Файл: 1. Философия как учебная дисциплина, ее структура, специфика и место в системе знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Характеризуя антагонистическую борьбу двух противоположных цивилизаций, В.И.Ленин предупреждал, что «буржуазия нигде и никогда не сдается без боя и чем ближе к смерти, тем сильнее сопротивляется».  Это сущность антагонизма как такового. В.И.Ленин считал, что с победой социализма антагонизм в обществе исчезнет, но внутренние противоречия социализма останутся как источник его развития.

 Если вспомнить этимологию понятия «антагонистический», то чисто формально понятие «агонист» (от лат. agnista) – это соперник, а также «антагонист» (от греч. antagonistes) – «соперник», «конкурент», «противник».

Понятие «антагонист» используется в фармакологии, теории общей патологии.

б) Диалектическое противоречие в I законе

В диалектике важнейший ее принцип – это признание противоречия движущей силой развития, ее «душой». Диалектика всегда там, где есть противоречие.

 Из истории диалектики известно, что ни в работах Гегеля, ни у К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина термин «диалектическое противоречие» почти не употребляется. Они пишут просто о противоречии. Хотя само понимание диалектического противоречия как опосредованного единства противоположностей начало зарождаться еще в древние времена.

Здесь необходимо обратить внимание: вырисовывается и «критерий» диалектического противоречия – «опосредованное единство противоположностей». То есть, отличительный признак диалектического противоречия от антагонистического (вышедшего из формальной логики, из дизъюнкции) – это наличие «определенного посредника». Советский философ в области диалектического материализма З.М.Оруджев всегда утверждал, что в структуре противоречий (имелись в виду диалектические противоречия) «всегда следует искать третий элемент, опосредствующий противоположности. Он всегда конкретен и в зависимости от характера противоположностей играет различную роль».

NB: З.М.Оруджев предупреждал относительно
                 «третьего элемента» и его очень видимой
                и узнаваемой функции. Он писал: «Но во
              всех случаях третий элемент в структуре
                                 вещей смягчает, нейтрализует противоположности

                  и в этом заключается разрешение любого
                          противоречия. Опосредование, следовательно,
                  не способ осуществления, а способ снятия
               противоречия». То есть, надо запомнить:
                                    «посредник» - это механизм (или природный способ)
«снятия противоречия».

 

Примеры:

 

- в электричестве: между высоким и низким напряжением в роли посредника выступает техническое устройство под названием «стабилизатор»;

- в психике: напряжение снимается во время сказанным нужным словом, умением поддержать человека в трудную минуту;

- в физике: траектория планеты – это отношение противоположности «центростремительного» и «центробежного» движений. Посредствующее звено между ними – «тангенциальная сила». Именно поэтому эти противоположности не парализуют друг друга, а разрешаются в определенную форму движения.

- в ядерной физике: в разных сферах естественного мира система промежуточных звеньев, естественно, будет иная.

Примеры:

- связь между атомным весом химических элементов (количество) и их свойствами (качество) опосредована наличием протонов в ядре и электронной оболочки атомов;

- в изотопах такая связь опосредована уже не протонами, а нейтронами в ядре.

            - в биологии (физиологический механизм): повышенное и пониженное артериальное давление (АД±) – не парализуют друг друга, так как срабатывает «диалектический посредник» - гомеостаз (снимающий напряжение в сосудах).

            - в математике: принцип «относительности преобразования» у Галилея и Лоренца. У Галилея не приводит к изменениям пространственно-временных параметров движения тел, а в преобразованиях Лоренца приводит. Дело в том, что между обоими положениями также существует посредник (даже посредствующие звенья), которые:

                        = преобразования Лоренца сводят к преобразованиям Галилея, либо их выводят из преобразований Галилея.

Квантовая механика: противоречие между «волной» и «корпускулой». Именно их посредник приводит их единую систему, физическую целостность и придает этой «парочке» теоретическую завершенность.

Химия: химические взаимодействия «противоположностей» - это этапы перехода из одного агрегатного состояния в другое, через их промежуточные звенья (вода – лед – пар и т.п.).



В обществе: в четвертом вопросе данной лекции в полном визуальном объеме представлены общественные противоречия, структурированные по социальным сферам жизни.

По мнению З.М.Оруджева научная заслуга Гегеля состоит в том, что он смог обнаружить общую структуру (алгоритм) переходных состояний и явлений как тождества противоположностей и их понимания мозгом (их формальным, модельным, визуальным выражением в мышлении).

Кроме того, по Гегелю «противоречие есть «корень всякого движения и жизненности», оно выражает «истину и сущность вещей» (Дано по: Гегель. Энциклопедия философских наук, т.1, с.94).

NB: изучая Гегеля, В.И.Ленин отметил:
«Видимо и здесь главное для Гегеля -
наметить переходы… и не только переходы,
но и тождество противоположностей -
вот что для Гегеля главное
»

б) Методические замечания, которые студент должен заучить:

1. По Гегелю: противоречие есть «корень всякого движения и жизненности», оно выражает «истину и сущность вещей».

2. Материалистическая диалектика: противоречие, единство противоположностей есть фундаментальное свойство живой материи и главное содержание отражающего эти процессы человеческого мышления.

3. Материалистическая диалектика: диалектическое противоречие – это опосредованное единство противоположностей.

4. И.Кант: «Противоположности – не крайняя степень различия, не «законченное различие» (по Аристотелю), они отличаются друг от друга качественно».

5. Диалектический материализм: высоко оценивает теорию Гегеля о конкретном диалектическом тождестве (противоположностей), так как для развития характерно именно конкретное тождество – оно находится и в изменении, и тождественно самому себе.

6. Аристотель: «у противоречия нет ничего промежуточного (имеется в виду формально-логическое противоречие - дизъюнкция), тогда как у противоположностей оно возможно, то ясно, что противоречие и противоположность не одно и то же».

7. Формальная и диалектическая логика:

формально – логическое противоречие (дизъюнкция) действительно выполняет разрушительную функцию (как источник антагонизма, непримиримости) и стало применяться для анализа противоречий не в живой природе, а для противоборствующих классов, цивилизаций, сторон общества, глобальных противоречий.

диалектическое противоречие – это условие существования и развития явления (объекта, предмета, знания); оно есть такое обстоятельство, без учета которого нельзя понять ни механизм бытия материального мира, ни мышление как их отражение.


в формальной логике противоречие – это (по Аристотелю) прямое столкновение двух непримиримых позиций (дизъюнкций) в виде формулы «Тезис – антитезис (либо-либо)»;

в диалектической логике противоречие – это формула Гегеля «тезис – антитезис – их синтез» (т.е. разрешение противоречия), т.к. по Гегелю «всякое противоречие должно быть разрешено».

NB: смысл диалектического (более гибкого и пластичного) противоречия (в отличие
от жесткого – в последствии названным антагонистическим) был впервые в истории философии сформулирован И.Кантом, но только Гегель смог первым изобразить структуру диалектического противоречия («тезис – антитезис - синтез») на базе уже появившейся в его время научной концепции развития.

8. И.Кант: предупреждал об имеющихся логических ошибках и умении избегать т.н. «амфиболию», превращающую «идею в мнимое представление об объекте, эмпирически данном и, следовательно, познаваемом согласно законам опыта». (Дано по: И.Кант. Соч. в шести томах, т.3. – с.446)

NB: З.М.Оруджев уточнил эту мысль И.Канта: нельзя
познавать идеальные предметы (т.е. нематериальные – психические: смыслы, мысли, видение, ценности и т.п.) эмпирическими методами, применяемыми для изучения материи – физики, химии, биологии.

9. Гегель: «В структуре противоречий всегда следует искать третий элемент, опосредствующий противоположности. Он всегда конкретен и в зависимости от характера противоположностей играет различную роль».

10. Гегельо разрешении противоречия: «во всех случаях третий элемент в структуре вещей смягчает, нейтрализует противоположности и в этом заключается разрешение любого противоречия».

NB: для Гегеля «диалектика опосредования» -
рациональный момент мышления. В дальнейшем К.Маркс включил «диалектику опосредования» в свою концепцию и переработал ее в научную теорию. В результате: «Опосредование противоположностей стало специфической особенностью диалектических противоречий в отличие от формально - логических».

NB: если диалектические противоречия имеют место
в объективном мире живой материи и допускаются в теории диалектического материализма то формально – логического противоречия в природе нет, что запрещается и в сфере мышления.

11.  Формально-логическое противоречие (дизъюнкция) – это две взаимоисключающие позиции.

- Диалектическое противоречие – это опосредованное промежуточными звеньями наличие противоположностей.


NB: в дизъюнктивных (формально-логических)
противоречиях «посредников» нет, а в диалектических есть в обязательном порядке (как механизмах их жизненности). Напомним: в физиологии такой «посредник» - это гомеостаз, теорию которого надо знать, более того, биоэволюционное опосредование противоположностей подтверждено естествознанием, а философская догадка об этом механизме живой материи считается высшим уровнем мышления.

12. Логика анализа противоречий в диалектике:

первое: нельзя отождествлять противоположности друг с другом (например, повышенное и пониженное АД – у них разные причины);

второе: так как противоположности связаны между собой посредствующими связями, то их надо дифференцировано находить и отдельно исследовать.

- анализ противоположностей (с их «посредниками») всегда осуществляется методами той науки, к которой они относятся.

- научный анализ (в любом виде знания) начинается с выявления противоречий – механизма этого знания и их разрешения. И никакого другого способа сформулировать адекватные действительности понятия нет. Анализировать противоречие – это анализировать движение и жизненность самого исследуемого предмета.

- диалектика не «терпит» противоречия, а разрешает их.

Вопрос четвертый: Морфологическое выражение действия I закона диалектики в живой материи и физиологии.

Напомним, что живая материя – это две реальности:

объективная реальность (физический мир, химический мир, биологический мир, общество);

-субъективная реальность (идеальный мир: сознание, мышление, психика).

Методическая справка: изучив морфологию I закона диалектики, студент-медик должен понять, что овладение этим материалом формирует:

- диалектическую гибкость мышления вообще и клинического мышления врача, в частности;

- обостренную восприимчивость к социальным противоречиям, а также и к противоположной регуляции функций биоорганизма;

- ощущение позитивных и негативных сторон (тенденций) объектов любой природы, в том числе – общества и организма.