Файл: 1 Теоретические основы бизнеспланирования 5 1 Роль малого бизнеса в экономике 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важным фактором повышения эффективности бизнес-планирования является разработка контролирующего механизма, который по своей сложности и трудоемкости сравним с процессом составления самого бизнес-плана. Содержание системы контроля должно быть направлено на выполнение главной задачи – обеспечить менеджмент данными относительно продвижения предприятия к поставленным целям. Чтобы выполнить свои функции контролирующий механизм должен включать следующие элементы:

– контрольные точки отслеживания хода выполнения бизнес-плана;

– промежуточные финансовые и другие отчеты, позволяющие идентифицировать продвижение к поставленным целям. Контрольные точки (в англоязычной литературе для этих целей используется термин "бенчмарки") позволяют установить связь между плановыми и текущими результатами деятельности предприятия.

Правильно выбранная бенчмарка может служить основой для измерения достигнутого прогресса по отношению к достижению целей бизнес-плана. Промежуточные отчеты позволяют идентифицировать продвижение компании к поставленным целям. Наиболее эффективными являются сравнительные финансовые отчеты и графики, включающие ключевые финансовые показатели в сравнении с установленными финансовыми бенчмарками, балансовый отчет, графики дебиторской задолженности и т.п. Кроме финансовых отчетов, в конце месяца целесообразно подготавливать специальные отчеты о выполнении бизнес-плана. В пакет сообщений могут быть включена следующая информация: резюме о ходе выполнения бизнес-плана на данный момент, полный набор сравнительных финансовых отчетов.
2.2 Структура и содержание бизнес- плана
Необходимо отметить, что различные экономисты выделяют разные структуры бизнес – планов, однако все они имеют приблизительно одинаковое строение. Типовая структура представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Типовая структура бизнес-плана.
Концепция бизнеса (резюме) – это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие, начиная свое дело или развивая имеющееся.

По сути, концепция является сокращенной версией самого бизнес - плана.

В резюме должны быть отражены следующие основные моменты:

– возможности для бизнеса;

– привлекательность бизнеса;

– важность для предприятия и региона;


– необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные);

– срок окупаемости проекта;

– возможный срок возврата заемных средств;

– условия инвестирования;

– ожидаемая прибыль и ее распределение и т.д.

Порядок изложения концепции является достаточно свободным, однако ее необходимо начинать с главной цели предлагаемого бизнеса (как правило, получение прибыли) и назначения разрабатываемого бизнес - плана.

В разделе, описывающем ситуацию в настоящее время и дающем краткую информацию о предприятии, отражаются следующие моменты:

– главные события, повлиявшие на появление идей по бизнес-плану;

– главные обстоятельства и проблемы стоящие перед менеджерами;

– состояние на рынке и положение, которого необходимо добиться.

Работа над этим разделом чрезвычайно важна, поскольку если он не произведет благоприятного произведения на инвесторов и кредиторов, то дальше бизнес-план они просто не станут смотреть.

В целом резюме должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам фирмы (в том числе и ее акционерам) на 2 вопроса: “Что они получат при успешной реализации данного плана?” и “Каков риск потери ими денег?”.

Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным вопросам.

В разделе “Возможности фирмы (резюме)” определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица.

В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.

Далее в сжатой форме приводится основная информация о предприятии – дата основания, организационно-правовая форма, учредители, юридический адрес и т.п.

В разделе, характеризующем объект бизнеса, необходимо отметить направленность бизнес - плана (продукция, работы, услуги, создание нового предприятия, развитие действующего, финансовое оздоровление).

Также здесь необходимо отметить важность товара для потребителей, его уникальность. Также желательно охарактеризовать функциональные возможности и особенности продукции. Завершает раздел описание ключевых факторов, которые должны определить успех предлагаемого бизнеса.



Исследования и анализ рынка направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение потенциальных. В этом разделе желательно определить приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке: качество, цена, время и точность поставки, сервисное обслуживание и т.п.

Следует проанализировать, как быстро продукция, услуги утвердятся на рынке и обосновать возможности его дальнейшего расширения, а также основные факторы, влияющие на это.

Также весьма важным является отслеживание и оценка конкурентов. Необходимо выявить и проанализировать их сильные и слабые стороны.

Необходимо определить возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении.

Организационный план разрабатывается только при создании нового предприятия. Здесь необходимо привести организационную структуру предприятия, в которой четко определены должностные инструкции ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе, а также определяется, как будет осуществляться взаимодействие служб и подразделений.

Кроме этого желательно указать такие факторы, как потребность в рабочей силе, условиях труда, организации оплаты труда и т.п.

В разделе «Персонал и управление» следует привести информацию о менеджерах и охарактеризовать их управленческие возможности.

Необходимо отразить потребность в производственных помещениях и их площадь, а также производственную площадь предприятия, необходимо указать потребность в дополнительном оборудовании и материальных ресурсах.

По возможности здесь описывается система охраны окружающей среды, утилизации отходов, обеспечения безопасности жизнедеятельности.


Раздел заканчивается расчетом издержек производства и себестоимости производимой продукции.

Особым разделом может быть выделен инвестиционный план, где отражается потребность в инвестициях, а также указывается, за счет каких средств будет осуществлено финансирование проекта (собственные и/или заемные средства) и т.п.

План маркетинга – это план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей.

Необходимо отразить маркетинговую стратегию развития предприятия.

Разрабатывая эту стратегию, целесообразно учесть влияние внешнего окружения (тенденции изменения технологий, запросов и мотивации потребителей и т.д.) в целях адаптации предприятия к меняющимся рыночным условиям путем разработки комплекса маркетинга, включающего товарную, ценовую, сбытовую политику и сервисное обслуживание.

Особое место уделяется стратегии ценообразования, которая базируется на следующих методах:

– полных затрат;

– средних затрат;

– предельных затрат;

– стандартных издержек производства;

– прямых затрат (целевой нормы прибыли).

Предприниматель должен подготовит такой план маркетинга, который способен пробуждать мысль. Он должен не просто представить концепцию, но “продать” бизнес как привлекательную возможность для инвестиций, как кредитный риск с заманчивыми перспективами.

История свидетельствует, что маркетинг является одним из важных условий на пути фирмы к успеху. Многие фирмы, имевшие соблазнительный, действительно нужный потребителю товар, потерпели неудачу из-за неправильного маркетинга или вообще отсутствия такового.

В зависимости от конкретной ситуации, складывающейся на рынке с точки зрения состояния спроса, различают несколько типов маркетинга:

– конверсионный маркетинг, связан с наличием негативного спроса, т.е. с ситуацией, когда большинство потребителей отвергают данный товар или услугу; задача в этом случае состоит в разработке такого плана маркетинга, который бы способствовал зарождению спроса на соответствующие товары (услуги);

– стимулирующий маркетинг, связан с наличием товаров, на которые нет спроса по причине полного безразличия или незаинтересованности покупателей; план маркетинга должен определить причины безразличия и наметить пути по его преодолению;


– развивающий маркетинг, связан с формирующимся спросом на новые товары, используется в ситуациях, когда есть потенциальный спрос; задача маркетинга состоит в превращении потенциального спроса в реальный;

– поддерживающий маркетинг, используется при соответствии уровня спроса уровню предложения; в этом случае необходимо проводить продуманную политику цен, целенаправленно осуществлять рекламную работу и т.п.;

– демаркетинг, применяется при чрезмерном превышении спроса над предложением, чтобы у потребителей не создалось негативного представления о возможностях фирмы удовлетворить запросы покупателей; проводится повышение цен, свертывание рекламной деятельности и т.п., одновременно принимаются меры по увеличению выпуска продукции пользующейся чрезмерно высоким спросом;

– противодействующий маркетинг, используется для снижения спроса, который с точки зрения общества расценивается как иррациональный.

Раздел, описывающий потенциальные риски особенно важен, так как фактор риска оказывает большое влияние на финансово - хозяйственную деятельность предприятия.

Следует учитывать, как минимум, следующие виды рисков:

– производственные, связанные с различными нарушениями в производственном процессе или процессе поставок сырья, материалов и комплектующих;

– коммерческие, связанные с реализацией продукции на рынке не в полном объеме;

– финансовые риски, которые вызываются инфляционными процессами, неплатежами, колебаниями валютных курсов и т.п.;

– риски, связанные с форс - мажорными обстоятельствами, которые могут быть вызваны непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса до стихийных бедствий).

Методы снижения влияния рисков различны, однако наиболее действенным является коммерческое страхования, создание резервного фонда и функционирование предприятия с большим запасом финансовой прочности.

Цель финансового плана – определить эффективность предлагаемого бизнеса. В данном разделе необходимо отразить:

– общую потребность в инвестициях;

– источники финансирования;

– план доходов и расходов;

– баланс денежных расходов и поступлений;

– потребность в оборотном капитале;

– срок окупаемости проекта