ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 443
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Законы диалектики открыл и сформулировал Гегель. Выделяют три закона: закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий источник, причину развития, закон перехода количественных изменений в качественный, показывающий как появляется новое в развитии и, наконец, закон отрицания отрицания, постулирующий единство изменчивости и преемственности в развитии.
Вопрос 3. Альтернативы диалектики
Диалектика не единственная общая теория развития. Альтернативные точки зрения на развитие отстаивают, с одной стороны, метафизика, а с другой – эмерджентизм. Метафизика отрицает качественный характер развития, появление в ходе развития принципиально нового, т.е. понимает развитие как рост, как простое накопление, увеличение, развертывание уже заранее данного. Также метафизика отрицает роль внутренних противоречий как источника развития, нередко полагая, что изменения в объекте происходят под влиянием внешней среды. Метафизический взгляд на реальность был свойственен, прежде всего, философии и науке Нового времени, базирующейся на механической картине мира. Например, известный французский естествоиспытатель XVIII – XIX в.в. Жорж Кювье полагал, что животные виды неизменны, а очевидную смену одного типа фауны другим в истории Земли объяснял теорией катастроф: на вопрос, откуда появились новые виды, Кювье отвечал, что они «пришли из другого места».
Эмерджентизм (от англ. emergent — внезапно возникающий) -- философская концепция, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс, при котором возникновение новых, высших качеств обусловлено идеальными силами. Таким образом, эмерджентизм впадает в другую крайность: отрывает качественные изменения от количественных, полагает, что новое может появиться «вдруг», без предварительной подготовки, и так же, как метафизика, ищет источник развития во внешних для объекта силах. Эта концепция разрабатывалась на рубеже XIX – XX в.в. в сочинениях английского философа Сэмюэла Александера (1859-1938) и английского биолога К. Ллойда Моргана, близки к эмерджентизму эволюционные теории французских философов Анри Бергсона и Пьера Тейяра де Шардена.
Метафизика выступает по отношению к диалектике не только как альтернативная концепция развития, но и как противоположный диалектике метод мышления. Если диалектика требует от исследователя мыслить творчески, дивергентно, альтернативно и нешаблонно, то метафизический тип мышления, напротив, характеризуется односторонностью, шаблонностью, стереотипностью. Метафизическому мышлению свойственны догматизм, абсолютизация того или иного момента в составе целого, недостаточное понимание взаимосвязи и взаимодействия объектов и явлений действительности.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:
1. В качестве альтернатив диалектики выступают метафизика и эмерджентизм. Эмерджентизм абсолютизирует прерывистый, скачкообразный характер развития. Здесь новое появляется вдруг, сразу, без предварительного количественного накопления изменений. Метафизика впадает в другую крайность – отрицает качественный характер развития, понимает развитие как рост, простое развертывание уже данного, как накопление, увеличение того, что раньше уже было.
Основная литература:
-
Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 34-37, 262-277. -
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 95-184. -
Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 490-496, 487-490. -
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.395-400. -
Злотников Ю.Я. Методология и логика научно-технического познания. Лекция. – М.: ВИПТШ МВД РФ, 1993. С. 15-32. -
Злотников Ю.Я., Остах С.В. Диалектика пожарной техники и тактики: Лекция. –М.: ВИПТШ МВД РФ, 1995. -
Злотников Ю.Я., Труняев П.Ю. Диалектика как теория и методология деятельности инженеров пожарной безопасности: Учебное пособие. – М.: АГПС МЧС РФ, 2005.
Дополнительная литература:
-
Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. -
Богомолов В.С. Диалектический логос. М., 1985. -
Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 3-х тт. М., 1974 – 1977. -
Китайская «Книга перемен». М., 1993. -
Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.
Тема 14. Познание как предмет философского анализа
План лекции:
-
Сущность процесса познания. Знание и познание -
Познавательное отношение и его структура -
Истина, ее свойства и критерии. Роль практики в познании
ВВЕДЕНИЕ
На предыдущей лекции мы рассмотрели диалектику как учение о развитии. Темой «Диалектика» мы закончили изучение онтологии как учения о бытии.
Сегодня мы переходим к следующему разделу теоретической философии, который называется «гносеология» и понимается как учение о познании, его фундаментальных особенностях, принципах, структуре, видах. Исходя из сказанного, цель сегодняшней лекции будет состоять в том, чтобы изучить основы гносеологии, осветить наиболее важные темы и проблемы теории познания.
Вопрос 1. Сущность процесса познания. Знание и познание
Проблемы познания традиционно привлекали внимание философов, начиная с древности. В философии Платона встречаем противопоставление «эпистемы» и «доксы». Первая – это знание, основанное на разуме, на логике, на доказательствах. Сегодня мы называем его дискурсивным знанием (от. discourse – речь). Вторая, «докса» -- это знание-мнение, основанное на чувствах, нередко обманчивое, способное вводить в заблуждение.
Обратимся теперь к основным понятиям и идеям современной гносеологии.
Гносеология (теория познания) – учение о сущности познавательной деятельности, её структуре, уровнях и формах, предпосылках и условиях адекватности.
Попробуем определить объект и предмет гносеологии. Очевидно, что объектом теории познания являются два основных феномена – познание (познавательная деятельность) и знание (результат этой деятельности). А предметом – наиболее общие закономерности познавательной деятельности, её сущность, предпосылки, структура, средства, особенности результатов, условия адекватности.
Гносеология как и любая отрасль знаний обладает своей структурой. На наш взгляд, в структуре гносеологии можно выделить три основных дисциплины:
общую теорию познания, изучающую наиболее общие вопросы гносеологии – сущность и структура познания, уровни и виды знания, типология средств познания, истина и её критерии;
эпистемологию (от греч. episteme – точное, строгое знание), исследующую специфику научного познания;
методологию, нацеленную на изучение когнитивной подсистемы науки, или, иными словами, изучающую структуру научного знания, средства и методы научного познания.
Первый вопрос, на котором мы вкратце остановимся, это вопрос о том, познаваем ли мир в своей сущности?
По этому вопросу можно выделить три основные позиции: гностицизм (гносеологический оптимизм), агностицизм и скептицизм.
Гносеологического оптимизма придерживалось подавляющее большинство мыслителей. Его суть можно сформулировать так: сущность мира познаваема.
Агностицизм – учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности явлений и процессов действительности. Агностики отрицают не сам факт познания – очевидное отрицать глупо. Они не согласны с идеей о том, что наши знания адекватно, правильно отражают сущность действительности. По их мнению, познание – это способ упорядочения наших ощущений, а знать о том, что же за ощущениями скрывается – мы не можем. Наиболее известные представители агностицизма – Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант.
Скептицизм занимает срединную, промежуточную позицию между агностицизмом и гносеологическим оптимизмом. Основной тезис скептицизма гласит: всякое знание сомнительно, всякое знание может быть недостоверным.
Второй вопрос, на котором надлежит остановиться, -- это вопрос о том, что есть познание? Попробуем выявить основные признаки познания, а затем сформулировать его определение.
Прежде всего, познание – это особый род деятельности, развертывающийся в идеальной сфере, т.е. один из видов духовной деятельности человека. Будучи духовной деятельностью, познание в определенном отношении противоположно практике как деятельности материально-преобразовательной. Познание можно определить как особый вид духовной деятельности, связанный с получением, обработкой, систематизацией информации и нацеленный на идеальное воспроизведение явлений и процессов действительности, их описание, объяснение, предсказание.
Результатом познавательной деятельности является знание, которое и выступает в качестве отражения, идеального воспроизведения (как правило, в знаково-символической, реже – в образной форме) свойств и качеств, связей и отношений явлений и процессов действительности.
Завершая разговор о природе знания, отметим его важнейшие свойства:
-
способность адекватно отражать окружающий мир; -
способность опредмечиваться, т.е. запечатлеваться в материальных носителях (прежде всего, в языке, текстах, вещах), кумулироваться (накапливаться) в текстах и других носителях; -
способность распредмечиваться, т.е. извлекаться из материальных носителей; -
способность транслироваться от человека к человеку, от поколения к поколению; -
способность трансформироваться в действия людей, служить руководством к практике; -
способность упорядочиваться и систематизироваться.
К числу уникальных свойств знания, радикально отличающих его от материальных вещей, также следует отнести:
-
способность храниться вечно; -
способность использоваться бесконечное число раз; -
передаваться от человека к человеку без утраты передающим.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:
1. Гносеология – это философское учение о познании, его объектом являются как знание, так и познание, а предметом – наиболее важные закономерности познавательной деятельности человека.
2. Познание – это вид духовной деятельности человека, нацеленный на адекватное воспроизведение действительности в идеальном плане, проникновение в сущность процессов и явлений, их описание, объяснение и предсказание. Результатом познания является знание как совокупность представлений, понятий, гипотез, теорий, отражающих действительность.
Вопрос 2. Познавательное отношение и его структура
Дальнейшее прояснение специфики и сущности познания целесообразно продолжить вопросом о строении познавательной деятельности или, иначе говоря, о структуре процесса познания. В гносеологии эта структура получила наименование «познавательного отношения». Познавательное отношение – это активно-деятельностная, динамичная взаимосвязь между сторонами (элементами) познавательного процесса. Таких сторон всего три: субъект познания, средства познания, объект познания. Или схематично:
С – Ср. – О
В гносеологии субъект есть носитель познавательного активизма: хотения, веления, целеполагания. В познании субъекту принадлежит ведущая, организующая и направляющая роль, проявляющаяся в том, что он определяет объект, цели и задачи, стратегию и тактику исследования, выбирает средства познания, контролирует и корректирует ход познания, планирует и оценивает конечный результат. В качестве субъекта может выступать не только индивид, но и группы людей, например, научные коллективы, академическое сообщество в целом и даже народы (этносы).
Субъекту противостоит объект как фрагмент реальности, на который нацелена его познавательная активность, который субъект стремится духовно освоить, т.е. препарировать, расчленить, проникнуть в его глубинные, сущностные слои, вскрыть закономерности его существования и развития.
Средства познания можно определить как инструменты, используемые субъектом для повышения точности, эффективности своей познавательной деятельности.
По нашему убеждению, средства познания делятся на три большие группы (вида): физиологические, технические и концептуальные.
Физиологические средства – первичный канал контакта человека с миром. К физиологическим средствам относятся: органы чувств, центральная и периферическая нервная система, головной мозг.
Технические средства – это разнообразные приборы и установки, являющиеся результатом технического творчества человека и используемые в познавательной деятельности.
Технические средства познания можно разделить на следующие группы:
1. Измерительные приборы и инструменты.
2. Экспериментальные установки
3. Наблюдательные приборы.
4. Аппаратура для обработки и хранения информации.
Концептуальные (от лат. concept – понятие) средства познания являются плодом совокупной интеллектуальной деятельности человечества. В отличие от технических средств, они не имеют материально-вещественной формы существования. Они существуют в идеальном мире – мире понятий, законов, принципов, правил.