Файл: Конспект (тезисы) лекций по дисциплине Философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 439

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К этим средствам относятся:

  • категории, понятия, т.е. язык науки – чем богаче, совершеннее язык, тем точнее, глубже, шире и научное познание;

  • методы научного познания – анализ, синтез, дедукция, индукция, математизация, формализация, интерпретация, объяснение, эксперимент, наблюдение, моделирование и др.;

  • формы научного познания, выступающие особыми способами фиксации знаний, способами отражения субъектом объекта – факт, эмпирическое обобщение (эмпирический закон), проблема, гипотеза, научный закон, теория, понятие, суждение, умозаключение.

  • принципы научного познания, выполняющие целенаправляющую, регулятивную роль в познании – принцип развития, детерминизма, объективности, системности и др., которые мы рассматривали на предыдущей лекции.

Средства познания оказывают двоякое, амбивалентное влияние на деятельность ученого. Позитивное влияние средств познания связано с тем, что они повышают эффективность познания, делают его более строгим, точным, ясным, экономят силы, средства, снижают затраты времени. Но средства познания имеют и негативную сторону, которая стала ясной в начале 20-го столетия. Дело в том, что любые средства познания искажают восприятие реальности самой по себе.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Для обозначения структуры процесса познания в гносеологии используется термин «познавательное отношение». Познавательное отношение – это активно-деятельностная взаимосвязь между элементами, сторонами процесса познания. Структура познавательного отношения включает субъект, объект и средства познания.
Вопрос 3. Истина, ее свойства и критерии. Роль практики в познании
Проблема истины – важнейшая, центральная проблема гносеологии. Существует несколько концепций, по-разному решающих эту проблему.

Исторически первой является теория корреспонденции (от лат. correspondanсe – соответствие, сходство), которую впервые сформулировал Аристотель. По мнению Стагирита, истина – это знание, соответствующее действительности, под последней обычно понимается внешний объективный мир. В этой концепции подразумевается, что истина – это свойство знания. Такой подход к истине остается господствующим в гносеологии до сегодняшнего дня.

Однако теория корреспонденции не единственная концепция. Одной из влиятельных теорий истины является онтологическая трактовка истины, идущая от Платона через Гегеля к русскому мыслителю Владимиру Соловьеву. Согласно этой концепции, истина есть не свойство наших знаний, а сущее само по себе, которое открывается людям разными путями. Например, по мнению
Владимира Соловьёва (1853 – 1900), существуют три основных пути достижения объективной истины – через опыт (наука), через разум (философия), через веру или мистический опыт (религия).

Чтобы пояснить сущность онтологической трактовки истины, надо вспомнить такие словосочетания, как «истинный друг», «истинная (настоящая) любовь» или «настоящий (истинный) сок». По мнению Гегеля, истина – это соответствие предмета понятию, поэтому когда мы говорим, что «Коля – настоящий друг», мы имеем в виду, что Коля обладает чертами, входящими в понятие «настоящий друг». Противоположностью настоящему другу будет мнимый друг, истинному соку – суррогатный сок и так далее.

Наряду с теорией корреспонденции и онтологической трактовкой истины, вклад в расширение наших представлений об истине внесли также неклассические концепции истинности:

1) теория когеренции, в которой истина определяется как знание, согласованное с другими фундаментальными знаниями, признанными истинными;

2) конвенционализм, рассматривающий истину в качестве соглашения между учёными (А. Пуанкаре);

3) прагматизм, развитый У. Джемсом и Дж. Дьюи, представляется довольно мощной альтернативной теории корреспонденции, поскольку подчеркивает роль практики в познании, отождествляет истину с эффективностью, с полезностью: истина – это полезное знание, знание, приносящее успех.

Традиционно истине приписывают ряд свойств. Вкратце остановимся на них:

1. Абсолютность – выражает момент безусловности, окончательности, присутствующий в знании.

2. Относительность – выражает неполноту, приблизительность, условность, ограниченность знания.

3. Процессуальность – выражает динамичный, изменчивый характер познания.

4. Конкретность – выражает зависимость знания от условий его получения – места, способа, времени.

5. Объективность – выражает независимость содержания знания от средств и субъекта познания.

Критерии истинности – это свойства знания, наличие которых повышает вероятность его, знания, истинности. В целом они совпадают с критериями научности.

Обычно выделяют три группы таких критериев:

  1. логические критерии «характеризуют знание с позиций его формальной адекватности, стройности, совершенства внутренней организации», к ним относят, прежде всего, непротиворечивость и доказательность, возможность формализации и математизации знания, а также полноту и независимость, имеющим значение для аксиоматических теорий;

  2. эмпирические критерии предназначены для прояснения соотношения знания с действительностью, они показывают, насколько первое соответствует или не соответствует второй: эмпирическое подтверждение (верификация) демонстрирует соответствие знания и реальности, а эмпирическое опровержение (фальсификация), напротив, демонстрирует неадекватность (ложность) знания;

  3. внелогические критерии «отражают гармонию между теоретическими построениями и законами природы», к ним относят такие свойства знания, как простота, красота, эвристичность, когерентность, нетривиальность, информативность: при прочих равных условиях предпочтение будет отдано более простой, эвристичной, элегантной теории, гипотезе, формулировке закона и т.п.


Однако интегрирующим, центральным критерием истинности остается практика, которую мы выше определили как целенаправленную, предметно-чувственную деятельность людей по преобразованию действительности.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. Центральной проблемой гносеологии является вопрос об истине. Существуют несколько концепций истинности, по-разному трактующие природу истины: теория корреспонденции, онтологическая трактовка, теория когеренции, конвенционализм, прагматизм. Однако до сих пор наиболее влиятельная первая концепция, согласно которой истина – это знание, соответствующее реальности. Важнейшими свойствами истины являются абсолютность, относительность, процессуальность, конкретность, объективность.
Основная литература:

  1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 19, 277-283, 285-288, 293-295.

  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 318-324, 343-358.

  3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 419-457, 462-464

  4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.609-611, 639-643, 648-658.


Дополнительная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

  2. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

  3. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.

  4. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.

  5. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

  6. Уёмов А.И. Истина и пути её познания. М., 1975.

  7. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989.

  8. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984.


Тема 15. Наука, ее сущность, строение и происхождение
План лекции:

1. Понятие науки. Структура научного знания

2. Динамика научного знания. Эволюции и революции в истории науки

3. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм
ВВЕДЕНИЕ
На предыдущей лекции мы с вами начали изучать новый раздел теоретической философии – гносеологию. Мы выяснили, что главной проблемой гносеологии является проблема истины. Но кто же занимается поиском истины? Разумеется, философы, но не только. В истории цивилизации родилась и развивалась специализированная деятельность по поиску истины, и имя этой деятельности всем вам знакомо – это наука. Сегодня наука – это более 6 миллионов ученых, рассредоточенных по всему миру, это тысячи научных институтов, лабораторий, это огромная и дорогостоящая экспериментальная база, это также огромный массив литературы.

Таким образом, цель нашего занятия – получить общее представление о природе и структуре науки, ее генезисе и динамике, месте и роли в жизни общества.
Вопрос 1. Понятие науки. Структура научного знания
Наука представляет собой многосложный феномен, имеющий длительную историю и занимающий сегодня ведущее место в общественном сознании. Что же такое наука, как понимается это сложное явление в современной философии?

Во-первых, наука представляет собой систему знаний о мире. Однако не всякие знания являются научными. Наука не просто система знаний о мире, а система обоснованных, доказанных, проверенных практикой знаний о действительности.

Во-вторых, наука – это особый вид человеческой деятельности, нацеленный на получение таких знаний. Как указывалось выше, эта деятельность осуществляется по опредёлённым правилам, образующим исторически изменчивую нормативную систему науки.

Важнейшими непосредственными целями науки выступают описание, объяснение и предсказание явлений и процессов действительности, открытие законов строения, функционирования и развития объектов окружающего мира, иными словами, наука стремится к получению адекватной, достоверной, истинной информации о мире. Но эта информация не самоцель, конечная цель науки лежит вне её и состоит в том, что наука используется человеком для увеличения своей свободы и независимости от природы, для улучшения качества жизни, повышения её комфорта. К сожалению, нередко научные знания используются для антигуманных, разрушительных целей: достижения военного и политического господства, промывки мозгов и манипуляции общественным мнением, увеличения богатства одних за счёт эксплуатации других и т.д.


В-третьих, в своей социальной ипостаси наука – особый социальный институт, т.е. иерархически организованная система учреждений, социальных статусов и ролей, норм и правил, снабжённая собственной материально-технической базой и выполняющая ряд общественно полезных функций.

Ответив на вопрос о сущности науки, мы можем теперь перейти к проблеме строения научного знания.

Структура науки отличается сложностью, полисистемностью. Обычно выделяют четыре главных основания, по которым осуществляется классификация видов научного знания:

по предметному основанию научное знание делится на пять отраслей: математические науки, естествознание, технические науки, обществознание, гуманитарное знание;

по функциональному предназначению (по целям исследования) науки делят на фундаментальные и прикладные: первые озабочены приращением нового знания, отвечают на вопрос «что?»; вторые нацелены на решение конкретных практических проблем, они отвечают на вопрос «как?»;

по способу отражения сущности научное знание распадается на описательное и объяснительное: характерным примером первого являются ботаника, география, второго – генетика, классическая и квантовая механика, теория относительности;

по качеству содержащейся информации отличают достоверные и вероятные (гипотетические) знания: первые составляют так называемое «твёрдое ядро» науки, вторые образуют науку «переднего края».
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Наука представляет собой сложный феномен, имеющий три основные стороны. В когнитивной ипостаси, наука – это система обоснованных, проверенных практикой знаний о мире. В деятельностной – деятельность по получению таких знаний. И в социальной – особый социальный институт, выполняющий ряд общественно-полезных функций.
Вопрос 2. Динамика научного знания. Эволюции и революции в истории науки
Термин «динамика науки» имеет три основных значения. Во-первых, это процесс развития, исторической эволюции науки. Во-вторых, закономерности, управляющие этим процессом, иными словами, логика роста научного знания. В-третьих, так именуется раздел философии науки, нацеленный на открытие и исследование этих закономерностей.

Среди науковедов не существует общего согласия по вопросу о возникновении науки: одни считают, что она появилась вместе с Homo sapiens’ом, другие полагают местом рождения науки Древнюю Грецию, третьи относят появление науки к 17-му веку, а чётвёртые доказывают, что подлинная наука ещё даже не родилась. На наш взгляд, наиболее убедительной представляется вторая точка зрения, поскольку именно древние греки впервые стали