Файл: 1. Философия как учебная дисциплина, ее структура, специфика и место в системе знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

Методическое замечание 2: студент – медик должен не только понять и усвоить смысл и назначение законов диалектики, но и уметь применить их в качестве логической основы клинического мышления врача при анализе заболевания. В качестве примера еще раз покажем философский и медицинский смысл законов диалектики в таблице 2.

 

Табл.2

Философский и медицинский смысл законов материалистической диалектики (сравнительный анализ)

 

Назначение законов диалектики в философии

Действие законов диалектики в медицине

а) Задача I закона диалектики – закона противоречия (в виде единства и борьбы противоположностей) – это:

     - раскрывать (вскрывать, находить) источник (первопричину) зарождения любых процессов в окружающем мире;

     - диалектико-материалистическая теория данного закона указывает на то, что любое новообразование (зарождение) любых видов материального мира возникает в результате взаимодействия двух противоположностей, дающих противоречие:

          = в математике – «плюс-минус»;

          = в физике: «частица - античастица», «симметрия – асимметрия», «гравитация - антигравитация»;

          = в химии: оксиданты – антиоксиданты и др.;

          = в физиологии: «возбуждение - торможение» и т.д.

а) По логической схеме I закона диалектики:

     - болезнь возникает в результате взаимодействия двух противоположностей – «повреждающий фактор – защитноприспособительные силы организма»;

     - врач должен быть теоретически грамотным и знать конкретные характеристики обеих противоположностей (степень патогенности микроорганизмов и состояние иммунитета и т.п.);

    - врач должен учитывать и противоположное действие лекарства на организм пациента (по противоречивой схеме терапевтическое – токсическое);

     - необходимо запомнить: в медицине I закон диалектики – «закон противоречия»  - это теоретическая, схема регуляции функций - важнейшего механизма поддержания гомеостаза в биоорганизме.

б) II закон диалектики – это:

     - теория развития любых явлений и процессов живой материи (окружающей среды) на двух ее уровнях:

          = объективной реальности (явлений физических, химических, биологических);

          = субъективной реальности (идеальной, духовной сферы – психических процессов, состояний, свойств);

     - исследуя развитие любых объектов объективной и субъективной реальности, II закон диалектики фиксирует и управляет количественными и качественными изменениями самого процесса развития, его внутренние взаимопереходы

                 NB: современная кибернетика доказала, что не только количество в процессе развития переходит в качество, но и достигнутое качество также детерминирует (обусловливает, определяет) количественные векторы его дальнейшего развития.

     - в соответствии с теорией кибернетики в процессе развития любого объекта работают кибернетические механизмы:

          = саморегуляции;

          = самоорганизации;

          = самовоспроизводства.

     - кибернетика доказала, что любой процесс развития – это синергетический процесс, когда развитие идет нелинейно (скачкообразно);

     - во II законе диалектики научно разработаны «теория меры» и «теория скачка» в ходе процесса развития объекта;

     - II закон диалектики функционирует там, где есть развитие, в любых развивающихся объектах живой материи (окружающего мира и среды);

     - II закон диалектики начинает функционировать сразу же в момент зарождения какого-либо объекта или явления на основе двух противоположностей в их противоречивом единстве;

     - «теория скачка» во II законе диалектики может быть применена для исследования мутаций в эпидемиологии.

б) II закон диалектики хорошо «работает» в медицине с развивающимися патологическими процессами и функциональными расстройствами биоорганизма;

     - диалектические категории «количество», «качество», «мера», «скачок» (как терминальные точки процесса развития патогенеза) дифференцируют состояние биоорганизма на «болезнь» и «здоровье», что указывает на различные качества «нормы» и «патологии»;

     - II закон диалектики фиксирует количественные (накопительные) изменения в патогенезе, которые предшествуют качественным (осложнениям). Руководствуясь данными знаниями, врач предупреждает момент перехода в другое качество (на уровень осложнения). Необходимо вспомнить превентивную (предупредительную) медицину;

     - II закон диалектики – это теоретическая схема механизма компенсаторно-приспособительных реакций в физиологии;

     - в фармакологии «мера» - это доза! Парацельс: лекарство и яд отличаются дозой – все зависит от количества принятого лекарства.

     - не только нормогенез в формировании здоровья, но и патогенез (процесс болезни, расстройство здоровья) в своем развитии находятся (если их не лечить) в состоянии самовоспроизводства, самоорганизации и саморегуляции

          = Патофизиолог А.И.Полунин (1856) отметил: «… различие здорового и больного тела заключается только в разнице условий, при которых обнаруживаются законы жизни».

          = Р.Вирхов (патологоанатом): «болезнь сама по себе, оторванная от жизни, быть не может. Общее основание всех явлений, как здоровых, так и болезненных, есть только сама жизнь».

          = К.Бернар (патофизиолог): «нет никакого коренного различия между природой явлений физиологических, патологических и терапевтических. Все эти явления происходят по законам, которые будучи свойственны живой материи, тождественны по своей сущности и различаются только вследствие различных условий, в которых обнаруживаются явления».

          = И.В. Давыдовский (патологоанатом), 1969г.: «фактически нет ни одного патологического процесса, который не имел бы своего прототипа в физиологии» (Цит. По Д.С.Саркисову, с. 189 - 190).

в) III закон диалектики – закон эволюции (закон «отрицания отрицания») является не только одним из всеобщих законов диалектики, он синтезирует в себе I и II законы диалектики воедино;

     - в III законе диалектики сконцентрирована центральная проблема диалектики – теория эволюции развивающихся процессов всех форм живой материи (физических, химических, биологических, общественных, духовных, идеальных, психических);

     - III закон диалектики – это структурно – логическая матрица механизма эволюции;

     - III закон эволюции синтезирует и обеспечивает не только преемственность и скачкообразность переходов на новый уровень эволюции на линейном, но и на нелинейном (в форме спирали), что доказано кибернетикой и синергетикой.

     - III закон диалектики – закон эволюции (процесса) какого – либо объекта строится по следующей схеме:

          = как данное явление возникло?

          = какие этапы в своем развитии оно прошло?

          = какие черты при этом оно приобрело?

          = какие черты обнаружило?

          = чем оно стало теперь?

в) Патогенез функционирует по формуле Гегеля «тезис – антитезис - синтез» или «позиция – антипозиция – их синтез»:

          = «здоровье – болезнь - выздоровление»;

          = «естественная микрофлора человека – воздействие антибиотиков – измененная микрофлора»;

     - в соответствии с III законом диалектики о процессах эволюции в патогенезе раскрываются тенденции развития болезни и выздоровления;

     - точно по III закону диалектики в патогенезе заболевания раскрываются взаимосвязи и преемственность его этапов;

     - согласно III закону диалектики причина и механизм поступательного развития любых объектов – это отрицание старых форм новыми:

          = восходящее развитие – организм человека развивается и крепнет;

          = нисходящее развитие – организм, меньше развиваясь, слабеет и дряхнет;

          = хаотичное развитие – состояние организма не имеет направленности (ежедневное отмирание старых кровяных клеток и возникновение новых);

     Обеспечивается наследственное развитие патологических процессов и заболеваний.


 

 

           Методическое замечание 2: студенту-медику необходимо запомнить, что все три закона диалектики функционируют не «по очереди», а сразу и одномоментно закладываются и начинают функционировать.


Методическое замечание: этот вопрос является главным теоретическим вопросом всей лекции и его надо особенно отработать и знать.

 

3.1. Суть I закона диалектики:

 

во-первых, это основной закон диалектики, так как:

            = он есть «суть и ядро» диалектики;

            = он – причинный (то есть, уровень действия I закона диалектики – этиологический (причинный);

во-вторых, в качестве этиологического (причинного) I закон диалектики – это:

            = закон первоначала живой материи;

            = он есть «начало начал», зарождение объекта в живой материи;

            = он – первоисточник в любом развитии (вскрывает источник и причину развития).

в-третьих, суть I закона диалектики – это утверждение противоречивой сущности всей живой материи. Живая материя зарождается как противоречие, развивается как противоречие и эволюционирует как противоречие. I закон диалектики всегда там, где есть противоречие.

 

3.2.Виды противоречия

 

7) Противоречия бывают:

            а) внутренние – противоборство (столкновение) сторон, тенденций внутри самого объекта материи;

            б) внешние – противоречия между различными объектами (определяющими противоречиями являются внутренние);

в) основное – определяет всю совокупность других противоположностей;

г) неосновное – это производное противоречие, результат и следствие основного;

д) антагонистические противоречия – это социальные противоречия (нередко разрешаемые революцией);

е) неантагонистические противоречия, их разрешение возможно (диалектические):

            - через реформирование;

            - эволюционные преобразования;

            - усовершенствование объекта (процесса, явления).

 

 

8) Взаимопереход противоречий:

            - неантагонистические противоречия (при определенных условиях) можно перерабатывать в антагонистические;

            - антагонизм может ослабевать и превращаться в неантагонистическое противоречие.

                        NB: антагонизм (противоположности) – это фундаментальное свойство материи.

 

3.3. Формально – логическое и диалектическое противоречия: структурно-функциональное различие


 

Противоречие в формальной логике

Противоречие в диалектической логике

- противоречие – это ошибка в мышлении; нарушает ход нормального мышления, заблуждение, форма незнания;

- выдвигает принцип недопустимости противоречий;

- противоречие – это «внешнее» явление;

- противоречие – это две противоположных мысли в одно и то же время;

- противоречие устраняется субъективно;

- противоречие – это исключающие друг друга утверждения;

- между противоположностями нет посредника (в медицине - гомеостаза).

- появление противоречия не зависит от воли;

- нет мышления без противоречий;

- противоречие в естественной природе рождается внутри объекта;

- между противоположностями есть посредник (в медицине – это гомеостаз);

- противоречие невозможно устранить субъективными рецептами;

- противоречие – главное содержание развития идей, гипотез, теорий;

- противоречие – это опосредованное промежуточным звеном единство противоположностей (в медицине - гомеостаз).

 

Обе логики правы, так как каждая говорит о своих противоречиях. И здесь диалектическая позиция в том, что противоречия как формы мышления – это отражение реальных, предметных противоречий всех видов живой материи.

 

3.4. Гносеологические корни противоречия

 

В теоретической философии «противоречие» - это понятие двух логик – формальной и диалектической. В истории философии «формальная логика» была сформирована Аристотелем, а диалектическая в ХХв. и представляет собой новейший уровень в истории диалектики.

а) Аристотель смотрел на мозг с его мыслительной деятельностью как на биологический вид материи (наряду с физическим и химическим миром). Это во-первых.

во-вторых, мозг, мышление, сознание – это социокультурные образования, формировавшиеся в процессе миллионов лет биоэволюции как вид живой материи;

в третьих, в результате этой биоэволюции человеческий мозг с его мыслительными функциями стал высшим уровнем развития живой материи. Вся живая материя (физический и химический мир) изначально развивалась в сторону биоэволюции и появления в будущем психики (смотрим таблицу Леонтьева – Фабри в лекции №3 «Основы НИР», где даны этапы, виды и формы этой эволюции – от одноклеточных до человеческого мозга с его сознанием и мышлением»).


в – четвертых, поскольку мозг человека эволюционировал в рамках и на основе физической и химической форм живой материи, появившихся исторически раньше, то вполне естественно, что в нем проходят физические (например, электрические и др.) и химические процессы.

в – пятых, поскольку мозг – это живая биоматерия, то можно сказать, что материя разумна, умеет мыслить и мозг – это модель «мыслящей материи», это ее свойство.

б) концепция Аристотеля:

- наблюдая за деятельностью человеческого мозга, Аристотель понял, что мозг функционирует в трех формах:

            = «конъюкция»: ее формула: «А+В+С…». Это объединительная функция мышления мозга;

            = «дизъюкция»: ее формула: «либо А – либо В», «или А – или В».Это разъединительная функция мышления мозга (в будущем - антагонизм);

            = «импликация»: ее формула: «А → В», читается: «если А, то В». Это в определенной мере также связующая функция мышления мозга. Т.е., Аристотель зафиксировал деятельность человеческого мышления в трех формах (за прошедшие три тысячелетия четвертой формы так и не зафиксировано наукой).

в) Итак, среди трех форм мышления Аристотель зафиксировал две интегративных, позитивных формы и одну («дизъюнкцию») – дезинтегративную, т.е. альтернативное мышление.

В основе альтернативы он отметил две противоположности, противоречивую оппозицию, ведущие к противоречию. То есть, мозг за миллионы лет своей эволюции научился мыслить противоположностями и даже противоречиями. Думаем, что это – «наследие», «родимые пятна» противоречивого развития физического мира («частица - античастица», «гравитация - антигравитация» и т.п.) и химического мира (оксиданты – антиоксиданты и т.п.).

То есть,  противоречивое развитие любых видов живой материи – это ее фундаментальная матрица, экзистенциальная основа ее жизнедеятельности.

 

3.5. Типы противоречий

 

а) Антагонистическое противоречие от Аристотеля до Гегеля «противоречие вело свое начало в рамках формальной логики от «дизъюнкции», как альтернативное, взаимоисключающая форма мышления».

Позже, когда две цивилизации – капитализм и социализм – стали анализироваться как «дизъюнктивные», то есть, как абсолютно альтернативные, взаимоисключающие, то в этом случае был применен термин «антагонистический». Этот термин применяется исключительно в общественных науках для анализа непримиримых социальных противоречий.