Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 530
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
прокуратуры составляют: надзор за исполнением законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, предварительное следствие и дознание; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор в сфере исполнения уголовных наказаний.
В системе государственной власти прокуратура РФ занимает особое положение, предопределенное ст. 129 Конституции, установившей конституционно-правовой статус прокурорской системы. В свою очередь, согласно Закону о прокуратуре прокуратура РФ представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих, наряду с другими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ. Именно компетенция прокуратуры, содержание ее полномочий по реализации возложенных на нее функций являются параметрами, определяющими ее место в государственно-правовом механизме.
Прокурорский надзор -- это специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на ее территории. Ее содержанием является:
• - выявление фактов несоблюдения Конституции РФ и нарушения требований законов;
• - установление виновных в правонарушениях;
• - принятие мер к устранению правонарушений и их предупреждению;
• - наказание виновных
Цели прокурорского надзора определяются статусом, местом и ролью прокуратуры в государственном устройстве и понимаются как то, к чему надо стремиться, что надо осуществлять, результат, на достижение которого направлена деятельность прокуратуры, регламентируемая законодательством:
а) обеспечение верховенства закона; б) обеспечение единства и укрепления законности; в) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; г) обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачи прокурорского надзора носят более частный характер, характеризуются многообразием и непосредственно направлены на достижение целей прокуратуры. Задачи условно можно разделить на общие, специальные и частные. Общие задачи решаются в процессе осуществления прокуратурой всех направлений деятельности. Общей задачей прокурорского надзора является укрепление законности и охрана от посягательств
1. прав и интересов граждан, предприятий и организаций независимо от форм собственности;
2. общественного и государственного строя РФ.
Содержание общей задачи определяет специальные задачи, стоящие перед конкретным направлением деятельности (функцией) прокуратуры. Содержание специальных задач определяется компетенцией прокурора в каждом из этих направлений.
Частной называется задача временного характера, которую прокурор решает на данном этапе реализации специальных задач, например: истребование правовых актов для проверки их соответствия закону; получение объяснений по поводу конкретного нарушения закона и т.д.
• Соблюдение норм основного закона страны;
Надзорная функция за соблюдением основного закона страны Под предметом данного направления надзорной деятельности понимается соблюдение норм основного закона государства, а так же большого объема разнообразных по содержанию законов и иных правовых актов. Данная многочисленность и разнообразие становится препятствием для построения внутренней структуры или классификации. В связи с объемностью предмета данной надзорной отрасли на практике в ее пределах выделяются более мелкие направления. Наиболее важные виды законодательных актов закреплены в специальных приказах Генпрокурора.
• Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
Надзорная функция за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Отталкиваясь от рамок данного направления, надзор осуществляется за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами и иными федеральными органами власти, а так же их отделениями на местах. В качестве специфики данной отрасли надзора принимается сфера общественных отношений, связанная с правами и свободами граждан. Предметом данной отрасли надзорной деятельности является соблюдение норм основного закона страны, которые содержат закрепление прав и свобод граждан и человека. Помимо этого, в предмет данного направления надзорной деятельности входят все нормативные акты, которые связанны с данными конституционными нормами
• Соответствие правовых актов, которые издают органами и их должностные лица, нормам современного законодательства.
Надзорная функция за исполнением норм закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие Под целью данного направления прокурорского надзора понимают обеспечение всесторонности, полноты и объективности исследования всех обстоятельств дела. Современное уголовно-процессуальное законодательство устанавливает границы деятельности прокурорского надзора в данной сфере. Под предметом данного направления надзора понимают соблюдение, закрепленных в конституции, прав и свобод, установленные этапы рассмотрения заявлений/сообщений о подготовке совершения правонарушений, выполнение действий по оперативно-розыскным мероприятиям и проведению расследования, законность решений, которые принимаются органами, проводящими данные мероприятия
Правовые средства – это закрепленные в законодательстве правовые акты и действия прокурора, с помощью которых реализуются его полномочия.
Классификация правовых средств:
по характер: - обязывающие; - приостанавливающие; - распорядительные.
по цели средства направленные на:
• - выявление нарушений законов, иных нормативных актов, причин, их порождающих, условий, им способствующих;
• - устранение нарушений законов, иных нормативных актов и обстоятельств, им способствующих;
• - привлечение к ответственности нарушителей законов, иных нормативных актов;
• - предупреждение нарушений законов, иных нормативных актов.
по форме: - действия; - акты.
Правовые средства прокурорского надзора составляют часть предоставленных прокурору Законом о прокуратуре полномочий.
По своему содержанию их можно классифицировать на средства: - выявления правонарушений; - устранения и предупреждения правонарушений; - обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного пра¬вонарушением; - предупреждения нарушений законности.
К числу важнейших средств выявления правонарушений относятся:
• - истребование для проверки их соответствия закону актов, издаваемых органами власти и гос. управления, предприятиями, орга¬низациями, субъектами хозяйствования, долж. лицами и др.;
• - требование от руководителей указанных органов и должностных лиц необходимых документов, материалов, статистических и иных данных и сведений;
• - требование от органов управления проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных структур и подчиненных им долж. лиц в связи с имеющимися данными о на¬рушениях закона с целью выявления нарушений законодательства.
Важнейшим правовым средством выявления нарушений закона явля¬ются прокурорские проверки. Они проводятся на основании имеющихся сведений о нарушении законности, требующих непосредственного проку¬рорского вмешательства.
Применяемые в прокурорской деятельности методы или приемы прокурорского надзора принято классифицировать по трем группам:
— организационные методы, которые связаны с организацией прокурорского надзора. Такие методы обеспечивают организацию информационно-аналитической работы в прокуратуре, планирование, контроль исполнения и т.д.;
— технические методы — отражают рациональное использование технических средств при осуществлении прокурорского надзора;
— методы тактического характера (тактические) — это методы, в которых учитывается информация о передовом опыте, знания о психологии, научной организации труда и управления в целях обоснованности, целесообразности и последовательности их применения
2. Соотношение прокурорского надзора с другими видами надзора и контроля
Критерии отграничения прокурорского надзора от иных форм контрольной деятельности:
1. Прокуратура осуществляет надзор от имени РФ и является организационно независимым органом. Органы контроля в основном входят в состав какого-либо самостоятельного органа государственной власти или же создаются по специальному распоряжению этого органа.
2. Прокурорский надзор всегда носит внешний характер. Поднадзорные органы не подотчетны и не находятся в субординационных отношениях с органами прокуратуры. Контроль может носить как внешний, так и внутренний характер, а контрольные органы осуществляют управленческие функции в отношении проверяемых субъектов.
3. Прокуратура как орган надзора представляет собой единую централизованную независимую систему органов, в то время как органы контроля осуществляют свою деятельность в различных организационных формах, являются многочисленными и не образуют единую систему органов.
4. Органы прокуратуры при осуществлении надзора не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность, в деятельность органов контроля, не подменяют их, и не пользуются правом принятия или отмены решений. Органы контроля, напротив, наделены указанными возможностями.
5. Организация и деятельность органов прокуратуры как надзорных органов определяется Федеральным законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации», статус прокуратуры как особого органа государственной власти определяет Конституция РФ. Правовые основы деятельность контрольных органов составляют многочисленные акты, в том числе подзаконные.
6. Предметом надзорной деятельности является соблюдении Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ. Предметом контроля – соблюдение и исполнение любых нормативных предписаний, обеспечивающих оптимальное функционирование подконтрольного субъекта.
7. Контрольные органы наделены правом привлечения к материальной, административной, финансовой, дисциплинарной и иным видам ответственности. Надзорные органы в случае обнаружения отдельных составов тех или иных правонарушений праве лишь инициировать вопрос о привлечении к ответственности
.
3. Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора. Правовые средства общего надзора, их виды. Основание и порядок их применения
Совокупность существующих полномочий условно можно разделить на две группы
1. Общие полномочия, т.е. полномочия прокуроров, которые применяются во всех отраслях прокурорского надзора. Общие полномочия закрепляются только в Законе о прокуратуре (ст. 22).
Они включают в себя:
• право по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и помещения поднадзорных объектов;
• иметь доступ к документам и материалам поднадзорных объектов;
• проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
• вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушения закона;
• требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных объектов предоставления необходимых документов, статистических и иных сведений;
• проводить прокурорские проверки и ревизии.
2. Специальные полномочия, т.е. полномочия, которые используются прокурором в отдельных отраслях. Специальные полномочия закрепляются как в Законе о прокуратуре, так и в ином отраслевом законодательстве.
Например, полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, закрепляются в ст. 27 Закона о прокуратуре, а также ст. 37, 124, 221 и 226 УПК РФ.
2) Правовые средства прокурора – это регламентированные действующим законодательством, совершаемые в установленном порядке действия прокурора по выявлению нарушений законности, причин и условий, способствующих нарушениям, а также действия по устранению правонарушений, причин и условий, способствующих выявленным нарушениям закона, и привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц.
Понятие «правовые средства прокурорского надзора» включает в себя три основных элемента:
1. полномочия прокурора;
2. акты прокурорского реагирования;
3. механизм реализации полномочий прокурора и вынесения актов прокурорского реагирования.
Таким образом, понятие «правовые средства прокурорского надзора» является комплексным и включает в себя три основных элемента: полномочия прокурора, акты прокурорского реагирования и механизм реализации полномочий и вынесения актов реагирования. Иногда в литературе вместо термина «правовые средства» используется понятие «формы прокурорского надзора». Принципиальной разницы между указанными категориями не существует.
В системе государственной власти прокуратура РФ занимает особое положение, предопределенное ст. 129 Конституции, установившей конституционно-правовой статус прокурорской системы. В свою очередь, согласно Закону о прокуратуре прокуратура РФ представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих, наряду с другими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ. Именно компетенция прокуратуры, содержание ее полномочий по реализации возложенных на нее функций являются параметрами, определяющими ее место в государственно-правовом механизме.
Прокурорский надзор -- это специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на ее территории. Ее содержанием является:
• - выявление фактов несоблюдения Конституции РФ и нарушения требований законов;
• - установление виновных в правонарушениях;
• - принятие мер к устранению правонарушений и их предупреждению;
• - наказание виновных
Цели прокурорского надзора определяются статусом, местом и ролью прокуратуры в государственном устройстве и понимаются как то, к чему надо стремиться, что надо осуществлять, результат, на достижение которого направлена деятельность прокуратуры, регламентируемая законодательством:
а) обеспечение верховенства закона; б) обеспечение единства и укрепления законности; в) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; г) обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачи прокурорского надзора носят более частный характер, характеризуются многообразием и непосредственно направлены на достижение целей прокуратуры. Задачи условно можно разделить на общие, специальные и частные. Общие задачи решаются в процессе осуществления прокуратурой всех направлений деятельности. Общей задачей прокурорского надзора является укрепление законности и охрана от посягательств
1. прав и интересов граждан, предприятий и организаций независимо от форм собственности;
2. общественного и государственного строя РФ.
Содержание общей задачи определяет специальные задачи, стоящие перед конкретным направлением деятельности (функцией) прокуратуры. Содержание специальных задач определяется компетенцией прокурора в каждом из этих направлений.
Частной называется задача временного характера, которую прокурор решает на данном этапе реализации специальных задач, например: истребование правовых актов для проверки их соответствия закону; получение объяснений по поводу конкретного нарушения закона и т.д.
• Соблюдение норм основного закона страны;
Надзорная функция за соблюдением основного закона страны Под предметом данного направления надзорной деятельности понимается соблюдение норм основного закона государства, а так же большого объема разнообразных по содержанию законов и иных правовых актов. Данная многочисленность и разнообразие становится препятствием для построения внутренней структуры или классификации. В связи с объемностью предмета данной надзорной отрасли на практике в ее пределах выделяются более мелкие направления. Наиболее важные виды законодательных актов закреплены в специальных приказах Генпрокурора.
• Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
Надзорная функция за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Отталкиваясь от рамок данного направления, надзор осуществляется за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами и иными федеральными органами власти, а так же их отделениями на местах. В качестве специфики данной отрасли надзора принимается сфера общественных отношений, связанная с правами и свободами граждан. Предметом данной отрасли надзорной деятельности является соблюдение норм основного закона страны, которые содержат закрепление прав и свобод граждан и человека. Помимо этого, в предмет данного направления надзорной деятельности входят все нормативные акты, которые связанны с данными конституционными нормами
• Соответствие правовых актов, которые издают органами и их должностные лица, нормам современного законодательства.
Надзорная функция за исполнением норм закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие Под целью данного направления прокурорского надзора понимают обеспечение всесторонности, полноты и объективности исследования всех обстоятельств дела. Современное уголовно-процессуальное законодательство устанавливает границы деятельности прокурорского надзора в данной сфере. Под предметом данного направления надзора понимают соблюдение, закрепленных в конституции, прав и свобод, установленные этапы рассмотрения заявлений/сообщений о подготовке совершения правонарушений, выполнение действий по оперативно-розыскным мероприятиям и проведению расследования, законность решений, которые принимаются органами, проводящими данные мероприятия
Правовые средства – это закрепленные в законодательстве правовые акты и действия прокурора, с помощью которых реализуются его полномочия.
Классификация правовых средств:
по характер: - обязывающие; - приостанавливающие; - распорядительные.
по цели средства направленные на:
• - выявление нарушений законов, иных нормативных актов, причин, их порождающих, условий, им способствующих;
• - устранение нарушений законов, иных нормативных актов и обстоятельств, им способствующих;
• - привлечение к ответственности нарушителей законов, иных нормативных актов;
• - предупреждение нарушений законов, иных нормативных актов.
по форме: - действия; - акты.
Правовые средства прокурорского надзора составляют часть предоставленных прокурору Законом о прокуратуре полномочий.
По своему содержанию их можно классифицировать на средства: - выявления правонарушений; - устранения и предупреждения правонарушений; - обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного пра¬вонарушением; - предупреждения нарушений законности.
К числу важнейших средств выявления правонарушений относятся:
• - истребование для проверки их соответствия закону актов, издаваемых органами власти и гос. управления, предприятиями, орга¬низациями, субъектами хозяйствования, долж. лицами и др.;
• - требование от руководителей указанных органов и должностных лиц необходимых документов, материалов, статистических и иных данных и сведений;
• - требование от органов управления проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных структур и подчиненных им долж. лиц в связи с имеющимися данными о на¬рушениях закона с целью выявления нарушений законодательства.
Важнейшим правовым средством выявления нарушений закона явля¬ются прокурорские проверки. Они проводятся на основании имеющихся сведений о нарушении законности, требующих непосредственного проку¬рорского вмешательства.
Применяемые в прокурорской деятельности методы или приемы прокурорского надзора принято классифицировать по трем группам:
— организационные методы, которые связаны с организацией прокурорского надзора. Такие методы обеспечивают организацию информационно-аналитической работы в прокуратуре, планирование, контроль исполнения и т.д.;
— технические методы — отражают рациональное использование технических средств при осуществлении прокурорского надзора;
— методы тактического характера (тактические) — это методы, в которых учитывается информация о передовом опыте, знания о психологии, научной организации труда и управления в целях обоснованности, целесообразности и последовательности их применения
2. Соотношение прокурорского надзора с другими видами надзора и контроля
Критерии отграничения прокурорского надзора от иных форм контрольной деятельности:
1. Прокуратура осуществляет надзор от имени РФ и является организационно независимым органом. Органы контроля в основном входят в состав какого-либо самостоятельного органа государственной власти или же создаются по специальному распоряжению этого органа.
2. Прокурорский надзор всегда носит внешний характер. Поднадзорные органы не подотчетны и не находятся в субординационных отношениях с органами прокуратуры. Контроль может носить как внешний, так и внутренний характер, а контрольные органы осуществляют управленческие функции в отношении проверяемых субъектов.
3. Прокуратура как орган надзора представляет собой единую централизованную независимую систему органов, в то время как органы контроля осуществляют свою деятельность в различных организационных формах, являются многочисленными и не образуют единую систему органов.
4. Органы прокуратуры при осуществлении надзора не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность, в деятельность органов контроля, не подменяют их, и не пользуются правом принятия или отмены решений. Органы контроля, напротив, наделены указанными возможностями.
5. Организация и деятельность органов прокуратуры как надзорных органов определяется Федеральным законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации», статус прокуратуры как особого органа государственной власти определяет Конституция РФ. Правовые основы деятельность контрольных органов составляют многочисленные акты, в том числе подзаконные.
6. Предметом надзорной деятельности является соблюдении Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ. Предметом контроля – соблюдение и исполнение любых нормативных предписаний, обеспечивающих оптимальное функционирование подконтрольного субъекта.
7. Контрольные органы наделены правом привлечения к материальной, административной, финансовой, дисциплинарной и иным видам ответственности. Надзорные органы в случае обнаружения отдельных составов тех или иных правонарушений праве лишь инициировать вопрос о привлечении к ответственности
.
3. Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора. Правовые средства общего надзора, их виды. Основание и порядок их применения
Совокупность существующих полномочий условно можно разделить на две группы
1. Общие полномочия, т.е. полномочия прокуроров, которые применяются во всех отраслях прокурорского надзора. Общие полномочия закрепляются только в Законе о прокуратуре (ст. 22).
Они включают в себя:
• право по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и помещения поднадзорных объектов;
• иметь доступ к документам и материалам поднадзорных объектов;
• проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
• вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушения закона;
• требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных объектов предоставления необходимых документов, статистических и иных сведений;
• проводить прокурорские проверки и ревизии.
2. Специальные полномочия, т.е. полномочия, которые используются прокурором в отдельных отраслях. Специальные полномочия закрепляются как в Законе о прокуратуре, так и в ином отраслевом законодательстве.
Например, полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, закрепляются в ст. 27 Закона о прокуратуре, а также ст. 37, 124, 221 и 226 УПК РФ.
2) Правовые средства прокурора – это регламентированные действующим законодательством, совершаемые в установленном порядке действия прокурора по выявлению нарушений законности, причин и условий, способствующих нарушениям, а также действия по устранению правонарушений, причин и условий, способствующих выявленным нарушениям закона, и привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц.
Понятие «правовые средства прокурорского надзора» включает в себя три основных элемента:
1. полномочия прокурора;
2. акты прокурорского реагирования;
3. механизм реализации полномочий прокурора и вынесения актов прокурорского реагирования.
Таким образом, понятие «правовые средства прокурорского надзора» является комплексным и включает в себя три основных элемента: полномочия прокурора, акты прокурорского реагирования и механизм реализации полномочий и вынесения актов реагирования. Иногда в литературе вместо термина «правовые средства» используется понятие «формы прокурорского надзора». Принципиальной разницы между указанными категориями не существует.