Файл: Т. В. Голубева, Н. В. Алистарова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

41
В состав MPS входят:

описание плановых единиц и уровней планирования;

описание спецификаций планирования;

формирование основного производственного план-графика.
В состав MRP входит:

управление изделиями;

управление запасами;

управление конфигурацией изделия;

введение ведомости материалов;

расчет потребности в материалах;

формирование заказов на закупку;

формирование заказов на перемещение.
Основной задачей CRP является проверка выполнимости основ- ного производственного план-графика с точки зрения загрузки обору- дования по производственным технологическим маршрутам, с учетом времени переналадок, вынужденных простоев, выполнения субпод- рядных работ.
Входной информацией для подсистем CRP является план- график производственных заказов, заявок на поставку материалов и ведомость технологических маршрутов.
Выходной информацией является загрузка оборудования и пер- сонала.
Состав CRP:

рабочие центры (цеха, участки, оборудование), в которых при- водится описание структуры рабочих производственных центров с определением мощности;

машины и механизмы, в которых приводится описание произ- водственного оборудования с определением нормативной мощности;

производственные операции, выполняемые в соответствую- щем рабочем центре на определенном оборудовании;

технологические маршруты, представляющие последователь- ность операций, выполняемых на конкретном оборудовании в опреде- ленном рабочем центре в течение некоторого времени;

расчет потребностей в мощностях для определения критиче- ской загрузки и принятия управленческого решения.

42
Дальнейшее развитиеMRP получила в MRP II (Manufacturing
Resource Planning) – планирование ресурсов производства.
Если MRP-система предназначена для планирования материалов и мощностей с целью осуществления производственного плана, то
MRP II позволяет планировать все производственные ресурсы.
Структурная схема элементов MRP II представлена на рис. 3.5.
Рис. 3.5. Состав MRP II
SSRP – финансовая подсистема, обеспечивающая планирование денежных средств.
Функции подсистем планирования и управления производством, характерные для MRP IIи ERP (
Enterprise Resource Planning

управ-
ление всеми ресурсами предприятия)
:
1. Функция «Определение изделия и технологии» включает следующие подфункции:

управление конструкторскими данными;

система управления чертежами;


43

конфигурация продукции;

спецификация изделия;

определение технологических маршрутов;

учет затрат.
Если производство носит процессный характер, то описание продукции задается специальными рецептами.
2. Функция «Планирование» состоит из:

разработка основного производственного план-графика;

планирование производства;

планирование потребности в материалах;

планирование потребности в производственных мощностях;

планирование ресурсов по производственному проекту;

сетевое планирование производственного проекта;

план-график конечной сборки.
3. Функция «Управление»:

управление производством;

цеховое управление;

управление серийным производством.
Подсистема управления снабжением, хранением, распределени- ем и сбытом в MRP IIи ERP выполняет следующие функции:

управление изделиями;

управление запасами;

управление хранением;

управление закупками;

управление продажами;

ведение маркетинга и продаж;

электронный обмен данными.
Главная цель применения MRP-системы – это планирование де- ятельности предприятия без дефицита ресурсов и срывания сроков выполнения плана и заказов клиентов. Внедрение системы MRP II приводит к сокращению складских запасов и времени выхода новых продуктов на рынок, к увеличению прибыльности.
Система ERP является дальнейшим развитием MRP II и выпол- няет планирование ресурсов предприятия для всех основных видов

44 деятельности. Функциональные элементы ERP-системы показаны на рис. 3.6.
Рис. 3.6. Функциональные элементы ERP-системы
ERP представляет собой надстройку над MRP II с расширенны- ми возможностями по работе с удаленными объектами управления
(филиалы и зависимые компании, территориально расположенные по всему свету). ERP позволяет предприятиям различного вида деятель- ности выделить общие моменты в работе и на основе анализа ключе-

45 вых позиций предоставить руководству информацию для принятия управленческих решений. Система ERP является наиболее мощной и перспективной на сегодняшний день.
Применение стандарта ERP вызвано конкуренцией. ERP- система оптимизирует все внутренние операции: прием заказов, пла- нирование производства, закупку, производство, доставку и управле- ние.
Преимущество ERP-системы:

снижение стоимости выполняемых работ за счет повышения эффективности операций,

снижения издержек и брака,

повышения качества продуктов,

сокращение времени выхода продуктов на рынок.
Недостатки ERP-системы:

внутренняя сфокусированность;

функции ограничены производством и администрированием;

запаздывающая реакция на изменения рынка.
CSRP (Customer Synchronized Resource Planning)планирование ресурсов, синхронизированное с клиентом.Является последней тен- денцией в бизнес-планировании. В основе концепции лежит синхро- низация деятельности предприятия непосредственно с потребностями клиента.
В MRP, MRP II, ERP большой объем информации о покупателе был изолирован от функций производственного планирования и само- го производства. Информация о покупателе и рынке была удалена из системы планирования и находилась в разных подразделениях пред- приятия, слабо взаимодействующих с плановым и производственным отделами.
В системе CSRP покупатель определяет, что требуется и что бу- дет продаваться.
В настоящее время, когда производство все больше становится мелкосерийным и позаказным, предприятие должно работать в соот- ветствии с запросами клиентов, поэтому информационная система управления производством должна быть ориентирована не только на повышение производственной эффективности, но и быть интегриро- вана с клиентом.


46
Одной производственной эффективности уже недостаточно, хо- тя она необходима. Конкурентное преимущество будет за тем, кто предоставит покупателю не просто качественный продукт, а потреби- тельскую ценность, соответствующую не абстрактным требованиям обобщенного рынка, а определенной потребности каждого уникально- го покупателя. Задачей производителей становится рентабельное предоставление покупателям широкого ассортимента товаров, кото- рые смогут изменяться также быстро, как и потребности покупателей.
Производителям необходимо будет совмещать индивидуальные потребительские предпочтения с эффективным производством и ра- циональной системой планирования. Всем этим требованиям отвечает современная концепция интегрированного маркетинга, основной принцип которого – анализ и учет потребительских запросов всеми подразделениями предприятия (в том числе плановыми и производ- ственными).
Задачами службы маркетинга являются – создание спроса, опре- деление стоимости и конкурентов. Технический отдел и отдел по об- служиванию покупателей решают: с какими продуктами есть пробле- мы, какие усовершенствования покупатели спрашивают чаще всего, какие предлагаемые услуги являются наиболее ценными для покупа- теля. Конструкторский отдел и отдел исследований и разработок ра- ботают над созданием новых продуктов.
Система CSRP позволяет переходить от внешней к внутренней деятельности, расширяет понятие планирования от производства, ис- ходя из производственных возможностей, к производству на покупа- теля.
Основная идея CSRP – создание продукции, модифицированной под конкретного покупателя. Все бизнес-процессы синхронизируются с запросами покупателей (планирование, производство, сбыт, закупки, работа с поставщиками). Конкурентные преимущества обеспечивают- ся выгодным для производителя предоставлением товара, как этого

47 желает клиент в каждом конкретном случае. В-первую очередь реша- ется вопрос, что производить.
Товар, который желает покупатель, должен стать выгодным не только для производителя, но и для поставщиков материалов и ком- плектующих. Не «толкающая», а «вытягивающая» система управле- ния производством.
Система CSRP рассматривает не только внутренние, но и внеш- ние бизнес-процессы организации, т.е. регламентирует взаимодей- ствие с клиентом, субподрядчиком, поставщиком.


48
1   2   3   4   5   6

4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЕМ
1. Единое информационное пространство с разграничением
права доступа к информации. Этот принцип означает, что для всех видов деятельности, входящих в интегрированную систему управле- ния предприятием, используются единые нормативно-справочные и оперативные базы. На основе данного принципа осуществляется инте- грация разных пакетов программ, как готовых, так и специально раз- работанных, в единую систему управления предприятием. Пользова- тели имеют три варианта права доступа к информации: полный доступ, только чтение, доступ запрещен.
2. Разработка новых технологий управления, пересмотр и ре-
организация структуры управления предприятием. Современные возможности компьютерной техники и информационных технологий позволяют включить в систему управления новые задачи: расчет и оптимизация партии запуска, моделирование и оптимизация произ- водственного процесса, обеспечивая переход от волюнтаристских к научно-обоснованным методам управления. При этом появляется воз- можность перехода от вертикального многоуровневого принципа по- строения системы управления к горизонтальному, основанному на сокращении числа уровней. Такой переход сопровождается пересмот- ром и перераспределением функций управления между различными службами и подразделениями, между человеком и компьютером. В результате этого пересматривается структура и технология управле- ния предприятием на всех уровнях, реструктуризируется управление предприятием в целом.
3. Оптимизация информационных потоков и документооборо-
та. Единое информационное пространство, перераспределение функ- ций управления между подразделениями, между человеком и компью- тером, изменения технологии управления, позволяют оптимизировать информационные потоки, передавать информацию через сеть, сокра- щать число документов, действующих в системе управления.
4. Управление в реальном режиме времени. Реализация прин- ципа управления в режиме онлайн позволяет существенно повысить скорость и достоверность получения информации пользователем на

49 момент ее запроса, тем самым улучшив оперативность и адекватность принимаемых управленческих решений.
5. Переход на более эффективные формы и методы организа-
ции производства и труда. Проектирование интегрированной систе- мы управления производством базируется и сопровождается перехо- дом на более прогрессивные формы и методы организации производства, обеспечивающие повышение эффективности производ- ства: групповые технологии, групповые поточные линии (ГПЛ), пла- ново-предупредительное обслуживание рабочих мест (ППОРМ), сквозные комплексные бригады. Распространение этих методов в се- рийных и мелкосерийных производстве сдерживается из-за большой трудоемкости работ, связанных с переработкой больших объемов ин- формации, как на этапе проектирования, так и на этапе эксплуатации.
ИСУП обеспечивает высокую жизнеспособность этих методов, их устойчивое функционирование за счет автоматизации проектных ра- бот и высокой оперативности обработки информации в процессе их промышленного использования. ИСУП позволяет более оперативно, дифференцированно и достоверно оценивать результаты труда каждо- го подразделения и каждого работника. В ИСУП пересматривается система оплаты труда всего персонала с учетом показателей оценки результатов их труда. Такая системы оплаты труда направлена на по- вышение мотивации к производительному, качественному коллектив- ному и индивидуальному труду, к экономному использованию мате- риальных, энергетических и других производственных ресурсов.
6. Модульное построение системы. Модульное построение
ИСУП позволяет:

подключать к реализации проекта нескольких разработчиков,

использовать готовые пакеты программ, обеспечивая их ин- формационную связь,

осуществлять поэтапное проектирование, ввод в эксплуата- цию, совершенствование и развитие системы путем наращивания или замены отдельных модулей.
ИСУП – это всегда специально спроектированная под конкрет- ное предприятие система, так как не существует двух одинаковых