ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 416
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внутренние факторы, т.е. те, что находятся внутри организма, можно классифицировать на внутрисознательные (цели, ценности, интересы), интрапсихические (включая бессознательную мотивацию), внутриорганизменные (генетические, физиологические) детерминанты.
2. Биологическое – социальное. Эта оппозиция включает в себя противоположности природного и культурного, наследственного и приобретённого (гены или воспитание), инстинктивного и сознательного (рассудочного). Проблема биологического и социального имеет многовековую историю, в ходе которой происходила абсолютизация роли либо одних, либо других факторов. В частности, французские просветители (прежде всего, К.А. Гельвеций) отстаивали первостепенную значимость социальных детерминант для онтогенетического развития индивида, тогда как А. Шопенгауэр защищал тезис о врожденном характере психологических особенностей личности.
В 20-м веке на позициях социологизаторства находилась марксистки ориентированная советская педагогика, иные, более взвешенные, взгляды обосновывали американские психологи Г. Айзенк и Р. Кэттел. Заслуга Кэттела состояла в проведении обширных факторно-аналитических исследований, нацеленных на выяснение удельного веса наследственности и окружающей среды в детерминации таких черт личности, как интеллект, сила «Я», сила «Сверх-Я», интроверсия / экстраверсия. Оказалось, что роль наследственности сильно варьирует при переходе от одного фактора к другому: если интеллект зависит от генов на 60-65 %, то экстраверсия / интроверсия – на 50%, а сила «Сверх-Я» -- только на 5 %.
На сегодня наиболее продуктивной выглядит именно позиция Кэттела, согласно которой различные психологические особенности индивида в разной степени зависят как от генетических, так и социальных факторов.
Следует отметить, что биологические и социальные факторы можно также разделить на внутренние и внешние. К внутренним биологическим факторам относятся генетические и физиологические особенности и процессы, инстинкты и биологические потребности. Что касается внешних факторов, то скорее следует говорить о природных детерминантах, в которые биологические включаются в качестве одного из видов. К внешним природным факторам относятся космические (прежде всего, солнечная активность), погодно-климатические (температура, ветер и др.), биологические (естественный отбор).
К внутренним социальным факторам относятся усвоенные индивидом социальные нормы и запреты, образующие «Сверх-Я» в психике человека, а также все иные интериоризованные психикой культурные ценности – язык, убеждения, стереотипы и пр. Внешние социальные детерминанты – это всё богатство культуры как системы материальных и духовных ценностей.
3. Сознательное – бессознательное. Если использовать фрейдовские представления о структуре психики, то более точно говорить о противостоянии сознания и пред-сознания, с одной стороны, и бессознательного – с другой. Сознательные детерминанты – это именно те побудители активности, которые могут быть осознаны без особых затруднений, в частности, без использования психологических техник, ориентированных на исследование подсознания. К сознательным факторам относятся интересы, желания, цели, ценности.
Бессознательное также неоднородно, к его основным образованиям принадлежат вытесненные желания и мотивы (фрейдовское бессознательное), инстинкты (агрессивный, альтруистический, сексуальный и др.), коллективное бессознательное (расовая, этническая память, архетипы и пр.), перинатальный и трансперсональный опыт, бессознательные предрассудки, стереотипы, автоматизмы.
4. Материальное – духовное. Имеется в виду не столько противостояние материальных и духовных ценностей (потребностей), сколько противоположные базовые ориентации личности на обладание и бытие. Согласно Э. Фромму, и власть, и любовь, и знание могут стать как предметом обладания, так и бытиём – всё зависит от того, кто и с какими целями осуществляет власть, любит или познаёт. Как правило, ориентация на обладание связана с приоритетом материальных благ, а ориентация на бытие – с приматом духовных ценностей. В отличие от Фромма, мы считаем, что ориентации на обладание и бытие неантагонистичны, совместимы друг с другом, могут быть (и чаще бывают) взаимодополнительными. Поэтому правильнее говорить о приоритете, преобладании той или другой ориентации в жизни конкретного человека.
Обобщая и подытоживая вышесказанное о детерминантах человеческого бытия, можно заключить: человек – существо поликаузальное, детерминируемое множеством причин и факторов, взаимодействующих, пересекающихся и перетекающих друг в друга, соотношение между которыми своеобразно для каждого индивида, для каждой ситуации.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:
1. Детерминанты человеческого бытия – это причины и факторы, оказывающие влияние на поведение, мышление, мировоззрение человека и другие стороны его бытия в мире. Среди этих детерминант выделяются: внешние, находящиеся за пределами психики и организма, и
внутренние, воздействующие на человека изнутри; сознательные, например, наши цели, желания, убеждения, и бессознательные, к которым относят инстинкты, вытесненные желания, комплексы и др.; ситуативные (напр., нахождение в толпе) и долгосрочные (напр., неблагоприятная семейная обстановка). Однако центральной парой детерминант выступает дилемма биологического и социального. Эта оппозиция включает в себя противоположности природного и культурного, наследственного и приобретённого (гены или воспитание), инстинктивного и сознательного.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 23. Культура и цивилизация. Проблемы и современной цивилизации
План лекции:
ВВЕДЕНИЕ
На предыдущей лекции мы с вами завершили изучение проблемы человека в философии. Сегодня мы заканчиваем изучение философии. Традиционно курс изучения философии принято завершать темой «Культура и цивилизация», поскольку именно в феномене культуры интегрируются все то, что мы называем ценностями мировой цивилизации, именно культура включает в себя все достижения человека и человечества, а
наличие культуры отличает человека от животных, делает человека человеком.
Таким образом, цель сегодняшнего занятия можно сформулировать так: рассмотреть сущность и соотношение таких феноменов, как культура и цивилизация, а также особенности современной мировой цивилизации.
Вопрос 1. Сущность, структура и функции культуры
Первоначальное значение латинского слова «культура» связано с такими словами как возделывание, уход, почитание. Изначально применение слова «культура» ограничивалось сферой сельского хозяйства, под ним понималсяспособ возделывания, обработки земли, и только в XVIII веке оно стало наполняться духовным содержанием и стало обозначать совершенствование человеческих качеств. В эпоху Просвещения культурным называли человека начитанного и утончённого в манерах. В современном значении слово «культура» впервые употребил немецкий историк, философ И.Г. Гердер (1744-1803).
В 20-м веке культура начинает трактоваться предельно широко – как универсальный способ бытия человека в мире (в отличие от животных, о культуре которых можно говорить только в метафорическом смысле), как искусственно созданная, преобразованная человеком среда обитания (в этом смысле культура выступает синонимом ноосферы).
В современной философии, слово «культура» обычно понимается в двух основных значениях: широком и узком. В первом случае культура оказывается тождественной общественной человеческой жизни, во втором – выступает синонимом духовной жизни общества и человека. На наш взгляд, наиболее ёмко и лаконично культуру можно определить как материально-духовную среду, созданную, взращенную человеком. В этом отношении культура, с одной стороны, противостоит, а, с другой стороны, надстраивается, вырастает из природы как естественной среды обитания человека и общества.
В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры. С точки зрения аксиологического подхода, культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. С точки зрения деятельностного подхода, культура – это специфический способ человеческой жизнедеятельности.
Важно отметить, что основным элементом культуры, её далее неделимой «клеточкой» выступает ценность. Понятие ценности выражает
значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Эта значимость определяется не свойствами предметов самих по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.
Мир ценностей весьма многообразен. Ценности делятся на:
2. Биологическое – социальное. Эта оппозиция включает в себя противоположности природного и культурного, наследственного и приобретённого (гены или воспитание), инстинктивного и сознательного (рассудочного). Проблема биологического и социального имеет многовековую историю, в ходе которой происходила абсолютизация роли либо одних, либо других факторов. В частности, французские просветители (прежде всего, К.А. Гельвеций) отстаивали первостепенную значимость социальных детерминант для онтогенетического развития индивида, тогда как А. Шопенгауэр защищал тезис о врожденном характере психологических особенностей личности.
В 20-м веке на позициях социологизаторства находилась марксистки ориентированная советская педагогика, иные, более взвешенные, взгляды обосновывали американские психологи Г. Айзенк и Р. Кэттел. Заслуга Кэттела состояла в проведении обширных факторно-аналитических исследований, нацеленных на выяснение удельного веса наследственности и окружающей среды в детерминации таких черт личности, как интеллект, сила «Я», сила «Сверх-Я», интроверсия / экстраверсия. Оказалось, что роль наследственности сильно варьирует при переходе от одного фактора к другому: если интеллект зависит от генов на 60-65 %, то экстраверсия / интроверсия – на 50%, а сила «Сверх-Я» -- только на 5 %.
На сегодня наиболее продуктивной выглядит именно позиция Кэттела, согласно которой различные психологические особенности индивида в разной степени зависят как от генетических, так и социальных факторов.
Следует отметить, что биологические и социальные факторы можно также разделить на внутренние и внешние. К внутренним биологическим факторам относятся генетические и физиологические особенности и процессы, инстинкты и биологические потребности. Что касается внешних факторов, то скорее следует говорить о природных детерминантах, в которые биологические включаются в качестве одного из видов. К внешним природным факторам относятся космические (прежде всего, солнечная активность), погодно-климатические (температура, ветер и др.), биологические (естественный отбор).
К внутренним социальным факторам относятся усвоенные индивидом социальные нормы и запреты, образующие «Сверх-Я» в психике человека, а также все иные интериоризованные психикой культурные ценности – язык, убеждения, стереотипы и пр. Внешние социальные детерминанты – это всё богатство культуры как системы материальных и духовных ценностей.
3. Сознательное – бессознательное. Если использовать фрейдовские представления о структуре психики, то более точно говорить о противостоянии сознания и пред-сознания, с одной стороны, и бессознательного – с другой. Сознательные детерминанты – это именно те побудители активности, которые могут быть осознаны без особых затруднений, в частности, без использования психологических техник, ориентированных на исследование подсознания. К сознательным факторам относятся интересы, желания, цели, ценности.
Бессознательное также неоднородно, к его основным образованиям принадлежат вытесненные желания и мотивы (фрейдовское бессознательное), инстинкты (агрессивный, альтруистический, сексуальный и др.), коллективное бессознательное (расовая, этническая память, архетипы и пр.), перинатальный и трансперсональный опыт, бессознательные предрассудки, стереотипы, автоматизмы.
4. Материальное – духовное. Имеется в виду не столько противостояние материальных и духовных ценностей (потребностей), сколько противоположные базовые ориентации личности на обладание и бытие. Согласно Э. Фромму, и власть, и любовь, и знание могут стать как предметом обладания, так и бытиём – всё зависит от того, кто и с какими целями осуществляет власть, любит или познаёт. Как правило, ориентация на обладание связана с приоритетом материальных благ, а ориентация на бытие – с приматом духовных ценностей. В отличие от Фромма, мы считаем, что ориентации на обладание и бытие неантагонистичны, совместимы друг с другом, могут быть (и чаще бывают) взаимодополнительными. Поэтому правильнее говорить о приоритете, преобладании той или другой ориентации в жизни конкретного человека.
Обобщая и подытоживая вышесказанное о детерминантах человеческого бытия, можно заключить: человек – существо поликаузальное, детерминируемое множеством причин и факторов, взаимодействующих, пересекающихся и перетекающих друг в друга, соотношение между которыми своеобразно для каждого индивида, для каждой ситуации.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:
1. Детерминанты человеческого бытия – это причины и факторы, оказывающие влияние на поведение, мышление, мировоззрение человека и другие стороны его бытия в мире. Среди этих детерминант выделяются: внешние, находящиеся за пределами психики и организма, и
внутренние, воздействующие на человека изнутри; сознательные, например, наши цели, желания, убеждения, и бессознательные, к которым относят инстинкты, вытесненные желания, комплексы и др.; ситуативные (напр., нахождение в толпе) и долгосрочные (напр., неблагоприятная семейная обстановка). Однако центральной парой детерминант выступает дилемма биологического и социального. Эта оппозиция включает в себя противоположности природного и культурного, наследственного и приобретённого (гены или воспитание), инстинктивного и сознательного.
Основная литература:
-
Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 355-356, 465-473, 476-483. -
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 224-247, 254-258. -
Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 221-229, 258-259, 272-275, 291-293.
Дополнительная литература:
-
Алексеев В.П. Становление человечества. - М.: Политиздат, 1984. -
Биология в познании человека. М., 1989. -
Бухбиндер А. Бархатная революция // Знание – сила, № 3, 2003. -
Вартбург М. Чьи же мы потомки, в конце-то концов? // Знание – сила, № 10, 2001. -
Евграфов О. «Прародитель» полутора миллионов русских жил 2,5 тысячи лет назад. Кто он был? // Знание – сила, № 11-12, 1999. -
Ефремов К. СЕНСАЦИЯ! Найден предок человека… О химере «антропология + журналистика + политика» // Знание – сила, № 6, 2001. -
Зеленко Г. Теперь человеку — 7 миллионов лет! // Знание – сила, № 7, 2002. -
Нудельман Р. Наши древние отцы (и матери тоже) // Знание – сила, № 6, 2001. -
Нудельман Р. У начала начал? // Знание – сила, № 2, 2003. -
Силкин Б. Наше генеалогическое древо сотрясается // Знание – сила, № 6, 2001. -
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. -
Эрфурт А. Боги нового тысячелетия. – М., 2001.
Тема 23. Культура и цивилизация. Проблемы и современной цивилизации
План лекции:
-
Сущность, структура и функции культуры -
Культура и цивилизация. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития -
Глобальные проблемы современности: сущность, происхождение, перспективы решения
ВВЕДЕНИЕ
На предыдущей лекции мы с вами завершили изучение проблемы человека в философии. Сегодня мы заканчиваем изучение философии. Традиционно курс изучения философии принято завершать темой «Культура и цивилизация», поскольку именно в феномене культуры интегрируются все то, что мы называем ценностями мировой цивилизации, именно культура включает в себя все достижения человека и человечества, а
наличие культуры отличает человека от животных, делает человека человеком.
Таким образом, цель сегодняшнего занятия можно сформулировать так: рассмотреть сущность и соотношение таких феноменов, как культура и цивилизация, а также особенности современной мировой цивилизации.
Вопрос 1. Сущность, структура и функции культуры
Первоначальное значение латинского слова «культура» связано с такими словами как возделывание, уход, почитание. Изначально применение слова «культура» ограничивалось сферой сельского хозяйства, под ним понималсяспособ возделывания, обработки земли, и только в XVIII веке оно стало наполняться духовным содержанием и стало обозначать совершенствование человеческих качеств. В эпоху Просвещения культурным называли человека начитанного и утончённого в манерах. В современном значении слово «культура» впервые употребил немецкий историк, философ И.Г. Гердер (1744-1803).
В 20-м веке культура начинает трактоваться предельно широко – как универсальный способ бытия человека в мире (в отличие от животных, о культуре которых можно говорить только в метафорическом смысле), как искусственно созданная, преобразованная человеком среда обитания (в этом смысле культура выступает синонимом ноосферы).
В современной философии, слово «культура» обычно понимается в двух основных значениях: широком и узком. В первом случае культура оказывается тождественной общественной человеческой жизни, во втором – выступает синонимом духовной жизни общества и человека. На наш взгляд, наиболее ёмко и лаконично культуру можно определить как материально-духовную среду, созданную, взращенную человеком. В этом отношении культура, с одной стороны, противостоит, а, с другой стороны, надстраивается, вырастает из природы как естественной среды обитания человека и общества.
В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры. С точки зрения аксиологического подхода, культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. С точки зрения деятельностного подхода, культура – это специфический способ человеческой жизнедеятельности.
Важно отметить, что основным элементом культуры, её далее неделимой «клеточкой» выступает ценность. Понятие ценности выражает
значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Эта значимость определяется не свойствами предметов самих по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.
Мир ценностей весьма многообразен. Ценности делятся на:
-
материальные и духовные – первые удовлетворяют потребности нашего тела, ценны своими утилитарно-вещественными свойствами, вторые – удовлетворяют потребности и интересы нашей души, имеют внеутилитарный смысл; - 1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17