроля.

- Этот контроль является главным свойством нервной системы, как высшего регулятора деятельности организма.

- Велика роль второй сигнальной системы. Сильные словесные раздражители (стрессы) вызывают потрясения психики с последующими соматическими нарушениями (астма, истерия и т.д.).

- Мнительность, самовнушение, «невроз ожидания» также приводят к расстройствам.

- Нарушения психики вызывают ятрогенные заболевания (неосторожное слово врача вызывает патологический синдром).

д) Другой аспект психосоматической проблемы – обратное воздействие соматических расстройств на психику:

- Большинство заболеваний затрагивают несколько органов и систем и это тоже влияет на психику.


На первый план выступает сосредоточенность внимания больного на болезни (у больного возникает чувство тревоги, страха, апатии и т.д.), что влияет на работоспособность и жизнедеятельность пациента.

Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели философские общеметодологические проблемы сознания.

Расстройство сознания.

Сознание есть высшая форма отражения действительности; сознание – это способ отношения к объективным закономерностям.

Базовые характеристики сознания:

-воображение;

- отражение (рефлексия).

Сознание человека оценивается на основе осознания себя (собственной личности) – идентификации, осознания пространства и времени, в котором в данный момент он существует.

          NBхарактеристика расстройства или патологии сознания исходит именно из данной характеристики.

Многие психические расстройства и заболевания могут нарушать процесс самосознания и приводить к тону, что человек осознает себя не тем, кем является в реальности или осознает себя «множественным».

Признаки самосознания (в норме):

- чувство деятельности – осознание себя в качестве активного существа;

- осознание собственного единства в каждый момент времени;

- осознание собственной идентичности;

- осознание того, что свое «Я» отличается от остального мира, от всего, что не является моим «Я».

Расстройства сознания:

- выключенное сознание;

- расстроенное сознание.

            NB: выключенное сознание:

            = обнубиляция;

            = сопор;

            = кома.

            NB: расстроенное сознание:

            = делирий;

            = аменция;

            = онейроид;

            = сумеречное состояние сознания.

- при заболеваниях: неврозах и расстройствах личности;

            NB: неврозы: нарушения процессов самосознания и самооценки.

            NB: расстройства личности:

= нарушения в структуре их самооценки и личностно-смыслового уровня (больные могут ставить слишком далекие, нереальные, заведомо оторванные от жизни цели);

= в другой ситуации, в конкретной и повседневной деятельности они обычно движимы мотивацией избегания неудач, боязнью риска.

NBТипичным является прямое следование случайно возникшей ситуации, под непосредственным влиянием внешних условий без учета соответствующего вероятностного прогноза.



 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1). Александровская В.Н. Философия. Учебное пособие для студентов вузов.- Донецк: Норд-Комплект.-2009.-420с.

2). Александровская В.Н., Клевец Л.Н. Основы общей психологии. Учебное пособие для студентов вузов. – Донецк: Норд-Комплект, 2009.- 128с.

3).Сержантов В.Ф., Корольков А.А. Философия и медицина. – Л.: Изд-во лен. ун-та, 1986.-213с.

 4). Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1998. – 592с.

 5). Тугаринов В.П. Философия сознания. – М.: Мысль, 1971.-199с.

7-я лекция

К структурно – функциональной системе I закона диалектики мы отнесли его:

                        - основные понятия;

                        - аксиомы;

                        - функции.

 

1.1. Основные понятия I закона диалектики

           

- противоположности (единство и борьба противоположностей);

- противоречие (как возникновение, развитие, разрешение и взаимопереход противоположностей);

- взаимоотрицание, взаимозависимость, взаимоотношение.

 

1.2. Свойства I закона диалектики.

фундаментальность (всеобщность): действует без исключений, всеобще и однозначно во всех формах жизни (природы, общества, сознания):

            - при одних и тех же условиях действует на глубинном фундаментальном уровне живой материи, поэтому он есть явление:

            = объективное (действует непременно и однозначно);

            = необходимое (закономерное для всех форм жизни);

            = сущностное (работает с внутренними противоречиями живой материи);

            = устойчивое (действует одинаково при одних и тех же условиях);

            = повторяющееся (неизменное).

Именно эти свойства I закона диалектики позволяют его использовать в исследовательской деятельности.

 

1.3. Функции I закона диалектики

-действует на всех уровнях Вселенной;

- поддерживает фундаментальное свойство живой материи – ее «вечное движение» (и утверждает: «движение - вечно», а «покой - относителен»);

- работает только с внутренним источником движения и развития всех форм живой материи (физических, химических, биологических, общественных, духовных);

- функционирует как противоречивый механизм существования всех форм живой материи (объективный и субъективный реальности);

- является всеобщим механизмом зарождения всех форм и видов живой материи – их первоисточником (без исключений);


- поддерживает целостность, причинность рождения, закономерность явлений живой материи (в медицине – гомеостаз, равновесие внутренней среды организма);

- имеет свое морфологическое выражение, то есть, визуализирует свой противоречивый механизм действия (имеет свои проявления в объективном и субъективном мире).

.1. Общая (базовая) характеристика материалистической диалектики.

В базовых характеристиках рассмотрим несколько аспектов:

- правильнее говорить не «диалектика», а «материалистическая диалектика» или «диалектический материализм». Это объясняется тем, что история диалектики насчитывает около трех тысяч лет, но «диалектический материализм» - это ее последний и самый высший уровень (связан с именами К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина);

- В настоящее время материалистическая диалектика – это теория и метод исследовательской деятельности. Поэтому она называется диалектической логикой познания;

- диалектическая логика – это структурно – логическая схема (система) мыслительной деятельности мозга: законы и категории диалектики – это глубина и направления мышления;

- диалектико – материалистическое мышление – это высший уровень мыслительной деятельности мозга. Мыслить диалектически – это мыслить фундаментально. То есть, развитый мозг мыслит диалектически. Отсюда прикладное значение материалистической диалектики в конкретном знании – клиническое мышление; инженерное мышление; политическое и военно-стратегическое мышление; управленческое мышление; этическое и эстетическое мышление; идеологическое мышление; религиозное, философское и научное мышление и др.;

- научность современного диалектического мышления доказана:

            = физикой (волновая, электромагнитная, квантовая, биофизика, ядерная и др.);

            = кибернетикой (механизмы саморегуляции, самоорганизации и самовоспроизводства любых явлений живой материи, нелинейное и синергетическое развитие процессов в природе и обществе, мышлении и сознании);

- успехами современной биохимии и цитологии (электронная гистохимия, электронная радиоавтография, гистоэнзимология, люминесцентная микроскопия и др.);

- технологическим уровнем развития онкологии, кардиологии, всех хирургических и терапевтических специальностей;

- развитием генетики, нанотехнологий и т.д.

Таким образом, диалектический материализм на сегодняшний день стал универсальной и всеобщей методологией научного познания.


В целом: методологический потенциал диалектики заключается в следующем:

- она способна критически осмыслить любые полярности (противоположности, противоречия);

- она стала логикой и теорией познания (по Э.В.Ильенкову);

- она превратилась в общенаучный метод  познания, а все остальные науки – частноконкретные ; они между собой взаимодействуют как «общее - частное» (по Б.М. Кедрову).

а) Методическое замечание: в этом вопросе надо исходить из универсального (от слова «универсум» - Космос, Вселенная) и всеобщего характера законов диалектики. То есть, они действуют на всех уровнях и во всех видах и формах живой материи (в мире физическом, химическом, биологическом, социальном, психическом).

                                     NB: даже будущие науки (изучающие живую материю) будут возникать и 

                                           действовать на основе и в рамках этих трех законов диалектики.

б) Более того, физиологами (зарубежными и отечественными) в рамках «Теории общей патологии» доказано, что здоровье и болезнь развиваются тоже по этим трем законам диалектики. Приведем два примера из учебника Д.С.Саркисова «Очерки истории общей патологии» (с.190);

           - Р.Вирхов (отечественный патологоанатом): «Нет никакого существенного различия между физиологическими и патологическими законами, а также и между силою и материею, посредством которых происходит здоровая и больная жизнь, находится только очень существенное различие в условиях, при которых проявляются общие жизненные законы и при которых действуют сила и материя тела» (Дано: по Д.С.Саркисову, с.190).

   Методическое замечание 1: чтобы понять значение диалектики для медицинского знания и образования, необходимо применить метод «сравнение и аналогия», то есть, увидеть связь между диалектикой и клиническим мышлением врача. Для этого надо:

           - установить терминологические аналогии диалектики и медицины;

           - показать место и методологическую роль диалектической исследовательской логики в медицинском познании. Приведем примеры в

             таблицах (1,2).

 

Таб.1

Законы диалектики

 

Диалектическое понятие любого явления живой материи

Его клинический аналог (при квалификации болезни)

а) I закон – закон противоречия (единства и борьбы противоположностей):

      - это закон источника и зарождения причины;

      - это закон причинный.

а) I закон – закон этиологии болезни:

      - это закон источника и причины заболевания;

     - это закон этиологический (причинный)

б) II закон – закон развития (перехода количественных изменений в качественные):

      - это закон «вечного движения» живой материи;

      - это закон развития зародившегося в противоречиях явления;

     -  закон скачков и меры.

б) II закон – закон патогенеза:

      - это закон развития заболевания;

      - это закон скачков (мутаций) и меры (в фармакологии);

      - выясняет приспособительные механизмы организма.

в) III закон – закон эволюции (отрицания отрицания):

      - это закон триединства эволюционных процессов: он объединяет в себе все три закона и показывает дальнейшую эволюцию объекта.

в) III закон – это закон эпидемиологический:

      - это закон эволюционирования болезни;

      - это закон распространения болезни.