Файл: Семья в психологической консультации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 642

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Четвертый тип — нормативные интерпретации. Это суждения, позволяющие провести параллели между дан­ной семьей и другими семьями, помогающие членам семьи осознать, что многие семьи имеют подобные проблемы. Это помогает им избавляться от страха и тревоги. Например, говорится: «Да, такого рода ситуация уже встречалась неоднократно в моей работе. И тогда меха­низм ее возникновения был такой. Конечно, ваша семья особая. Но я думаю, что возможны какие-то общие места. Когда-то нам помогло то-то и то-то».

По мере того как супруги все более открыто общаются между собой, количество интерпретаций возрастает. Признаками окончания фазы родительских интерпрета­ций может стать признание обоими супругами друг за другом прав на самостоятельную позицию, разрушение симбиотических связей, осознание возможности компро­миссных решений и признание ценности мирного сосу­ществования — в противовес проведению в жизнь ка­кой-то своей индивидуальной доктрины. Например, супруги приходят на встречу и говорят: «Мы поняли, что принципиальная и бескомпромиссная борьба за какие-то свои позиции — это ничто по сравнению с общим ми­ром, который царит в семье. Ради этого мира можно пойти на уступки».

Одна из серьезных проблем, с которыми часто сталки­ваются семейные терапевты, заключается в том, что ро­дители боятся обсуждать в присутствии детей свои су­пружеские проблемы. Мнение, единодушно высказывае­мое авторами работ в области семейной терапии, состоит в том, что даже самые интимные проблемы — вплоть до нюансов сексуального поведения — могут обсуждаться на языке чувств, переживаний — это вполне возможно в присутствии детей. Не обязательно апеллировать к су­губо сексологическим терминам и понятиям. Говорить на интимные темы при детях важно, так как дети чувст­вуют семейное неблагополучие очень хорошо, гораздо лучше, чем родители это подозревают. Дети эмоцио­нальны, и эмоциональная атмосфера семьи очень легко ими постигается. Ребенку трудно жить в состоянии тре­вожной неопределенности.

Роль терапевта на фазе супружеских интеракций заключается в установлении баланса между высказыва­ниями родителей. Он также делает различные интерпре­тации суждений родителей по поводу их взаимоотноше­ний; иногда такие интерпретации терапевт делает с по­зиции ребенка сам либо поощряя ребенка к тому, чтобы тот сделал свою собственную интерпретацию того, т.) говорят родители друг о друге. Он как бы высвечивает Для родителей детское восприятие происходящего.


На смену фазе супружеских интеракций в тех се­мьях, где детей несколько, приходит фаза интеракций между детьми. В семьях с одним ребенком, имеющим много проблем во взаимоотношениях со сверстниками, все члены семьи совместно обсуждают этот вопрос. Если в семье двое детей, то фаза интеракции между детьми возникает в двух случаях. Во-первых, когда на первой фазе — фазе центрации на ребенке — основную враждеб­ность и негативные переживания дети высказывают не в адрес родителей, а в адрес своих братьев и сестер.

Если такая враждебность существует, то после фазы супруже­ских интеракций можно перейти к ее обсуждению. Во-вторых, к фазе интеракций между детьми переходят в том случае, когда одна из жалоб родителей — это жалоба на отношения между детьми.

Есть еще один момент, подводящий к этой фазе,— он связан с тем, что родители, уже сблизившись друг с другом, начинают вспоминать о своем детстве и о своих дет­ских проблемах. Довольно часто бывает так, что кто-то из них начинает говорить: «Да, у вас тоже были труд­ности в общении с ребятами. Я теперь понимаю, почему наша дочка такая. Я понимаю, что с ней происхо­дит».

Фаза детских интеракций предпоследняя, и терапевт становится на ней все более и более пассивным. Центр — дискуссии отношения между детьми. Родители и дети уже сами соблюдают баланс между высказываниями, сами друг друга не перебивают, и все это свидетельствует о том, что терапия подошла к концу. Наступает, наконец, последняя, конечная фаза.

Признаки перехода к этой фазе следующие.

Первый признак. Многие симптомы, с которыми обра­тилась семья, исчезают. Некоторые не исчезают, но пере­осмысливаются и теряют свою травматическую значи­мость.

Второй признак. Все чаще и чаще на встречах члены семьи начинают смеяться. Особенно показательно, если родители начинают посмеиваться над собой, подшучивать в свой адрес. Все оживлены, всем приятно — это при­знак того, что пора заканчивать терапию.

Третий признак. Все чаще, когда терапевт в начале очередной встречи спрашивает о том, как семья жила в течение недели, какие события произошли, члены семьи начинают рассказывать, что собирались все вместе, что-то обсуждали. Терапевт каждый раз подчеркивает: «Вот видите, как хорошо: вы уже можете сами, я уже вам боль­ше не нужен».



Четвертый признак. Члены семьи начинают призна­вать и принимать независимость каждого друг от друга,

Еще один признак косвенный, но проявляющийся довольно часто дети начинают помогать по дому: «То ни­чего не делал, а тут посуду моет, пол метет, без всяких уговоров и упреков». Дети сами начинают включаться в семейную жизнь.

Последний, пятый признак — наиболее очевидный — семья начинает говорить, что все наладилось, вроде, больше и не надо встречаться.

Часто инициатором конца встреч является терапевт, который видит, что все признаки благополучия налицо и надо заканчивать занятия. Это можно делать двумя способами. Первый — начать обобщать то, что было на встречах, подчеркивать самостоятельность семьи, ее способность все решать без терапевта. Второй способ окончания занятий — это обсуждение дальнейшей жизни семьи: что будут делать члены семьи, как они будут дальше все сами решать.

Какова же роль терапевта в семейной терапии? Во-первых, вербальная и невербальная поддержка говоря­щего, будь то ребенок — а дети в этой форме терапии являются чрезвычайно важными участниками — или взрослый. Во-вторых, всяческое поощрение выражения чувств в ходе занятий, в особенности чувств негативных. Если членам семьи не хватает слов, чтобы выразить эти чувства, можно использовать боксерскую перчатку, мя­чик, игрушечную рапиру. В-третьих, терапевт внима­тельно следит за динамикой процесса терапии и направ­ляет ее. В-четвертых, он постоянно поддерживает взаимо­связь между членами семьи, в то же время подчеркивая уникальность каждого и его право на свою позицию.

Что же происходит во время терапевтической работы? Что нового узнают для себя члены семьи? Первое, что определяется,— это природа и причины нарушений у «идентифицированного пациента». Если им является ребенок, возможно, у родителей уже есть какие-то идеи о причинах его проблем. На встречах они могут сравнить свои идеи с тем, что думает ребенок, поскольку он сам приобретает возможность сказать, что считает причиной своих трудностей.

Второе, что происходит,— это равномерное распре­деление ответственности за семейную боль, семейную проблему между всеми членами семьи. Терапевт демонст­рирует им наличие взаимосвязей, никак их не оценивая.

Третье, что дает такая терапия,— это возможность каждому почувствовать, что он может отвечать за изме­нения в семье. Что он — важный член, который своим сведением и, отношением может изменить семью целиком.

Следующее — это чувство, связанное просто с осо­знанием возможности изменений. Многие семьи приходят на встречу уже полностью разочарованными в возможности изменений.


Терапевтические встречи приводят к тому, что у людей возникает чувство: мы еще не безна­дежны. С этим часто приходится сталкиваться, когда в конце занятия кто-то восклицает: «Никогда в жизни мы так не говорили! Вот уже 20 лет живем, а тут к вам при­шли — и вдруг поговорили!»

Занятия позволяют прояснить актуальное состояние семьи: у людей, которые приходят к терапевту, в жизни мало хорошего. Терапевт позволяет им увидеть эту «ма­лость», увеличивая ее в сознании пациентов.

Очень важно, что в ходе занятий члены семьи начи­нают осмыслять ценности особенности каждого в от­дельности. И, расшатывая симбиотические связи, тера­певт позволяет членам семьи увидеть в каждом какие-то индивидуальные черты и устремления. И конечно, самое важное — это то, что терапевт помогает каждому роди­телю и каждому ребенку понять, что он является значи­мой частью центра его жизни — его семьи.

Иногда в семейной терапии может быть использован несколько иной подход. Так, В. Сатир после организа­ционного этапа первых двух встреч начинает сбор семей­ной хронологии.

На третьем занятии, собрав всю семью вместе, В. Са­тир говорит: «Теперь мы познакомимся с вашей семьей подробнее. Расскажите мне, пожалуйста, с чего все на­чалось. Как началась ваша семья? Как вы познакоми­лись? Где? В какое время? Как вы отнеслись друг к другу с первого взгляда?» Семейная история реконструируется В. Сатир как бы в двух направлениях. Начало, старт,— это момент знакомства двух взрослых людей — супругов. Ход назад — это ход в детство этих супругов. Ход впе­ред — это ход в развитии семьи уже как целого, он свя­зан с рождением ребенка.

На этом этапе в разговор включается ребенок. Он начинает рассказывать, как помнит себя, с какого воз­раста, какими он помнит родителей. Но начальной точ­кой является момент знакомства супругов. Предшествую­щие браки, предшествующие дети— это все уже застартовая точка. Терапия проводится в 3 этапа: первый — история знакомства и история семьи до появления ребенка; второй—ход в прошлое супругов, когда они рассказывают о своих детских переживаниях, о моделях отношений в их родительских семьях, о своих предыду­щих семейных и сексуальных опытах; и третий—ход вперед — от появления ребенка. Данные этапы затем обсуждаются, и все подробно записывается на магнитофон или бумагу.

Какие задачи этим решаются?


Первая задача: начав такого рода работу, терапевт сразу ставит себя в позицию стороннего наблюдателя, хроникера семейной жизни.

Вторая задача — получение информации о жизни семьи. По мнению В. Сатир, это очень важно, потому что есть много моментов, проясняющих причины актуаль­ного состояния семьи. Например, семья приходит на встречу в составе мамы, папы и ребенка. Обязательно надо спросить, есть ли еще члены семьи, а не довольст­воваться теми, кто сидит в кабинете. Может оказаться, что существует еще один ребенок, который 10 лет лежит р больнице. А это очень важная информация. Или, на­пример, есть бабушка, которая управляет всей семейной обстановкой, или обнаруживается родственник, который экономически поддерживает семью. Необходимо подроб­но выяснить все, что позволит составить некоторую кон­цепцию семьи.

Следующая задача, которую можно решить сбором семейной хроники,— это снять чувство тревоги у членов семьи. Вопросы задаются очень простые: «Расскажите, кто вы, что вы, когда познакомились, когда родились, столько лет вместе». Как правило, семьи приходят к терапевту в состоянии сильной тревоги. Люди пришли е момент кризиса — не знают, что будет, и их успокаи­вает то, что с ними говорят на простом человеческом язы­ка. Кроме того, такой разговор позволяет выяснить, что члены семьи все-таки делали нечто для решения своих проблем. Такими простыми вопросами терапевт создает у них впечатление о своей компетентности.

Кроме того, решается важная задача — перенос акцента на супружеские отношения: поскольку прямо на­чинать с супружеских отношений нельзя, к ним подхо­дят косвенным путем. Рассказ о супружеских отношени­ях до появления ребенка—это и есть мягкий перенос акцента на супругов.

Собирая информацию об истории жизни семьи, тера­певт помогает ей приобрести некоторые представления о том, как можно анализировать свою жизнь. Он задает Вопросы о причинах событий. Очень много внимания уде­ляет вопросу о выборе партнера: «Почему именно он? Какие планы семейной жизни вы с ним связывали? Какими вы представляли своего супруга и своего ребенка в семье?»

Затем он выясняет все о прародителях. Вначале речь идет о сегодняшнем дне. Кто родители супругов, где жи­вут, как участвуют в жизни семьи? Затем переходит к детству супругов. Очень важно задавать вопросы отно­сительно того, как пациенты видят проблемы родителей и их супружеских отношений: «Есть ли в семье ваших родителей какая-то проблема? Если есть, то какая?» Сбор семейной хронологии построен с использованием хитроумных ловушек, которые облегчают осознание проблем.