Файл: Конспект (тезисы) лекций по дисциплине Философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 426

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, человек, по мнению Канта, может знать лишь явления, тогда как истинная сущность мира, мир сам по себе мы знать не можем и никогда не сможем.

Вторая часть учения Канта, получившая выражение в «Критике практического разума» (1788), а также в работах «Метафизика нравов» (1797), «Основы метафизики нравственности» (1785) и др., была призвана ответить на вопрос: «Что я должен делать?». Речь идёт об этическом учении Канта, или о его философии морали. Очертим наиболее значимые морально-этические идеи Канта:

1. Идея автономии личности образует смысловой центр этики Канта. Автономия -- это самозаконность человеческого поведения. Она распадается на три формы: моральную автономию, утилитарную автономию и гражданскую автономию.

2. Идея свободы. Кант выступает уже в докритический период ярким обличителем рабства и глашатаем свободы: для человека «нет большего несчастья, чем быть отданным во власть такого же существа, [как он сам]» [Кант И. Сочинения. Т. 2, с. 218].

3. Следование долгу выступает высшим мерилом развития нравственности личности, поэтому этику Канта часто называют этикой долга. «Сообразным долгу действие признаётся лишь в том случае, -- разъясняет кантовскую позицию известный неокантианец Эрнест Кассирер, -- если в нём отсутствует всякое соображение выгоды, всякое исчисление наличных или будущих удовольствий, всякая материальная предусмотрительность» Наиболее кратко пафос этики Канта можно выразить его же словами: «Исполнять свой долг бескорыстно» [Кант И. Сочинения. Т. 4, ч. 2, с. 72]

4. Учение о «категорическом императиве» составляет ядро кантовской философии морали. «Категорический» означает здесь «неукоснительный», «обязательный к исполнению». Наиболее известная формула «категорического императива» гласит: «…Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала общим законом» [Кант И. Сочинения. Т. 4, ч. 1, с. 260].

Хотя гносеология и этика составляют важнейшие части философской системы Канта, он внёс вклад также в эстетику («Критика способности суждения» (1790)), в философию истории («Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784)), в решение проблем войны и мира («К вечному миру» (1795)), а также в философию религии и философию права. Отметим лишь наиболее важные социально-политические идеи Канта, поскольку именно они сохранили свою актуальность в наибольшей степени:

  1. Идея договора о вечном мире как «высшего политического блага».

  2. Идея создания всемирной федерации государств, отвергающих войны.

  3. Идея верховенства закона, а не людей.

  4. Идея примата морали над политикой, включающая в себя положение о том, что публичность, гласность являются важными критериями оценки нравственности политических действий.



ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Основоположником н.к.ф. является кенигсбергский мыслитель И. Кант, вся жизнь которого была посвящена созданию всеобъемлющей системы критической философии, призванной переосмыслить все, что было создано в философии раньше.

2. В области теории познания Кант был агностиком, он отстаивал тезисы о непознаваемости «вещей в себе», утверждал, что пространство и время есть лишь способы нашего восприятия вещей и лишены объективного существования.

3. Этико-правовое учение Канта отличалось гуманизмом, приверженностью идеалам свободы и социальной справедливости. Кант формулирует основное правило нравственности – «категорический императив», суть которого в требовании взаимности: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».
Вопрос 3. Объективный идеализм Г. Гегеля
Другим крупнейшим представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831), создавший глобальную, всеобъемлющую систему объективного идеализма.

В историю Гегель вошёл как последний последовательный объективный идеалист, как последний классический философ. Отметим основные черты философии Гегеля.

Во-первых, это её объективно-идеалистическая направленность. Первоначалом мира, первичной реальностью и одновременно активным, творческим началом выступает у Гегеля сознание, которое определяется как «абсолютная идея» или «мировой дух» (в зависимости от контекста).

Во-вторых, приверженность принципу историзма, идее развития, что отличает идеализм Гегеля от шеллингианского статичного понимания абсолюта. В целом весь мир, как духовный, так и материальный, предстаёт как саморазвитие абсолютной идеи, в ходе которого идея познаёт саму себя.

В-третьих, развитие понимается Гегелем диалектически, т.е. трактуется не как простое накопление, увеличение, развёртывание уже потенциально данного, а как качественный переход, в ходе которого появляется принципиально новое, отрицающее старое.

Структура гегелевской философской системы упрощённо может быть представлена следующим образом:

1. Логика как наука об идее в себе и для себя посвящена исследованию процесса мышления и его форм.

2. Философия природы как наука об идее в её инобытии.

3. Философия духа как наука об идее, возвращающейся в самое себя из своего инобытия. Учение о субъективном духе рассматривает природу души, развитие сознания от чувственного к рациональному. Раздел «Объективный дух» посвящён исследованию сущности морали, семьи, форм государственного устройства и видов власти. «Абсолютный дух» выступает в трёх ипостасях: искусство, религия, философия.



Пожалуй, наиболее представительна, репрезентативна гегелевская философия истории. По Гегелю, подлинным господином истории является сверхчеловеческий «Разум», присущий «мировому духу». Существеннейший момент заключается в том, что «Разум», направляющий ход истории, это именно обнаруживаемая в ней необходимость, не зависящая от сознательных целей участников исторических событий. Особое место в истории занимают герои, которые, по Гегелю, -- «это те, чьи личные, частные цели заключают в себе субстанциальное, являющееся волей мирового духа».

Завершает гегелевскую систему исследование философии как высшей формы абсолютного знания, как наиболее адекватного способа воплощения истины. Также он охарактеризовал философию духовной квинтэссенцией эпох, в которые она получает развитие. Взлёты философской мысли наблюдаются именно тогда, когда назревают радикальные преобразования в жизни народов.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. Гегель – самый крупный представитель н.к.ф., главная его заслуга состоит в построении всеобъемлющей системы объективного идеализма и разработке диалектического метода мышления.

2. Его философии присуща также предельная рационалистическая ориентация (панлогизм), вера в то, что на основе разума можно объяснить все тайны мироздания.

3. Гегель – последний классический мыслитель, автор наиболее фундаментальной философской системы во всей истории мировой философской мысли.
Вопрос 4. Антропологический материализм Л. Фейербаха
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) – последний представитель н.к.ф., сторонник материализма и антропологизма.

Свою философскую систему Фейербах называл "новой философией" и "философией будущего". Преодолев идеализм Гегеля, Фейербах называет человека продуктом природы, а его мыслительную деятельность единственным носителем разума.

Материалистически решая основной вопрос философии, Фейербах убежден в познаваемости мира. Он последовательный сторонник материалистического сенсуализма, противник агностицизма. Новая философия должна исходить не из абстракций, а из чувственных данных и опыта. Предметом новой философии, считал Фейербах, должен стать человек, а сама философия - учение о человеке, или
антропологией. Человек -- часть природы, природное живое существо. Антропологическая философия Фейербаха исходит из природной сущности человека, который стремится к счастью, любит и страдает, нуждаясь в общении с себе подобными.

Значительное место в творчестве Фейербаха занимает критика религии. Происхождение религиозных чувств и верований он пытается объяснить с позиций антропологического материализма. Религиозные чувства порождаются страхом не только перед стихийными силами природы и обманом жрецов, как считали материалисты XYII - XYIII веков. По мнению Фейербаха, не только и не столько страх, а стремления, надежды, страдания, идеалы свойственные природе человека, весь его эмоциональный мир в решающей степени способствуют порождению религиозных верований.
ВЫВОДЫ по 4 вопросу:

1. Людвиг Фейербах завершает немецкую классическую философию, его радикальное отличие от предшественников состоит в том, что он стоял не на позициях идеализма, а перешел к материализму.

2. Материализм Фейербаха носил антропологический характер, согласно которому человек есть «…единственный, универсальный и высший предмет философии», а его сущность состоит в «общении, в единстве человека с человеком», откуда философ делал вывод о необходимости установления «этики любви», согласно которой «любовь к человеку должна быть высшим и первым законом человека».

3. Фейербах известен как последовательный критик религии как иллюзорного сознания, парализующего стремление человека к лучшей жизни в реальном мире.
Основная литература:

  1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 82-113.

  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 169-191.

  3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 73-81, 425-428.

  4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.36-55, 395-410; Ч. 2. С. 33-40, 98-107, 146-148, 240-244, 388-393, 435-444.


Дополнительная литература:

  1. Длугач Т.Б. И. Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». – М., 1990.

  2. Кант И. Из «Лекций по этике» (1780 – 1782 гг.) // В кн.: Этическая мысль. – М., 1988.

  3. Кант И. Критика чистого разума. - СПб., 1993.

  4. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. – М., 1989.

  5. Ойзерман Т.И., Нарский И.С. Теория познания Канта. – М., 1991.

  6. Соловьёв Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. – М., 1992.