ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 435
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основная литература:
-
Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 149-168, 334-337. -
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 204-208, 247-258, 288-293. -
Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 106-115, 141-146, 428-431. -
Киричек А.В. Русская философская мысль XI – начала XX вв. – М.: АГПС, 2009.
Дополнительная литература:
-
Акулинин В.Н. Философия всеединства: от В.С. Соловьева к П.А. Флоренскому. – Новосибирск: Наука, 1990. -
Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии, 1990, № 1, 2. -
Гиренок Ф.И. Русские космисты. – М.: Знание, 1990. -
Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высш. шк., 1991. -
Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. – Мн.: Харвест, 1999. -
Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. – Тула, 1986. -
Шестов Л. Сочинения в 2-х томах. – М.: Наука, 1993.
Тема 11. Бытие и материя
План лекции:
-
Категория бытия в философии. Основные формы бытия -
Философское понятие материи. Атрибуты материи -
Пространство и время как формы движения материи
ВВЕДЕНИЕ. Онтология, её предмет и основные проблемы
Мы с вами завершили первую часть курса философии, посвященную истории философии. Сегодня мы с вами приступаем к изучению второй части нашего курса, посвященной теории философии. Сегодня мы начинаем знакомиться с основными проблемами онтологии.
Под «онтологией» (от греч. ontos – бытие, сущее и logos – слово, понятие, учение) в философии традиционно понимают важнейший, фундаментальный раздел философии, изучающий основные принципы мироустройства. Также нередко под онтологией имеют в виду и учение о бытии, его глубинных основаниях и структурах.
Онтология рассматривает довольно широкий спектр вопросов. Перечислим лишь наиболее важные из них:
-
проблема бытия, диалектика бытия и не-бытия, формы бытия; -
проблема субстанции (первоосновы мира); -
проблема материи, атрибуты материи, уровни организации материи, соотношение материи и вещества, материи и энергии; -
пространство и время, концепции (различные трактовки природы) пространства и времени, виды пространства и времени; -
движение и развитие, формы движения материи, прогресс и регресс, революция и эволюция; -
детерминизм, виды детерминизма, причинность; -
проблема сознания, его сущности и атрибутов, место сознания в структуре бытия, специфика идеальной реальности.
Цель настоящей лекции – рассмотреть существо и основные варианты решения таких фундаментальных проблем онтологии, как бытие и материя, пространство и время.
Вопрос 1. Категория бытия в философии. Основные формы бытия
Первичным, исходным понятием онтологии является «бытие» как самая общая, абстрактная, бессодержательная категория, охватывающая всё существующее. Обычно под бытием понимается весь мир, вся действительность – как материальная, так и идеальная. Однако нередко термин «бытие» используется в более узком смысле – как синоним материальной реальности.
На наш взгляд, существуют два основных пути познания бытия. Первый можно назвать аналитическим. Он связан с разложением бытия на отдельные формы. Второй путь – диалектический – связан с прояснением диалектики (взаимоотношения, взаимодействия) бытия и не-бытия.
Впервые в философии проблема бытия была поставлена в раннегреческой философии – в школе элеатов, а именно у Парменида (515 – 445 до н.э.). Парменид реализовал оба пути познания бытия. С одной стороны, он рассмотрел взаимоотношения бытия и не-бытия, и вполне логично пришел к выводу, что бытие есть, а не-бытия нет, ибо как может быть то, чего нет по определению. С другой стороны, Парменид впервые выделяет две формы бытия, причем одно считает истинным, высшим, совершенным – таково умопостигаемое бытие, мир мысли. А другое, напротив, оценивает как иллюзорное, второсортное, низшее – это чувственно-воспринимаемое бытие.
По сути, Парменид заложил основную матрицу трактовки проблемы бытия, связанную с принципами дихотомии (деление бытия на две формы) и иерархии (одно бытие трактуется как высшее, а другое – как низшее). Вслед за Парменидом, вопрос о формах бытия в истории философии чаще всего решался на основе принципов дихотомии и иерархии. Для наглядности можно построить таблицу, отражающую некоторые, наиболее показательные и влиятельные, варианты решения проблемы форм бытия.
| Высшее бытие | Низшее бытие |
Парменид | Умопостигаемое | Чувственно-воспринимаемое |
Демокрит | Атомы | Пустота |
Платон | Мир идей | Мир вещей |
Средневековая философия (Августин) | Божественное бытие | Тварное бытие (мир природы и человека) |
Р. Декарт | Мыслящая субстанция | Протяженная субстанция |
И. Кант | Мир «вещей в себе» (мир ноуменов, мир свободы) | Мир «явлений» (мир феноменов, мир необходимости) |
Г. Гегель | Абсолютная идея | Инобытие абсолютной идеи (мир природы, культуры) |
К. Маркс | Общественное бытие (материальное), экономический базис | Общественное сознание (идеальное), политико-юридическая надстройка |
Экзистенциализм (Ж.-П. Сартр) | Экзистенциальное (субъективно-переживаемое) | Реальное (внешне-объективное) |
Н.А. Бердяев | Мир духа (свобода, сознание, творчество) | Мир объективации (природа, материальная культура) |
Практически у всех вышеназванных мыслителей идеальное бытие трактуется как первичное, вечное, более совершенное, чем низшее. Некоторым исключением представляется марксизм, где в качестве высшей реальности берется не нечто духовное, а, напротив, материальное – будь то сама материя или материальные производственные отношения, экономический базис.
К числу основных форм бытия, изучаемых современной философией, можно отнести следующие:
-
Материально-природное бытие – мир живой и неживой материи. -
Социально-культурное бытие – все богатство общественных явлений. -
Человеческое бытие. -
Идеально-духовное бытие.
Наряду с основными формами бытия выделяют и другие, менее фундаментальные: бытие техники, бытие живой природы, психическую реальность.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:
1. Категория бытия является самой абстрактной, наиболее широкой и самой бессодержательной категорией философии. Под бытием понимается либо материальная действительность (в узком смысле слова), либо все, существующее (в широком смысле слова).
2. Существует два пути познания бытия: аналитический, когда мы разлагаем бытие на формы, и диалектический, связанный с выяснением взаимоотношений между бытием и не-бытием. К основным формам бытия следует отнести: материально-природное бытие, социально-культурное бытие, человеческое бытие, идеально-духовное бытие.
Вопрос 2. Философское понятие материи. Атрибуты материи
В материалистической философии категория материи обозначает всю объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека. До сих пор остается актуальным ленинское определение материи: «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях, которая копируется и фотографируется нашими органами чувств, существуя вне и независимо от них».
Формирование представлений о материи имеет длительную историю, в которой можно выделить следующие основные этапы:
1. Наивный материализм (VII - VI вв. до н.э.). Материя – конкретное вещество, например, вода, воздух, огонь (Фалес, Анаксимен, Гераклит).
2. Метафизический материализм (XVII - XIX в.в). Материя – вещество, обладающее такими неотъемлемыми качествами, как масса, протяженность, плотность, непроницаемость (Ньютон, французский материализм).
3. Диалектический и исторический материализм (XIX - XX в.в.) Материя – это философская категория, для обозначения объективной реальности (В.И. Ленин). Такое расширение понятия материи позволило включить в нее не только вещественную материю, но и физические поля, энергию, а также выявить материю социальной жизни: законы истории, производственные отношения, экономический базис существуют объективно, вне сознания людей, а потому также материальны.
С позиций современной науки, материи можно приписать ряд важнейших, неотчуждаемые свойств, которые принято обозначать термином «атрибут». К числу атрибутов материи относят структурность (системность), движение, отражение, неразрывную связь с пространством и временем.
Структурность – способность материи упорядочиваться, образовывать сложные системы и структуры.
Следующим атрибутом материи выступает движение, являющееся основным способом ее существования. Обычно движение определяется как любое изменение. Особо выделяют такие разновидности движения как рост, развитие, прогресс и регресс, которые будут подробно рассмотрены в следующей лекции. Атрибутивность движения проявляется в том, что движение материи абсолютно – нет материи находящейся в абсолютном покое, поэтому покой всегда относителен.
Многообразные конкретные проявления движения могут быть соотнесены с определенными материальными носителями. Это дает возможность построения разных классификаций форм движения материи. Наиболее известна классификация Ф. Энгельса, включающая в себя 5 форм движения материи, располагающихся от простой к более сложным, при этом более сложная форма включает в себя более простую, надстраивается на ней.
-
Механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве. -
Физическое движение, связанное с тепловыми, электромагнитными, оптическими и др. процессами. -
Химическое движение – движение атомов внутри молекул. -
Биологическое движение, связанное с развитием белковой жизни, начиная от процессов обмена веществ и заканчивая формированием биосферы. -
Социальное движение -- все изменения в обществе.
С точки зрения современной науки, предложенная классификация явно не полна, в нее, по нашему мнению, следует добавить, по меньшей мере, геологическую (формирование геологических пластов) и психическую (интеллектуальные, эмоциональные и др. процессы и состояния в психике людей и животных) формы движения материи.