Файл: Конспект (тезисы) лекций по дисциплине Философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 421

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Важнейшим социально-политическим событием эпохи Возрождения стала Реформация, проповедовавшая право человека на прямое общение с Богом, идею спасения через добросовестный труд. Реформация и утвердившийся благодаря ей на севере Европы протестантизм способствовали развитию капиталистических отношений и так называемой «протестантской этики», возвысившей личный успех как признак богоизбранности.
Основная литература:

  1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 52-62.

  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 135-146.

  3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 56-62.

  4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.196-197; Ч. 2. С. 10-14.


Дополнительная литература:

  1. Антология мировой философии: Возрождение. – Мн.: Харвест, 2001.

  2. Бруно Д. О героическом энтузиазме. – М., 1953.

  3. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. - М., 1989.

  4. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.

  5. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978.

  6. Соколов В.В. Европейская философия ХV – ХVII веков. - М., 1984.


Тема 6. Западноевропейская философия 17-18 вв.
План лекции:

  1. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

  2. Субъективный идеализм Беркли и Юма

  3. Французская философия XVIII века


ВВЕДЕНИЕ
Сегодня мы с вами поговорим о философии сначала 17-го века, сделав акцент именно на борьбе эмпиризма и рационализма, а затем плавно перейдем к философии 18-го века – века Просвещения. Таким образом, цель нашей лекции – последовательно и системно рассмотреть основное содержание европейской философии 17-18 веков.
Вопрос 1. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени
В центре внимания философов 17 века находились две основные проблемы, которые мы и рассмотрим. Центральной проблемой философии этого времени стала проблема познания, которая распадалась на несколько аспектов: какой метод познания наиболее эффективен, каков главный критерий истинности, каков основной источник наших знаний, наконец, какую науку следует считать образцом точности и достоверности.

В это время философы разделились на два лагеря: поклонники математики и разума составили когорту рационалистов во главе с Рене Декартом, а те, кто возвеличивали физику, механику и опыт, стали именоваться эмпириками. Духовным отцом последних принято считать Фрэнсиса Бэкона.

Чтобы рельефно показать различия между представителями двух течений, построим сравнительную таблицу:




Эмпиризм (сенсуализм)


Рационализм

1) Представители

Ф. Бэкон; Дж. Локк; Т. Гоббс; Э. Кондильяк

Р. Декарт, Б. Спиноза,

Г.-В. Лейбниц

2) Образцовая

Наука

Физика (механика)

Математика

3) Источники

Знания

Данные органов чувств и внутреннего опыта

Данные чувств и идеи разума (врожденные идеи)

4) Критерий

Истины

Опыт. В том знании, что не проверяется опытом, не может быть уверенности в его истинности

Интеллектуальная интуиция (=естественный свет разума, самоочевидность)

5) Роль чувств в

познании

Чувства (опыт) поставляют все содержание знания

Чувства дают знание, но оно не самое важное и может быть неверным (иллюзорным), чувства могут нас обманывать

6) Роль разума в

познании

Разум – это «tabula rasa» (пустая доска). Разум комбинирует, систематизирует данные опыта, не прибавляя ничего нового

Разум – творит, является источником нового знания, в нем содержатся врожденные идеи, которые нельзя почерпнуть из опыта (напр., идея бесконечности, Бога и т.п.)

7) Основной метод познания и метод построения научной системы

Индукция – обобщение опыта, переход от единичных фактов к общим выводам

Дедукция – вывод частных следствий из интуитивно ясных общих положений


Другой главной проблемой философии 17 века стала проблема субстанции, то есть вопрос о первооснове мира, известный нам еще по философии Древнего мира. Субстанция – это первооснова вещей, то, что существует само по себе, безотносительно к чему-то другому, независимо от всего другого.

Те, кто признают одну и только одну субстанцию, называются монистами. Забегая вперед, скажем, что такова, в частности, позиция Спинозы. Философы, утверждающие, что субстанций две, получили имя дуалистов. Такова, например, точка зрения Декарта. Наконец, сторонники идеи множества субстанций получили название плюралистов. Такого мнения придерживался Лейбниц.

Основоположником рационализма был французский философ Рене Декарт (1596 – 1650), носивший также латинизированное имя Картезий. Декарт был не только философом, но и крупнейшим учёным своего времени. Декарта можно считать основоположником современных алгебраических обозначений, он стал зачинателем аналитической геометрии (декартовы координаты на плоскости), дал понятия переменной величины и функции.

Как мы уже говорили, Декарт – дуалист, то есть признаёт существование двух начал. Первую субстанцию он называет протяженной – по сути это материя, а вторую, духовную субстанцию – мыслящей.

В своей теории познания Декарт разработал дедуктивный метод движения мысли от общего к частному. Также в основу истинного метода познания он положил ряд правил, сохранивших актуальность до сих пор:

1) начинать с несомненного и самоочевидного, т. е. с того, противоположное чему нельзя помыслить;

2) разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения;

3) начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному;

4) постоянно перепроверять правильность умозаключений.

Продолжателем рационалистической традиции после Декарта стал голландский мыслитель, еврей по национальности Бенедикт Спиноза (1632-1677). В отличие от Декарта, в вопросе о субстанции Спиноза был монистом. С его точки зрения, в основании мира находится единая субстанция, обладающая двумя атрибутами – протяжённостью и мышлением. Эту единую, вечную и бесконечную субстанцию философ отождествляет с природой и Богом одновременно, тем самым, развивая пантеистические представления о мире, известные вам по взглядам Джордано Бруно. Субстанция у Спинозы – это также causa sui, т.е. причина самой себя. Многообразные единичные вещи являются проявлениями субстанции или ее модусами.


Обратимся теперь к эмпиризму и взглядам его родоначальника – английского мыслителя Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). Бэкон не оставил в науке такого заметного следа, как Декарт или Лейбниц, но зато он активно занимался политикой и государственными делами, в частности, с 1618 по 1621 год Бэкон был лордом-канцлером Англии.

Главное произведение Бэкона – «Новый Органон» (1620) – посвящено именно вопросам познания. Бэкон так же, как и Декарт, критиковал средневековую схоластику и религиозно-идеалистическое мировоззрение. Он подчёркивал огромное значение естествознания и естественной философии.

Подлинным научным методом, который даёт возможность избавиться от идолов, Бэкон считал индукцию. Опираясь на опыт, человек получает знания конкретных фактов, явлений, процессов. Изучив частные, отдельные факты, можно делать обобщающие выводы. Этот метод и называется индукцией.

Развитое знание, с точки зрения Бэкона, приносит человеку власть над природой. Бэкон известен как автор лозунга: «Знание – сила» (Knowledge is power), при этом слово «power» имеет значение не только «сила», но и «власть», и «мощь».

Но все же главное значение Бэкона именно в провозглашении новой эры – эры научного знания, потому его справедливо можно считать и первым сциентистом. В работе « О достоинстве наук» Бэкон показывает роль науки в обществе: наука приносит богатство и обществу, и отдельным людям, наука также способствует облагораживанию нравов, освобождает людей от суеверий. Бэкон также известен как автор первой технократической утопии – «Новая Атлантида» (1623-24).
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. В центре внимания философов 17 века были две проблемы: проблема познания и проблема субстанции.

2. По вопросу об источнике знаний и главному критерию истинности философы разделились на два лагеря. Рационалисты – Декарт, Спиноза, Лейбниц, -- полагали, что главный источник познания – разум вместе с врожденными ему идеями, а главный критерий истины – интеллектуальная интуиция, близкая к самоочевидности. Эмпирики – Бэкон, Локк, Гоббс – считали, что главный источник знаний и критерий истинности – опыт.

3. По вопросу о субстанции мыслители делились на три группы. Монисты, в частности, Спиноза, признавали одну субстанцию. Для Спинозы – это природа тождественная Богу. Дуалисты настаивают, что субстанций две. У Декарта таковы мыслящая и протяженная субстанции. Наконец, в плюрализме Лейбница признается множество субстанций, которыми выступают монады как некие «духовные атомы».

Вопрос 2. Субъективный идеализм Беркли и Юма
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению философии 18 века, необходимо остановиться на взглядах представителей субъективного идеализма, к которым относятся английские философы Джордж Беркли и Дэвид Юм.

Джордж Беркли (1685-1753) -- английский философ; епископ в Клойне (Ирландия). В своей главной работе -- «Трактате о началах человеческого знания» (1710), -- утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятий и мышления: бытие вещей состоит в их воспринимаемости.

В целом, картину мира, согласно берклианской философии можно представить следующим образом: абсолютно существует только бог, дух существует относительно бога, ощущения - относительно духа, а вещественные объекты - относительно ощущений, причем существование последних постоянно ставится им под сомнение. Суммируя вышесказанное, можно сказать, что учение Беркли о бытии есть идеалистический монизм, полагающий единство мира в его духовности.

Дэвид Юм (1711-76) -- шотландский философ, историк, экономист. В «Трактате о человеческой природе» (1739-40) развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы. Таким образом, Юм тяготел к агностицизму – учению о непознаваемости мира. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «Не знаю». Рассказывают следующее. Когда Юм, будучи во Франции, присутствовал на великосветском приеме, то одна дама обратилась к нему с вопросом: «Господин Юм, а Вы, обращаясь со своей супругой, тоже сомневаетесь в ее реальном существовании?» На это Юм заметил, что в житейской практике он не сомневается в объективном бытии вещей.

В духе скептицизма, проблему отношения бытия и духа Юм считал неразрешимой. Также он отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма — один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Одним из направлений, по которым стал развиваться в 18 веке английский эмпиризм, стал субъективный идеализм Беркли и Юма.

2. В основе берклианства лежит идея: «существовать – значит, быть воспринимаемым». Для Беркли весь мир – комплекс моих ощущений, а вот есть ли за ощущениями какая-то реальность, этого мы, по его мнению, знать не можем.