Файл: Конспект (тезисы) лекций по дисциплине Философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 431

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социально-политические воззрения Ломоносова также носили прогрессивный характер. Он был одновременно и сторонником европеизации России, и русским патриотом, ратовал за приобщение России к европейской цивилизации и в то же время доказывал необходимость развития русской культуры, в особенности, русского языка и русской науки.

Наиболее значительным мыслителем второй половины XVIII века был Александр Николаевич Радищев (1749-1802), прославившийся своей бескомпромиссной борьбой с самодержавием и крепостничеством. Его центральное философское произведение -- трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», первым философско-антропологическим сочинением в русской философии.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Русская оригинальная философская мысль зародилась в 11 веке в связи с утверждением христианства на Руси. Первым оригинальным отечественным мыслителем следует признать митрополита Иллариона, который в своей работе «Слово о законе и благодати» поставил вопрос об исторической судьбе Руси, показал позитивное значение христианства для духовной и социальной жизни русского народа.

2. Важнейшей идеей, ставшей доминантой русского самосознания на протяжении всей истории России, стала идеологема «Москва – Третий Рим», обоснованная в 16 веке старцем Филофеем.
Вопрос 3. Философско-социологические взгляды П.Я. Чаадаева,

«славянофилов» и «западников»
Во второй трети XIX века отечественная философия достигает совершеннолетия, осознает себя как самобытная, отличная от западной мысли и приступает к подлинно самостоятельной постановке и решению основных философских проблем. Основным идейным событием этого периода выступает противостояние между славянофилами и западниками. Основной проблемой, которую они решали с диаметрально противоположных позиций, является вопрос об историческом пути развития России.

Лидерами славянофильского движения были Иван Васильевич Киреевский (1806 – 1856), Алексей Степанович. Хомяков (1804 – 1860), Константин Сергеевич Аксаков (1817 - 1860). Славянофилы стремились к созданию истинно православной философии, способной устранить противоречие между верой и разумом на основе переработки «европейской образованности» в духе учений восточной патристики.

Центральная идея Киреевского -- идея цельности духовной жизни. Именно в цельности состоит главное достоинство русского ума и характера. Киреевский, как и все славянофилы, идеализирует русскую историю, полагая, что в старой России, в отличие от Запада, не было разделения на враждующие классы, а царило их единодушие, что русская государственность возникла не в результате насилия, а как естественное развитие национальной жизни.


Непосредственным преемником Киреевского в области философии стал Алексей Степанович Хомяков – наиболее выдающаяся личность среди славянофилов.

Центральное место в мировоззрении Хомякова занимает экклезиология (учение о Церкви). Под Церковью он понимал, прежде всего, духовную связь, рожденную даром благодати и «соборно» объединяющую множество верующих «в любви и истине». В истории подлинный идеал церковной жизни сохраняет, по убеждению Хомякова, только православие, гармонически сочетая единство и свободу и, тем самым, реализуя центральную идею Церкви — идею соборности. Реальным проявлением соборной жизни является крестьянская община. Философ верил в великую миссию русского народа. В чём же эта миссия состоит? По мнению Хомякова, Россия стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественнейшей страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ».

Предтечей западников следует признать Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1854), его главная заслуга – создание оригинальной историософской концепции.

Главное произведение Чаадаева – «Философические письма», первое из которых было опубликовано в 1836 году в 15 номере журнала «Телескоп». Статья Чаадаева произвела небывалый скандал в обществе, а сам сочинитель «оскорбительного письма» указом императора был объявлен сумасшедшим.

Центральная тема письма – место России в мировой истории, оценка её вклада в европейскую цивилизацию. Общий лейтмотив этого послания к некоей «сударыне» -- глубокий скептицизм по отношению к прошлому, настоящему и будущему России. «Отшельники в мире – пишет философ, -- мы ничего ему не дали, ничего не взяли у него, не приобщили ни одной идеи к массе идей человечества…» По мнению мыслителя, Россия существует «лишь для того, чтобы преподать великий урок миру».

К собственно западникам принадлежали Виссарион Григорьевич Белниский (1811-1848), Тимофей Николаевич Грановский (1813 - 1855) Константин Дмитриевич Кавелин (1818 – 1885), но их идейным лидером был, без сомнения, Александр Иванович Герцен (1812 - 1870).

Глубоко занимал Герцена также вопрос об отношениях между личностью и обществом. В дилемме индивидуализм – коллективизм симпатии независимого и свободолюбивого Герцена всецело на стороне личности – в этом он прямой предшественник персонализма Н.А. Бердяева. Герцен пишет: «Масса хороша только как безличная, и развитие самобытной личности составляет всю прелесть, до которой дорабатывается все свободное, талантливое, сильное».



После поражения европейских революций 1848 - 49 гг. Герцен разочаровался в революционных возможностях Запада и во всём строе европейской жизни. Исследуя условия жизни европейских стран, Герцен приходит к выводам для этих стран весьма пессимистическим. Он находит, что Европа погрязла в невылазном болоте «мещанства».

И тогда его взоры снова обращаются к горячо любимой России. На склоне лет он подчеркивал, что вера в Россию спасла его тогда «на краю нравственной гибели». Герцен разрабатывает оригинальную теорию русского социализма, согласно которой общинный быт русского народа и свободная от предрассудков мысль интеллигенции могут стать залогом возможности для России иного, отличного от западноевропейского, пути развития, двигаясь по которому она сможет перейти к социализму, минуя капитализм, быстрее и безболезненнее западных стран.

Заканчивая разговор о западниках, следует отметить, что в целом западники были убеждены в том, что Россия отстала от Запада, должна у него учиться и пройти вслед за ним тот же самый путь развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку, западные институты и ценности. Западники мало интересовались религией и имели склонность к преувеличению недостатков русской Церкви. Многие из них были сторонниками социализма в той или иной форме.

Несколько огрубляя суть спора между славянофилами и западниками, их основные идеи для наглядности можно свести в таблицу:


СЛАВЯНОФИЛЫ

ЗАПАДНИКИ


  • приверженность православной религии, рассмотрение её как единственно верной;

  • оценка православия как религии свободы, в которой на основе любви гармонично совмещаются интересы личности и общества;

  • разработка философии с опорой на традиции восточной патристики;

  • вера в особый исторический путь России, связанный с реализацией русским народом высокой миссии, состоящей в духовном водительстве в мире;

  • вера в нравственную чистоту русского крестьянства;

  • негативное отношение к Петру I и идеализация допетровской истории;

  • критика западной цивилизации за бездуховность, стяжательство, индивидуализм, ошибочную веру.

  • критика религии вообще и православной церкви -- в частности, вплоть до атеизма;

  • разработка философии с опорой на науку и учения представителей немецкой классической философии;

  • признание отсталости России от европейских стран и утверждение необходимости её движения по западному пути развития, усвоения достижений передовых стран Европы;

  • восторженное отношение к преобразованиям Петра I, «прорубившего окно» в Европу;

  • критическое (реалистическое) отношение к русской истории;

  • приверженность социалистичес-ким идеям, в частности, взглядам Сен-Симона, Прудона и др.

  • критика самодержавия и призывы к его ликвидации



ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. Главной проблемой русской философии первой половины 19-го века стал вопрос о путях развития России, ее исторической миссии и судьбе. Диаметрально противоположные ответы на этот вопрос давали западники во главе с Герценом, ратовавшие за европейский путь развития России, и славянофилы, представленные Киреевским и Хомяковым, выступавшие за сохранение общинного образа жизни, движение России по особому пути под водительством Православной церкви.
Основная литература:

  1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 135-149.

  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 194-204.

  3. Киричек А.В. Русская философская мысль XI – начала XX вв. – М.: АГПС, 2010.


Дополнительная литература:

  1. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии, 1990, № 1, 2.

  2. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия  -  вв. Л., 1989.

  3. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVII веков. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

  4. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Спб., 1995.

  5. Зеньковский В.В. История русской философии. – М.: Академический Проект, Раритет, 2001.

  6. Златоструй. Древняя Русь. X - XIII вв. - М.: Мол. Гвардия, 1990.

  7. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высш. шк., 1991.

  8. Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. – М.: Правда, 1991.

  9. Хомяков А.С. О старом и новом. - М., 1988.

Тема 10. Отечественная философия второй половины 19-го – начала 20-го веков
Философские идеи в творчестве Л. Толстого и Ф. Достоевского

2. Философия всеединства

3. Русский космизм

4. Русский экзистенциализм
ВВЕДЕНИЕ
На прошлой лекции мы начали рассмотрение отечественной философской мысли, отметили ее характерные особенности, осветили эпоху ее становления с XI до середины XIX века. Сегодня мы продолжим изучение русской философии и будем рассматривать эпоху ее расцвета – период с середины XIX до конца первой четверти XX века. Таким образом,
цель нашей лекции состоит в том, чтобы последовательно рассмотреть наиболее крупных представителей и главные, наиболее оригинальные, направления отечественной философской мысли периода ее расцвета.
Вопрос 1. Философские идеи в творчестве Л. Толстого и Ф. Достоевского
Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) – великий русский писатель. Он не оставил законченной философской системы. Будучи писателем, хотя и писателем глубоко идейным, он больше мыслил образами, причём мыслил не по законам формальной логики, а по правилам «логики сердца».

Если выразить предельно кратко основную направленность мыслей Достоевского, то можно сказать, что он был, прежде всего, гуманистом, ибо в центре его внимания всегда был человек; во-вторых, гуманистом христианским, ибо не видел решения как личных, так и общественных проблем вне религии Христа, наиболее последовательным воплощением которой считал православие; в-третьих, гуманизм как любовь к человеку был нерасторжимо связан с идеей свободы, представлявшей в глазах писателя наивысшую ценность, да и само христианство было для него религией любви в не меньшей мере, чем религией свободы. Таким образом, основное в мировоззрении Достоевского можно свести к трём словам: Бог, Любовь, Свобода. Или: Бог есть свободная Любовь.

Основа миросозерцания Достоевского — вера в человека, в чистоту его сердца, и глубокое убеждение, что спасение от всех зол жизни в нашей власти: надо только исполнить евангельскую заповедь «Возлюби ближнего как самого себя». Писатель верил в то, что люди добры по природе, что они делают зло только по недоразумению.

Другой выдающийся русский писатель – Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) – также был озабочен проблемой человека, однако ставил и решал её иначе, чем Достоевский. В результате Толстой выступил как реформатор христианской религии, за что и был отлучен от Православной церкви. Писатель становится обличителем «неправды» современной цивилизации, призывая, в духе Руссо, вернуться к простой, народной жизни и отказаться от государства, церкви, собственности, искусства и даже семьи и брака. В образованности, науке, искусстве, успехах техники он видит только облегченные и усовершенствованные способы эксплуатации народа высшими классами.