Файл: Конспект (тезисы) лекций по дисциплине Философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 432

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основоположником позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798 – 1857). Позитивизм Конта – это, во-первых, последовательный эмпиризм. Главный тезис этого учения можно сформулировать так: «Единственным источником истинного знания являются позитивные (конкретные, опытные) науки, тогда как философия не имеет никакой познавательной ценности».

Конт выдвинул «закон трех стадий», согласно которому каждая отрасль знания, человечество в целом и всякий индивид проходят в своем поступательном развитии три стадии развития – «теологическую, или фиктивную, «метафизическую, или абстрактную» и «позитивную, или реальную».

«Теологическая» и «метафизическая» стадии характеризуются тем, что происходит измышление сверхопытной реальности, обуславливающей мир действительных явлений. На увенчивающей и завершающей развитие «позитивной стадии» происходит отказ от догматических тупиков теологии и метафизики.

Другим крупнейшим представителем позитивизма является английский мыслитель, философ и социолог, идеолог либерализма Герберт Спенсер (1820 – 1903). Он известен как ревностный сторонник дарвинизма, который прилагал к анализу общественной реальности. Спенсер предлагал рассматривать общество как организм, подобный животному организму, со своей структурой и институтами, регулирующими его деятельность.

Неопозитивизм -- одно из основных направлений философии 20 века, третья историческая форма позитивизма. Неопозитивизм появляется в 20-е годы 20-го века, а завершает свое развитие в 60-е – 70-е годы, уступая место постпозитивизму.

Исторически первый и основной вариант неопозитивизма – логический позитивизм. Он начал складываться с 1922 года, когда австрийский физик Мориц Шлик (1882 – 1936), немецкие логики Рудольф Карнап (1891 – 1970) и Ханс Рейхенбах (1891 – 1953) и др. организовали Венский лингвистический кружок.

Логический позитивисты попытались соединить эмпиризм, основанный на принципе верификации, с методом логического анализа научного знания, языка науки. Конечной целью такого анализа было освобождение науки от «метафизики», т.е. от всего того, что непосредственно не наблюдается в чувственном опыте (в этом и состоит принцип верификации, гласящий, что «истинность всякого утверждения о мире должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными»).


Реализация неопозитивистской программы не привела к ожидаемому результату – очищению науки от «метафизики». Оказалось, что при последовательном проведении аналитической работы в разряд бессмысленных попадают основные понятия науки (энергия, сила, поле и др.), без которых наука рассыпается.

Другая разновидность неопозитивизма – философия лингвистического анализа – оказалась более продуктивной и успешно существует и сегодня. У истоков этого направления стоял австрийский логик Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951). В 1921 году он издал «Логико-философский трактат», который принес ему всемирную известность. Идеи трактата в целом соответствуют взглядам деятелей Венского кружка: критика метафизики, сведение философии к аналитической деятельности. В лингвистической философии основной акцент делается на анализе не искусственных, формально-логических или научных, а естественных языков, языка повседневного, обыденного общения.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. Эпистемная линия в философии представлена множеством направлений, главные из которых марксизм, позитивизм и неопозитивизм.

2. Позитивизм, представленный О. Контом, Г. Спенсером, Дж. Миллем, выступил с критикой философии как бесплодного «кабинетного» знания, и предложил заменить философию опытными «позитивными» науками.

3. Неопозитивизм, появившийся в 20-е годы 20 века признавал, что большинство философских проблем бессмысленны и возникают из-за незнания логики нашего языка. Поэтому главная задача философии у неопозитивистов – анализ языка науки с целью элиминации бессмысленных «метафизических» выражений.
Основная литература:

  1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 113-135, 169-193.

  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 221-247, 280-288, 293-367.

  3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 81-106, 230-238, 432-435.

  4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.56-75, 118-129, 154-158; 227-232, 315-316, 456-464, 586-608, 643-658; Ч..2. С. 59-76, 92-98, 153-154, 222-227, 262-271, 276-282, 285-307, 315-316, 324-326, 478-482.


Дополнительная литература:

  1. Витгенштейн Л. Философские работы. В 2тт. М., 1994.

  2. Камю А. Бунтующий человек. М., 1991.

  3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

  4. Сумерки богов / Ф. Ницше, З. Фрейд, Ж.-П. Сартр и др. М., 1989.

  5. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993..

  6. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992.

  7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


Тема 9. Русская философская мысль в 11– первой половине 19-го вв.
План лекции:

  1. Этапы развития и характерные черты русской философии

  2. Основные идеи и главные представители русской философской мысли XIXVIII вв.

  3. Философско-социологические взгляды П.Я. Чаадаева, «славянофилов» и «западников


ВВЕДЕНИЕ
На предыдущей лекции мы рассмотрели основные направления современной постклассической западноевропейской философии и, тем самым, завершили наш краткий экскурс в историю зарубежной философской мысли. Сегодня мы переходим к рассмотрению русской философской мысли.

Цель нашего занятия состоит в том, чтобы выявить основные особенности русской философской мысли и её содержание на протяжении восьми с половиной столетий, начиная с XI и заканчивая серединой XIX века.
Вопрос 1. Этапы развития и характерные черты русской философии
Важнейшие особенности русской философской мысли можно разделить на содержательные и формальные. Первые связаны с основными темами и центральными идеями отечественной мысли, вторые характеризуют стиль философствования. Содержательное своеобразие русской философии связано, прежде всего, с присущим ей нравственно-антропологическим характером, со стремлением к поиску нравственной правды.

В отечественной философии также можно выделить некоторые «сквозные» идеи:

  1. Идея соборности, получившая законченное истолкование у славянофилов. Согласно А.С. Хомякову, соборность -- общий принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство».

  2. Идея эсхатологическая как вера в предельный смысл истории, в возможность переустройства общества на началах добра и справедливости.

  3. Мессианская идея -- вера в особую миссию русского народа. Впервые она была обоснована в начале XVI века старцем Филофеем в форме знаменитой идеологемы «Москва – Третий Рим», ставшей ведущей доминантой государственного самосознания.

К основным стилистическим чертам русской философии можно отнести следующие:

  1. Стремление к целостному познанию мира, опираясь на все познавательные способности души: разум, чувства, веру, интуицию, мистический опыт.

  2. До-систематический, до-логический (или сверх-систематический, сверх-логический) характер философствования.

  3. Выраженность не только в философских трактатах, но и в публицистических и художественных произведениях.


Отметив важнейшие характерные особенности русской философии, можно перейти к её более подробному, поэтапному освещению. На наш взгляд, можно говорить о следующих основных этапах (исторических типах):

  1. Русская средневековая философия (11 - 17 вв.).

  2. Русская философия эпохи Просвещения (18 - нач.19 в.).

  3. Расцвет русской философии (1830-е гг. – 1922).

  4. Русская философия в эмиграции (1922 – 1991).

  5. Русская философия в Советском Союзе (1922 – 1991).

  6. Постсоветская российская философия (1991 – по наст. время).

В настоящей лекции мы подробно рассмотрим первые два этапа.

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Русская философская мысль обладает длительной историей развития, а также собственными стилистическими чертами и своеобразным проблемным полем, отличающим ее от других национальных философий.

2. В целом, русская философская мысль на всем протяжении своего существования отличалась нравственно-антропологическим характером, ей всегда было присуще стремление к поиску нравственной правды. В центре внимания русских любомудров постоянно находились вопросы добра и справедливости, смысла жизни и поиска путей спасения.
Вопрос 2. Основные идеи и главные представители русской философской

мысли XIXVIII вв.
На протяжении первых семи веков своего развития отечественная философия существовала в едином синкретическом образо-мысле-комплексе средневековой духовности. Это был период детства русской философии, на протяжении которого она больше ходила в учениках (сначала -- у древних греков и Византии, затем -- у Запада), чем проявляла своё оригинальное лицо.

Приобщение Руси к философии началось после 988 года – года Крещения Руси.

В середине XI века начинают появляться первые оригинальные сочинения древнерусских авторов, среди которых на первое место по своему философско-мировоззренческому значению надлежит поставить «Слово о законе и благодати», написанное между 1037 и 1050 гг. (т.е. во времена княжения Ярослава Мудрого) первым русским митрополитом Иларионом. Центральная задача произведения – обоснование преимуществ христианской веры перед язычеством. Христианство выступает для Илариона религией свободы, дарующей свет истины и подлинное спасение. «Слово» преисполнено оптимизма, жизнеутверждающего пафоса и веры в грядущее процветание Русской земли, в нем утверждается равенство русских среди других цивилизованных народов.


Среди светских деятелей, оставивших глубокий след в истории древнерусской мысли, выделяется великий князь Владимир Мономах (1053 – 1125), известный как талантливый писатель, мыслитель-гуманист. На склоне лет он пишет «Поучение», адресуя его своим детям и внукам. Основная тема этого произведения – обязанности власти. Владимир рисует образ идеального христианского правителя, который, «имея страх Божий в сердце своём», должен чувствовать свою ответственность за судьбы народа и государства.

Расцвет средневековой философии пришелся на XVI – XVIIвека. В это время происходили заметные события в религиозной жизни, связанные сначала с борьбой между нестяжателями, выступавшими за ограничение монастырских землевладений, и иосифлянами, требовавшими усиления экономической мощи Церкви, а затем – в середине XVII века -- с расколом.

Иосиф Волоцкий выступил непосредственным предшественником псковского старца Филофея (ок. 1465 - 1542), который написал несколько посланий к великому князю Василию III и к царю Ивану IV. В них он и обосновал идеологему «Москва – Третий Рим», суть которой сводится к следующему: было два Рима, две церкви, и обе они пали, ныне же появилась церковь нового, третьего Рима, возглавляемая русским самодержцем, а четвёртому Риму уже не быть. Таким образом, России предписывалась роль единственной хранительницы единственно истинной православной веры.

В XVIII веке наступает отрочество отечественной философии. В Россию проникает просветительская мысль Европы, зарождается отечественная наука, зачинается система светского образования, а вместе с ним из-под опеки церкви постепенно высвобождается и философия.

Центральной фигурой в области науки и философии в первой половине XVIII века следует признать Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765) – выдающегося русского поэта и ученого-энциклопедиста. Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания, он создал русскую оду философского и высокого гражданского звучания и стал автором первой научной грамматики русского языка.

В понимании природы позицию Ломоносова можно охарактеризовать как деистический естественнонаучный материализм. Будучи православным человеком, он признавал роль Бога как устроителя мироздания, как создателя законов, управляющих всеми явлениями во Вселенной, но не признавал возможность божественного вмешательства в ход естественных процессов. Ломоносов чётко проводил границу между сферами компетенции науки и религии: первая должна заниматься исследованием творения, т.е. материального мира, вторая – изучать самого Творца.