Файл: Семья в психологической консультации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 645

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конец фазы определяют дети, говоря о том, что они довольны. Удовлетворенные своей жизнью и получе­нием желаемых поблажек, - они могут говорить открыто о своих негативных чувствах по отношению к родите­лям.

Когда ребенок говорит, что все хорошо, начинается вторая фаза — фаза «родительско-детской интеракции». Обычно к этому времени родители достаточно раздраже­ны и напряжены и легко начинают жаловаться, объеди­няясь в своих жалобах и требованиях против детей. Ос­новной прием на этой стадии — создание равных возмож­ностей для высказывания у родителей и детей, причем не по времени, а по эмоциональному накалу. Важно стремиться конструктивно переформулировать любые враждебные, разрушительные высказывания. Каждый член семьи, который хочет, но не может высказаться, должен быть поддержан терапевтом. При этом неизбежны какие-то моменты ревности: родители могут ревновать терапевта, ребенка. Обо всех этих моментах надо гово­рить вслух.

Результативность этой фазы сильно зависит от того, насколько члены семьи раскрыли свои негативные пере­живания и при этом не оказались во власти собственной неуправляемой агрессии.

Язык терапевта должен быть простым и ясным, что крайне необходимо для взаимопонимания. Психолог должен говорить так, чтобы любой ребенок его понял. Кстати, нужно отметить, что замутнение языка терми­нологией часто бывает способом сопротивления в труд­ных ситуациях, когда родители начинают говорить слова, непонятные для детей, и делать вид, что «мы-то, взрослые, понимаем что к чему».

В качестве одного из технических приемов семейной терапии может быть использование метафор. Терапевту полезно придумывать сказки, басни, образы и широко использовать их в работе. Кроме словесных метафор используются и другие средства. Простая палочка может помочь выразить мысль. Ребенку, например, трудно сказать, что старший брат его подавляет. Терапевт спра­шивает: «Вот представь себе, что это качели. Где ты и твой брат?» Учитывается также и наклон «качелей» — это как бы сила репрессии. Или задает такой вопрос:

«Как изменилось положение у вас дома за эти три дня? Ты сидел на этих качелях там, а твой брат — там, а те­перь как?»—«А вот так...»

Членов семьи также можно просить придумывать сказки, истории, притчи и в аллегорической форме рас­сказывать о себе, своих переживаниях, семье в целом. Но все же самым главным на этой фазе является высво­бождение отрицательных эмоций, чтобы и родители и дети излили все, что у них накопилось. В результате возникает взаимное уничтожение отрицательных эмо­ций при сохранении поддержки, равенства, любви.


Следует особо остановиться на формах сопротивления. семьи, поскольку именно анализ сопротивления терапии может дать много информации. Например, на одном за­нятии с семьей (мама, папа и двое детей) девочка сказала следующее: «У меня тяжелое чувство, что все, что я го­ворила до этого,— ложь». Чтобы поддержать дочь, мать решила прервать неприятный разговор и попросила терапевта: «Можно, муж и сын выйдут — я вам должна что-то сказать».

Мать стала на сторону дочери, потому что дочь от­казалась выразить какие-то отрицательные эмоции в ее адрес, заняла позицию самобичевания. Произошло это вот почему: накануне у них был разговор дома, дочь призналась матери, что очень много ей врет. Теперь мать как бы покрывает дочь, чтобы отец и брат не узна­ли, какая она лгунья. Дочь эту игру поддерживает, возникает альянс. Но в основе этого альянса может быть и другая цель: изолировать отца и брата и подчеркнуть интимность диады мать—дочь.

Терапевта долго просили, чтобы мужчины вышли, но он не согласился, и тогда обе женщины отказались гово­рить о том, о чем собирались. Интересна в этом случае реакция отца: " почувствовав, что его пытаются устра­нить, он по окончании препирательств взял дальнейший разговор на себя, о чем-то рассказывал, и никто не заметил, как закончилось занятие. Несостоявшийся се­паратный сговор матери с дочерью был позабыт.

Создание подобных группировок представляет собой нормальное явление в повседневной жизни, но в терапии оно указывает на сопротивление, прежде всего, каким-то новым отношениям.

Очень важно обращать внимание на невербальное поведение членов семьи во время встречи, так как невер­бальное общение между ними может быть коммуникаци­ей, выборочно предназначенной кому-то одному. Иногда бывает необходимо обратить на это внимание и погово­рить о смысле и назначении таких аспектов поведения.

Следует еще раз подчеркнуть, что при всей буре вза­имной критики терапевт каждый раз делает акцент на позитивной стороне, позитивном начале любых претен­зий, упреков, самых жестоких слов, а также поведения (родителей или детей). Когда «прочищены» каналы ком­муникации, наступает третья фаза, причем она возникает спонтанно — когда родители начинают выяснять отно­шения между собой. Это, действительно, происходит всегда, с какой бы семьей ни работал терапевт. Важно, чтобы эта фаза не наступила преждевременно. Если она возникла тогда, когда взаимные негативные эмоции еще не высказаны до конца,, то просто-напросто начинается перепалка между родителями. Терапевт должен сдержи­вать семью, если чувствует, что еще есть негативные эмоции, невысказанные претензии между родителями и детьми. Он должен откладывать, переносить в будущее те вопросы и проблемы, которые рано обсуждать.



Третья фаза — родительских интеракций. Это фаза переломная во всем ходе совместной семейной терапии, и часто родительские интеракции становятся фундамен­том всей семейной терапии. Дж. Белл подводит семью к этой фазе постепенно, как бы щадя чувства родителей, идя на поводу их запроса. Запрос родителей формули­руется как жалоба на ребенка, и поэтому совместная семейная терапия начинается с выяснения проблемы ре­бенка. Затем постепенно разговор переходит на отноше­ния между родителями, потому что в основе особенностей и нарушений поведения ребенка лежат, безусловно, особенности супружеских отношений: не негативные осо­бенности родителей, не конфликты между ними, а весь комплекс их взаимоотношений. Это подчеркивается и в беседах с родителями, и в совместных сеансах для избе­жания у родителей чувства вины, которое непродуктивно с точки зрения терапии.

Каким образом супружеские отношения могут при­водить к возникновению проблем детей? Существует не­сколько объяснений. Например, Дж. Бинг-Холл счи­тает, что семейный миф порождается супругами, а ребе­нок, появляясь в семье, уже вплетается в структуру мифа. Он выделяет две формы подключения ребенка к се­мейному мифу. Семейный миф это согласованная за­щита, которую вырабатывают для себя оба супруга, что­бы вытеснить какие-то травмирующие переживания. Сначала каждый из будущих супругов вытесняет эти переживания индивидуально, а потом, соединив свою жизнь с другим человеком,— еще и с помощью этого другого.

Можно рассмотреть два типа брака, основанные на разных семейных мифах. Первый тип брака—это брак людей, имеющих сходный характер психологической защиты. Каждый вытесняет какие-то свои индивидуаль­ные особенности и подбирает в качестве брачного парт­нера человека, очень похожего на себя. При этом обра­зуется некое фальшивое общее «Я»: оба партнера выде­ляют, подчеркивают, усиливают, идеализируют друг в друге то, что признают у себя, и вытесняют друг в дру­ге то, что вытесняют у самих себя. В итоге они как бы Усиливают и дублируют свою защиту. Например, супру­жеская пара состоит из людей, имеющих серьезные сексуальные проблемы или психологические трудности, связанные с сексом. Общий семейный миф, который фор­мулирует эта пара, может звучать так: «Мы счастливы тем, что нашли друг друга. Потому что оба считаем, что в основе счастливой семьи лежит не секс. Сексуальные проблемы нас не беспокоят так, как они беспокоят дру­гих. Единство нашей семьи — в том, что мы дружим друг с другом, понимаем друг друга и помогаем друг Другу. Сексуальные проблемы нас не волнуют». Приблизительно таким же был миф у каждого из партнеров до супруже­ства. А когда они объединились, то он структурировался в миф семьи.


Когда в такой семье рождается ребенок, он должен (по глубокому убеждению родителей) идентифицировать­ся с хорошим, признаваемым началом. А если у ребенка проявляется вытесняемый комплекс черт, то семейный миф трещит по швам, и родители прилагают максимум усилий, чтобы его сохранить. Если ребенок не соответст­вует ожиданиям, то семья либо отторгает его как чужака, либо проецирует на него вытесняемое обоими супругами. Во втором случае весь негативный багаж семьи целиком и полностью проецируется на ребенка, и он становится носителем всего самого ужасного и самого безобразного, «козлом отпущения», корнем, зла. Если же ребенок не дезавуирует проблем родителей, то тогда миф, который в качестве знамени поднимает над собой семья, состоя­щая уже из трех человек, звучит так: «Мы все — счаст­ливая, дружная, мирная., интеллигентная семья. В на­шей семье главное — взаимовыручка, взаимопомощь и дружба».

Второй тип брака основан на то, что супруги выби­рают друг друга потому, что каждый из них бессозна­тельно символизирует для другого его потерянное, вы­тесненное, отвергнутое «Я». «Я выхожу замуж за челове­ка, который является как бы моей противоположностью». На самом деле, он может и не быть ею. Но «я проецирую на него свое отторгнутое «Я» и постоянно жду от него того, что он восполнит меня до гармонического целого». Составляя брачный союз, оба партнера комплиментарно дополняют вытесненные части друг друга.

Наличие в каждом из партнеров вытесняемого начала маскируется идеализацией. Как правило, такие браки ранние; их внешние причины часто бывают сексуаль­ными. Брачный союз основан на очень сильной взаимной симпатии, очень сильной любви и привязанности, когда люди говорят: «Мы нашли друг друга, как две половинки яблока». Первоначальным толчком к формированию брака является идеализация вытесняемого в себе начала. Но если супруги — личности невротические, то по исте­чении некоторого времени на смену идеализации прихо­дит вытеснение, сопротивление, протест.

Брак переходит в свою следующую фазу, которая становится уже хронической: постоянные скандалы, борьба и недовольство друг другом, ощущение того, что живешь рядом с чужим человеком. При этом брак редко разваливается. Ребенок, родившийся в такой семье, вплетается в родительские взаимоотношения, становится поочередно объектом идентификации то одного, то дру­гого родителя. Его постоянно таскают из лагеря в ла­герь. Те папины черты, которые подмечает у него мама и которые отражают подавляемое мамино «Я», становят­ся для нее источником раздражения, злобы и неприятия ребенке. Точно так же реагирует и папа, только на абсолютно противоположные черты. Поэтому в целом ребенок не принимается ни одним из родителей. Они перепасовывают ребенка друг другу, и единственное, что их очень сильно сближает,— это то, что их ребенок плох. Ребенок изначально страдает сильным расщепле­нием, потому что он усваивает одновременно и сценарий от одного из родителей, и контрсценарий от другого. И оба родителя требуют, чтобы ребенок выражал и во­площал только его, этого родителя, сценарий.


Столь сильная связь родительских проблем и детских особенностей, конечно, выявляется в процессе семейной терапии. Важно, однако, не позволить семье слишком рано перейти в фазу родительских интеракций. Для продуктивной работы необходимо предварительное из­влечение наружу всех негативных эмоций. И только после этого возможны конструктивные отношения, вы­ражение позитивных чувств, принятие друг друга. Родительско-детские интеракции должны себя исчерпать. Это происходит, когда семья упирается в тупик: дети в общем-то удовлетворены сложившимся в семье положени­ем, а претензии родителей к детям идут по второму или по третьему кругу, все время формулируются одинаково. В этот момент (что происходит, как правило, на шестом занятии) можно приступить к выяснению родительских отношений.

В начале этой фазы психотерапевт избегает давать какие бы то ни было интерпретации. Он лишь разными способами поощряет разговор. Постепенно увеличивается открытость высказываний, и в море негативных эмоций вливается все больше и больше переживаний, связанных с самоанализом, с пережитыми родителями инсайтами относительно друг друга и своих собственных позиции. Чем чаще это происходит, тем больше терапевт позволяет себе интерпретировать происходящее. Дж. Белл выде­ляет четыре типа интерпретаций, которые он использует в процессе семейной терапии.

Первый тип — рефлективные, аналитические интер­претации. Они связаны с психогенезом того, что проис­ходит. Когда в семье нет нужной близости, открытости, взаимной поддержки, эти интерпретации нежелательны. К ним следует прибегать лишь тогда, когда семья уже достаточно хорошо сплотилась.

Второй тип — связующие интерпретации. Они позво­ляют соединить события и слова, объяснить чувства, ро­ли, их происхождение, природу переживаний. Не сле­дует пользоваться этими интерпретациями до тех пор, пока терапевт не будет уверен в готовности семьи при­нять и понять их. Этим типом интерпретаций широко пользуется В. Сатир, считая, что связующие интерпретации — это один из основных инструментов, который семья должна вынести из семейной терапии,— уметь связывать между собой переживания и события, чувства и семейные роли.

Третий вид — реконструктивные интерпретации. Они направлены на то, чтобы вывести настоящее из прошлого. Их используют в тех случаях, когда настоя­щее существенно волнует семью и члены семьи хотят объяснить его.