Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 532

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

35. Стадии производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях представляет собой совокупность основанных на законе процессуальных действий, совершаемых в определённой последовательности. В этом смысле производство проходит несколько сменяющих друг друга этапов или стадий, которые характеризуют логическую последовательность действий административно-юрисдикционных органов в процессе рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении, направленных на достижение конкретного и фиксированного результата.

Стадии административного судопроизводства:

1. возбуждение дела об административном правонарушении;

2. рассмотрение дела об административном правонарушении;

3. пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;

4. исполнение постановлений.

Стадия возбуждение дела об административном правонарушении - призвана обеспечить сбор доказательств об обстоятельствах совершенного правонарушения, данные о виновности лица, привлекаемого к ответственности, процессуальное оформление материалов и направление их по подведомственности компетентному органу (должностному лицу).

Стадия рассмотрение дела - компетентный орган (должностное лицо) рассматривает материалы и выносит постановление, которое на третьей стадии может быть обжаловано участниками производства либо опротестовано прокурором.

Стадия пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях - заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе и не является обязательной.

Стадия исполнение постановлений - исполнение постановления - начинается сразу же после вступления его в силу и направлена на реализацию вынесенного решения.

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, которые были вынесены – это альтернативная стадия производства, так как соответствующие процессуальные нормы могут быть применены исключительно в тех случаях, когда происходит обжалование или опротестование по делу, а после решение и постановление относительно рассмотрения жалоб на постановление.


Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривается апелляционный порядок того, как вышестоящие суды рассматривают жалобы и постановления судей, а также кассационный порядок того, в какой последовательности рассматриваются судьями жалобы на постановления судебного органа или должностного лица в делах, касающихся административных правонарушений. А именно это касается постановлений, которые еще не вступили в законную силу. Помимо этого, Кодексом предусматривается возможность подавать надзорные жалобы на постановления, которые уже вступили в законную силу.

36. Соотношение производства по делам об административных правонарушениях и административного судопроизводства.

Дела об административных правонарушениях – это дела о применении наказания, т.е. возникающие в известном смысле вне спорных отношений, это дела о деликте — административном правонарушении. Государство обязано создать условия и формальный порядок разрешения таких дел и применения к виновным в совершении правонарушений установленных наказаний (уголовных или административных). Административные дела – это дела о претензии (о жалобе), это притязание субъекта права к государству, административной власти, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Административное судопроизводство (с позиции норм АПК РФ) – это и производство в арбитражном суде по оспариванию нормативных или ненормативных правовых актов, и производство по делам об административных правонарушениях.

Следовательно, внимательно изучая многочисленные нормативные положения АПК РФ, касающиеся административного судопроизводства, можно констатировать дуализм его правового процессуального содержания. С одной стороны, административное судопроизводство в арбитражном процессе связывается с обеспечением законности в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и иных органов, т.е. когда арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. С другой стороны, административное судопроизводство в арбитражном процессе имеет явно деликтный характер, ибо арбитражные суды могут рассматривать отнесенные к их компетенции дела об административных правонарушениях. Результатом первого вида судопроизводства является решение суда о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими или не соответствующими (в этом случае, следовательно, и не действующими полностью или в части) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в то время как итогом деликтного процесса (разбирательства) становится вынесение постановления о применении административного наказания. И тем не менее, с точки зрения законодателя, оба этих вида судебной деятельности называются «административным судопроизводством».



37. Органы государственного управления в сфере экономики и их правовое положение.

Органы государственной власти Российской Федерации определяют приоритеты социально-экономической политики и цели социально-экономического развития, отдельных отраслей и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также способы и источники ресурсного обеспечения их достижения. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют в пределах полномочий субъектов Российской Федерации приоритеты социально-экономической политики, долгосрочные цели и задачи социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, согласованные с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют долгосрочные цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 4, 5 и 6 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172 – ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ).

Государственное управление в сфере экономики пред¬ставляет собой деятельность органов управления и их должно¬стных лиц по реализации в области экономики функций и пол¬номочий государственной исполнительной власти с целью ор¬ганизации исполнения законов и других общий норм и предписаний полномочных государственных органов.

Органы управления в сфере экономики:

Президент РФ в сфере экономики определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Правительство РФ.(ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" ).

Правительство РФ в сфере:

• осуществляет регулирование экономических процессов;

• обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное пере¬мещение товаров, услуг и финансовых средств;

• прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет про-граммы развития приоритетных отраслей экономики;

• вырабатывает государственную структурную и инвести¬ционную политику и принимает меры по ее реализации;


• осуществляет управление федеральной собственностью;

• разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

• осуществляет общее руководство таможенным делом;

Министерство финансов Российской Федерации. (ПП «О Министерстве финансов РФ») Минфин РФ являет¬ся федеральным органом исполнительной власти, осуществ¬ляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регу¬лирование в финансовой сфере, включая бюджетную, налого¬вую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, пе¬реработки драгоценных металлов и драгоценных камней, та¬моженных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а также выработ¬ку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

Министерство экономического развития РФ.(ПП «О Минэкономразвитии РФ»)

Минэкономразвития является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выра¬ботке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

• анализа и прогнозирования социально-экономического развития;

• анализа и прогнозирования развития предприниматель¬ской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса;

• внешнеэкономической деятельности;

• таможенного дела;

• торговли;

• имущественных отношений;

• несостоятельности (банкротства) и финансового оздо¬ровления организаций;

Федеральная таможенная служба. (ПП «О ФТС») ФТС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функ¬ции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и ад¬министративными правонарушениями(осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства)

Российский фонд федерального имущества. Фонд является федеральным государственным учреж¬дением, осуществляющим продажу приватизируемого феде¬рального имущества, реализацию имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, кото-рым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также распоряжение и реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства.


Федеральная антимонопольная служба. (ПП «Вопросы Федеральной антимонополь¬ной службы).

ФАС является феде¬ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законода¬тельства о конкуренции на товарных рынках и на рынке фи¬нансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а так¬же изданию в пределах своей компетенции нормативных пра¬вовых и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Центральный банк РФ. (ФЗ «О Центральном банке Российской»)

Полномочия:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функцио¬нирования платежной системы.

38. Государственное управление в административно-политической сфере: правовой статус органов управления, особенности их организации, формирования и функционирования.

В административно-политической сфере в соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 (с посл. изм. и доп. от 5 апреля 2016 г. № 157) осуществляют полномочия федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

Управление в административно-политической сфере является разновидностью государственного управления, выраженного в целенаправленном и организующем влиянии, осуществляемом с целью обеспечения взаимодействия, согласованности и упорядоченности общих действий людей, органов, подразделений и служб в интересах эффективного выполнения поставленных перед ними задач.

Государственное управление в сфере административно-политической деятельности распространяется на оборону, государственную безопасность, иностранные дела, внутренние дела, чрезвычайные ситуации, юстицию, надзор за законностью (деятельность прокуратуры). Многие из таких полномочий относятся к исключительному ведению Федерации. Поэтому непосредственное управление названными сферами жизни общества осуществляется преимущественно или исключительно федеральными органами (министерствами и ведомствами) через свои управления и отделы в субъектах РФ. Большинство административно-политических министерств и ведомств подчинены непосредственно Президенту РФ, а Правительство РФ выполняет в их отношении лишь координирующую роль.