ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 642
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Четвертый тип — нормативные интерпретации. Это суждения, позволяющие провести параллели между данной семьей и другими семьями, помогающие членам семьи осознать, что многие семьи имеют подобные проблемы. Это помогает им избавляться от страха и тревоги. Например, говорится: «Да, такого рода ситуация уже встречалась неоднократно в моей работе. И тогда механизм ее возникновения был такой. Конечно, ваша семья особая. Но я думаю, что возможны какие-то общие места. Когда-то нам помогло то-то и то-то».
По мере того как супруги все более открыто общаются между собой, количество интерпретаций возрастает. Признаками окончания фазы родительских интерпретаций может стать признание обоими супругами друг за другом прав на самостоятельную позицию, разрушение симбиотических связей, осознание возможности компромиссных решений и признание ценности мирного сосуществования — в противовес проведению в жизнь какой-то своей индивидуальной доктрины. Например, супруги приходят на встречу и говорят: «Мы поняли, что принципиальная и бескомпромиссная борьба за какие-то свои позиции — это ничто по сравнению с общим миром, который царит в семье. Ради этого мира можно пойти на уступки».
Одна из серьезных проблем, с которыми часто сталкиваются семейные терапевты, заключается в том, что родители боятся обсуждать в присутствии детей свои супружеские проблемы. Мнение, единодушно высказываемое авторами работ в области семейной терапии, состоит в том, что даже самые интимные проблемы — вплоть до нюансов сексуального поведения — могут обсуждаться на языке чувств, переживаний — это вполне возможно в присутствии детей. Не обязательно апеллировать к сугубо сексологическим терминам и понятиям. Говорить на интимные темы при детях важно, так как дети чувствуют семейное неблагополучие очень хорошо, гораздо лучше, чем родители это подозревают. Дети эмоциональны, и эмоциональная атмосфера семьи очень легко ими постигается. Ребенку трудно жить в состоянии тревожной неопределенности.
Роль терапевта на фазе супружеских интеракций заключается в установлении баланса между высказываниями родителей. Он также делает различные интерпретации суждений родителей по поводу их взаимоотношений; иногда такие интерпретации терапевт делает с позиции ребенка сам либо поощряя ребенка к тому, чтобы тот сделал свою собственную интерпретацию того, т.) говорят родители друг о друге. Он как бы высвечивает Для родителей детское восприятие происходящего.
На смену фазе супружеских интеракций в тех семьях, где детей несколько, приходит фаза интеракций между детьми. В семьях с одним ребенком, имеющим много проблем во взаимоотношениях со сверстниками, все члены семьи совместно обсуждают этот вопрос. Если в семье двое детей, то фаза интеракции между детьми возникает в двух случаях. Во-первых, когда на первой фазе — фазе центрации на ребенке — основную враждебность и негативные переживания дети высказывают не в адрес родителей, а в адрес своих братьев и сестер.
Если такая враждебность существует, то после фазы супружеских интеракций можно перейти к ее обсуждению. Во-вторых, к фазе интеракций между детьми переходят в том случае, когда одна из жалоб родителей — это жалоба на отношения между детьми.
Есть еще один момент, подводящий к этой фазе,— он связан с тем, что родители, уже сблизившись друг с другом, начинают вспоминать о своем детстве и о своих детских проблемах. Довольно часто бывает так, что кто-то из них начинает говорить: «Да, у вас тоже были трудности в общении с ребятами. Я теперь понимаю, почему наша дочка такая. Я понимаю, что с ней происходит».
Фаза детских интеракций предпоследняя, и терапевт становится на ней все более и более пассивным. Центр — дискуссии отношения между детьми. Родители и дети уже сами соблюдают баланс между высказываниями, сами друг друга не перебивают, и все это свидетельствует о том, что терапия подошла к концу. Наступает, наконец, последняя, конечная фаза.
Признаки перехода к этой фазе следующие.
Первый признак. Многие симптомы, с которыми обратилась семья, исчезают. Некоторые не исчезают, но переосмысливаются и теряют свою травматическую значимость.
Второй признак. Все чаще и чаще на встречах члены семьи начинают смеяться. Особенно показательно, если родители начинают посмеиваться над собой, подшучивать в свой адрес. Все оживлены, всем приятно — это признак того, что пора заканчивать терапию.
Третий признак. Все чаще, когда терапевт в начале очередной встречи спрашивает о том, как семья жила в течение недели, какие события произошли, члены семьи начинают рассказывать, что собирались все вместе, что-то обсуждали. Терапевт каждый раз подчеркивает: «Вот видите, как хорошо: вы уже можете сами, я уже вам больше не нужен».
Четвертый признак. Члены семьи начинают признавать и принимать независимость каждого друг от друга,
Еще один признак косвенный, но проявляющийся довольно часто дети начинают помогать по дому: «То ничего не делал, а тут посуду моет, пол метет, без всяких уговоров и упреков». Дети сами начинают включаться в семейную жизнь.
Последний, пятый признак — наиболее очевидный — семья начинает говорить, что все наладилось, вроде, больше и не надо встречаться.
Часто инициатором конца встреч является терапевт, который видит, что все признаки благополучия налицо и надо заканчивать занятия. Это можно делать двумя способами. Первый — начать обобщать то, что было на встречах, подчеркивать самостоятельность семьи, ее способность все решать без терапевта. Второй способ окончания занятий — это обсуждение дальнейшей жизни семьи: что будут делать члены семьи, как они будут дальше все сами решать.
Какова же роль терапевта в семейной терапии? Во-первых, вербальная и невербальная поддержка говорящего, будь то ребенок — а дети в этой форме терапии являются чрезвычайно важными участниками — или взрослый. Во-вторых, всяческое поощрение выражения чувств в ходе занятий, в особенности чувств негативных. Если членам семьи не хватает слов, чтобы выразить эти чувства, можно использовать боксерскую перчатку, мячик, игрушечную рапиру. В-третьих, терапевт внимательно следит за динамикой процесса терапии и направляет ее. В-четвертых, он постоянно поддерживает взаимосвязь между членами семьи, в то же время подчеркивая уникальность каждого и его право на свою позицию.
Что же происходит во время терапевтической работы? Что нового узнают для себя члены семьи? Первое, что определяется,— это природа и причины нарушений у «идентифицированного пациента». Если им является ребенок, возможно, у родителей уже есть какие-то идеи о причинах его проблем. На встречах они могут сравнить свои идеи с тем, что думает ребенок, поскольку он сам приобретает возможность сказать, что считает причиной своих трудностей.
Второе, что происходит,— это равномерное распределение ответственности за семейную боль, семейную проблему между всеми членами семьи. Терапевт демонстрирует им наличие взаимосвязей, никак их не оценивая.
Третье, что дает такая терапия,— это возможность каждому почувствовать, что он может отвечать за изменения в семье. Что он — важный член, который своим сведением и, отношением может изменить семью целиком.
Следующее — это чувство, связанное просто с осознанием возможности изменений. Многие семьи приходят на встречу уже полностью разочарованными в возможности изменений.
Терапевтические встречи приводят к тому, что у людей возникает чувство: мы еще не безнадежны. С этим часто приходится сталкиваться, когда в конце занятия кто-то восклицает: «Никогда в жизни мы так не говорили! Вот уже 20 лет живем, а тут к вам пришли — и вдруг поговорили!»
Занятия позволяют прояснить актуальное состояние семьи: у людей, которые приходят к терапевту, в жизни мало хорошего. Терапевт позволяет им увидеть эту «малость», увеличивая ее в сознании пациентов.
Очень важно, что в ходе занятий члены семьи начинают осмыслять ценности особенности каждого в отдельности. И, расшатывая симбиотические связи, терапевт позволяет членам семьи увидеть в каждом какие-то индивидуальные черты и устремления. И конечно, самое важное — это то, что терапевт помогает каждому родителю и каждому ребенку понять, что он является значимой частью центра его жизни — его семьи.
Иногда в семейной терапии может быть использован несколько иной подход. Так, В. Сатир после организационного этапа первых двух встреч начинает сбор семейной хронологии.
На третьем занятии, собрав всю семью вместе, В. Сатир говорит: «Теперь мы познакомимся с вашей семьей подробнее. Расскажите мне, пожалуйста, с чего все началось. Как началась ваша семья? Как вы познакомились? Где? В какое время? Как вы отнеслись друг к другу с первого взгляда?» Семейная история реконструируется В. Сатир как бы в двух направлениях. Начало, старт,— это момент знакомства двух взрослых людей — супругов. Ход назад — это ход в детство этих супругов. Ход вперед — это ход в развитии семьи уже как целого, он связан с рождением ребенка.
На этом этапе в разговор включается ребенок. Он начинает рассказывать, как помнит себя, с какого возраста, какими он помнит родителей. Но начальной точкой является момент знакомства супругов. Предшествующие браки, предшествующие дети— это все уже застартовая точка. Терапия проводится в 3 этапа: первый — история знакомства и история семьи до появления ребенка; второй—ход в прошлое супругов, когда они рассказывают о своих детских переживаниях, о моделях отношений в их родительских семьях, о своих предыдущих семейных и сексуальных опытах; и третий—ход вперед — от появления ребенка. Данные этапы затем обсуждаются, и все подробно записывается на магнитофон или бумагу.
Какие задачи этим решаются?
Первая задача: начав такого рода работу, терапевт сразу ставит себя в позицию стороннего наблюдателя, хроникера семейной жизни.
Вторая задача — получение информации о жизни семьи. По мнению В. Сатир, это очень важно, потому что есть много моментов, проясняющих причины актуального состояния семьи. Например, семья приходит на встречу в составе мамы, папы и ребенка. Обязательно надо спросить, есть ли еще члены семьи, а не довольствоваться теми, кто сидит в кабинете. Может оказаться, что существует еще один ребенок, который 10 лет лежит р больнице. А это очень важная информация. Или, например, есть бабушка, которая управляет всей семейной обстановкой, или обнаруживается родственник, который экономически поддерживает семью. Необходимо подробно выяснить все, что позволит составить некоторую концепцию семьи.
Следующая задача, которую можно решить сбором семейной хроники,— это снять чувство тревоги у членов семьи. Вопросы задаются очень простые: «Расскажите, кто вы, что вы, когда познакомились, когда родились, столько лет вместе». Как правило, семьи приходят к терапевту в состоянии сильной тревоги. Люди пришли е момент кризиса — не знают, что будет, и их успокаивает то, что с ними говорят на простом человеческом языка. Кроме того, такой разговор позволяет выяснить, что члены семьи все-таки делали нечто для решения своих проблем. Такими простыми вопросами терапевт создает у них впечатление о своей компетентности.
Кроме того, решается важная задача — перенос акцента на супружеские отношения: поскольку прямо начинать с супружеских отношений нельзя, к ним подходят косвенным путем. Рассказ о супружеских отношениях до появления ребенка—это и есть мягкий перенос акцента на супругов.
Собирая информацию об истории жизни семьи, терапевт помогает ей приобрести некоторые представления о том, как можно анализировать свою жизнь. Он задает Вопросы о причинах событий. Очень много внимания уделяет вопросу о выборе партнера: «Почему именно он? Какие планы семейной жизни вы с ним связывали? Какими вы представляли своего супруга и своего ребенка в семье?»
Затем он выясняет все о прародителях. Вначале речь идет о сегодняшнем дне. Кто родители супругов, где живут, как участвуют в жизни семьи? Затем переходит к детству супругов. Очень важно задавать вопросы относительно того, как пациенты видят проблемы родителей и их супружеских отношений: «Есть ли в семье ваших родителей какая-то проблема? Если есть, то какая?» Сбор семейной хронологии построен с использованием хитроумных ловушек, которые облегчают осознание проблем.