Файл: Конспект лекций для обучающихся направления подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
41 посещения) необходимо предложить организацию специально выделенной зо- ны или участка (например, у входной зоны).
С точки зрения архитектурно-планировочных и организационных реше- ний доступности могут быть следующие (основные) формы обслуживания:
кабинетная форма обслуживания;
зальная форма обслуживания;
прилавочная форма обслуживания;
форма обслуживания с перемещением по маршруту;
кабина индивидуального обслуживания.
На объектах транспортной инфраструктуры используются зальная, при- лавочная и форма обслуживания с перемещением по маршруту.
Рис. 3.8. Примеры оборудования зоны целевого назначения
Зона 5 «Санитарно-гигиенические помещения»
К функционально-планировочным элементам зоны 5 относятся:
туалетная комната;
душевая/ ванная комната;
бытовая комната (гардеробная).
42
Рис. 3.9. Примеры оборудования туалетной комнаты
Зона 6 «Система информации на объекте»
К системе информации на объекте отнесены устройства, средства инфор- мации, связи и их системы. С учетом особых требований к ним для инвалидов с особенностями восприятия (нарушениями сенсорных функций: зрения, слуха), должны быть представлены, как минимум, 3 вида устройств и средств инфор- мации на объекте: визуальные, акустические, тактильные средства.
Система средств информации зон и помещений должна обеспечивать:
непрерывность информации (на всех путях движения МГН), своевре- менное ориентирование и однозначное опознание объектов и мест посеще- ния;
предусматривать возможность получения информации как о предо- ставляемых услугах (перечне и порядке предоставления), так и о размещении и назначении функциональных элементов на объекте, о расположении путей эвакуации, в том числе предупреждать об опасности в экстремальных ситуа- циях.
43
Системы средств информации должны быть комплексными – для всех ка- тегорий инвалидов (визуальными, звуковыми, тактильными).
Знаки и символы должны быть идентичными в пределах здания, комплекса сооружений, района расположения объектов; они должны соответствовать нор- мативным документам по стандартизации.
Вопросы для самоконтроля:
1. Категорий жизнедеятельности человека.
2. Что понимается под ограничением жизнедеятельности?
3. Содержание категории жизнедеятельности «Способность к самостоя- тельному передвижению»?
4. Содержание категории жизнедеятельности «Способность к ориента- ции»?
5. Содержание категории жизнедеятельности «Способность к общению»?
6. При предоставлении какой государственной услуги осуществляется установление инвалидности у взрослых и детей?
7. Условия признания гражданина инвалидом?
8. Является ли наличие одного из указанных условий основанием, доста- точным для признания гражданина инвалидом?
9. Какие группы населения относятся к маломобильным?
10. Формы инвалидности для решения вопросов доступности.
11. Краткая характеристика барьеров для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.
12. Краткая характеристика барьеров для инвалидов по зрению.
13. Краткая характеристика барьеров для инвалидов по слуху.
14. Общие рекомендации для специалистов по устранению барьеров для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.
15. Основные требования обеспечения условий доступности к зоне, при- легающей к пассажирскому вокзалу.
16. Основные требования обеспечения условий доступности к зоне
«Вход в здание пассажирского вокзала».
17. Основные формы обслуживания в зоне целевого назначения с точки зрения архитектурно-планировочных и организационных решений?
18. Требования к системе средств информации зон и помещений объектов транспортной инфраструктуры.
44
Литература:
1. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи / Р. Н. Жаворонков [и др.] ; Министерство тру- да и социальной защиты населения Российской Федерации. – В 2 ч. – М., 2015.
– 555 с.
2. Правила признания лица инвалидом, утверждены Постановлением
Правительства Российской Федерации от 20.02.2006, № 95.
45
4. Общение с инвалидами и МГН. Действия работников
транспортного комплекса при оказании ситуационной
помощи
План лекции:
1. Этика общения с инвалидами.
2. Правила этикета при общении с инвалидами.
3. Способы общения с инвалидами по слуху, по зрению, по интеллекту,
передвигающимися на кресле-коляске, в сопровождении с собакой-поводырем.
4. Оказание ситуационной помощи инвалидам на транспорте.
4.1. Этика общения с инвалидами
4.1.1 Понятие «этика»
Важной составляющей деятельности по обеспечению доступности зданий, сооружений и предоставляемых населению услуг является соблюдение этиче- ских правил общения с инвалидами.
Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые упо- требил Аристотель (384–322 до н. э.) для обозначения практической филосо- фии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы со- вершать правильные нравственные поступки.
Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедли- вость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т. д.
Составной частью этики является профессиональная этика – совокупность морально-этических и нравственных норм и модель поведения специалиста в соответствующей профессиональной сфере. Профессиональная, или так назы- ваемая деловая этика, призвана регулировать деятельность специалиста в сфере служебных отношений, в том числе к субъектам своего труда.
Традиционно в философии социальной защиты инвалидов выделяется ряд основополагающих, научно обоснованных принципов. Эти принципы не всегда
46 едины по сущности, но объединены заботой об объекте и направленностью на предмет. Представляет интерес группа принципов «нищего», «барина» и «рав- ного».
Рис. 4.1. Схематическое развитие философии социальной защиты инвалидов
Принцип нищего.
Этот принцип родился в древности, в рамках милосердия, религиозных общин. Как правило, он предполагает предоставление небольшой помощи каждым, кто может чем-то пожертвовать, а эффект защиты складыва- ется из сложения посильной помощи конкретному индивиду за счет многих людей. При этом никто не беднеет, а кому-то оказывается помощь. Метод мож- но принимать в качестве скорой или временной неотложной помощи инвалиду или другому лицу. Его слабые стороны – выработка установки на пассивное иждивенчество с постепенным разрушением активного начала личности. В
47 условиях свободного общества принцип не может быть долговременным, так как будет порождать армию иждивенцев, безвольных людей.
Принцип барина
. Основан на законодательном или насильственном изъя- тии результата чужого труда и передачи его нуждающимся. Этот принцип ис- пользуется лицами, присваивающими результат чужого труда, и по их усмотре- нию или повелению часть этих плодов труда передаются нуждающимся. Таким
«барином» мог быть помещик, капиталист, царь, правитель государства. Метод хорош тоже как временная мера. Его недостатки проистекают из того, что он основан на социальной несправедливости, и тоже порождает иждивенчество, а также бюрократический аппарат государства, связанный с распределением льгот. Число льготников растет как снежный ком, и, достигая критической мас- сы, угрожает социальным взрывом, т. е. нарушает основу социальной безопас- ности любой страны. Любое явление, основанное на саморазвитии, стремится к бесконечности. Такой бесконечностью в системе защиты на принципе барина является постепенное и неуклонное нарастание числа защищаемых при умень- шении числа защищающих. Этот принцип привел к падению Римской и других империй, основанных на рабстве. На его смену приходит следующий принцип.
Принцип равного
. Средства, которые используются в принципе барина для пассивного пенсионирования, направляются не столько на объект помощи, сколько на предмет, т. е. на установление связей между человеком и социумом: на систему медицинской, профессиональной, социальной, психолого- педагогической реабилитации и абилитации инвалидов; на создание условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и др.
После этого человек начинает сам зарабатывать, оставаясь личностью, несмот- ря на недостатки собственного здоровья. Примеры этому – Франклин Рузвельт,
Николай Островский, Людвиг ван Бетховен, Бедржих Сметана, Гомер, Альберт
Эйнштейн, Стивен Хокинг и другие известные деятели науки и искусства.
Таким образом, идеи обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной инженерной инфраструктуры, которые нашли отражение в современном российском законодательстве, направлены на реализацию принципа равного и отражают закономерное прогрессивное разви- тие философии социальной защиты инвалидов в нашей стране.
48 4.1.2. Философия независимой жизни. Декларация независимости инвали- да
Составной частью философии социальной защиты инвалидов является фи- лософия независимой жизни. Понятие
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
«независимая жизнь» в концептуальном значении подразумевает два взаимосвязанных момента:
1. Независимая жизнь – это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, иметь свободу выбора и свободу доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию, возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями.
2. Независимая жизнь – это способ мышления, психологическая ориента- ция личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, ее физическими возможностями, системой служб поддержки и окружающей средой.
Общие принципы и цели независимости инвалида сформулированы в Де- кларации независимости инвалида
ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ИНВАЛИДА
1. Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
2. Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется.
3. Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотече- ственник.
4. Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.
5. Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь,
как любая личность.
6. Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.
7. Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды,
является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отно- шение к ним.
49 8. Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.
9. Помогите мне познать то, что я хочу.
10. Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попыт- ке сделать лучше.
11. Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.
12. Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже до- ставляет вам удовольствие.
13. Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслу- живает восхищения.
14. Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.
15. Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для соб- ственного удовлетворения.
16. Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство.
Слушайте, поддерживайте и действуйте.
4.2. Правила этикета при общении с инвалидами
4.2.1. Коммуникативная эффективность
Работниками организаций, предоставляющих услуги населению, должна быть оказана помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получе- нию ими услуг наравне с другими лицами.
Совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффек- тивного общения при оказании помощи инвалидам в преодолении барьеров, называетсякоммуникативной эффективностью.
Коммуникация (общение) рассматривается как важнейшая сторона любой деятельности, во многом обеспечивающая ее успех и продуктивность. Комму- никативная компетентность необходима каждому. Для специалистов професси- онально значимыми являются умения правильно воспринимать и понимать другого человека, грамотно оказывать услуги в учреждении или организации.
Развитие коммуникативных умений складывается из следующих основных навыков:
– избегать конфликтных ситуаций;
– внимательно слушать инвалида и слышать его;
50
– регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодей- ствия;
– обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений;
– цивилизовано противостоять манипулированию.
4.2.2. Общие правила этикета при общении с инвалидами
Существуют общие правила этикета при общении с инвалидами, кото- рыми могут воспользоваться работники организаций, предоставляющих услуги населению, в зависимости от конкретной ситуации:
1.
Обращение к человеку: когда вы разговариваете с инвалидом, обращай- тесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
2.
Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется про- тезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.
3.
Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к ко- му в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.
4.
Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
5. Адекватность и вежливость: обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на «ты», только если вы хорошо знакомы.
6. Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то ин- валидной коляске – то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого про- странства человека, который ее использует.
7.
Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте тер- пеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не до- говаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на са-
51 мом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам – понять его.
8.
Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользую- щимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разгова- ривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас па- дал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сига- реты, руки), не мешало.
9.
Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, ко- торый плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Уви- димся» или «Вы слышали об этом...?» тому, кто не может видеть или слышать.
Также разработаны правила этикета для лиц с разными расстройствами функций организма. Список правил достаточно велик. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте – и тогда общение будет эффективным.
4.2.3. Фразеология общения с инвалидами
Многие привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, – ярлыки и оскорбительные стереотипы.
Как и другие социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к словам, кото- рые усугубляют их положение. Для того чтобы изменить его, люди с инва- лидностью в странах, где движение инвалидов активно и влиятельно, про- пагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жа- лости и других негативных ассоциаций.
Русская «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидно- стью до сих пор окончательно не сложилась – даже в среде инвалидов присут-