ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 441
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Третьим важнейшим атрибутом материи является отражение как способность материальных тел запечатлевать, сохранять воздействие других тел и явлений. Отражение связано с обменом между материальным телами энергией и информацией, выступает в различных формах: механическое (фотография, отпечатки пальцев), раздражимость, психика и сознание. Более подробно об отражении будет рассказано в лекции, посвященной сознанию.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:
1. Понятие материи является одной из фундаментальных категорий онтологии и обозначает объективную реальность, главное свойство которой – существовать вне и независимо от сознания.
2. В истории философии выделяют три исторический формы материализма: наивно-стихийный материализм древней философии, метафизический материализм 17-18 веков, диалектический и исторический материализм, созданный Марксом и Энгельсом.
3. В современной философии материи приписывается четыре атрибута – структурность, движение, отражение, пространство и время.
Вопрос 3. Пространство и время как формы движения материи
Последними главными атрибутами материи и универсальными формами ее существования выступают пространство и время. Материя не существует вне времени и пространства, а пространство и время – вне материальных объектов и процессов -- такова позиция современного естествознания. По мнению академика С.Т. Мелюхина, пространство есть форма бытия материи, характеризующая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах; время – форма бытия материи, выражающая длительность её существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.
К важнейшим универсальным свойствам пространства и времени относят:
-
неразрывную связь с материей и друг с другом; -
объективность, т.е. независимость от сознания человека; -
количественную и качественную бесконечность; -
несотворимость и неуничтожимость.
В результате мы приходим к различным альтернативным точкам зрениям на природу пространства и времени, которые называются «концепциями пространства и времени». Все они могут быть сведены в следующую таблицу:
Объективизм – пространство и время существуют вне и независимо от сознания человека (материализм) | Субъективизм – пространство и время – способы нашего восприятия вещей (субъективный идеализм) |
Креационизм – пространство и время творятся Богом, находящимся вне вре-мени и пространства (христианство) | Этернализм (от фр. Eternel – вечный) – пространство и время бесконечны и существуют вечно (марксизм). |
Субстанциальная – пространство и время – отдельные субстанции, не зависящие от материи и друг от друга (И. Ньютон) | Реляционная – пространство и время зависят от материи, в частности, от скорости движения и силы тяготения (Г. Лейбниц, А. Эйнштейн) |
Динамическая – время необратимо, машина времени невозможна (И. Пригожин, синергетика) | Статическая – время обратимо, машина времени возможна (индийская философия вед) |
В истории философии и науки отмеченные концепции находились в постоянной борьбе, попеременно беря верх друг над другом. Например, в Средние века теологи были убеждены в сотворенности пространства и времени, однако в XVI веке Джордано Бруно обосновал положение о бесконечности Вселенной во времени и пространстве.
Аналогичным образом до начала XX века в философии и науке господствовала субстанциональная концепция, обоснованная еще И. Ньютоном. В ней пространство и время трактовались как отдельные субстанции, независимые друг от друга и от материи, всегда равные самим себе: время течет всегда равномерно, пространство однородно и изотропно. При жизни Ньютона эту точку зрения критиковал Лейбниц, но его голос не был услышан, и только благодаря А. Эйнштейну утвердилась противоположная, реляционная концепция. Заслуга Эйнштейна состояла в том, что он сумел показать как именно связаны пространство и время друг с другом и с движущейся материей, и дать этой связи количественное математическое выражение.
Кроме концепций, выделяют еще виды пространства и времени:
1. Физическое – это то пространство и время, которые мы измеряем с помощью линейки и часов; свойства физического пространства – протяженность, непрерывность (связность, отсутствие разрывов), трехмерность, однородность, кривизна, безграничность; свойства физического времени – длительность, асимметричность (необратимость), одномерность.
2. Биологическое -- пространство и время жизни живых организмов; главным свойством биологического пространства является асимметричность (например, внутри живых организмов все белки – правосимметричны, а сахара и углеводы – левосимметричны), а главным свойством биологического времени -- цикличность (годовые, месячные, суточные циклы активности организмов).
3. Психологическое – пространство и время в восприятии людей, связанное с такими понятиями как психологическая дистанция, психологический возраст, личное пространство, перцептуальное время и др. Свойства психологического времени: неравномерность, событийность, антропность, неоднородность.
4. Социальное -- время и пространство жизни социума, очеловеченное (окультуренное) пространство, связанное с такими разновидностями как пространство города, геополитическое пространство и его модификации – правовое, экономическое, культурное пространство, социальная дистанция (лестница социальной стратификации). Социальное время характеризуется неоднородностью, событийностью, ускорением хода истории (уплотнение социального времени в течение последних веков).
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:
1. Пространство как атрибут материи обычно трактуется как протяженность, форма координации сосуществующих объектов, а время – как последовательность смены состояний, форма координации последовательно существующих объектов.
2. Существует четыре пары концепций, по-разному понимающих природу пространства и времени: субстанциальная и реляционная, статическая и динамическая (относится только ко времени), креационизм и этернализм, объективизм и субъективизм.
Основная литература:
-
Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 218-246. -
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 14-94. -
Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 27-33, 125-161, 240-245, 249-258. -
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. - М.: Политиздат, 1991. Ч. 1. С.184-248, 232-238, 276-280, 303, 309-313, 387-393.
Дополнительная литература:
-
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. -
Гроф С. За пределами мозга. М., 1993. -
Капра Ф. Дао физики. СПб., 1994. -
Карпенко М. Вселенная Разумная. М., 1992. -
Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994. -
Ровинский Р.Е. Загадка темной энергии // Вопросы философии, 2004, № 12. -
Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М., 1987.
Тема 12. Сознание, его происхождение и сущность
План лекции:
-
Понятие отражения. Эволюция форм отражения в природе -
Сущность и структура сознания. Генезис сознания -
Сознание и бессознательное
ВВЕДЕНИЕ
На предыдущей лекции мы начали рассматривать основные проблемы онтологии. Сегодня мы изучим «антипод» материи – сознание. Сознание антипод материи не в абсолютном, а лишь в относительном смысле, в рамках основного вопроса философии. Если материя – объективная реальность, то сознание – это субъективная реальность.
Исходя из всего сказанного, цель нашей лекции состоит в рассмотрении природы сознания, его сущности, строения и происхождения.
Вопрос 1. Понятие отражения. Эволюция форм отражения в природе
Рассмотрение сущности сознания мы начнем с того атрибутивного свойства материи, из которого сознание вырастает, на почве которого развивается в ходе эволюции природы. Свойство это получило название «отражения».
Отражение – это всеобщее свойство материи, один из ее атрибутов. Отражение определяется как способность материальных тел запечатлевать, сохранять воздействие других тел и явлений
. Отражение всегда связано с передачей энергии и информации от одних объектов к другим, то есть носит энерго-информационную природу.
Благодаря наличию отражения информация может передаваться от одного объекта к другому и, тем самым, мы можем получать сведения об объектах, которые давно исчезли, находятся вне поле нашего зрения и т.д. Например, благодаря отражению мы на основе изучения древних окаменелостей можем изучать древнейшие растения и древнейших животных, хотя и те, и другие погибли миллионы лет назад, но их «портреты» запечатлел камень.
В ходе развития природы отражение как свойство материи постепенно совершенствовалось, усложнялось. Таким образом мы можем выделить 4 основные формы отражения в том порядке, как они возникали в ходе эволюции природы.
В неживой природе отражение представлено в виде одной-единственной формы, получившей название механического отражения. Механическое отражение выступает как деформация одной вещи из-за воздействия другой (фотография, древние окаменелости, следы животных на снегу и земле, отпечатки пальцев и так далее).
Простейшей формой отражения на уровне живой материи является раздражимость. Раздражимость присуща всему живому. Раздражимость – свойство живого, выражающееся в способности структурного и функционального реагирования на воздействие (изменение) внешней или внутренней (внутриорганизменной) среды.
С раздражимостью неразрывно связано такое свойство организмов, как чувствительность. Чувствительность – способность организма воспринимать действие раздражителей, исходящих из внутренней или внешней среды. Также уже на уровне растений появляется такая разновидность отражения как опережающее отражение. Опережающее отражение – это способность организма предвидеть, прогнозировать ход событий. Характерный пример опережающего отражения – листопад.
Третьей формой отражения в эволюционном ряду является психика.
Коротко говоря, психика – это способность животных ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью на основе активного отражения этого мира.
Можно сказать, что психика выполняет две основные функции: отражение окружающего мира и ориентация в этом мире
. При этом отражение трактуется как активное, т.е идущее изнутри организма, носящее целенаправленный, надситуативный характер, а ориентация осуществляется для удовлетворения своих потребностей, приспособления к среде и выражается в способности психики управлять работой, поведением организма.
Психика отсутствует у растений и низших животных. Психика появляется только у тех животных, у которых есть нервная система, то есть уже у червей, насекомых есть психика, пусть и не такая совершенная, как у высших животных и человека.
В структуре психики можно выделить три уровня:
-- инстинкты (безусловные рефлексы);
-- условные рефлексы;
-- рассудочная деятельность (интеллект).
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:
1. Сознание формируется на основе такого атрибута материи как отражение. Отражение определяется как способность материальных тел запечатлевать, сохранять воздействие других тел и явлений. Оно связано с обменом между телами энергией и информацией.
2. В ходе эволюции природы отражение развивалось и усложнялось. Можно выделить 4 формы отражения: механическое, раздражимость, психику и сознание.
Вопрос 2. Сущность и структура сознания. Генезис сознания
Сознание – четвертая и высшая из известных нам форм отражения.
Существует несколько подходов к определению сознания. Приведем наиболее распространенные формулировки понятия «сознания».
-
Сознание – способность идеального воспроизведения действительности. -
Сознание – субъективный образ объективного мира. -
Сознание – целеполагающая, целенаправленная деятельность по познанию и преобразованию мира.
Понимание сознания в философии и в психологии не совпадает. В философии сознание трактуется более широко, через оппозицию к материи. А в психологии – более узко, здесь антиподом сознания выступает не материя, а бессознательное. Поэтому в философии сознание -- высшая форма отражения, связанная с мозгом и социальной организацией жизнедеятельности людей, состоящая в способности к идеальному воспроизведению действительности. В психологии же сознание -- способность осознавать себя и окружающий мир, отдавать отчет в своих действиях.
Сознание тесно связано с социальной природой человека, с его биологической организацией, в частности, с головным мозгом как главным органом сознания, а также с языком. Применительно к последнему говорят, что сознание реализуется, прежде всего, посредством