Файл: Т. В. Голубева, Н. В. Алистарова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

50 предприятий в одной отрасли. Поэтому простое тиражирование гото- вых пакетов программ не устраивает заказчика полностью, поскольку не учитывает специфики деятельности предприятия. Однако индиви- дуальное проектирование ИСУП под условия и требования каждого конкретного предприятия выливается в большие затраты труда, вре- мени, финансовых средств, что неприемлемо для большинства сред- них и малых предприятий. Поэтому решение проблемы состоит в со- здании библиотеки унифицированных блоков и задач, а так же типовых моделей ИСУП для различных видов производств. Блоки можно конструировать в различные варианты ИСУП под условия конкретных производств. Использование библиотеки унифицирован- ных блоков и задач позволяет существенно сокращать сроки и стои- мость работ при индивидуальном проектировании информационных систем для предприятий различных размеров, гарантирует успех при внедрении ИСУП.

51
5. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИСУП
Рациональная последовательность выполнения работ по проек- тированию автоматизированных систем управления промышленным предприятием включает следующие этапы:
I этап. Разработка технического задания (ТЗ) на основе обсле-
дования предприятия. В содержание работ, выполняемых на этом эта- пе, входит изучение:
- производственной специфики;
- существующих бизнес-процессов;
- действующей системы управления;
- документооборота и других составляющих, обеспечивающих функционирование предприятия.
В результате такого изучения, а также на основе производствен- ного, технического и управленческого аудита определяются и форму- лируются основные направления реструктуризации производства и управления, которые служат базой для разработки технического зада- ния и плана мероприятий по реорганизации производства и управле- ния.
Техническое задание включает следующие разделы:
- предпосылки, цель, основные требования и принципы постро- ения создаваемой системы управления;
- состав и содержание функциональных блоков и задач;
- требования к техническому, программному, информационному и организационному обеспечению;
- содержание, последовательность и сроки выполнения работ с разработкой укрупненного графика работ по бизнес-процессам и бо- лее подробного графика по задачам, включенным в техническое зада- ние. При этом в графиках предусматривается максимально возможная параллельность выполнения работ по функциональным блокам, зада- чам и этапам.
Укрупненный график работ по бизнес-процессам разрабатыва- ется по месяцам и может включать следующие виды работ:
- обследование предприятий и разработка технических заданий;
- разработка функционально-информационной модели;
- разработка аван-проекта;
- разработка программного обеспечения (ПО) по ведению нор- мативно-справочной базы и по решению задач;


52
- разработка технической документации;
- опытно-промышленное внедрение.
Подробный график работ разрабатывается по задачам, включен- ным в техническое задание.
К таким задачам относится задача «Разработка НСБ». В состав нормативно-справочной базы могут входить такие справочники как: готовая продукция (ГП), материалы, комплектующие, оборудование, технологические процессы, контрагенты, кадры.
Создание каждого справочника предполагает последовательно- параллельное выполнение следующих работ:
1) разработка функционально-информационной модели;
2) разработка аван-проекта;
3) разработка ПО;
4) отладка системы;
5) промышленная эксплуатация.
Еще одним примером задачи может быть «Задача управления производством», которая включает в себя следующие подзадачи:
- расчет партии запуска деталей в обработку;
- расчет загрузки оборудования;
- формирование календарного расписания;
- формирование сменных заданий по рабочим местам;
- учет выполнения сменных заданий;
- расчет показателей, оценки результатов труда и заработка ра- бочих, формирование отчетов и справок.
Решение этих подзадач предполагает выполнение комплекса вышеописанных работ (1)-5)).
На первом этапе (разработка ТЗ на создание ИСУП) уточняется и согласовывается сторонами стоимость выполнения работ по этапам, функциональным блокам и в целом по системе.
II этап. Разработка функционально-информационной модели
проекта будущей ИСУП в виде альбома схем и пояснительной запис- ки, отражающих функциональные и информационные связи между функциональными блоками и задачами системы. Создание функцио- нально-информационной модели проектируемой ИСУП позволяет:
- описать и скорректировать будущую ИСУП до того, как она будет реализована физически;

53
- сократить трудоемкость работ по реализации проекта на по- следующих этапах (программирование, отладка, тестирование, внед- рение, эксплуатация);
- более точно оценить объемы, сроки, стоимость работ по реали- зации проекта на последующих этапах, включающих создание про- граммного обеспечения или настройку приобретаемого пакета про- грамм по отдельным модулям, его тестирование, отладку, взаимоувязку по рабочим местам пользователей и системы в целом;
- подключить к реализации проекта нескольких разработчиков, обеспечивая их информационную взаимоувязку.
Ошибки, допущенные на этапах обследования, анализа и проек- тирования ИСУП часто порождают на последующих этапах трудно разрешимые проблемы, которые могут привести к увеличению сроков и трудоемкости работ, к удорожанию проекта в целом. Поэтому со- здание функционально-информационной модели проекта будущей
ИСУП – наиболее сложный и ответственный этап.
III этап. Разработка аван-проекта.
В аван-проекте дается описание технологии работы в ИСУП при решении каждой задачи и при выполнении определенных процедур управления. В аван-проекте приводятся последовательность и алго- ритм расчетов, подробное описание экранных форм документов и от- четов, виды настроек параметров системы (переход на планирование, бюджетирование или полный интерфейс), регламент работы подраз- деления в новых условиях. Аван-проект включает логическую струк- туру базы данных (переход от технологической карты к технологиче- ской операции, от технологической операции к рабочим центрам или номенклатуре деталей, от рабочего центра к оборудованию).
Аван-проект является подробным техническим заданием для программистов. Тщательно проработанный аван-проект позволяет существенно сократить время написания программ и свести к мини- муму их доработки в процессе внедрения.
IV этап. Разработка программного обеспечения.
Выполняется в строгом соответствии с аван-проектом. После проведения разработчиками экспериментальных расчетов на тестовой информации и демонстрации результатов заказчику составляются временные инструкции. Блоки задач и временные инструкции сдаются в опытно-промышленную эксплуатацию.


54
V этап. Опытно-промышленная эксплуатация.
Включает такие работы как:
- обучение пользователей;
- заполнение баз данных;
- отладка программ по замечаниям и предложениям заказчика.
Этот этап завершается:
- подготовкой окончательной версии программного обеспечения,
- заменой временных инструкций пользователям на постоянные,
- подготовкой всей технической документации к сдаче в про- мышленную эксплуатацию.
Параллельно с работами по проектированию ИСУП, по отдель- ному, но согласованному с ними графику проводится реструктуриза- ция предприятия, предполагающая переход на более прогрессивные формы и методы организации производства, труда и управления.

55
6. СОСТАВ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БЛОКОВ
УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ПРЕДПРИЯТИЯ
В интегрированной системе управлении производством каждый бизнес-процесс реализуется через соответствующий функциональный блок, который называется так же, как и бизнес-процесс.
В структуру ИСУП входят следующие функциональные блоки
(рис. 6.1):
- складской учет (ФБ1);
- ведение договоров с заказчиками (ФБ2);
- оперативно-календарное планирование (ФБ3);
- материально-техническое обеспечение (ФБ4);
- мониторинг производственной деятельности предприятия
(ФБ5).
Между функциональными блоками существует тесная взаимо- связь, обеспечивающая оперативную передачу информации при осу- ществлении бизнес-процессов по всем стадиям производства.
Заявка, поступившая от заказчика (1), обрабатывается в ФБ2 – блоке ведения договор с заказчиком.
При обработке заявки используется информация:
- о наличии на складе материалов и комплектующих (2), необ- ходимых для выполнения заказов из ФБ1 «Складской учет»;
- о планируемых поставках (3) из ФБ4 «Материально- техническое обеспечение»;
- о загрузке оборудования (4) из ФБ3 «Оперативно-календарное планирование».
На основе этой информации принимается решение о формиро- вании договоров с заказчиками (5).
В ФБ3 «Оперативно-календарное планирование» на основании информации о заключенных договорах (5), поступающей из ФБ2 «Ве- дение договоров с заказчиками», формируются планы производства (9).
На базе обмена информацией о фактическом выполнении плана производства (9) и фактическом приходе продукции на склады между
ФБ3 «Оперативно-календарное планирование» и ФБ1 «Складской учет» ведется:


56
- межоперационный учет движения деталей (6);
- межцеховой учет движения деталей и узлов (7);
- учет прихода и отгрузки ГП заказчику (8), которая передается в ФБ2 «Ведение договоров с заказчиками».
Рис. 6.1. Укрупненная схема информационных связей между функциональными блоками
На основании планов производства (9), сформированных в ФБ3
«Оперативно-календарное планирование», в ФБ4 «Материально- техническое обеспечение» составляется план потребности производ- ства в материалах и комплектующих. Сравнение плана потребности в материалах с информацией о фактическом наличии остатков материа- лов на складах (10), поступающей из ФБ1 «Складской учет», служит

57 основой для расчета плана поставок материалов и комплектующих
(11) и заключения договоров с поставщиками.
Остатки материалов и комплектующих на складах рассчитыва- ются в ФБ1 «Складской учет» по их фактическому поступлению (12) от поставщиков на склады и информации о передаче материалов в производство (13).
ФБ5 «Мониторинг производственной деятельности предприя- тия» предназначен для слежения в режиме реального времени за про- исходящими изменениями и накапливания необходимых данных для формирования различных отчетов как на момент запроса, так и за за- данный период.

58
7. ТОЛКАЮЩИЕ И ТЯНУЩИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВОМ И ПОСТАВКАМИ
Средством эффективного продвижения материального потока по рабочим центрам и упорядочения рабочих процессов является пла- нирование и организация поставок. Особое значение планирование и организация поставок имеет для дискретного производства, характер- ного для большинства промышленных предприятий. Дискретное про- изводство характеризуется прерывностью производственного процес- са на всем его протяжении.
Прерывность усложняет движение материального потока от входа в систему до выхода, следствием чего является увеличении дли- тельности производственного цикла, рост размера запасов, снижение производительности системы. Дискретное производство требует по- стоянного контроля всех процессов для обеспечения необходимой производительности и ее роста.
Различают два подхода к организации движения материального потока.
1. Движение материального потока основано на принципе «вы- талкивания» («толкания») материальных ресурсов предыдущим зве- ном на последующее производственное звено на всем пути их про- движения в цепи поставок (рис. 7.1).
2. Движение материального потока основано на принципе «вы- тягивания» материальных ресурсов последующим производственным звеном с предыдущего на всем пути их продвижения в цепи поставок
(рис. 7.2).
Оба подхода нацелены на удовлетворение потребности после- дующего производственного звена за счет соответствующей поставки
(по объему, срокам, качеству и т.д.) от предшествующего звена.
Различие касается способов управления движением материаль- ных потоков и, в первую очередь, степени централизации планирова- ния поставок по межзвенным передачам – централизованное или де- централизованное планирование.
«Выталкивающая» система с централизованным планировани-
ем предполагает, что каждый производственный участок получает конкретные задания (это могут быть комплекты деталей) на плановый период от центрального органа управления предприятия и отчитыва-


59 ется перед ним о его выполнении. Результаты своей работы каждое производственное подразделение передает на склад. При «выталкива- ющей» стратегии управления работа в подразделении начинается при поступлении туда материалов и при наличии свободных производ- ственных мощностей.
промежуточные склады информационные потоки производственные подразделения материальные потоки
Рис. 7.1. Структура «толкающей» системы с централизованным планированием
При таком планировании и подразделение, и центральный ор- ган управления интересуют только выполнение сроков и объемов пла- нового задания. Каждый отдельный участок производства при таком виде планирования существует как бы изолированно. Его не интере- сует, что будет с изделиями, которые он отправляет на промежуточ- ный склад, и есть ли там остатки продукции предыдущего месяца.
При наличии остатков на складе возникает избыток запасов в системе, при задержке с пополнением запасов – дефицит, способный остано- вить производственный процесс. При возникновении изменений, например, спроса или поставок планы должны оперативно пересмат- риваться, что резко повышает трудоемкость плановой работы.
В условиях рыночной экономики «толкающая» система исполь- зуется в основном на заготовительных предприятиях и предприятиях с массовым типом производства, производящих стандартизованную продукцию широкого назначения.
«Толкающие» системы управления могут рассматриваться, как стратегия сбыта, например, на опережающее по отношению к спросу

60 формирование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях.
Различные варианты «толкающих» систем реализованы в MRP и
MRP II, которые выполняют следующие основные функции:
1. Текущее регулирование и контроль производственных запа- сов;
2. Согласование и оперативная корректировка планов и дей- ствий различных служб предприятия (снабжение, производство, сбыт) в реальном режиме времени;
3. ERP-прогнозирование.
«Вытягивающая» система с децентрализованным планирова-
нием предполагает только укрупненное планирование в среднесроч- ный период (от 1 до 3 месяцев) и выделение ресурсов всем стадиям и процессам производства продукции.
Рис. 7.2. Структура «тянущей» системы с децентрализованным планированием

61
В «тянущей» системе детали и полуфабрикаты подаются на по- следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необ- ходимости. Центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными подразделениями пред- приятия, не устанавливает для них текущих производственных зада- ний. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная си- стема управления ставит задачу лишь перед конечным звеном произ- водственной технологической цепи. Материальный поток «вытягива- ется» каждым последующим звеном. В реальном времени центральный орган управления контролирует лишь процесс выпуска
(отгрузки) готовой продукции в соответствии со спросом, формируя график сборки конечных изделий. В соответствии с графиком сборки отбираются необходимые СЕ (узлы, полуфабрикаты, детали, заготов- ки, материалы) с ближайших промежуточных складов. Запасы пред- метов труда пополняются до необходимого нормативного уровня це- хами-поставщиками.
«Вытягивающие» системы позволяют сократить производствен- ные запасы, ускорить оборачиваемость оборотных средств, улучшить качество выпускаемой продукции.
К «тянущим» системам относят систему «KANBAN» (в перево- де с японского - карточка), разработанную и реализованную фирмой
«Toyota» (Япония). Система «KANBAN» не требует тотальной ком- пьютеризации производства, однако она предполагает высокую дис- циплину поставок, а также высокую ответственность персонала.
«Толкающая» система ориентирована на постоянный спрос в течение длительного промежутка времени. Поэтому в основе всех плановых расчетов лежат постоянные значения ритма изготовления продукции. Системы «вытягивающего» типа в качестве планового пе- риода для определения средних оборотных заделов рассматривают периоды от одного до трех месяцев. Оперативное управление в этих системах производится на значительно меньшем горизонте планиро- вания по сравнению с «толкающими» системами, а ритм работы в
«вытягивающих» системах – переменный.