ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 6830
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В научной литературе часто при сравнении публичный договор противопоставляют договору присоединения. Например, Брагинский считает, что поскольку режим договора присоединения менее ущемляет интересы контрагента потребителя, то, если договор подпадает одновременно под действие обеих статей - 426 ГК РФ и 428 ГК РФ, право выбора в применении той или другой статьи принадлежит потерпевшей стороне. 29 По мнению же других авторов, нормы о договоре присоединения более справедливы, чем ст.426 ГК РФ, в них «просматривается демократический принцип конкретной защиты меньшинства и автоматизации механизма регулирования аналогичных отношений».30
Не смотря на явное, наличие схожих черт, договор присоединения и публичный договор регулируют несколько разные плоскости отношений.
Договор присоединения отличается от публичного договора следующим: Область применения договора присоединения значительно шире, чем публичного договора. В частности:
- Сторонами в договоре присоединения могут быть любые субъекты гражданских правоотношений, причем как на стороне, диктующей условия, так и на стороне присоединяющейся. В публичном договоре сильной стороной обязательно должна быть коммерческая организация;
- Предметом договора присоединения могут быть любые обязательства, тогда как в публичном договоре только обязанность по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг;
- Нормы договора присоединения распространяются на любые правоотношения, тогда как нормы публичного договора только на те, в которых характер деятельности коммерческой организации является публичным, то есть обязывающим ее заключить договор с каждым, кто к ней обратиться.
Нормы договора присоединения не ограничивают ни одну из сторон в свободе заключения договора и выборе ее условий. В публичном же договоре коммерческая организация обязана заключить договор с каждым кто к ней обратиться. Так же она обязана соблюдать принцип «равенства условий договора» и правила, установленные для публичного договора Правительством РФ. Косвенно обязанность соблюдать правила об условиях договора возлагается и на потребителей.
Договор присоединения рассчитан на ситуации, когда слабая сторона навязанными условиями была дискриминирована. Публичный же договор запрещает дискриминацию потребителей по отношению друг к другу (то есть, если коммерческая организация отказывает в заключение договора всем или для всех устанавливает невыгодные условия, то нарушений ст.426 ГК РФ нет, а если только некоторым потребителям — то есть).
31
Уравнивание положений слабой и сильной сторон в договоре присоединения происходит путем предоставления слабой стороне права требовать расторжения или изменения договора. В публичном договоре - слабая сторона вправе требовать понуждение к заключению договора и возмещению убытков.
Разные неблагоприятные последствия. Если не соблюдены правила ст.426 ГК РФ, то либо условия договора признаются ничтожным, либо на коммерческую организацию возлагается обязанность возместить убытки. В случае существования предпосылок, указанных в п.2 ст.428 ГК РФ, диктующая условия сторона в договоре присоединения всего лишь лишается права требовать изменения или расторжения договора по общему правилу - по соглашению сторон (ст.450 ГК РФ). Присоединившаяся сторона может обратиться в суд с требованием о расторжении или изменении договора и без согласия контрагента.
Право утверждать типовые публичные договоры принадлежит исключительно Правительству Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, в то время как типовой договор присоединения может разрабатываться стороной договора, в том числе и потребителем.
Основными элементами, объединяющими публичный договор и договор присоединения, как правило, указывают принцип ограничения свободы договора и защиту более слабой стороны. Но в отличие от публичного договора, в котором коммерческая организация в силу закона обязана заключить договор, и ее свобода договора действительно ограничена, в договоре присоединения все стороны с точки зрения закона свободны.
Разница между публичным договором и договором присоединения в том, что в первом случае права ограничиваются всегда, а во втором - только, когда условия договора явно обременительные.
Указанные различия позволили сделать вывод о том, что публичный договор и договор присоединения являются самостоятельными институтами и могут применяться в гражданско-правовых отношениях как обособленно, так и в совокупности, дополняя друг друга.
Публичный договор защищает потребителя от дискриминации по отношению к другим аналогичным потребителям одной и той же коммерческой организации. Договор присоединения же защищает потребителя от дискриминации по отношению к ситуации вообще: по отношению к сложившемуся у потребителя положению, по отношению к условиям в договорах, и др. Несмотря на то что рассматриваемые разновидности договоров имеют некоторую схожесть (в обоих случаях условия договора определяются одной из его сторон; вторая сторона при этом может только присоединиться к существующему соглашению), между ними существуют различия, которые не позволяют признать эти виды договоров идентичными.
Ключевым отличием публичного договора и договора присоединения является сторона, права которой ограничиваются заключаемым соглашением. В первом случае законодатель защищает законные права и интересы потребителей, лишая поставщика возможности отказать любому из них в заключении сделки. Во втором случае ограничиваются права сторон, присоединяющихся к существующему договору — они лишаются возможности внесения корректировок в готовый документ. Из обоих правил существуют исключения: в некоторых случаях поставщик может отказать потребителю, относящемуся к определенной категории, равно как и лица, присоединившиеся к существующему договору, могут оспорить его положения или выступить с инициативой о его расторжении.
Кроме того, в отличие от публичного договора в отношении договора присоединения законодатель не уточняет, какая именно сторона (поставщик или потребитель) определяет условия договора, а какая принимает их в неизменном виде.
35 Правила отдельных видов договоров купли-продажи с участием потребителя (продажа в кредит, продажа по образцам, продажа с использованием автоматов).
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи;
перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара;
перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между продавцами и потребителями при продаже товаров по договору розничной купли-продажи, в том числе отношения между продавцами и потребителями при дистанционном способе продажи товаров. Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи с использованием автоматов
. Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров (продажа товара по образцам).
Какие правила установлены при торговле дистанционным способом через сеть Интернет
2. Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
. При продаже товаров с использованием автоматов не допускается продажа товаров, свободный оборот которых запрещен или ограничен, а также товаров, к которым есть специальные требования, исключающие возможность их продажи с использованием автоматов.
При продаже товаров с использованием автоматов продавец обязан обеспечить целостность товара (при продаже товара в потребительской упаковке) , сохранность его потребительских свойств для использования товара по назначению, а также довести до сведения потребителя следующую информацию:
а) наименование (фирменное наименование) продавца, его основной государственный регистрационный номер, его место нахождения и адрес, режим работы, его номер телефона и адрес электронной почты;
б) правила пользования автоматом для заключения договора розничной купли-продажи;
в) порядок возврата суммы, уплаченной за товар, если товар не предоставлен потребителю.
Контроль (надзор) за соблюдением настоящих Правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В ст.488, 489 Гражданского Кодекса РФ установлено, что стороны (граждане, юридические лица),заключая договор купли-продажи, вправе предусмотреть в нем оплату товаров через некоторое время после передачи товара покупателю, т.е. в данном случае стороны заключают договор купли-продажи с оплатой товара в рассрочку.
Все условия сделки: время оплаты, время передачи товара, стороны устанавливают
в одном документе: в договоре купли-продажи. Договор заключается между двумя сторонам: продавцом и покупателем.
Но в последнее время наиболее часто встречающейся формой приобретения товаров стала покупка товаров в кредит. В основном, потребители покупают товары, которые необходимы для дома, для семьи: бытовую, сложнобытовую технику, автомашины, мебель. Должны сказать, что данный вид продажи товаров популярен у граждан и объем товаров, приобретаемых в кредит значителен. Для потребителей главное - получить тот товар, который понравился. То, что при этом он подписывает дополнительный документ, который в действительности является кредитным договором, его не беспокоит. Изучая жалобы, поданные потребителями, выясняется, что договора подписываются без изучения текста, более того, потребители даже не читают договор: просто ставят свою роспись там, где ему покажут. А между тем, между сторонами возникает новый вид правоотношений, где уже не две стороны, а три. Потребители же ассоциируют работников кредитных организаций с работниками магазина и поясняют свои действия как подписания дополнительного документа с магазином.
При приобретении товаров в кредит у потребителей возникает значительный объем проблем. Одна из таких проблем:
1. Не качественность приобретенного в магазине товара.
Вопросы, касающиеся расчетов с потребителями при приобретении ими товаров ненадлежащего качества, проданного в кредит, регулируется Законом РФ « О защите прав потребителей».
В ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Все эти вопросы достаточно легко решаются, если покупатель приобрел товар и заключил договор об оплате товара в кредит с одним и тем же продавцом. Все урегулировано ст. 18 Закона РФ « О защите прав потребителей»: потребитель сам выбирает, что ему в данном случае