Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине Логистика производства для инженеров техники и технологий по специальности 230104 Системы автоматизированного проектирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32
Внешние микрологистические системы
решают задачи, связанные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от их источников к пунктам назначения вне технологического цикла производства.
Внутренние микрологистические системы

оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции.
Интегрированные микрологистические системы

системы, границы которых определяются производственно-распределительным жизненным циклом продукции. Он включает процессы закупки материальных ресурсов и организации снабжения, логистику на производстве, логистические операции по продаже готовой продукции потребителям и послепродажному сервису.
Контроллинг

упорядоченный и непрерывный процесс обработки данных, обеспечивающий информацией управленческий персонал для достижения целей логистической системы предприятия, согласования и оптимизации материальных финансовых, информационных потоков.
Макрологистическая система с гибкой связью

движение материальных потоков от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителю может осуществляться как непосредственно, так и через соответствующих посредников.
Макрологистическая система с прямыми связями

движение материальных потоков от поставщиков сырья и других компонентов к производителю и далее к потребителю осуществляется без посредников.
Эшелонированная макрологистическая система движение материальных потоков от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителю осуществляется через посредников.
Риск

вероятность наступления страхового случая, а также возможный размер ущерба от него.
Страхование

система обеспечения интересов физических и юридических лиц, подверженных рискам.
Затраты (издержки)

ресурсы, необходимые для производства продукции (товаров и услуг).
Удельные издержки

затраты в натуральном или денежном выражении ресурса на производство единицы продукции.
Общие логистические издержки

логистическая концепция, суть которой заключается в оптимизации суммарных издержек за счет перегруппировки затрат по логистическим операциям.
Прибыль

превышение доходов над расходами за определенный период времени.
Специальность «САПР – Системы автоматизированного проектирования» содержит специальные требования к знаниям студентов по дисциплине
«Промышленная логистика» согласно стандарту ГОС ВПО. Согласно стандарту студенты должны получить знания и навыки по следующим вопросам.
Менеджмент, управление в проектной деятельности:

технико-экономическое обоснование проектных решений;
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com


33

структуры управления в проектных организациях;

информационные потоки в управленческих структурах;

функции корпоративных автоматизированных систем логистики и делопроизводства;

анализ состояния рынка и формирование цены средств САПР.
Включены также методы прогнозирования развития средств автоматизированного проектирования и организации инженерного труда.
В процессе разработки научных основ и практических применений логистики производства был создан целый ряд концепций, методик, технологий, которые позволили повысить эффективность, снизить запасы и резервы, организовать управление материальными потоками. Рассмотрим наиболее важные из этих подходов.
2.2. Концепция «точно в срок» (JIT)
Ряд компаний, в числе первых была Toyota, в 1970-е годы разработали концепцию «точно в срок» (just in time, или сокращенно JIT), другое название
«точно вовремя». Подход оказался настолько эффективным, что все крупные организации в настоящее время в той или иной степени его используют.
Традиционный подход к организации работы предполагает, что запасы – это важный элемент всей системы, гарантирующий отсутствие сбоев при выполнении операций. Чем выше степень соответствия между поставками и спросом, тем меньше потребуется запасов. Если удастся установить соответствие между поставками и спросом, то запасы не нужны. Цель концепции «точно в срок» – минимизация затрат по созданию запасов.
Отсутствие запасов является не только достоинством, но и уязвимым местом данной системы. Отметим, что в результате землетрясения и цунами в Японии в марте
2011 года, которые разрушили транспортные пути, данная система практически оказалась парализована на длительное время, что нанесло производству в Японии, да и в других странах, где потребляется продукция японских предприятий, значительный ущерб. Для повышения надежности системы необходимо иметь планы подключения резервных путей доставки, резервных производств, резервных транспортных средств.
Но это требует дополнительных расходов, снижает эффективность. Таким образом, уход от запасов и резервов повышает эффективность, но снижает надежность. И наоборот. С учетом этих факторов надо создавать системы управления производством.
Можно иллюстрировать суть системы «точно в срок» на примере работы газовой плиты на газе в баллоне и на газе, поступающем по трубопроводу. В первом случае иногда возникает несоответствие между наличием топлива в баллоне и потребности в нем. Чтобы устранить перебои, надо заранее закупать газовые баллоны, т.е. создавать запас. Во втором случае поставка газа точно соответствует спросу и никакого запаса горючего у потребителя нет.
В основе концепции лежит гипотеза, что запасы возникают из-за плохого управления, плохой координации работ, и поэтому управленцы пытаются проблемы спрятать в запасы. Если найти причины, вызывающие разницу между предложением и спросом, улучшить выполнение операций, то запасы исчезнут.
В более широком значении концепция «точно в срок» рассматривает
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com


34 предприятие как набор проблем, мешающих эффективному выполнению операций, например длительность выполнения заказов, нестабильность доставки заказов, несбалансированные друг с другом операции, ограничения в мощности, поломки оборудования, бракованные материалы, перерывы в работе, ненадежные поставщики, низкое качество ГП, большой объем бумажной работы и многое другое.
Проблемы пытаются решить за счет новых расходов: создавая дополнительные мощности, запасы, устанавливая резервное оборудование, приглашая специалистов по кризисам. Чтобы избежать подобных расходов, концепция «точно в срок» требует изменений по следующим направлениям:

Запасы. Организации должны уменьшить запасы до минимальных
(нулевых) запасов: ресурсов, незавершенного производства, ГП.

Качество. Необходимо добиваться полного отсутствия брака на основе комплексного управления качеством.

Поставщики. Заказчики должны доверять своим поставщикам, поэтому им необходимо устанавливать долгосрочные партнерские соглашения с надежными поставщиками.

Объем партий. Необходимо искать способы снижения объемов производственных партий, добиваться коротких производственных циклов, чтобы излишек производства не накапливался в запасах ГП.

Время выполнения заказов. Необходимо снижать время выполнения заказов, чтобы снизить факторы неопределенности, которые могут изменить ситуацию за время долгой поставки.

Надежность. Все операции должны выполняться непрерывно без сбоев, т.е. не должно быть поломок оборудования, брака, прогулов и т.п.

Работники. Необходим дух сотрудничества как между рабочими, так и между менеджерами и рабочими, поскольку благосостояние всех зависит от общего результата, ко всем работникам должно быть одинаковое отношение. Поощряются творческие инициативы любого работника по поводу возможных усовершенствований в работе.

Информационная поддержка должна позволять оперативно обмениваться информацией и синхронизировать все процессы поставки
МР, производства и сборки, поставки ГП.
Таким образом, концепция «точно в срок» – это не только способ
минимизации запасов, но и устранение потерь по любым видам ресурсов,
улучшение координации и повышение эффективности деятельности.
Пример использования концепции «точно в срок»
У американской компании Harley-Davidson, производящей мотоциклы, в 1970-х годах обострилась конкуренция с японскими компаниями: Honda, Yamaha, Suzuki и
Kawasaki. Большинство ранее стабильных компаний в этой отрасли обанкротились.
Японские компании могли поставлять свои мотоциклы практически в любую точку мира с более высоким качеством и по более низкой цене, чем у конкурентов. Когда компания Harley-Davidson в 1978 г. попыталась доказать в суде, что японские
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com


35 компании продают мотоциклы по демпинговым ценам, т.е. ниже их себестоимости, то выяснилось, что операционные издержки у японских компаний на 30% ниже, чем у нее. Одной из основных причин такого положения дел было использование ими режима работы JIT. В 1982 г. Harley-Davidson начала разрабатывать и внедрять программу «материалы по мере необходимости», аналог JIT. Вначале компания столкнулась с трудностями, но за 5 лет она снизила время переналадки оборудования на 75%, сократила гарантийные затраты и расходы, связанные с отходами, на 60%, снизила запасы незавершенного производства на 22 млн. долларов. За тот же период производительность компании выросла на 30%, в результате компания выдержала конкуренцию на рынке.
Преимущества концепции «точно в срок». В некоторых организациях, внедривших JIT, произошло сокращение запасов на 90%; площадей, на которых выполняются работы, – до 40%; затрат на снабжение – до 15% и т.д. К преимуществам JIT также относятся:

сокращение запасов материалов и незавершенного производства;

сокращение времени пополнения запасов;

сокращение времени производства продукции;

повышение производительности;

повышение загрузки оборудования;

повышение качества материалов и ГП;

возрастает производственная дисциплина сотрудников;

возрастает дисциплина отношений с поставщиками;

создается стиль конструктивного решения возникающих проблем.
Проблемы реализации и внедрения JIT состоят в следующем.

высокие затраты на внедрение (современное оборудование, затраты на подготовку специалистов и повышение заработной платы, рост затрат на производство вследствие небольших партий выпуска и т.д.);

непредвиденные обстоятельства (поломки, забастовки работников, задержки и срывы поставок, природные катастрофы и др.);

возрастает зависимость от качества поставляемых материалов;

необходима стабильная работа производства при колебаниях спроса;

необходима гибкая реакция на изменение запросов потребителей;

трудно сократить сроки переналадки и связанные с этим затраты;

не все поставщики способны работать в данном режиме;

трудность привязки к информационным системам партнеров;

работа сотрудников в обстановке повышенного стресса;

необходимо сотрудничество и доверие между работниками;

сотрудники должны нести большую ответственность.
Необходимые условия реализации концепции «точно в срок»

Наличие в экономической системе надежных поставщиков. Американские и европейские производители смогли внедрить эту концепцию на 10-15 лет позже японцев из-за низкой надежности поставок.

Отношения партнерства между организациями в цепи поставок.

Использование систем обмена информацией о требуемых МП, например, канбан для
JIT и электронный обмен данными для реакции на запросы потребителей, ECR.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com


36

Высокая скорость физической доставки МП, в том числе за счет сокращения времени промежуточного хранения и ожидания грузопереработки.

Точная информация о текущем состоянии производства, точные прогнозы на ближайшее будущее. Для этого при организации и оперативном управлении производственных процессов должны использоваться надежные телекоммуникационные системы и информационно-компьютерная поддержка.
Концепция эффективной реакции на запросы потребителей (ECR)
Концепция «точно в срок» требует от поставщиков изменения стиля работы: поставки надо осуществлять быстрее, но с полной надежностью, а меньшие партии должны обладать высоким качеством, поскольку резервы на случай брака и задержек в пути не предусмотрены. Для этого самим поставщикам целесообразно применять методы «точно в срок». Тогда вся система будет работать согласованно на основе одних и тех же целей и принципов. Концепция эффективной реакции на запросы потребителей
(efficient consumer response, или ECR) как раз и предполагает расширение зоны
JIT на всю цепь поставок. Другие названия концепции: быстрая реакция (quick response,
QR), планирование непрерывного пополнения
(continuous replenishment planning, CPR). Концепция ECR соединяет производственную и информационную логистику: сообщение о требуемых материалах идет назад через цепь поставок, в результате чего МП перемещаются вперед, т.е. ECR
«протягивает» МП через организации, входящие в ЛЦ.
В 1985 г. в США было создано одно из первых в мире партнерств по ECR с участием розничного торгового предприятия, производителя тканей и производителя одежды. В результате они повысили объем продаж на 20%, сократили объем запасов на 50%. Интерес к ECR возник в 1990-х годах. Теперь в супермаркетах, использующих этот подход, когда покупателю продают утюг, то касса автоматически отправляет сообщение поставщику заменить этот утюг, далее его система отправляет сигнал своему поставщику, т.е. сигнал идет по цепи назад. В частности, производителям корпуса утюга, нагревательного элемента, соединительного шнура; а далее предприятиям металлургии, химической промышленности и т.д. Так возникла технология запасов, управляемых продавцом.
Проблемы внедрения ECR

Сезонность производства некоторых поставляемых ресурсов, например сельскохозяйственных культур.

Несогласие одной или нескольких организаций ЛЦ (не хотят или не могут) работать в режиме ECR прерывает поток.

Если ЛЦ пересекает границу, где МП тормозится или сталкивается с другими проблемами, снижающими производительность, то ECR не работает.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com