Файл: Конспект (тезисы) лекций по дисциплине Философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 435

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основная литература:

  1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 149-168, 334-337.

  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 204-208, 247-258, 288-293.

  3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 106-115, 141-146, 428-431.

  4. Киричек А.В. Русская философская мысль XI – начала XX вв. – М.: АГПС, 2009.


Дополнительная литература:

  1. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от В.С. Соловьева к П.А. Флоренскому. – Новосибирск: Наука, 1990.

  2. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии, 1990, № 1, 2.

  3. Гиренок Ф.И. Русские космисты. – М.: Знание, 1990.

  4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высш. шк., 1991.

  5. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. – Мн.: Харвест, 1999.

  6. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. – Тула, 1986.

  7. Шестов Л. Сочинения в 2-х томах. – М.: Наука, 1993.

Тема 11. Бытие и материя
План лекции:

  1. Категория бытия в философии. Основные формы бытия

  2. Философское понятие материи. Атрибуты материи

  3. Пространство и время как формы движения материи


ВВЕДЕНИЕ. Онтология, её предмет и основные проблемы
Мы с вами завершили первую часть курса философии, посвященную истории философии. Сегодня мы с вами приступаем к изучению второй части нашего курса, посвященной теории философии. Сегодня мы начинаем знакомиться с основными проблемами онтологии.

Под «онтологией» (от греч. ontos – бытие, сущее и logos – слово, понятие, учение) в философии традиционно понимают важнейший, фундаментальный раздел философии, изучающий основные принципы мироустройства. Также нередко под онтологией имеют в виду и учение о бытии, его глубинных основаниях и структурах.

Онтология рассматривает довольно широкий спектр вопросов. Перечислим лишь наиболее важные из них:

  • проблема бытия, диалектика бытия и не-бытия, формы бытия;

  • проблема субстанции (первоосновы мира);

  • проблема материи, атрибуты материи, уровни организации материи, соотношение материи и вещества, материи и энергии;

  • пространство и время, концепции (различные трактовки природы) пространства и времени, виды пространства и времени;

  • движение и развитие, формы движения материи, прогресс и регресс, революция и эволюция;

  • детерминизм, виды детерминизма, причинность;

  • проблема сознания, его сущности и атрибутов, место сознания в структуре бытия, специфика идеальной реальности.


Цель настоящей лекции – рассмотреть существо и основные варианты решения таких фундаментальных проблем онтологии, как бытие и материя, пространство и время.



Вопрос 1. Категория бытия в философии. Основные формы бытия
Первичным, исходным понятием онтологии является «бытие» как самая общая, абстрактная, бессодержательная категория, охватывающая всё существующее. Обычно под бытием понимается весь мир, вся действительность – как материальная, так и идеальная. Однако нередко термин «бытие» используется в более узком смысле – как синоним материальной реальности.

На наш взгляд, существуют два основных пути познания бытия. Первый можно назвать аналитическим. Он связан с разложением бытия на отдельные формы. Второй путь – диалектический – связан с прояснением диалектики (взаимоотношения, взаимодействия) бытия и не-бытия.

Впервые в философии проблема бытия была поставлена в раннегреческой философии – в школе элеатов, а именно у Парменида (515 – 445 до н.э.). Парменид реализовал оба пути познания бытия. С одной стороны, он рассмотрел взаимоотношения бытия и не-бытия, и вполне логично пришел к выводу, что бытие есть, а не-бытия нет, ибо как может быть то, чего нет по определению. С другой стороны, Парменид впервые выделяет две формы бытия, причем одно считает истинным, высшим, совершенным – таково умопостигаемое бытие, мир мысли. А другое, напротив, оценивает как иллюзорное, второсортное, низшее – это чувственно-воспринимаемое бытие.

По сути, Парменид заложил основную матрицу трактовки проблемы бытия, связанную с принципами дихотомии (деление бытия на две формы) и иерархии (одно бытие трактуется как высшее, а другое – как низшее). Вслед за Парменидом, вопрос о формах бытия в истории философии чаще всего решался на основе принципов дихотомии и иерархии. Для наглядности можно построить таблицу, отражающую некоторые, наиболее показательные и влиятельные, варианты решения проблемы форм бытия.





Высшее бытие

Низшее бытие

Парменид

Умопостигаемое

Чувственно-воспринимаемое

Демокрит

Атомы

Пустота

Платон

Мир идей

Мир вещей

Средневековая философия (Августин)

Божественное бытие

Тварное бытие (мир природы и человека)

Р. Декарт

Мыслящая субстанция

Протяженная субстанция

И. Кант

Мир «вещей в себе» (мир ноуменов, мир свободы)

Мир «явлений» (мир феноменов, мир необходимости)

Г. Гегель

Абсолютная идея

Инобытие абсолютной идеи (мир природы, культуры)

К. Маркс

Общественное бытие (материальное), экономический базис

Общественное сознание (идеальное), политико-юридическая надстройка

Экзистенциализм (Ж.-П. Сартр)

Экзистенциальное (субъективно-переживаемое)

Реальное (внешне-объективное)

Н.А. Бердяев

Мир духа (свобода, сознание, творчество)

Мир объективации (природа, материальная культура)


Практически у всех вышеназванных мыслителей идеальное бытие трактуется как первичное, вечное, более совершенное, чем низшее. Некоторым исключением представляется марксизм, где в качестве высшей реальности берется не нечто духовное, а, напротив, материальное – будь то сама материя или материальные производственные отношения, экономический базис.

К числу основных форм бытия, изучаемых современной философией, можно отнести следующие:

  1. Материально-природное бытие – мир живой и неживой материи.

  2. Социально-культурное бытие – все богатство общественных явлений.

  3. Человеческое бытие.

  4. Идеально-духовное бытие.

Наряду с основными формами бытия выделяют и другие, менее фундаментальные: бытие техники, бытие живой природы, психическую реальность.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Категория бытия является самой абстрактной, наиболее широкой и самой бессодержательной категорией философии. Под бытием понимается либо материальная действительность (в узком смысле слова), либо все, существующее (в широком смысле слова).

2. Существует два пути познания бытия: аналитический, когда мы разлагаем бытие на формы, и диалектический, связанный с выяснением взаимоотношений между бытием и не-бытием. К основным формам бытия следует отнести: материально-природное бытие, социально-культурное бытие, человеческое бытие, идеально-духовное бытие.
Вопрос 2. Философское понятие материи. Атрибуты материи
В материалистической философии категория материи обозначает всю объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека. До сих пор остается актуальным ленинское определение материи: «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях, которая копируется и фотографируется нашими органами чувств, существуя вне и независимо от них».

Формирование представлений о материи имеет длительную историю, в которой можно выделить следующие основные этапы:

1. Наивный материализм (VII - VI вв. до н.э.). Материя – конкретное вещество, например, вода, воздух, огонь (Фалес, Анаксимен, Гераклит).

2. Метафизический материализм (XVII - XIX в.в). Материя – вещество, обладающее такими неотъемлемыми качествами, как масса, протяженность, плотность, непроницаемость (Ньютон, французский материализм).


3. Диалектический и исторический материализм (XIX - XX в.в.) Материя – это философская категория, для обозначения объективной реальности (В.И. Ленин). Такое расширение понятия материи позволило включить в нее не только вещественную материю, но и физические поля, энергию, а также выявить материю социальной жизни: законы истории, производственные отношения, экономический базис существуют объективно, вне сознания людей, а потому также материальны.

С позиций современной науки, материи можно приписать ряд важнейших, неотчуждаемые свойств, которые принято обозначать термином «атрибут». К числу атрибутов материи относят структурность (системность), движение, отражение, неразрывную связь с пространством и временем.

Структурность – способность материи упорядочиваться, образовывать сложные системы и структуры.

Следующим атрибутом материи выступает движение, являющееся основным способом ее существования. Обычно движение определяется как любое изменение. Особо выделяют такие разновидности движения как рост, развитие, прогресс и регресс, которые будут подробно рассмотрены в следующей лекции. Атрибутивность движения проявляется в том, что движение материи абсолютно – нет материи находящейся в абсолютном покое, поэтому покой всегда относителен.

Многообразные конкретные проявления движения могут быть соотнесены с определенными материальными носителями. Это дает возможность построения разных классификаций форм движения материи. Наиболее известна классификация Ф. Энгельса, включающая в себя 5 форм движения материи, располагающихся от простой к более сложным, при этом более сложная форма включает в себя более простую, надстраивается на ней.

  1. Механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве.

  2. Физическое движение, связанное с тепловыми, электромагнитными, оптическими и др. процессами.

  3. Химическое движение – движение атомов внутри молекул.

  4. Биологическое движение, связанное с развитием белковой жизни, начиная от процессов обмена веществ и заканчивая формированием биосферы.

  5. Социальное движение -- все изменения в обществе.

С точки зрения современной науки, предложенная классификация явно не полна, в нее, по нашему мнению, следует добавить, по меньшей мере, геологическую (формирование геологических пластов) и психическую (интеллектуальные, эмоциональные и др. процессы и состояния в психике людей и животных) формы движения материи.