Файл: Содержание Введение 3 1 теоретические аспекты розничного товарооборота 5.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важным направлением основного этапа анализа розничного товарооборота является оценка влияния различных факторов на изменение розничного товарооборота.
Анализ динамики товарооборота позволяет выявить тенденции развития торговли, определить закономерности потребления отдельных товаров, перспективы изменения товарооборота в целом и по товарным группам. На основе установленных закономерностей изменения товарооборота прогнозируется его развитие, что немаловажно для организации в будущем.
2 АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА АО «ТОРГОВЫЙ
ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
АО «Торговый дом «Перекресток»
АО «Торговый дом «Перекресток» – федеральная розничная торговая сеть, одна из первых сетей городских супермаркетов. Компания является лидером рынка России по продажам в формате супермаркет. На 31 марта 2018 года торговая сеть «Перекресток» включала в себя 674 торговых объекта, расположенных в 126 городах и населенных пунктах России.
Торговая площадь супермаркетов «Перекресток» составляет от 400 до 2000 м2, а ассортимент, включающий в себя не только товары повседневного спроса, но и деликатесы со всех концов света, насчитывает до 15 000 наименований. «Перекресток» превращает привычный поход в магазин в увлекательное гастрономическое путешествие: на его полках всегда только свежий хлеб и выпечка из пекарни супермаркета, свежие мясо, птица и рыба, фрукты и овощи, готовая кулинария собственного производства, вина на любой вкус. Ассортимент супермаркетов регулярно обновляется на основе результатов анализа предпочтений покупателей, а качество предложенных товаров контролируется на всех этапах на пути от поставщика до покупателя.
Торговая сеть в настоящий момент активно работает над обновлением собственных супермаркетов. Новая концепция развития «Перекрестка» призвана создать все условия для комфортного совершения покупок за счет эффективной организации торгового зала и его зонирования, светового и цветового оформления, созданных на основе предпочтений покупателей.
Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли, удовлетворение социально-экономических интересов участников и членов трудового коллектива Общества.
Общество вправе осуществлять следующие виды деятельности.
Группа 1– продажа продовольственных товаров, розничная торговля пивом, алкогольными и другими напитками.
Группа 2 – прочая торгово-закупочная деятельность, а именно:
– производство готовых к употреблению пищевых продуктов и заготовок для их приготовления;
– розничная и оптовая торговля через агентов;
– поставка продукции общественного питания;
– деятельность ресторанов, кафе, баров и прочих организаций общественного питания.
Группа 3 – транспортная обработка грузов, их хранение и складирование.
Группа 4 – сдача в наем собственного и арендованного нежилого имущества.
Группа 5 – осуществление других видов деятельности, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Предмет деятельности Общества может быть расширен или изменен по решению высшего органа Общества и в соответствии с действующим законодательством.
Имущество организации составляют основные фонды, оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе.
Общество может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде
Общество имеет расчетный, валютный в учреждениях банков, простую круглую печать со своим наименованием и другие печати, штампы, товарный знак и иные реквизиты со своим наименованием.
Общество имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом на праве собственности в соответствии с его назначением и целями Общества.
Имущество Общества учитывается на его балансе. Имущество Общества является собственностью Общества. Участники не пользуются какими-либо обособленными правами на объекты, входящие в состав имущества Общества, в том числе на объекты, переданные ими в качестве вкладов в уставный фонд.
Общество несет ответственность по своим обязательствам любым принадлежащим ему имуществом, на которое согласно законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.
Источниками формирования имущества организации являются доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности.
Деятельность, подлежащая лицензированию, осуществляется только после получения соответствующей лицензии. Так, данной организацией получены лицензии на осуществление следующих работ и услуг:
– розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями;
– розничная торговля (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий).
В магазине работают производственные цеха по производству мясных, рыбных полуфабрикатов, салатов и хлебобулочных изделий. Цеха работают на основании действующих технических условий по производству различной продукции.
Учредитель вправе 1 раз в год принимать решение о распределении чистой прибыли.
Руководство текущей деятельностью Общества и исполнение решений осуществляется единоличным исполнительным органом общества - Директором, который назначается на 5 лет.
Финансовый год Общества совпадает с календарным годом.
В организации трудится персонал различной квалификации. Распределение численности работников по квалификационному составу представлено в таблице 1.
Таким образом, в данной торговой организации 19,1% работников имеют высшее образование (25 чел), 5,3% – незаконченное высшее образование (7 чел), 63,4% - среднее профессиональное образование (83 чел), среднее образование – 8,4% (11 чел), базовое образование –3,8% (5 чел).
Таблица 1 – Анализ численности работников АО «Торговый дом «Перекресток»
по квалификационному составу по годам
Образование | Год | Отклонение (+,-) | Изменение в% к предыду-щему периоду | |
2015 | 2016 | |||
Высшее, чел. | 10 | 25 | + | 250,0 |
Незаконченное высшее, чел. | 4 | 7 | +3 | 175,0 |
Среднее профессиональное, чел. | 41 | 83 | +42 | 202,4 |
Среднее, чел. | 8 | 11 | +3 | 137,5 |
Базовое, чел. | 4 | 5 | +1 | 125,0 |
Итого: | 67 | 131 | +64 | 195,5 |
Большая часть сотрудников АО «Торговый дом «Перекресток» имеет значительный опыт работы в сфере розничной торговли.
В магазине существует утвержденная схема подчиненности. Данную оргструктуру можно охарактеризовать как линейно-функциональную. Возглавляет магазин директор, которому подчиняется заместитель директора, товаровед, производственные цеха, охрана магазина, старший кассир.
Заместителю директора подчиняются заведующие отделами, старший оператор, администратор торгового зала, контролер эстакады, административно-хозяйственная служба, контролер кассового узла.
Магазин состоит из следующих отделов: гастрономический, бакалейный, винно-водочный, МРО (мясо, рыба, овощи), отдела сопутствующих товаров, а также производственных цехов.
Такая организационная структура управления позволяет рационально распределить функции управления между руководителями, обеспечивает минимальность звеньев структуры управления, что в свою очередь позволяет ускорить принятие и исполнение принимаемых управленческих решений отделами и производственными цехами магазина.
Витрины производственных цехов расположены в конце магазина. Сами цеха отделены от покупателей стенами. Заработная плата работникам производственных цехов начисляется в зависимости от товарооборота по продукции собственного производства, что позволяет повысить заинтересованность работников в результатах труда. Форма оплаты труда работников – повременно-премиальная. В зависимости от величины отработанного времени работнику начисляется оклад, а величина премии зависит от выполнения плана.
Основные показатели деятельности АО «Торговый дом «Перекресток» представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Основные показатели деятельности АО «Торговый дом «Перекресток» по годам
Показатель | 2015 | 2016 | Отклонение (+,-) | В% к прошлому периоду |
Товарооборот в действующих ценах,р | 82363,48 | 197944,02 | 115 580,54 | 240,3 |
В сопоставимых ценах ,руб | 82363,48 | 181600,02 | 99 236,54 | 220,4 |
Себестоимость проданных товаров и услуг, руб | 65629 | 159431 | 93 802 | 242,9 |
Валовой доход, руб | 5130 | 10624 | 5 494 | 207,1 |
Уровень валового дохода, руб | 4,27 | 2,06 | -2,21 | 48,3 |
Затраты на реализацию, руб | 4707 | 6095 | 1 388 | 129,5 |
Уровень затрат на реализацию, руб | 5,71 | 3,08 | -2,64 | 53,9 |
Прибыль от реализации, руб | 3520 | 4086 | 566 | 116,1 |
Уровень прибыли от реализации, руб | 4,27 | 2,06 | -2,21 | 180,3 |
Прочие расходы, руб | 116 | 259 | 143 | 223,3 |
Налоги и отчисления | 11665,48 | 28643,02 | 16 977,54 | 245,5 |
Уровень налогов и отчислений | 16,49 | 16,84 | 0,35 | 102,1 |
Чистая прибыль | 3682 | 3992 | 310 | 108,4 |
Рентабельность | 5,61 | 2,50 | -3,11 | 44,63 |
Торговая площадь, м² | 300 | 650 | 350 | 216,7 |
Товарооборот на 1 м2 торговой площади | 235,86 | 261,62 | 25,76 | 110,9 |
Среднесписочная численность, чел. | 67 | 131 | 64 | 195,5 |
Средняя выработка на одного работника, тыс. руб. | 1056,1 | 1298,13 | 242,03 | 122,9 |
Фонд заработной платы, тыс руб | 2815 | 4152 | 1 337 | 147,5 |
Уровень фонда заработной платы, т.р | 3,42 | 2,10 | -1,32 | 61,4 |
Проведенный анализ основных показателей хозяйственной деятельности показал, что товарооборот организации за 2016 г. составил в действующих ценах 197944 тыс. руб., что на 115580 тыс. руб. больше, чем за аналогичный период 2015 г., что составляет 240,3%. В сопоставимых ценах товарооборотза 2016 года составил 181600 тыс. руб., что на 99237 тыс. руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Себестоимость проданных товаров за 2016 года составила 159431 тыс. руб., что на 93802 тыс. руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года (65629 тыс. руб.). Соответственно темп роста себестоимости проданных товаров за 2016 года составила 242,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Индекс цен составил 1,09.
Себестоимость проданных товаров и услуг увеличилась с 65629 до 159431 тыс. руб., темп роста по отношению к аналогичному периоду составил 242,9%.
Валовой доход увеличился с 5130 до 10624 тыс. руб., темп роста составил 207,1%.
Существенно выросли затраты на реализацию (с 4707 до 6095 тыс. руб. за 2015 г. и 2016 г. соответственно). Соответственно уровень затрат на реализацию снизился на 2,64% с 5,71% за 2015 г. до 3,08% за 2016 г.
Отмечается рост среди анализируемых показателей за 2016г. по прибыли от реализации –116,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Также за счет увеличения объема товарооборота увеличился рост налоговых отчислений, хотя уровень налоговых отчислений изменился на 2,1%.
Величина чистой прибыли увеличилась - с 3682 тыс. руб. до 3992 тыс. руб.. Темп роста составил 108,4%. Уровень рентабельности снизился на3,1%.
Следует также отметить увеличение торговых площадей в АО «Торговый дом «Перекресток» с300 до 650 кв. м., что в процентном отношении составляет 216,7% и связано с завершением ремонта.
Рост товарооборота привел к увеличению товарооборота, приходящегося на 1 кв. м. торговой площади: за 2016 г. Этот показатель составил 261,6 тыс. руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (235,9 тыс. руб.) на 110,9%.
Следует также отметить рост среднесписочной численности. За 2016 г. этот показатель вырос на 64 чел. и составил 131 чел., что составляет 195,5% к уровню прошлого года.
Рост товарооборота на 1 кв. м. торговой площади также увеличился. Темп роста составил 122,9%, увеличившись при этом на 242,03 тыс. руб. с 1056,1 тыс. руб. за 2015 г. до 1298,13 тыс. руб. за 2016 г.
За 2016 г. снизился уровень фонда заработной платы по отношению к объему товарооборота с 3,42% до 2,10%.
Таким образом АО «Торговый дом «Перекресток» является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим деятельность в сфере розничной торговли. За анализируемый период наблюдается рост основных показателей деятельности организации,