ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 414
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основателем стоицизма – самой влиятельной школы на просторах Римской империи – был Зенон из Китиона (334 - 262 до н.э.), ученик киника Кратета. Однако наиболее известны римские стоики – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. И хотя стоики внесли заметный вклад в логику и физику, главной целью их изысканий была этика. Идеал стоиков – мудрец, безропотно и мужественно переносящий все удары неподвластной нам судьбы. Для стоиков внешний мир – это мир несвободы, опасный и непредсказуемый, в нашей власти только наш собственный внутренний мир, в котором мы сами себе хозяева. Поэтому если нельзя изменить мир, то можно изменить свое отношение к происходящему в мире.
В целом, эллинистическая и древнеримская философия проникнута нарастающим ощущением пессимизма, ожиданием конца великой эпохи.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:
1. Как для эллинистической, так и для римской философии характерны следующие особенности: во-первых, приоритет этической проблематики и отход на второй план проблем онтологии, гносеологии, логики, натурфилософии; во-вторых, ориентация не столько на творение новых оригинальных идей, сколько разработка старых, созданных в классический период; и, наконец, в-третьих, необычайный расцвет наук, окончательно отделившихся от философии.
2. Неоплатонизм и стоицизм, пессимистично смотревшие на разрушающуюся Римскую цивилизацию, проповедовавшие внутреннею независимость, уход в себя вплоть до мистического слияния с Богом или Единым, впоследствии оказались востребованы зародившимся христианством и внесли огромный вклад в формирование средневековой христианской философии.
Основная литература:
-
Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 30-42, 218-222. -
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 93-115. -
Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 43-47, 126-128, 285, 420-423. -
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.10-13, 184-193, 271-276, 303; 317-319. Ч.2. С. 8-9, 87-91, 144-146, 232-235, 407-419.
Дополнительная литература:
-
Аристотель. Сочинения. В 4-х тт. М., 1978 – 1984. -
Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976. -
Богомолов В.С. Античная философия. М., 1983. -
История философии (Россия – Запад – Восток). М., 1995, 1996. Кн. 1. -
Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989. -
Платон Сочинения. В 4-х тт. М., 1990 – 1995. -
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 3-х т. СПб., 1994 -- 1996. Т.1. -
Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. -
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991. -
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
Тема 4. Средневековая философия
План лекции:
1. Характерные особенности средневековой философии
2. Основные идеи и представители апологетики и патристики
3. Схоластика и мистика
ВВЕДЕНИЕ
На предыдущей лекции мы рассмотрели основные идеи античной философии, которая заложила основы западного способа мышления. Но западноевропейский менталитет формировался не только под влиянием античной философии, но и несколько более позднего явления, имя которому христианство. Христианство не просто мировая религия, а наряду с античной философией оно составляет фундамент западноевропейской, да и отечественной тоже, культуры.
Цель настоящего занятия – рассмотреть сначала характерные особенности христианской средневековой философии, а затем выяснить своеобразие важнейших периодов в развитии средневековой мысли, изучить взгляды наиболее видных средневековых христианских мыслителей – Августина и Фомы Аквинского.
Вопрос 1. Характерные особенности средневековой философии
Под философией Средних веков имеют в виду исторически своеобразный способ философствования, сопряпряжённый с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, т.е. на принципах, общих для христианства, мусульманства и иудаизма, но чуждых античному мировоззрению.
Хронологические рамки средневековой философии не совпадают с эпохой Средневековья: начало философствования приходится на рубеж I - II вв. н.э., его завершение – на XIV век.
Средневековая философия оказалась своеобразным синтезом античного разума и христианской (или мусульманской) веры. В ту эпоху теологизация философии (т.е. подчинение философии богословию) была неизбежна, ибо христианизированные варвары не могли бы терпеть и понимать иную.
Будучи от начала и до конца пронизанной верой, подчинённой религиозному мировоззрению и церкви, средневековая философия разделяла и основополагающие принципы христианского мировоззрения. Отметим наиболее важные из числа последних:
-
Теоцентризм (от греч. theos – бог) утверждает, что Бог – это высшее, самое совершенное существо во Вселенной, источник всего: жизни, добра, счастья. -
Фидеизм (от лат.fide – вера) означает примат веры перед разумом, прежде всего, истин Откровения, возвещённых пророками и самим мессией Иисусом Христом, перед истинами, открываемыми самим человеком в ходе познания мира. -
Монотеизм (от греч. моно – один и theos – бог) есть принцип единобожия, противостоящий языческому многобожию. -
Креационизм (от лат. creatio – творить) означает творение мира Богом из ничего. -
Провиденциализм (от лат.providentia – провидение) -- принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека, предполагает постоянное вмешательство Бога в дела мира, зависимость происходящего от воли высших сил. -
Эсхатологизм (от греч. eschatos — последний, конечный и logos — слово, учение) происходит от слова «эсхатология», обозначающее религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. -
Сотериологизм (от греч. sother – спаситель) связан с термином «сотериология», обозначающим учение о спасении души. Спасение души – важнейшая непосредственная цель каждого христианина, каждого верующего.
Наряду с мировоззренческими принципами, выражающими основное содержание христианской средневековой философии, необходимо отметить также и важнейшие черты средневекового мышления, своего рода принципы философствования, отражающие, соответственно, формальные особенности средневековой философии:
-
Ретроспективность и традиционализм, т.е. обращённость в прошлое, приверженность к традиции, любовь и уважение к ней. Максимой средневекового мыслителя был девиз: «Чем древнее – тем подлиннее, чем подлиннее – тем истиннее». -
Авторитаризм и догматизм вытекают непосредственно из традиционализма средневекового мышления. Авторитаризм означает необходимость опоры на авторитеты, без ссылок на которые нельзя себе представить ни один из богословских текстов. Догматизм – приверженность догмам, т.е. положениям, принимаемым за истинные и не подлежащими обсуждению, критике, вообще каким бы то ни было сомнениям. -
Экзегетичность (от греч. exegetikos — разъясняющий) – философ той эпохи опирался на неукоснительный авторитет Библии, которая, однако, содержала немало тёмных, непонятных мест, изобиловала противоречиями. Поэтому необходимо было истолковать, проинтерпретировать непонятные места, примирить противоречия, что и составляло задачу христианской экзегетики как искусства толкования священных текстов. -
Дидактизм, учительство, назидательность. Почти все средневековые философы раннего средневековья занимали должности в церковной иерархии, нередко весьма высокие (например, Августин был епископом Гиппона), поэтому участвовали в церковной жизни, необходимым элементом которой было чтение проповедей перед паствой.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:
1. Средневековая философия охватывает длительный период с I по XIV века нашей эры и связана она неразрывно с христианской религией. По существу, вся философия средних веков носила религиозный характер, была подчинена религии, обслуживала ее интересы, и в этом ее основная особенность.
2. Важнейшими принципами средневековой философии стали принципы христианского мировоззрения: теоцентризм, фидеизм, монотеизм, креационизм, эсхатологизм, провиденциализм, сотериологизм.
3. К особенностям стиля философствования в это время следует отнести: авторитаризм, догматизм, назидательность, экзегетизм, традиционализм.
Вопрос 2. Основные идеи и представители апологетики и патристики
В развитии средневековой философии выделяют ряд этапов, отличающихся друг от друга не только хронологически, но и стилистически, и тематически.
Исторически первый период развития христианской философии охватывает временной интервал с начала II до конца III вв. н.э. и именуется апологетикой (от греч. apologeomai — защищаю). Это время «защищающегося» христианства, для этого этапа характерны, с одной стороны, периодически вспыхивавшие со стороны властей гонения на христиан и, с другой стороны, неуклонный рост авторитета христианства, укрепление церкви на фоне усиливающегося кризиса античного политеизма (т.е. многобожия).
Апологеты адресовали свои сочинения в первую очередь римским императорам, надеясь убедить их в преимуществах христианской веры перед язычеством. Первым известным апологетом был Марциан Аристид, написавший около 140 г. н.э. «Апологию», адресованную императору Антонину Пию.
Наиболее известными апологетами являются Тертуллиан, Климент Александрийский и Ориген. Тертуллиан (160 – 220 гг н.э.) родился и прожил большую часть жизни в Карфагене, писал он по-латински и больше всего известен своим резко негативным отношением к античной философии: он доказывал, что между Афинами и Иерусалимом, Академией (платоновской) и Церковью (христианской) не может быть ничего общего. Ему приписывают формулу: «Верую, ибо абсурдно».
Деятельность Климента Александрийского (150 – 230 гг. н.э.) и Оригена (185 – 254 гг. н.э.) проходила в Александрии, в городе, где уже в начале III века процветала яркая христианская интеллектуальная жизнь, объединенная вокруг богословской школы. Климент является автором известного тезиса: «Философия – служанка богословия». Он не выступал против разума, как Тертуллиан, а в противовес ему полагал, что философия дает средства защищать веру с помощью рациональных доводов.
Второй этап в развитии средневековой философии получил название патристики (от лат. pater — отец), поскольку в это время на авансцену христианской культуры выходит многочисленная плеяда выдающихся мыслителей, признанных впоследствии «отцами Церкви» за их вклад в богословие и святость жизни. Заслуга отцов Церкви состояла в разработке христианской догматики, впоследствии утвержденной Вселенскими соборами, в создании цельного христианского мировоззрения.
Хронологические рамки патристики – III – VIII века, она разделяется на латинскую (западную) и греческую (восточную, византийскую)