Файл: Содержание Введение 3 1 теоретические аспекты розничного товарооборота 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ускорение товарооборачиваемости имеет большое народнохозяйственное значение: высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы, снижаются потери товаров и другие торговые расходы, сохраняется качество товаров, улучшается обслуживание покупателей и т.п. Замедление времени обращения товаров требует дополнительного привлечения кредитов и займов, ведет к росту расходов на реализацию, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия.

Товарооборачиваемость в днях (время обращения товаров) определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте по формуле




где Тдн – товарооборачиваемость в днях;

Д – количество дней анализируемого периода (год – 360 дней, квартал – 90 и месяц – 30 дней);

Р – розничный товарооборот за изучаемый период.

Товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров) можно рассчитать по формулам
,

,
где Toб – товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров).

Анализ средних товарных запасов и товарооборачиваемости проводят не только в целом по торговой организации, но и в разрезе отдельных товарных групп и товаров.

Изменение товарооборачиваемости в днях в целом по торговой организации складывается под воздействием двух факторов:

– изменения структуры розничного товарооборота;

– изменения времени обращения отдельных товарных групп и товаров.

Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости в торговой организации проводят по каждой организации, а внутри их – по структурным подразделениям (отделам и секциям магазина, его филиалам).

На практике нередки случаи, когда на торговых предприятиях большая часть товаров находится в подсобных складских помещениях, что ведет к замедлению товарооборачиваемости, образованию залежалых и неходовых товаров. Снизить товарные запасы до оптимальных размеров можно за счет равномерного и частого завоза товаров, оптовой реализации излишне завезенных товаров другим торговым предприятиям, совершенствования организации торговли, рекламы, проведения покупательских конференций, выставок-продаж товаров и т.д.

Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота являются обеспеченность трудовыми ресурсами, правильность установления режима труда, эффективность использования рабочего времени, рост производительности труда. Анализ влияния трудовых ресурсов на торговую деятельность обычно начинают с изучения обеспеченности ими розничного торговой организации, укомплектованности штатов продавцов, кассиров, контролеров, других работников и эффективности использования рабочего времени.


В розничной торговле производительность труда в стоимостном выражении характеризуется выработкой (суммой товарооборота) на одного торгового работника и выработкой на одного торгово-оперативного работника. Выработка работников торговли в стоимостном выражении во многом зависит от изменения розничных цен на товары. Для измерения влияния ценового фактора на выработку торговых работников необходимо ее рассчитать к фактическому товарообороту за отчетный год в действующих и сопоставимых ценах и сравнить полученные результаты.

Среднегодовую выработку на одного торгового работника можно представить как произведение среднечасовой их выработки на среднюю продолжительность рабочего дня и на среднее число дней, отработанных одним работником за год. Отсюда можно определить влияние на выполнение плана и динамику розничного товарооборота четырех трудовых факторов:

– среднесписочной численности торговых работников;

– среднего количества дней, отработанных одним торговым работником за год;

– средней продолжительности рабочего дня;

– среднечасовой выработки на одного торгового работника.

Существенное влияние на розничный товарооборот оказывают основные средства. В торговле они подразделяются на собственные и арендованные. В процессе анализа основные средства должны анализироваться комплексно, независимо от их принадлежности.

Анализ материально-технической базы торговли обычно начинают с изучения и оценки состава и структуры производственных основных средств. В торговле, как и в других отраслях происходит перевооружение предприятий современными машинами и оборудованием, поэтому их доля в общем объеме основных средств должна расти.

Основным показателем, показывающим степень влияния основных фондов на развитие товарооборота, является фондоотдача основных фондов, которая рассчитывается по формуле
ФО = Т/ ОФ Т = ФО*ОФ,
где ФО – фондоотдача основных фондов, р.;

ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов, р.;

Т – розничный товарооборот.

Для оценки состояния основных средств и их влияния на торгово-производственные процессы также рассчитываются следующие показатели:

– доля активной части основных средств в общей их стоимости, которая характеризует технический уровень данного предприятия;



– коэффициент обновления, определяемый отношением суммы вновь поступивших средств за года (или за более длительный период) к их остатку на конец года;

– коэффициент выбытия, определяемый отношением выбывших основных средств за год (или за более длительный период) к их остатку на начало года;

– коэффициент прироста основных средств, исчисляемый отношением суммы их прироста за год к остатку основных средств на начало года;

– показатель фондовооруженности труда, рассчитываемый отношением стоимости производственных основных средств к среднесписочной численности работников.

Одним из условий достижения рыночного равновесия, обеспечения соответствия между объемом и структурой спроса и предложения на потребительские товары является изучение спроса.

Прогнозирование спроса представляет собой поэтапный процесс выработки научно обоснованных предположений о перспективах развития спроса, основанных на комплексном использовании методов и системы информационного обеспечения (см. рисунок 2).





Рисунок 2 – Модель прогнозирования объема и структуры спроса.
Для изучения неудовлетворенного спроса, структурных изменений, сезонности проявлений спроса используются результаты проведения анкетных обследований семей, выборочных опросов населения, специальных наблюдений за спросом, т.е. проводятся маркетинговые исследования.

Прогнозные расчеты проводятся в несколько этапов. Вначале определяют объем и структуру удовлетворенного спроса, который по своей величине и составу в основном соответствует сумме и структуре продажи товаров населению через все каналы реализации. Количественно он также определяется суммой покупательных фондов населения.

Затем на основе использования материалов бюджетных обследований семей, данных о приросте сбережений, сопоставления темпов изменения доходов и сбережений, материалов выборочных опросов населения и экспертов определяют объем и структуру неудовлетворенного спроса.

Реализованный и неудовлетворенный спрос в сумме показывают объем действительного спроса населения, реально предъявленного и обеспеченного соответствующими денежными средствами.

На четвертом этапе проводится оценка достоверности, качества и обоснованности прогнозных расчетов с учетом действия различных факторов, оценивается прогностическая ценность разработанных моделей спроса. При этом применяются различные методы, которые дополняют друг друга.


Имея динамический ряд по товарообороту, следует выявить основные тенденции товарооборота за достаточно длительный период и определить, как может развиваться в дальнейшем товарооборот, т.е.рассчитать прогноз объемов товарооборота при сложившихся темпах роста. Такой расчет называется экстраполяцией и используется при прогнозировании товарооборота.
1.4 Направления увеличения розничного товарооборота торговой организации
Объем розничного товарооборота организации зависит от множества внешних (не зависящих от деятельности организаций) и внутренних (зависящих от деятельности организаций) факторов. Оценка влияния этих факторов на размер товарооборота, и выявление резервов его повышения определяют возможные пути увеличения розничного товарооборота торговой организации.

Соответственно, для повышения уровня товарооборота действовать необходимо одновременно в нескольких направлениях: и большее число людей завлекать в магазин, и большее количество зашедших «просто посмотреть» превращать в покупателей (прерогатива торгового персонала), и обеспечивать магазин востребованным товаром по приемлемым ценам

Таким образом, для увеличения розничного товарооборота можно воспользоваться следующими приемами:

– улучшить организацию и обслуживание рабочих мест, что должно обеспечить персоналу магазина благоприятные условия для эффективного использования рабочего времени и оборудования, повышения производительности труда;

– добиться роста эффективности трудовых ресурсов: увеличить (сократить) численность работников, увеличить среднюю выработку одного продавца, осуществлять совмещение профес­сий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам;

– материальное и нематериальное поощрение персонала. Это может быть акция «Работник месяца» с ценными призами, дифференцированная система начисления зарплаты (у кого показатели лучше – тот получает больше, а не «уравниловка» в виде одинаковой для всех сотрудников ставки), присвоение категории специалиста высшего разряда и включение в кадровый резерв компании (для последующего повышения в должности) ;

– материальное наказание за нарушение стандартов работы. Это могут быть разовые штрафы, понижение сотрудника в категории, уменьшение премиальной части оклада за «сумму» нарушений в течение месяца и проч., вплоть до увольнения нерадивого сотрудника;


– регулярное обучение торгового персонала: мини-тренинги, аудиторные тренинги по 1-2 дня, планерки и проч. – для того, чтобы выработать у сотрудников автоматизм на применение тех или иных стандартов, привить им новые стереотипы поведения, чтобы в реальной ситуации работы с покупателями они делали «как надо» «на автомате», не задумываясь;

– улучшить эффективность материально-технической базы пред­приятия;

– осуществить рациональное построение ассортимента продо-вольственных товаров в магазине. Это позволит создать большие удобства для покупателей, облегчит им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сократит затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок";

– более рационально осуществлять товарную выкладку, как в торговом зале, так и непосредственно возле кассового оборудования;

– повысить уровень культуры торгового обслуживания покупателей, т.е. обеспечить строгую дисциплину, чёткость и оперативность в работе, знание работниками магазина товаров, их особенностей, умение дать совет (консультацию) покупателю;

– опрятный внешний вид продавца, умение держать себя, быть вежливым, доброжелательным и тактичным;

– при реализации новых товаров, неизвестных покупателям, необходимо организовать рекламу, с помощью которой будет предоставлена необходимая информация о товаре и стимулирован сбыт (реклама непосредственно в торговом зале магазина, демонстрационная реклама, выставки – дегустации (для рекламы новых продуктов питания), выставки – продажи).

– стимулировать покупательскую активность, используя для этого скидки, проведение лотерей и т.д.

Также нельзя забывать и про самопланирование розничного товарооборота торговой организации, т.к. это немаловажный и эффективный способ определения резервов его роста.

Таким образом, розничный товарооборот используется для определения мощности торговой организации, так как по его величине можно судить об объеме ее деятельности, характеристики эффективности использования ресурсов организации и общей суммы расходов на реализацию товаров, так как в обобщенном виде показатель эффективности отражает соотношение результата и затрат.

Анализ розничного товарооборота осуществляется с целью получения данных, необходимых торговой организации для принятия решения о том, что и в каких количествах ей следует продавать на рынке в будущем, чтобы обеспечить получение необходимой прибыли.