ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 440
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
языка.
В целом, важнейшими свойствами сознания являются бытийность, активность, интенциональность, рефлексивность, вербальность. В бытийном плане сознание выступает особой сферой бытия – субъективной реальностью, в рефлексивном – как способность обращаться к самому себе, делать себя и весь мир объектом анализа и исследования. Интенциональность – предметность сознания, его направленность на тот или иной предмет. Вербальность – неразрывная связь сознания и языка.
В отечественной традиции в структуре сознания традиционно выделяют несколько уровней: когнитивный (знания, образы), чувственно-эмоциональный, мотивационно-волевой, ценностно-смысловой.
Когнитивный уровень включает в себя не только знания, но также основные познавательные способности: память, внимание и мышление.
Внимание – это сосредоточенность субъекта на объекте. Память – способность к воспроизведению и хранению информации. Мышление – способность оперировать образами и идеальными конструкциями (понятиями).
Чувственно-эмоциональный уровень представлен соответственно чувствами и эмоциями. Эмоции – более широкое понятие, тогда как чувства можно трактовать как устойчивые, длительные эмоции, т.е. как разновидность эмоций. Эмоции и чувства суть выразители отношения человека к миру и самому себе: к другим людям, к природным и социальным явлениям, собственным мыслям и поступкам.
Мотивационно-волевая сфера включает в себя мотивы (от лат. movere – толкать, приводить в движение) как побудители человеческой активности, а также волю как способность управлять собственным поведением, побуждать себя к активности, преодолевать препятствия. Воля – это способность человека сознательно контролировать свои действия, формулировать цели деятельности и мобилизовать внутренние резервы.
Ценностно-смысловая сфера надстраивается над мотивационно-волевой, по сути дополняет её, и включает в себя цели нашей деятельности (высшие мотивы) и ценностные ориентации личности. Цели – это то, к чему человек стремится, в совокупности они составляют образ желаемого будущего. Ценностные ориентации или просто ценности – это то, что человеку небезразлично, что он ценит, чем дорожит.
Принято выделять три основных типа отношения сознания к миру: познание, практику и ценностное отношение
. Познание – это способность адекватно отражать окружающий мир, открывать законы и закономерности, лежащие в основе явлений. Практика – это предметно-чувственная деятельность по познанию и преобразованию мира. Ценностное отношение связано с системой присущих обществу эстетических, моральных, правовых и иных норм и ценностей.
Как уже отмечалось выше, самосознание – это осознание себя, своей личности вместе с ее достоинствами и недостатками, собственных мыслей и чувств, т.е. самосознание – это сознание направленное внутрь себя, на самого себя.
Сознание относится к тем редким феноменам, которые возникают дважды. Первый раз сознание возникает в филогенезе, то есть в истории человеческого рода, при переходе от животной жизни к культурному существованию. Второй раз сознание появляется в жизни отдельного индивида, появляется в онтогенезе ребенка в ходе его воспитания.
Основной механизм возникновения сознания в онтогенезе ребенка – это перекачка внешнего во внутреннее, то есть интериоризация. Она осуществляется на основе таких врожденных механизмов, как подражание и идентификация со взрослыми.
Для возникновения сознания в онтогенезе необходимо наличие двух факторов: здорового человеческого организма (тела) и социальной среды (общения с людьми). Именно поэтому говорят, что сознание носит двойственную, биосоциальную природу!
Что касается формирования сознания в филогенезе, то вопрос этот до сих пор не решен, открыт. При решении этой проблемы речь идет обычно о факторах, способствовавших формированию сознания. К ним обычно относят труд, язык, общение, социальную организацию приматов (стадный образ жизни). Некоторые исследователи добавляют к ним также рисуночную деятельность, позволившую древним людям перейти от образного к абстрактному мышлению (рисунок выступает как медиатор, промежуточное звено между конкретным предметом и абстрактным понятием). Однако пока не ясно, как эти факторы взаимодействовали, также точно не известно, когда именно появляется сознание: то ли при переходе от питекантропа к кроманьонцу (Хомо сапиенсу), что случилось 150-200 тысяч лет назад, то ли позднее, при переходе от варварства к цивилизованности, то есть около 5 тысяч лет назад.
Тем не менее, ясно, что главный механизм генезиса сознания в филогенезе – механизм прогрессирующей адаптации к изменяющимся условиям среды: каждое изменение экологической среды обитания приводило к мобилизации потенциальных умственных способностей особей гоминид.
В отечественной науке долгие годы проводилась мысль, что сознание по своей природе идеально, т.е. не имеет никакого субстрата, но при этом связано с мозгом как органом сознания. Однако в свете последних исследований физиков, изучающих торсионные поля, природа сознания получает совершенно иное объяснение. При рассмотрении природы сознания через призму тех свойств, которыми обладают торсионные поля, становится возможным объяснение сознания как материального феномена. С физической точки зрения сознание является особой формой полевой (торсионной) материи. На уровне торсионных полей сознание и материя являются неразрывными сущностями.
Нередко вместо термина «торсионное поле» используют понятие «Информационного поля Вселенной»(далее – ИПВ). Тогда сознание индивида оказывается сгустком на этом поле. При этом сознание индивида подключено к этому полю, может улавливать информацию, находящуюся в нем.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:
1. Сознание – это высшая форма отражения, присущая только человеку, представляющая собой способность к идеальному воспроизведению действительности, к целеполагающей деятельности по познанию и преобразованию мира.
2. В структуре сознания выделяют четыре уровня: когнитивный (знания, мышление, память, внимание), эмоционально-чувственный (чувства, эмоции, аффекты), мотивационно-волевой (мотивы, воля), ценностно-смысловой (цели деятельности и ценностные ориентации).
Вопрос 3. Сознание и бессознательное
Хотя о наличии бессознательной части психики говорили уже античные мыслители (например, Платон развивал идею познания как припоминания), интерес к бессознательному обострился в 19-м веке, прежде всего, в рамках философского иррационализма (Э. Гартман, Ф. Ницше). В конце 19-го века проблемой бессознательного заинтересовались врачи – невропатологи и психиатры (Шарко, Бернгейм, Й. Брейер). Однако наибольший вклад в разработку проблемы бессознательного внесла глубинная психология, начало которой положил психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 – 1939).
Внутри психики Фрейд выделяет три «этажа»: сознание, предсознание и бессознательное. Первое включает только то, что мы осознаем «здесь и сейчас», предсознание более обширно, к нему относится все, что мы способны без труда осознать и, наконец, бессознательное – это то, что осознается с трудом, с помощью психоаналитической техники или вовсе не может быть осознано. Между предсознанием и бессознательным располагается
цензура, которая не пропускает травмирующий материал из бессознательного в предсознание. Травмирующий потому, что может нанести ущерб нашей душе, например, понизить самооценку, лишить покоя, активизировать страхи и т.п.
В дальнейшей к этой первоначальной структуре Фрейд добавил еще новую, называемую нередко структурой личности. Она тоже включает три части: Я, Оно и Сверх-Я.
Оно – это область инстинктивных желаний и импульсов, нередко асоциальных, аморальных и даже разрушительных. Оно функционирует по принципу удовольствия, оно большей частью бессознательно. Его основу составляют два основных инстинкта: Эрос – то самое либидо, сексуальная энергия, о которой мы говорили выше, и Танатос – инстинкт разрушения и смерти, проявляющийся в агрессивных действиях.
Сверх-Я – это отражение родительского влияния, состоящее из различных запретов и социальных ограничений. Если Оно врожденно, то Сверх-Я формируется в детстве. Его задача запрещать нам совершать те поступки, которые Сверх-Я считает аморальными и асоциальными. Как и Оно, Сверх-Я большей частью бессознательно.
Я – это центр самосознания и воли, располагающийся между Сверх-Я и Оно, пытающийся примирить их противоположные интересы на основе принципа реальности.
Швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875-1961) выделил особый тип бессознательного – коллективное бессознательное. Мы имеем здесь дело с неосознаваемой связью психики с богатой сокровищницей образов и символов, через которые индивидуум подключается к общечеловеческому. Чтобы обозначить сохраняющееся в психике коллективное бессознательное по его основной характерной форме, Юнг выбрал понятие «архетип». По Юнгу, «архетипы -- это факторы и мотивы, которые организуют психические элементы в некие образы, и притом так, что они могут распознаваться лишь по производимому ими эффекту. Они существуют до сознания и образуют, по-видимому, структурные доминанты психики...»
После Юнга представления о бессознательном развивали сторонники трансперсональной психологии, из которых наиболее известен американский ученый Станислав Гроф, который расширил бессознательное поистине до вселенских масштабов.
Сегодня можно выделить несколько видов бессознательного:
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:
1. Под бессознательным психологи понимают те психические явления, которые, находясь в памяти человека, обусловливают сложные формы его приспособительной деятельности, но в данный момент им не осознаются и активно не переживаются.
2. Научное изучение бессознательного начал З. Фрейд, разработавший психоанализ как теорию и метод лечения неврозов. Бессознательное неоднородное, внутре него выделяют такие типы, как инстинктивное, вытесненное, коллективное, трансперсональное, а также неосознаваемые стереотипы и автоматизмы.
Основная литература:
Дополнительная литература:
В целом, важнейшими свойствами сознания являются бытийность, активность, интенциональность, рефлексивность, вербальность. В бытийном плане сознание выступает особой сферой бытия – субъективной реальностью, в рефлексивном – как способность обращаться к самому себе, делать себя и весь мир объектом анализа и исследования. Интенциональность – предметность сознания, его направленность на тот или иной предмет. Вербальность – неразрывная связь сознания и языка.
В отечественной традиции в структуре сознания традиционно выделяют несколько уровней: когнитивный (знания, образы), чувственно-эмоциональный, мотивационно-волевой, ценностно-смысловой.
Когнитивный уровень включает в себя не только знания, но также основные познавательные способности: память, внимание и мышление.
Внимание – это сосредоточенность субъекта на объекте. Память – способность к воспроизведению и хранению информации. Мышление – способность оперировать образами и идеальными конструкциями (понятиями).
Чувственно-эмоциональный уровень представлен соответственно чувствами и эмоциями. Эмоции – более широкое понятие, тогда как чувства можно трактовать как устойчивые, длительные эмоции, т.е. как разновидность эмоций. Эмоции и чувства суть выразители отношения человека к миру и самому себе: к другим людям, к природным и социальным явлениям, собственным мыслям и поступкам.
Мотивационно-волевая сфера включает в себя мотивы (от лат. movere – толкать, приводить в движение) как побудители человеческой активности, а также волю как способность управлять собственным поведением, побуждать себя к активности, преодолевать препятствия. Воля – это способность человека сознательно контролировать свои действия, формулировать цели деятельности и мобилизовать внутренние резервы.
Ценностно-смысловая сфера надстраивается над мотивационно-волевой, по сути дополняет её, и включает в себя цели нашей деятельности (высшие мотивы) и ценностные ориентации личности. Цели – это то, к чему человек стремится, в совокупности они составляют образ желаемого будущего. Ценностные ориентации или просто ценности – это то, что человеку небезразлично, что он ценит, чем дорожит.
Принято выделять три основных типа отношения сознания к миру: познание, практику и ценностное отношение
. Познание – это способность адекватно отражать окружающий мир, открывать законы и закономерности, лежащие в основе явлений. Практика – это предметно-чувственная деятельность по познанию и преобразованию мира. Ценностное отношение связано с системой присущих обществу эстетических, моральных, правовых и иных норм и ценностей.
Как уже отмечалось выше, самосознание – это осознание себя, своей личности вместе с ее достоинствами и недостатками, собственных мыслей и чувств, т.е. самосознание – это сознание направленное внутрь себя, на самого себя.
Сознание относится к тем редким феноменам, которые возникают дважды. Первый раз сознание возникает в филогенезе, то есть в истории человеческого рода, при переходе от животной жизни к культурному существованию. Второй раз сознание появляется в жизни отдельного индивида, появляется в онтогенезе ребенка в ходе его воспитания.
Основной механизм возникновения сознания в онтогенезе ребенка – это перекачка внешнего во внутреннее, то есть интериоризация. Она осуществляется на основе таких врожденных механизмов, как подражание и идентификация со взрослыми.
Для возникновения сознания в онтогенезе необходимо наличие двух факторов: здорового человеческого организма (тела) и социальной среды (общения с людьми). Именно поэтому говорят, что сознание носит двойственную, биосоциальную природу!
Что касается формирования сознания в филогенезе, то вопрос этот до сих пор не решен, открыт. При решении этой проблемы речь идет обычно о факторах, способствовавших формированию сознания. К ним обычно относят труд, язык, общение, социальную организацию приматов (стадный образ жизни). Некоторые исследователи добавляют к ним также рисуночную деятельность, позволившую древним людям перейти от образного к абстрактному мышлению (рисунок выступает как медиатор, промежуточное звено между конкретным предметом и абстрактным понятием). Однако пока не ясно, как эти факторы взаимодействовали, также точно не известно, когда именно появляется сознание: то ли при переходе от питекантропа к кроманьонцу (Хомо сапиенсу), что случилось 150-200 тысяч лет назад, то ли позднее, при переходе от варварства к цивилизованности, то есть около 5 тысяч лет назад.
Тем не менее, ясно, что главный механизм генезиса сознания в филогенезе – механизм прогрессирующей адаптации к изменяющимся условиям среды: каждое изменение экологической среды обитания приводило к мобилизации потенциальных умственных способностей особей гоминид.
В отечественной науке долгие годы проводилась мысль, что сознание по своей природе идеально, т.е. не имеет никакого субстрата, но при этом связано с мозгом как органом сознания. Однако в свете последних исследований физиков, изучающих торсионные поля, природа сознания получает совершенно иное объяснение. При рассмотрении природы сознания через призму тех свойств, которыми обладают торсионные поля, становится возможным объяснение сознания как материального феномена. С физической точки зрения сознание является особой формой полевой (торсионной) материи. На уровне торсионных полей сознание и материя являются неразрывными сущностями.
Нередко вместо термина «торсионное поле» используют понятие «Информационного поля Вселенной»(далее – ИПВ). Тогда сознание индивида оказывается сгустком на этом поле. При этом сознание индивида подключено к этому полю, может улавливать информацию, находящуюся в нем.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:
1. Сознание – это высшая форма отражения, присущая только человеку, представляющая собой способность к идеальному воспроизведению действительности, к целеполагающей деятельности по познанию и преобразованию мира.
2. В структуре сознания выделяют четыре уровня: когнитивный (знания, мышление, память, внимание), эмоционально-чувственный (чувства, эмоции, аффекты), мотивационно-волевой (мотивы, воля), ценностно-смысловой (цели деятельности и ценностные ориентации).
Вопрос 3. Сознание и бессознательное
Хотя о наличии бессознательной части психики говорили уже античные мыслители (например, Платон развивал идею познания как припоминания), интерес к бессознательному обострился в 19-м веке, прежде всего, в рамках философского иррационализма (Э. Гартман, Ф. Ницше). В конце 19-го века проблемой бессознательного заинтересовались врачи – невропатологи и психиатры (Шарко, Бернгейм, Й. Брейер). Однако наибольший вклад в разработку проблемы бессознательного внесла глубинная психология, начало которой положил психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 – 1939).
Внутри психики Фрейд выделяет три «этажа»: сознание, предсознание и бессознательное. Первое включает только то, что мы осознаем «здесь и сейчас», предсознание более обширно, к нему относится все, что мы способны без труда осознать и, наконец, бессознательное – это то, что осознается с трудом, с помощью психоаналитической техники или вовсе не может быть осознано. Между предсознанием и бессознательным располагается
цензура, которая не пропускает травмирующий материал из бессознательного в предсознание. Травмирующий потому, что может нанести ущерб нашей душе, например, понизить самооценку, лишить покоя, активизировать страхи и т.п.
В дальнейшей к этой первоначальной структуре Фрейд добавил еще новую, называемую нередко структурой личности. Она тоже включает три части: Я, Оно и Сверх-Я.
Оно – это область инстинктивных желаний и импульсов, нередко асоциальных, аморальных и даже разрушительных. Оно функционирует по принципу удовольствия, оно большей частью бессознательно. Его основу составляют два основных инстинкта: Эрос – то самое либидо, сексуальная энергия, о которой мы говорили выше, и Танатос – инстинкт разрушения и смерти, проявляющийся в агрессивных действиях.
Сверх-Я – это отражение родительского влияния, состоящее из различных запретов и социальных ограничений. Если Оно врожденно, то Сверх-Я формируется в детстве. Его задача запрещать нам совершать те поступки, которые Сверх-Я считает аморальными и асоциальными. Как и Оно, Сверх-Я большей частью бессознательно.
Я – это центр самосознания и воли, располагающийся между Сверх-Я и Оно, пытающийся примирить их противоположные интересы на основе принципа реальности.
Швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875-1961) выделил особый тип бессознательного – коллективное бессознательное. Мы имеем здесь дело с неосознаваемой связью психики с богатой сокровищницей образов и символов, через которые индивидуум подключается к общечеловеческому. Чтобы обозначить сохраняющееся в психике коллективное бессознательное по его основной характерной форме, Юнг выбрал понятие «архетип». По Юнгу, «архетипы -- это факторы и мотивы, которые организуют психические элементы в некие образы, и притом так, что они могут распознаваться лишь по производимому ими эффекту. Они существуют до сознания и образуют, по-видимому, структурные доминанты психики...»
После Юнга представления о бессознательном развивали сторонники трансперсональной психологии, из которых наиболее известен американский ученый Станислав Гроф, который расширил бессознательное поистине до вселенских масштабов.
Сегодня можно выделить несколько видов бессознательного:
-
вытесненное (личное бессознательное Фрейда) – запретные желания, чувства, фантазии, интенции, которые не одобряются обществом; -
неосознаваемые автоматизмы психики (машинопись, езда на машине, на велосипеде); -
неосознаваемые стереотипы, установки, предрассудки (расовые, гендерные, этнические); -
подпороговые ощущения (эффект 25-го кадра); -
инстинкты (Эрос и Танатос, территориальный инстинкт); -
коллективное бессознательное (архетипы, расовая и этническая память); -
перинатальное (воспоминание о внутриутробной жизни и травме рождения); -
трансперсональное (информация об истории всей Вселенной).
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:
1. Под бессознательным психологи понимают те психические явления, которые, находясь в памяти человека, обусловливают сложные формы его приспособительной деятельности, но в данный момент им не осознаются и активно не переживаются.
2. Научное изучение бессознательного начал З. Фрейд, разработавший психоанализ как теорию и метод лечения неврозов. Бессознательное неоднородное, внутре него выделяют такие типы, как инстинктивное, вытесненное, коллективное, трансперсональное, а также неосознаваемые стереотипы и автоматизмы.
Основная литература:
-
Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 246-261. -
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 288-317. -
Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 162-190, 194-211. -
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.414-475. -
Злотников Ю.Я. Проблема сознания и самосознания в философии: Лекция. - М.: ВИПТШ МВД РФ, 1995.
Дополнительная литература:
-
Гроф С. За пределами мозга. М., 1993. -
Капра Ф. Дао физики. СПб., 1994. -
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. -
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. -
Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991.