Файл: Вопросы к контрольному заданию по дисциплине судебное делопроизводство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 1167
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принцип 2. Постоянное действие контроля.
Принцип 3. Учёт индивидуальных особенностей в организации судебной деятельности в ходе осуществления контроля.
Принцип 4. Компетентность и профессионализм должностных лиц, уполномоченных на осуществление контроля, которые исключают предвзятость и субъективизм в оценках. Принцип 5. Свободный доступ уполномоченных субъектов к информации, прямо или косвенно связанной с осуществлением контроля и исключение любых форм воздействия
-
Виды контроля судебного делопроизводства.
Вид контроля ведения судебного делопроизводства — составная часть судебного делопроизводства, которая отличается от других отдельными характеризующими признаками (объектами, предметами, субъектами, сроками, функциями и т.п.).
В зависимости от условий возникновения, характеристик объекта и предметов, хронологических измерений в его проведении контроль ведения судебного делопроизводства может быть:
• обязательный (установленный нормативно в Инструкциях, Регламентах и т. п.) и инициативный (необязательный, предложенный в целях повышения эффективности деятельности);
• активный (осуществляется постоянно, в текущем порядке) и пассивный (осуществляется дискретно, по окончании периода либо какой-либо операции).
• Единичный (контролируется только один предмет, объект) и множественный (исследуется вся или некоторая совокупность объектов, предметов, определяемых целями контроля);
• однофункциональный (реализует одну функцию) и многофункциональный (реализует несколько функций);
• предварительный (осуществляется перед основными контрольными мероприятиями с целью уточнения плана и объёма), текущий (реализуется постоянно, в ходе ежедневного обеспечения судопроизводства) и последующий (применяется после основной контрольной операции, как правило, в целях установления степени устранения выявленных ранее недостатков).
-
Полномочия органов и должностных лиц в организации ведения контроля судебного делопроизводства.
Председатели судов организуют деятельность в сфере контроля ведения судебного делопроизводства в возглавляемых ими судах. Заместители председатели судов, председатели судебных коллегий и судебных составов, в силу имеющихся у них полномочий, также осуществляют текущий контроль ведения судебного делопроизводства на курируемых ими участках судебной деятельности.
Работники системы Судебного департамента — управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, администраторы судов также участвуют в непосредственной организации и осуществлении контроля на основе действующего нормативного регулирования и постоянно обновляемых методических рекомендаций.
Особой группой субъектов контроля ведения судебного делопроизводства, которую можно назвать факультативной, являются органы судейского сообщества — Всероссийский съезд судей, Совет судей РФ, советы судей в субъектах РФ, которые принимают участие в организации контроля периодически, в силу особой актуальности совершенствования тех или иных направлений.
13. Контроль за соблюдением сотрудниками суда Инструкции и Правил возлагается на подразделение делопроизводства.
Приказом арбитражного суда утверждается положение о подразделении делопроизводства, определяющее задачи и функции подразделения, должностные регламенты руководителя и работников подразделения, в которых изложены их функциональные обязанности, права и ответственность.
Руководитель подразделения делопроизводства организует работу этого подразделения, несет ответственность за выполнение возложенных на работников функций, обеспечивает организацию и контроль состояния делопроизводства в арбитражном суде в соответствии с требованиями Инструкции. На него возлагается обязанность организации ознакомления работников делопроизводства суда с Инструкцией и Правилами, правовыми и методическими документами по делопроизводству. Руководителю подразделения делопроизводства предоставляются полномочия администратора систем автоматизации делопроизводства и судопроизводства, а также систем электронной подачи исковых заявлений и прочих процессуальных документов с сайта арбитражного суда в сети Интернет. При необходимости он корректирует информацию, внесенную специалистами подразделения делопроизводства в системы автоматизации делопроизводства и судопроизводства.
14. Ответственность за организацию делопроизводства в судебных составах и подразделениях арбитражного суда, а также текущий контроль за соблюдением требований, установленных Инструкцией и Правилами, несут председатели судебных составов и руководители структурных подразделений суда.
В целях осуществления контроля за состоянием ведения делопроизводства может назначаться комиссионная проверка. При этом в состав комиссии обязательно должен входить начальник отела делопроизводства и руководитель проверяемого структурного подразделения суда.
Контроль судебного делопроизводства — действия полномочных субъектов в федеральных судах и органах государственной власти специальной компетенции, направленные на изучение положения дел на всех участках организации судебного делопроизводства и своевременное выявление отрицательно сказывающихся факторов на исполнении должностных обязанностей работников аппаратов судов, в целях устранения выявленных нарушений.
Под субъектом права понимается лицо или организация, за которым государство признаёт способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей, причём в современном понимании «субъект права» чаще всего отождествляется с термином «участник правоотношений». Юридическая природа контроля в ведении судебного делопроизводства об- наруживается в том, что он осуществляется уполномоченными субъектами, правовой статус которых устанавливается нормами федерального законода- тельства и подзаконными актами. Административно-правовой статус суда общей юрисдикции, либо органа системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, определённый в федеральном законодательстве, образует
его компетенцию.
Состав субъектов контроля ведения судебного делопроизводства
структурирован в порядке должностной подчинённости и нормативно закреплённой компетенции.
Он включает в себя следующий перечень: Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ (его заместитель), начальник Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов, а также иные работники Судебного департамента, наделённые правом контроля ведения судебного делопроизводства, работы архивов в судах в установленном порядке, начальники управлений Судебного департамента в субъектах РФ и государственные гражданские служащие, отвечающие за направление организационно-правового обеспечения деятельности судов, председатели судов, президиумы областных и иных приравненных судов, председатели судебных коллегий и составов, судьи, начальники структурных подразделений судов общей юрисдикции, администраторы судов, руководители органов исполнительной власти субъектов РФ и государственные гражданские служащие субъектов РФ, компетентные в вопросах организационно-правового обеспечения деятельности мировых судей.
Должностные лица, обеспечивающие функционирование контроля, обладают специальной правоспособностью, возникновение которой связано с замещением ими соответствующих должностей. Поскольку такие отношения несут «технологическую» нагрузку в юридическом механизме контроля и представляют непосредственный предмет деятельности уполномоченных субъектов, то они являются «властеотношениями». При этом именно субъекты, по мнению В.М. Горшенева, являются генераторами специфических связей в рамках контрольных правоотношений. Они являются главным ком- понентом состава, при помощи которого определяются задачи, характер, формы и объём контроля. Таким образом, правоотношения в контроле ведения судебного делопроизводства построены на началах субординации, при этом доля децентрализации в решении организационно-правовых вопросов ведения судебного делопроизводства определяется полномочиями председателей судов и наличием в действующих ведомственных подзаконных нормативных документах формулировок - «устанавливается председателем суда».
Основными субъектами внутреннего контроля ведения делопроизводства в судах общей юрисдикции, непосредственно и систематически его реализующими, являются начальники структурных подразделений судов, а также ответственные должностные лица по отдельным направлениям деятельности на основании исполнения своих должностных обязанностей и действующих в суде локальных актов, в порядке должностной субординации. Их полномочия на осуществление контроля во вверенных им подразделениях закреплены в должностных регламентах, утверждаемых председателями судов общей юрисдикции.
полномочия субъектов контроля, как правило, имеют типовой характер, и состоят из следующих элементов:
1) Права запрашивать и получать необходимую для контроля документацию;
2) Права приглашать (вызывать) должностных лиц с целью получения от них информации;
3) Использовать помощь специалистов и экспертов;
4) Давать представления или предписания об устранении выявленных в ходе контроля нарушений;
5) Приостанавливать полномочия должностных лиц либо принятое в нарушение нормативных правовых актов решение;
6) Принимать меры для привлечения виновных в нарушении лиц к установленной законодательством ответственности
К объектам правоотношений относится фактическое поведение участников правоотношений, направленное на удовлетворение разнообразных законных интересов общества, государства, личности.
Видовой состав объектов контроля ведения судебного делопроизводства является неоднородным. Следуя содержанию ст. 39 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» каждый из работников аппарата суда участвует в формировании объекта контроля ведения делопроизводства согласно перечню возможных служебных действий:
1) принимает и выдаёт документы;
2) удостоверяет копии судебных документов;
3) производит вручение документов, уведомлений и вызовов;
4) контролирует уплату пошлин и сборов;
5) осуществляет организационно-правовые подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;
6) оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к
осуществлению правосудия;
7) обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;
8) ведёт учёт движения дел и сроков их прохождения в суде;
9) обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;
10) осуществляет хранение дел и документов;
11) участвует в обобщении данных судебной практики, ведёт судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству РФ и иную работу;
12) осуществляет приём граждан.
При этом, на наш взгляд, наличие в установленном перечне формулировки «иной работы» предполагает открытый перечень объектов контроля, рассчитанный как на обеспечение необходимой индивидуализации в настоящий момент, так и на перспективу.
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ утверждено Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции. В нём, в частности, дополнительно к законодательно установленному перечню зафиксировано, что работники аппарата обеспечивают: организацию, ведение и сопровождение общего документооборота; организационное обеспечение деятельности президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; внедрение и применение в деятельности федерального суда общей юрисдикции передовых информационных и телекоммуникационных технологий и систем, внесению надлежащей информации и сведений в базы данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие».
Также одним из вариантов видообразования является обобщённая характеристика служебных действий работников аппаратов судов, которая выражается в содержании действий в зависимости от замещаемых должностей государственной гражданской службы в аппаратах судов общей юрисдикции и установленной компетенции данных судов: