Файл: Конспект лекций для обучающихся направления подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

52 ствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных тер- минов.
Ярким примером неудачного поиска новой корректной терминологии яв- ляется широкое применение в последние годы выражения «человек с ограни- ченными возможностями». Но это выражение не раскрывает тот факт, что воз- можности человека ограничиваются извне общественными условиями.
При социальном подходе к пониманию инвалидности наиболее нейтраль- ным термином оказывается слово «инвалид». Слово «инвалид» вызывает раз- личные чувства, но в целом большинство людей считают его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее в определенной степени абстрактным. И все же при общении важен человек, а не его инвалидность, поэтому лучше всего говорить «человек с инвалидно- стью».
При выборе слов и выражений следует избегать стереотипов, вызывающих жалость или негативные ассоциации. Наиболее приемлемые слова и выраже- ния, которые можно использовать при общении с инвалидами, приведены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Используйте слова и понятия, не создающие стереотипы
Избегайте слов и понятий, создающих стереотипы
Человек с инвалидностью
Человек с ограниченными возможностями, больной, искалеченный, покалеченный, неполноценный, кале- ка, с дефектом здоровья, с недостатком здоровья
Не инвалид, человек без инва- лидности
Нормальный / здоровый
Человек, использующий инва- лидную коляску, человек на ко- ляске, человек с парализованными ногами
Прикованный к инвалидной коляске, паралитик, парализованный
Врожденная инвалидность, ин- валид с детства
Врожденный дефект, увечье, несчастье
Дети с инвалидностью
Дети-инвалиды
Незрячий, слабовидящий, чело- век с инвалидностью по зрению
Слепой, совершенно слепой
Неслышащий, слабослышащий, человек с инвалидностью по слуху, пользующийся жестовой речью
Глухой как пень, человек с нарушением слуха, чело- век (ребенок) с остатками слуха, глухонемой
Человек с особенностями психи- ческого развития, с особенно-
Сумасшедший, люди с психиатрическими проблема- ми, душевнобольные люди, люди с

53 стями душевного или эмоцио- нального развития душевным или эмоциональным расстройством
4.3. Способы общения с инвалидами, испытывающими трудности
при передвижении, имеющими нарушение зрение или незрячими,
имеющими нарушение слуха, по интеллекту
4.3.1. Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении
1. Помните, что инвалидная коляска – неприкосновенное пространство че- ловека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте. Начать катить коляску без со- гласия инвалида – то же самое, что схватить и понести человека без его разре- шения.
2. Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предла- гайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длин- ным ворсом.
3. Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать,
и четко следуйте инструкциям.
4. Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно.
Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
5. Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы ме- роприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.
6. Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
7. Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запро- кидывать голову.
8. Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.
9. Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передви- жении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
10. Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской –
это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) пере-


54 движения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утра- тили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т. п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее пе- редвигаться.
4.3.2. Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими
1. Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его ру- ку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и та- щить его за собой.
2. Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях:
ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т. п.
3. Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах,
расстояние. Делитесь увиденным.
4. Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домаш- ними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой- поводырем.
5. Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.
6. Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незря- чий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инва- лидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
7. Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
8. Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
9. Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас по- просили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.

55 10. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.
11. Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы переме- щаетесь, предупредите его.
12. Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего чело- века это означает «видеть руками», осязать.
13. Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то там на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола».
14. Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управ- ляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нуж- ный путь.
15. При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендику- лярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопро- вождении незрячего человека не закладывайте руки назад – это неудобно.
4.3.3. Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение слуха
1. Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
2. Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, су- ществует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите.
3. Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходя- щий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
4. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
5. Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кри- чать, особенно в ухо, тоже не надо.


56 6. Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.
7. Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас со- беседник.
8. Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, тех- нический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
9. Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.
10. Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или много- людных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.
11. Очень часто люди с инвалидностью по слуху используют язык жестов.
Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непо- средственно к собеседнику, а не к переводчику.
12. Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам луч- ше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что толь- ко три из десяти слов хорошо прочитываются.
13. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, ис- пользовать простые фразы и избегать несущественных слов.
14. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хо- тите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
Жестовый язык, является официальным языком Российской Федерации, что отражено в ст. 14 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ»:
«Русский жестовый язык признается языком общения при наличии наруше- ний слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования гос- ударственного языка Российской Федерации». Вводится система субтитри- рования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофиль- мов. Перевод русского жестового языка (сурдоперевод, тифлосурдоперевод) осуществляют переводчики русского жестового языка (сурдопереводчики, тифлосурдопереводчики), имеющие соответствующие образование и квали- фикацию.

57
Порядок предоставления услуг по переводу русского жестового языка
(сурдопереводу, тифлосурдопереводу) определяется Правительством Россий- ской Федерации.
4.3.4. Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими задержку в развитии и проблемы общения, особенности умственного развития
1. Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
2. Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.
3. Не говорите свысока. Не думайте, что вас не поймут.
4. Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
5. Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не по- няли.
6. Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим.
7. Обращайтесь непосредственно к человеку.
8. Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны.
4.3.5. Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими особенности психического развития
Особенности психического развития – не то же самое, что проблемы в раз- витии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.
1. Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
2. Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями.
Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.


58 3. Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более дру- гих склонны к насилию. Это миф. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.
4. Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
5. Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.
6. Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.
4.3.6. Правила этикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в речи
1. Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их – в ваших интересах.
2. Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает труд- ности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже за- кончил свою мысль.
3. Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спеши- те, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.
4. Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. От- дайте этой беседе все ваше внимание.
5. Не думайте, что затруднения в речи – показатель низкого уровня интел- лекта человека.
6. Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
7. Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
8. Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказать- ся. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
9. Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ – написать, напечатать.

59
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

4.4. Оказание ситуационной помощи инвалидам на транспорте
«Ситуационная помощь» – это помощь, оказываемая человеку с инвалид- ностью в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать все услу- ги, оказываемые населению, наравне с другими лицами. Такую помощь обяза- ны обеспечивать собственники объектов, операторы услуг при осуществлении своей основной деятельности.
Для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам сотрудникам соответствующих учреждений необходимо оказывать си- туационную помощь в зависимости от вида и выраженности имеющегося у ин- валида нарушения здоровья.
Человек, передвигающийся в кресле-коляске, нуждается в помощи по-
сторонних лиц (персонала) при преодолении физических барьеров.
Человек с инвалидностью по зрению ограничен в ориентации,
нуждается
в помощи (сопровождение) посторонних лиц (персонала) при преодолении фи-
зических и информационных барьеров.
Человек, ограниченный в самообслуживании (без рук либо не действует руками),
нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) в самообслужива-
нии и других действиях руками вне дома.
Человек с инвалидностью по слуху и по зрению (слепоглухой), значи- тельно ограничен в ориентации,
нуждается в сопровождении лицом осуществ-
ляющим помощь, вне дома. При формальных взаимоотношениях вне дома нуж-
дается в услугах тифлосурдопереводчика.
Человек с инвалидностью по слуху
нуждается в помощи персонала при
преодолении информационных барьеров. При формальных взаимоотношениях
вне дома нуждается в услугах сурдопереводчика.
Вопросы для самоконтроля:
1. Содержание термина «профессиональная этика».
2. Принципы развития философии социальной защиты инвалидов.
3. Какие идеи реализуются при осуществлении принципа «равного»?
4. Концептуальное значение понятия «независимая жизнь».
5. Основные навыки коммуникативных умений при общении с инвалидами.
6. Правила этикета при обращении к инвалиду.

60 7. Правила этикета при разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении.
8. Правила этикета при общении с инвалидом, передвигающимся в кресле- коляске.
9. Как правильно привлечь внимание инвалида по зрению?
10. Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение слуха.
11. Содержание понятия «ситуационная помощь».
12. Оказание ситуационной помощи инвалидам является платной услугой?
13. В чьи обязанности входит предоставление инвалидам ситуационной помощи на объектах транспортной инфраструктуры.
14. Поставщик услуг обязан ли при предоставлении ситуационной помощи учитывать вид и выраженность имеющегося у инвалида нарушения здоровья?
15. Инвалиды, какой нозологической группы нуждаются в услугах тифло-
сурдопереводчика?
Литература:
1. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудни- ков учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения до- ступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставля- ются, оказания при этом необходимой помощи / Р.Н. Жаворонков [и др.] ;
Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. –
В 2 ч. – М., 2015. – 555 с.
2. Справочник для специалистов учреждений и организаций, предостав- ляющих ситуационную помощь инвалидам в учреждениях социальной инфра- структуры на основе разработанного кодификатора категорий инвалидности /
«Федеральное государственное бюджетное учреждение Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Федерального медико- биологического агентства России» (ФГБУ СПб НЦЭПР им. Г. А. Альбрехта
ФМБА России). – СПб., 2012.
3. Прудинник Т. Как правильно вести себя с инвалидом. –
http://www.i№terfax.by/article/56700