Файл: Инновационный педагогический менеджмент характеризуется как комплекс принципов.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 237
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По характеру государственного воздействия на научную и инновационную деятельность различают методы прямого и косвенного регулирования (проводимые в рамках налоговой, кредитно-финансовой, амортизационной и внешнеэкономической политики).
Прямое регулирование включает в себя, прежде всего, бюджетное финансирование научной сферы, а также охватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор приоритетов, заключение правительственных контрактов, формирование государственного заказа, субсидирование и предоставление гарантий частным банкам).
Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам по себе обладает уникальными возможностями выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и разработках. Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрении организаций, ориентированных на инновационную деятельность, в мерах по формированию высокого социального статуса в общественном мнении и престижа образования и науки. При этом государство не контролирует конкретные научные проекты.
Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечивать учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций.
Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ.
Органы законодательной власти РФ - Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты - Комитет Госдумы по образованию, культуре и науке и Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию.
Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую непосредственно возглавляет Председатель Правительства.
Миннауки и технологий РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала.
Министерство экономики РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности, организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению внеочередных социально-экономических проблем.
Госкомитет РФ по промышленной политике координирует выполнение стратегии развития промышленности и научно-технической политики.
Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.
14. Кадровое обеспечение инновационной деятельности в образовании
Инновационная деятельность – процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке.
Само создание инновационного пространства и его функционирование определяют кадры.
Под кадровым обеспечением инноваций в практическом плане мы подразумеваем механизм управления как подготовкой кадров в соответствии с потребностями инновационных процессов в экономике, так и непрерывное развитие персонала в связи с разработкой и внедрением инноваций на предприятиях и организациях.
В современном понимании инновация – это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма элементов».
Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:
-
Научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»); -
Проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»); -
Образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике.
Инновационная деятельность педагога напрямую зависит от уровня личностной готовности педагога к такой деятельности, а именно совокупности качеств, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:
- личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);
- специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).
Обобщая исследования В.А. Адольфа и Н.Ф. Ильина
условиями успешной инновационной деятельности педагога являются:
-
повышение квалификации педагога в области инноваций (должен знать и уметь применить); -
непрерывность процесса профессионального становления педагога ; -
участие в самой инновационной деятельности и специально организованных рефлексивно-аналитических, проектировочных, творческих и образовательных процессах -
самообразование, направленное на решение существующих задач и постановку новых; -
поддержка профессионального становления.
Инновационное образование динамично. В его основе – не воспроизводство имеющихся знаний и опыта, а создание новых образовательных практик, освоение новых, компетентностных форматов профессиональной деятельности. Стремительно меняющиеся условия, в которых протекает сегодня образовательный процесс, требуют от педагога готовности к инновационной деятельности. Эта компетентностная характеристика специалиста образования реализуется в процессе профессиональной деятельности и имеет сложное содержание и структуру.
Структура готовности педагогов к инновационной деятельности рассматривалась нами как совокупность качеств воспитателя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельностивсего коллектива образовательного учреждения, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективныеспособы их решения. Готовность проявляется в трех аспектах:
- личностном,
- теоретическом,
- практическом.
Остановимся на каждом из них подробнее. Личностная готовность напрямую связана с направленностью личности педагога на инновационную деятельность, с его способностью анализировать и оценивать себя как субъектаинновационной деятельности, организовывать ее рефлексию, сотрудничать сдругими в процессе инновационной деятельности, преодолевать антиинновационные барьеры.
Теоретическая готовность связана с пониманием условий результативного внедрения инноваций, с овладением соответствующей терминологией инновационной деятельности, со способностью теоретически обосновывать инновационные изменения, с наличием концептуальных представлений об инновацияхв современном образовании.
Практический компонент готовности включает в себя умения разрабатывать и обосновывать инновационные проектные предложения, работать в творческих рабочих группах по внедрению проектов и проведению экспериментов,разрабатывать проекты внедрения новшеств, программы опытно-экспериментальной работы, способность презентовать результаты инновационной деятельности, оформлять продукты своей инновационной деятельности вудобные для использования другими формы (тексты, таблицы, диаграммы).
15. Психологические барьеры в инновационной деятельности, их причины и пути преодоления
Учеными было обнаружено, что человеку при выполнении какой-либо новой деятельности трудно разрушить привычную систему представлений и подойти к данному явлению с новой точки зрения, то есть включить его в новую систему знаний. В некоторых конкретных задачах эта трудность связана со своеобразной завуалированностью одних исходных данных и привнесением других. Отсюда появляется понятие «психологический барьер».
Актуальность изучения психологических барьеров в инновационной деятельности обусловлена необходимостью повышения адаптации человека к новому, к самосовершенствованию, к самореализации в современном обществе.
Каждый человек из совокупности внешней информации выбирает только ту, которая может быть усвоена, не разрушая и не внося существенного разлада в его душевную жизнь. Однако охрана сложившегося представления о мире препятствует творческому процессу, обращенного к пониманию нового. Поэтому возникает задача освобождения защиты, деформирующей поступающую новую информацию.
А.М. Хон вычленяет два типа психологических барьеров перед новым, которые встречаются у педагогов: когнитивный и регулятивный.
По мнению автора, когнитивные психологические барьеры перед новым проявляются в отсутствии определенного знания о новом, вне чувствительности к новизне и вызывает пассивное противодействие.
Регулятивные психологические барьеры перед новым проявляются в недоверии к инициаторам, к руководству, к самому новому и часто вызывают активное противодействие нововведению.
А.И. Пригожий выделяет в инновационных барьерах – антиинновационный барьер, понятие, традиционно используемое в социологической и психологической литературе. Психологический, внутриличностный барьер обусловлен, как индивидуальными особенностями учителя, так и социально-психологическими чертами той общности, в которую он входит. Внешне этот барьер выступает в защитных высказываниях, которые часто отражают стереотипы, существует в обществе относительно конкретных инноваций.