Файл: Шпаргалка 32. Афазии аб.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14
Такие же эксперименты проводились у больных с различными формами нарушений мотивацион=
ной сферы. Оказалось, что:
1) у больных шизофренией не наблюдалось эффекта лучшего воспроизведения незавершенных заданий по сравнению с завершенными;
2) больные с ригидностью эмоциональных установок
(например, при эпилепсии) гораздо чаще воспро=
изводили незавершенные действия по сравнению с завершенными.
Подводя итоги, сравним результаты, полученные при исследовании здоровых испытуемых и испытуемых с различными психическими заболеваниями.
1. У здоровых испытуемых ВН/ВЗ = 1,9.
2. У больных шизофренией (простая форма) ВН/ВЗ =
1,1.
3. У больных эпилепсией ВН/ВЗ = 1,8.
4. У больных с астеническим синдромом ВН/ВЗ =
1,2.
Итак, сопоставление результатов воспроизведения незавершенных действий у больных с различными на=
рушениями мотивационной сферы указывает на важ=
ную роль мотивационного компонента в мнестической деятельности.
тона, который предложил разделить ощущения на три группы в зависимости от месторасположе=
ния рецептора и местонахождения источника раздра=
жения:
1) экстерорецепторы — рецепторы внешней среды
(зрение, слух, обоняние, вкус, тактильные, темпера=
турные, болевые ощущения);
2) проприорецепторы — рецепторы, отражающие дви=
жение и положение тела в пространстве (мышечно=
суставные, или кинестетические, вибрационные, вес=
тибулярные);
3) интерорецепторы — рецепторы, расположенные во внутренних органах (они в свою очередь делятся на хеморецепторы, терморецепторы, болевые ре=
цепторы и механорецепторы, отражающие измене=
ния давления во внутренних органах и кровяном русле).
лиц Шульте помогает выявить особенности пере=
ключения внимания, истощаемость, врабатывае=
мость, а также сосредоточенность или отвлекаемость.
4. Модифицированная таблица Шульте. Для ис=
следования переключения внимания часто использует=
ся модифицированная красно=черная таблица Шуль=
те, которая содержит 49 чисел (из них 25 черных и 24
красных). Испытуемый по очереди должен показывать цифры: черные — в порядке возрастания, красные —
в порядке убывания. Эта таблица используется для исследования динамики мыслительной деятельности и способности быстро переключать внимание с одно=
го объекта на другой.
5. Отсчитывание. Испытуемый должен отсчитывать от ста определенное число (одно и то же). При этом экспериментатор отмечает паузы. При обработке ре=
зультатов исследуют:
1) характер ошибок;
2) следование инструкции;
3) переключение;
4) сосредоточенность;
5) истощаемость внимания.
Такие нарушения памяти часто отмечаются при психических заболеваниях позднего возраста. Сна=
чала у больных снижается способность к запоминанию текущих событий, затем из памяти стираются события последних лет. При этом сохранившиеся в памяти со=
бытия из отдаленного прошлого приобретают в созна=
нии больного особую актуальность. Больной живет не в настоящем, а в обрывках ситуаций и действий, кото=
рые происходили в далеком прошлом.
Для иллюстрации подобных нарушений памяти при=
ведем примеры, взятые из результатов эксперимен=
тального исследования одной из больных:
1) объясняя смысл пословицы «Не в свои сани не са=
дись», говорит: «Не будь таким нахальным, невежли=
вым, хулиганом. Не ходи, куда не нужно»;
2) смысл пословицы «Куй железо, пока горячо» объяс=
няет так: «Работай, будь трудолюбивым, культур=
ным, вежливым. Делай все быстро, хорошо. Люби человека. Все для него делай».
Таким образом, понимая переносный смысл посло=
вицы, больная не может запомнить его и отвлекается.
Суждения больной характеризуются неустойчивостью,
правильные суждения чередуются с неверными.
21б
22б
23б
24б


15
25. Методы исследования
ощущений и восприятия.
Основные нарушения
ощущений
Исследование восприятия проводится:
1) клиническими методами;
2) экспериментально=психологическими методами.
Клинический метод применяется, как правило, в сле=
дующих случаях:
1) исследования тактильной и болевой чувствитель=
ности;
2) исследование температурной чувствительности;
3) исследование расстройств органов слуха и зрения.
4) исследование порогов слуховой чувствительности,
восприятия речи.
Экспериментально=психологические методы обычно применяются для исследования более сложных слухо=
вых и зрительных функций. Так, Е. Ф. Бажиным был предложен комплекс методик, который включает:
1) методики для исследования простых сторон дея=
тельности анализаторов;
2) методики для исследования более сложной комп=
лексной деятельности.
Также применяются следующие методики:
1) методика «Классификация предметов» — для выяв=
ления зрительной агнозии;
2) таблицы Поппельрейтера, которые представляют со=
бой изображения, наложенные друг на друга, и ко=
торые нужны для выявления зрительной агнозии;
3) таблицы Равена — для исследования зрительного восприятия;
4) таблицы, предложенные М. Ф. Лукьяновой (движу=
щиеся квадраты, волнистый фон), — для исследо=
27. Основные нарушения восприятия
К основным нарушениям восприятия относят:
1. Иллюзии — это искаженное восприятие реаль=
ного объекта. Например, иллюзии могут быть слухо=
выми, зрительными, обонятельными и т. д.
По характеру возникновения выделяют три вида ил=
люзий:
1) физические;
2) физиологические;
3) психические.
2. Галлюцинации — нарушения восприятия, возни=
кающие без наличия реального объекта и сопровож=
дающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно су=
ществует.
Зрительные и слуховые галлюцинации обычно делят на две группы:
1. Простые. К ним относятся:
а) фотопсии — восприятия ярких вспышек света,
кругов, звездочек;
б) акоазмы — восприятия звуков, шума, треска,
свиста, плача.
2. Сложные. К ним относят например слуховые гал=
люцинации, которые имеют вид членораздельной фра=
зовой речи и носят, как правило, приказывающий или угрожающий характер.
3. Эйдетизм — расстройство восприятия, при ко=
тором след только что закончившегося возбуждения в каком=либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.
4. Деперсонализацией называется искаженное вос=
приятие как собственной личности в целом, так и от=
дельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выде=
ляют два вида деперсонализации:
28. Стресс. Кризис
Понятие стресса было введено канадским патофизио=
логом и эндокринологом Г. Селье. Стрессом является стандартный ответ организма на любой фактор, кото=
рый воздействует на него извне. Характеризуется аф=
фектами — выраженными эмоциональными пережи=
ваниями.
Стресс может носить различный характер:
1) дистресс носит негативный характер;
2) эустресс носит позитивный и мобилизующий ха=
рактер.
Некоторые авторы считают, что стресс зачастую яв=
ляется причиной возникновения различных психиче=
ских заболеваний.
Г. Селье выделил две реакции на вредные воздей=
ствия внешней среды:
1. Специфическая — определенное заболевание со специфической симптоматикой.
2. Неспецифическая (проявляется в общем адапта=
ционном синдроме).
Неспецифическая реакция состоит из трех фаз:
1) реакция тревоги (под влиянием стрессовой ситуа=
ции организм меняет свои характеристики; если стрессор очень сильный, стресс может наступить и на этом этапе);
2) реакция сопротивления (если действие стрессора совместимо с возможностями организма, организм сопротивляется; тревога почти исчезает, уровень сопротивляемости организма значительно повы=
шается);
3) реакция истощения (если стрессор действует дли=
тельное время, силы организма постепенно исто=
щаются; вновь появляется тревога, но теперь уже необратимая; наступает стадия дистресса).
1   2   3   4   5   6   7   8

26. Определение и виды восприятия
Теперь рассмотрим основные нарушения восприятия.
Но сначала определимся, чем же восприятие отличает=
ся от ощущений. Восприятие основывается на ощу=
щениях, возникает из них, но обладает определенны=
ми особенностями.
Общим для ощущений и восприятия является то, что они начинают функционировать лишь при непосред=
ственном воздействии раздражения на органы чувств.
Восприятие не сводится к сумме отдельных ощуще=
ний, а является качественно новой ступенью познания.
Основными принципами восприятия предметов счи=
таются следующие.
1. Принцип близости (чем ближе друг к другу в зри=
тельном поле располагаются элементы, тем с большей вероятностью они объединяются в единый образ).
2. Принцип сходства (похожие элементы стремят=
ся к объединению).
3. Принцип «естественного продолжения» (элемен=
ты, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются имен=
но в эти фигуры, контуры и формы).
4. Принцип замкнутости (элементы зрительного поля имеют тенденцию к созданию замкнутого целостного изображения).
Вышеперечисленными принципами обусловлены ос=
новные свойства восприятия:
1) предметность — способность воспринимать мир в виде отделенных предметов, обладающих опреде=
ленными свойствами;
2) целостность — способность мысленно достраивать воспринимаемый предмет до целостной формы, ес=
ли он представлен неполным набором элементов;
25а
26а
27а
28а

16 3) константность — способность воспринимать предметы постоянными по форме, цвету, конси=
стенции и величине независимо от условий вос=
приятия;
4) категориальность — способность обобщать и от=
носить воспринимаемый предмет к определенно=
му классу.
Основные виды восприятия выделяются в зависи=
мости от органа чувств (как и ощущения):
1) зрительные;
2) слуховые;
3) вкусовые;
4) осязательные;
5) обонятельные.
Одним из наиболее значимых видов восприятия в клинической психологии является восприятие чело&
веком времени (оно может значительно изменяться под влиянием различных заболеваний). Большое зна=
чение придается также нарушениям восприятия соб&
ственного тела и его частей.
Концепция кризисов зародилась и развивалась в США. Согласно этой концепции «риск возник=
новения психических расстройств достигает наивыс=
шей точки и материализуется в определенной кризис=
ной ситуации».
«Кризис — это состояние, возникающее, когда лицо сталкивается с препятствием жизненно важным целям,
которое в течение некоторого времени является не=
преодолимым при помощи привычных методов разре=
шения проблем. Возникает период дезорганизации,
расстройства, в течение которого совершается много разных абортивных попыток разрешения. В конце кон=
цов достигается какая=то форма адаптации, которая может наилучшим образом отвечать или не отвечать интересам этого лица и его близких»
1
Выделяют следующие виды кризисов:
1) кризисы развития (например, поступление ребен=
ка в детский сад, школу, вступление в брак, уход на пенсию и т. д.);
2) случайные кризисы (например, безработица, стихий=
ное бедствие и т. д.);
3) типовые кризисы (например, смерть близкого чело=
века, появление в семье ребенка и т. д.).
1) парциальную (нарушение восприятия отдель=
ных частей тела);
2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).
5. Дереализация — это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).
6. Агнозиями называют нарушения узнавания пред=
метов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.
Выделяют следующие виды агнозий:
1. Зрительные агнозии — расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении доста=
точной остроты зрения. Делятся на:
а) предметную агнозию;
б) агнозию на цвета и шрифты;
в) оптико=пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные при=
знаки объекта: дальше — ближе, больше — мень=
ше, выше — ниже и т. д.).
2. Слуховые агнозии — нарушение способности раз=
личать звуки речи при отсутствии нарушений слуха;
3. Тактильные агнозии — расстройства, характери=
зующиеся неузнаванием предметов путем их ощупы=
вания при сохранности тактильной чувствительности.
вания сенсорной возбудимости (при органиче=
ских нарушениях головного мозга);
5) тахистоскопический метод (идентификация прослу=
шиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т. д.) — для исследования слухового восприятия.
1. Анестезия, или утрата чувствительности, может захватывать как отдельные виды чувствительности (пар&
циальная анестезия), так и все виды чувствительно=
сти (тотальная анестезия).
2. Довольно часто встречается так называемая исте&
рическая анестезия — исчезновение чувствительно=
сти у больных с истерическими невротическими рас=
стройствами (например, истерическая глухота).
3. Гиперестезия обычно захватывает все сферы (наи=
более часто встречаются зрительная и акустическая).
Например, такие больные не переносят звук обычной громкости или не очень яркий свет.
4. При гипоэстезии больной как бы нечетко воспри=
нимает окружающий мир (например, при зрительной гипоэстезии предметы для него лишены красок, вы=
глядят бесформенно и расплывчато).
5. При парестезии у больных отмечаются тревожность и суетливость, а также повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с постельным бельем, одеж=
дой и т. д.
Разновидностью парестезии является сенестопа&
тия — появление довольно нелепых неприятных ощу=
щений в различных частях тела (например, чувство «пе=
реливания» внутри органов). Такие нарушения обычно возникают при шизофрении.
25б
26б
27б
28б


17
29. Фрустрация. Страх
«Фрустрация (англ. frustration — «расстройство, срыв планов, крушение») — специфическое эмоциональное состояние, возникающее в тех случаях, когда на пути к достижению цели возникает препятствие и сопро=
тивление, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые».
Для состояния фрустрации характерны следующие признаки:
1) наличие мотива;
2) наличие потребности;
3) наличие цели;
4) наличие первоначального плана действия;
5) наличие сопротивления препятствию, которое яв=
ляется фрустрирующим (сопротивление может быть пассивным и активным, внешним и внутренним).
В ситуациях фрустрации человек ведет себя либо как инфантильная, или как зрелая личность. Инфантиль=
ная личность в случае фрустрации характеризуется не=
конструктивным поведением, которое выражает в аг=
рессии или в уходе от разрешения сложной ситуации.
Зрелой личности, напротив, свойственно конструк=
тивное поведение, которое проявляется в том, что че=
ловек усиливает мотивацию, повышает уровень актив=
ности для достижения цели, сохраняя саму цель.
Наиболее частым симптомом нарушения эмоциональ=
ной сферы считается страх. Однако страхи могут являть=
ся адекватной мобилизующей реакцией на реальную угрозу. Многие люди даже не подозревают о наличии у них какой=либо разновидности страха до тех пор,
пока не столкнутся с соответствующей ситуацией.
Для оценки степени патологичности страхов исполь=
зуют следующие параметры.
31. Нарушения сознания
и самосознания
Прежде чем приступить к рассмотрению нарушений,
дадим определение сознанию.
«Сознание есть высшая форма отражения действи=
тельности, способ отношения к объективным законо=
мерностям».
Для определения нарушений сознания важно учиты=
вать, что наличие одного из вышеперечисленных при=
знаков не свидетельствует о помрачении сознания, по=
этому необходимо установить совокупность всех этих признаков.
Нарушения сознания делят на две группы.
1. Состояния выключенного сознания:
2. Состояния расстроенного сознания:
а) делирий;
б) онейроид;
в) сумеречное расстройство сознания.
Состояния выключенного сознания характери=
зуются резким повышением порога для всех внеш=
них раздражителей. У больных замедляются движе=
ния, они безучастны к окружающему.
Делирий характеризуется нарушением ориентиров=
ки в пространстве и во времени (возникает не просто дезориентировка, а ложная ориентировка) при полной сохранности ориентировки в собственной личности.
При этом возникают сценоподобные галлюцинации,
обычно устрашающего характера. Как правило, дели=
риозное состояние возникает вечером, а ночью уси=
ливается.
Онейроид характеризуется дезориентировкой (или ложной ориентировкой) в пространстве, во времени и частично — в собственной личности. При этом у больных возникают галлюцинации фантастического характера.
32. Афазии
Афазиями называют системные расстройства речи,
которые появляются при глобальных травмах коры ле=
вого полушария (у правшей). Термин «афазия» предло=
жил в 1864 г. А. Труссо.
Рассмотрим классификацию нарушений речи, пред=
ложенную А. Р. Лурия. Он выделил семь форм афазий.
1. Сенсорная афазия характеризуется нарушением фонематического слуха. При этом больные либо вооб=
ще не понимают обращенную к ним речь, либо (в менее тяжелых случаях) не понимают речь в усложненных условиях (например, слишком быструю речь), у них рез=
ко затрудняется письмо под диктовку, повторение услы=
шанных слов, а также чтение (из=за невозможности отслеживать правильность своей речи).
2. Акустико&мнестическая афазия (нарушение слу=
хоречевой памяти) выражается в том, что больной по=
нимает обращенную речь, но не способен запомнить даже небольшой речевой материал (при этом фонема=
тический слух остается сохраненным). Такое наруше=
ние слухоречевой памяти приводит к непониманию длинных фраз и устной речи вообще.
3. Оптико&мнестическая афазия выражается в том,
что больные не могут правильно назвать предмет, а пы=
таются описать предмет и его функциональное назначе=
ние. Больные не могут нарисовать даже элементарные объекты, хотя графические движения у них остаются сохраненными.
4. Афферентная моторная афазия связана с нару=
шением поступления ощущений от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речи.
У больных наблюдаются нарушения произношения.
5. Семантическая афазия характеризуется наруше=
нием понимания предлогов, слов и словосочетаний,
30. Нарушения волевой сферы
Понятие воли неразрывно связано с понятием моти=
вации. Мотивация — это процесс целенаправленной организованной устойчивой деятельности (основная цель — удовлетворение потребностей).
Мотивы и потребности выражаются в желаниях и на&
мерениях. Побудителем познавательной деятельно=
сти человека может быть и интерес, который играет наиболее важную роль в приобретении новых знаний.
Мотивация и активность тесно связаны с двигатель=
ными процессами, поэтому волевая сфера иногда обозначается как двигательно=волевая.
К расстройствам волевой деятельности относятся:
1) нарушение структуры иерархии мотивов — от=
клонение формирования иерархии мотивов от естес=
твенных и возрастных особенностей человека;
2) парабулия — формирование патологических потреб=
ностей и мотивов;
3) гипербулия — нарушение поведения в виде дви=
гательной расторможенности (возбуждения);
4) гипобулия — нарушение поведения в виде двига=
тельной заторможенности (ступора).
Одним из наиболее ярких клинических синдромов дви=
гательно=волевой сферы является кататонический синд&
ром, который включает в себя следующие симптомы:
1) стереотипии — частое ритмичное повторение од=
них и тех же движений;
2) импульсивные действия — внезапные, бессмыс=
ленные и нелепые двигательные акты без доста=
точной критической оценки;
3) негативизм — беспричинное отрицательное отно=
шение к любым воздействиям извне в виде сопро=
тивления и отказа;
29а
30а
31а
32а


18 4) эхолалия и эхопраксия — повторение боль=
ным отдельных слов или действий, которые он слышит или видит в данный момент;
5) каталепсия (симптом «восковой гибкости») — за=
стывание больного в одной позе и сохранение этой позы в течение длительного времени.
Особыми разновидностями нарушений воли являют=
ся следующие патологические симптомы:
1) симптом аутизма;
2) симптом автоматизмов.
Симптом аутизма проявляется в том, что больные утрачивают потребность общаться с окружающими.
У них формируется патологическая замкнутость, нелю=
димость и отгороженность.
Автоматизмы — это самопроизвольное и неконтро=
лируемое осуществление ряда функций независимо от наличия побудительных импульсов извне. Выделяют следующие виды автоматизмов.
1. Амбулаторный (встречается у больных эпилепсией и заключается в том, что больной совершает внешне упорядоченные и целенаправленные действия, о ко=
торых после эпилептического припадка полностью за=
бывает).
2. Сомнамбулический (больной находится либо в гипнотическом трансе, либо в состоянии между сном и бодрствованием).
3. Ассоциативный.
4. Сенестопатический.
5. Кинестетический.
Последние три разновидности автоматизмов наблю=
даются при синдроме психического автоматизма
Кандинского–Клерамбо.
в которых отражаются пространственные отноше=
ния. У больных с семантической афазией наблю=
даются нарушения наглядно=образного мышления.
6. Моторная эфферентная афазия выражается в том, что больной не может произнести ни слова (толь=
ко нечленораздельные звуки) или в устной речи боль=
ного остается одно слово, которое применяется в ка=
честве замены всех остальных слов. При этом у больного сохраняется возможность понимания обращенной к не=
му речи (в некоторой степени).
7. Динамическая афазия проявляется в бедности речевых высказываний, отсутствии самостоятельных высказываний и односложности в ответах на вопросы
(больные не способны составить даже простейшую фразу, не могут развернуто ответить даже на элемен=
тарные вопросы).
Отметим, что из рассмотренных выше видов рас=
стройств речи первые пять взаимосвязаны с выпаде=
нием слухового, зрительного, кинестетического звеньев речи, которые по=другому называются афферентны=
ми звеньями. Остальные два типа афазий связывают с выпадением эфферентного звена.
После выхода из онейроидного состояния боль=
ные обычно не могут вспомнить, что реально про=
исходило в той ситуации, а вспоминают лишь содер=
жание своих грез.
Сумеречное состояние сознания характеризуется дезориентировкой в пространстве, во времени и в соб=
ственной личности. Это состояние начинается внезап=
но и так же внезапно заканчивается. Характерной осо=
бенностью сумеречного состояния сознания является последующая амнезия — отсутствие воспоминаний о периоде помрачения. Часто при сумеречном состоя=
нии сознания у больных отмечаются галлюцинации и бредовые идеи.
Один из видов сумеречного состояния — «амбулатор=
ный автоматизм» (протекает без бреда и галлюцинаций).
Такие больные, выйдя из дома с определенной целью,
неожиданно для себя оказываются в другом конце го=
рода (или даже в другом городе). При этом они меха=
нически переходят улицы, едут в транспорте и т. д.
1. Адекватность (обоснованность) — соответ=
ствие интенсивности страха степени реальной опасности, которая исходит из данной ситуации или от окружающих людей.
2. Интенсивность — степень дезорганизации дея=
тельности и самочувствия человека, охваченного чув=
ством страха.
3. Длительность — продолжительность страха по времени.
4. Степень контролируемости чувства страха че&
ловеком — способность преодолевать собственное чув=
ство страха.
Фобия — это страх, который переживается часто,
является навязчивым, плохо контролируется и в зна=
чительной степени нарушает деятельность и самочув=
ствие человека.
Наиболее распространенными видами фобий яв=
ляются:
1) агорафобия — боязнь открытых пространств;
2) клаустрофобия — страх закрытых помещений.
Достаточно распространенным явлением являются
социофобии — навязчивые страхи, которые связаны с опасением осуждения человека со стороны окружаю=
щих за какие=либо действия.
29б
30б
31б
32б