Файл: Конспект (тезисы) лекций по дисциплине Философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 422

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Продолжая традиции Беркли, Юм выступает против идеи субстанции и понятия причинности. По его мнению, в мире самом по себе нет причин и следствий, представление о причинности появляется у нас вследствие привычки наблюдать чередующиеся события. Юм также известен как критик религии, он выступает и против понятия Бога, и против чудес.
Вопрос 3. Французская философия XVIII века
Восемнадцатый век – это век Просвещения. Предшественников, провозвестников этой эпохи мы встречаем еще в 17 веке и по всей Европе, по сути, к ним можно отнести всех крупных мыслителей 17 века, особенно Декарта, Локка, Лейбница. Однако родиной и истинным центром Просвещения стала Франция, откуда просветительские идеи расползались по всему миру, включая Россию и США.Сам термин «Просвещение» впервые употребил английский поэт Джон Мильтон. Это случилось еще в 1667 году. Однако начало эпохи датируют обычно примерно 1715 годом, ее расцвет – 1760-80-е годы, а завершение – первая четверть уже следующего, 19-го века.

Просвещение – это, прежде всего, эпоха торжества разума. Её девиз: «Знание и образование, свет разума спасут мир, сделают его лучше!» Мыслителям того времени казалось, что стоит дать широким слоям населения образование, обучить их грамоте и хорошим манерам, и сами собой улучшатся нравы и постепенно исчезнут такие негативные явления, как эксплуатация человека человеком, рабство, войны, насилие.

Именно в эту эпоху были обоснованы и развиты те идеи, которые легли в основу социального устройства как современной Европы, так и мира в целом. Просветители духовно подготовили и Великую Французскую революцию 1789 года, и Американскую революцию 1776-го, и восстание декабристов в России в 1825 году.

Таким образом, в социально-классовом отношении французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой Французской революции.

Центральные идеи просветителей таковы:

1. О первой идее мы уже говорили, тем не менее, есть такие вещи, которые стоит повторить. Итак, главная идея Просвещения – идея прогрессивной роли разума, образования, науки: «Знание и образование, свет разума спасут мир, сделают его лучше!»

2. Идея прогресса как постепенного и всестороннего улучшения жизни людей, общества в целом.

3. Идея правового государства выступает главной социально-политической идеей. В эпоху Просвещения были выработаны такие принципы правового государства, как разделение властей, верховенство закона, равенство людей перед законом, выборности органов власти, подотчетность власти населению.


4. К идее правового государства примыкает идея неотчуждаемых прав и свобод человека, среди которых право на жизнь, право на труд и отдых, на справедливый суд, свобода мысли и вероисповедания и многие другие.

5. Идея равенства всех людей и вытекающая из нее идея всесилия воспитания, наиболее полно и последовательно выраженная Гельвецием. Гельвеций выступает против традиционного противопоставления людей на избранных аристократов, в жилах которых течет «голубая кровь», и на всех остальных, не обладающих заметными талантами. Все люди, по его мнению, имеют одинаковые способности, и только социальная среда, воспитание делает одних более талантливыми и умными, чем других.

6. Свободомыслие просветителей выразилось в двух взаимосвязанных идеях, имеющих отношение к религии и церкви. Во-первых, это деизм как наиболее распространенная религиозная позиция, по существу выступающая скрытой формой атеизма. Деизм признает Бога только как творца материи, автора первотолчка и создателя законов природы. Из деизма логически вытекала вторая идея, точнее, позиция – антиклерикализм, означающая враждебное отношение к церкви, стремление лишить ее прав и собственности, приуменьшить роль в политике и экономике, лишить роли ведущей духовной силы в обществе.

7. Наконец, многие просветители были сторонниками материализма, прежде всего, Ламетри и Гольбах. Последний дал классическое определение материи, сохранявшее свою актуальность вплоть до начала 20-го века.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. 18 век – это время торжества науки и разума, получившее название эпохи Просвещения. Центром просветительской мысли стала Франция, а результатом философско-публицистической деятельности просветителей оказалась Великая французская революция, которую они идеологически подготовили и предвосхитили.

2. К числу основных идей, обоснованных просветителями, следует отнести идеи главенства разума в человеческой жизни, правового государства и неотъемлемых прав человека, прогресса как неуклонного всестороннего улучшения жизни людей, идею равенства всех людей и всесилия воспитания. Просветители верили, что знание и образование спасут мир, сделают его и людей чище, добрее, нравственнее.

3. Просветители выступили с резкой критикой религии и церкви. Многие из них были атеистами и материалистами, однако доминирующей формой свободомыслия в то время стал деизм, в котором Бог лишь творит мир, дает ему законы и приводит в движение материю, и более не вмешивается в дела природы, общества и человека.


Основная литература:

  1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 62-82, 278-281.

  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 146-169.

  3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 63-73, 423-425.

  4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.15-34, 197-217, 249-254, 256- 269, 329-339, 372-383, 414-441, 485-507, 615-620, 628-632; Ч. 2. С. 17-23, 175-189, 386-387, 419-434.


Дополнительная литература:

  1. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. М., 1977-1978.

  2. Гельвеций К.А. Сочинения. В 2-х тт. М., 1977-78.

  3. Декарт Р. Сочинения: в 2 т. М., 1989-1991.

  4. Кузнецов В.Н, Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия ХVШ в. М., 1986.

  5. Нарский М.С. Западноевропейская философия ХVП в. М., 1974.

  6. Соколов В.В. Европейская философия ХV – ХVII веков. М., 1984.

  7. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х тт. М., 1957.

Тема 7. Немецкая классическая философия
План лекции:

1. Общая характеристика немецкой классической философии

2. Теория познания и учение о морали И. Канта

3. Объективный идеализм Г. Гегеля

4. Антропологический материализм Л. Фейербах
ВВЕДЕНИЕ
Если XVII век прошел под знаком борьбы эмпиризма и рационализма, то век XVIII стал эпохой торжества разума. В целом, XVIII век в Европе называют поэтому эпохой Просвещения. В конце XVIII века центр философской мысли Европы постепенно перемещается в Германию, где появляется целая плеяда мыслителей, идеи которых вошли в историю под собирательным именем «немецкая классическая философия».

Сегодня мы и рассмотрим воззрения этих философов, которые своим творчеством завершают эпоху Просвещения и доводят просветительскую мысль до логического конца, придают ей научную строгость, системность и глубокую обоснованность, которой не было у французских просветителей. Таким образом, цель настоящей лекции – рассмотреть основное содержание немецкой классической философии.
Вопрос 1. Общая характеристика немецкой классической философии
Понятие «немецкая классическая философия» (далее—н.к.ф.) обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли 2-й пол. 18-го – 1-й пол. 19-го вв., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.


Почему эти пять мыслителей объединены вместе? Почему выбраны именно эти пять философов, а не какие-либо другие?

Корень ответа на вопрос заключён в той эпохальной, всеевропейской значимости каждого из перечисленных философов. Их глубокие философские идеи не только выдвинули немецкую философию на ведущие позиции в Европе конца 18-го – начала 19-го веков, но и предопределили её всемирно-историческое значение в качестве квинтэссенции мировоззрения современной нам западной цивилизации. Именно н.к.ф. довела до полной ясности, до почти кристальной чистоты идеологию Просвещения, равно как и идеологию буржуазии, которая именно в это время начала утверждать своё господство в качестве наиболее прогрессивного, наиболее деятельного социального класса.

Представляется возможным выделить несколько важнейших особенностей немецкой классической философии:

  1. Стремление к полноте, ясности, системной стройности мысли, сочетающееся с интенцией к широте охвата её содержания, т.е. всех сфер природного и социального бытия.

  2. Глубина, сложность, подчас запутанность языка, на котором говорили эти философы, с помощью которого излагали свои взгляды.

  3. Третья черта состоит в рассмотрении философии как науки наук (например, Фихте так прямо и называл свою философию «наукоучением»), которая поэтому должна носить всецело рациональный, дискурсивный характер, что предполагает опору на логику, доказательства, факты естествознания.

  4. Претензия на радикальную новизну в философии, присущая всем пятерым мыслителям.

  5. Основной проблемой этой философии являлся вопрос об отношении между мышлением и бытиём, о первичности либо сознания, либо материи.


Выводы по 1 вопросу:

Немецкая классическая философия представляет собой завершение просветительской мысли и в то же время завершение и всей классической философии, по своему общему содержанию эта философия является квинтэссенцией мировоззрения как эпохи Просвещения, так и зарождающегося буржуазного класса, в чем и состоит ее всемирно-историческое значение.
Вопрос 2. Теория познания и учение о морали И. Канта
Иммануил Кант (1724-1804) – родоначальник немецкой классической философии.

Философское творчество Канта распадается на два этапа, водораздел между которыми проходит через 1781 г. – год выхода первой «Критики». Поэтому все сочинения Канта, написанные ранее этого времени, относят к его «докритической философии», написанные после 1781 г. – соответственно, к «критическому периоду творчества».


Несколько огрубляя суть дела, можно сказать, что «докритический» Кант был приверженцем естественнонаучного материализма, тогда как «критическая философия» Канта тяготеет к субъективному идеализму.

К числу основных достижений докритической философии Канта следует, прежде всего, отнести космогоническую гипотезу, изложенную в сочинении «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755). Новаторство Канта состояло в том, что он отказался от идеи «первотолчка», признав, что движение есть неотъемлемое, атрибутивное свойство материи, хотя всё же от идеи Бога он не отказался, последний выступает у Канта в качестве творца материи.

Критическая философия Канта является одним из величайших достижений мировой философии. По убеждению Канта, философия как наука о последних (высших) целях человеческого разума должна дать ответ на четыре основных вопроса:

  1. Что я могу знать?

  2. Что я должен делать?

  3. На что я смею надеяться?

  4. Что такое человек?

На первый из четырёх вопросов призвана была ответить гносеология Канта, выраженная в «Критике чистого разума» (1781). Эта работа очень богата по содержанию и сложна для понимания, поэтому остановимся лишь на её основных идеях:

1. Задача теории познания состоит в определении и оценке источников, принципов и границ научного познания. Кант хочет провести критическую ревизию самого разума, очистить его от всего, что привносит в разум опыт, и на этой расчищенной почве построить здание новой «метафизики».

2. Априоризм[от лат. а priori -- из предшествующего]: индивид располагает определёнными, сложившимися до него, доопытными формами познания. Таковы, в частности, пространство и время как априорные формы чувственности, а также 12 категорий рассудка, к которым относятся понятия «количества», «качества», «отношения», «возможности» и др.

Отсюда следуют далеко идущие субъективно-идеалистические выводы: отрицание объективности пространства и времени, признание конструктивно-проективного характера познания («рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей»).

3. «Вещь в себе» и «явления». Всё существующее Кант разделяет на два мира: мир «вещей в себе» и мир явлений. Отношение между ними мыслится как отношение причины и следствия: «вещи в себе» выступают источником, детерминирующей подосновой явлений. Однако явления не имеют ничего общего с «вещами в себе»: познание явлений не даёт даже частичной информации о «вещах в себе», поскольку последние существуют вне времени и пространства, в то время как познание совершается в пространстве и времени. В итоге Кант приходит к агностицизму: явления не существуют сами по себе, вне процесса познания, а о том, что существует объективно, само по себе, вне нашего сознания, а таковы как раз «вещи в себе», мы ничего знать не можем.