Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 508
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
7. Связь правотворчества и практики.
Только реализация норм права на практике может дать объективную оценку результатам правотворческой деятельности. Без обратной связи со стороны практики невозможно оценить эффективность принятых нормотворческих решений. Связь субъектов правотворчества с практикой реализации юридических норм позволяет выявить пробелы в праве, ошибки, допущенные в процессе правотворчества.
7. Стадии правотворчества в государственно-правовой сфере.
1) выявление потребности в нормативном правовом акте;
2) определение компетенции по регулированию данных общественных отношений;
3) правотворческая инициатива (вынесение решения о принятии акта);
4) определение лиц, ответственных за создание нормативного правового акта;
5) изучение правовых актов, регулирующих аналогичные общественные отношения, и иных источников информации по регулируемому вопросу
6) разработка концепции акта;
7) написание текста;
8) экспертиза акта,
9) согласование проекта;
10) принятие проекта;
11) утверждение (одобрение) акта;
12) опубликование акта.
8. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов. Изменение и отмена нормативных правовых актов.
Изменение нормативно – правовых актов является неотъемлемой составной частью законотворческого процесса. Система законодательства меняется постоянно, и это естественно. Это не обязательно является следствием ее несовершенства, нарушения ее создателями правил законодательной техники. Просто общественные отношения не стоят на месте, они постоянно динамично поступательно развиваются. Вместе с ними должна обновляться и система законодательства, устаревшие и потерявшие правовой характер положения которой должны заменяться на новые, соответствующие новым социальным условиям, отвечающие новым потребностям жизни и развития общества. И очень часто достаточно внести изменение в одно конкретное положение акта – и он вновь приобретает правовой характер, для этого вовсе необязательно принимать новый. Именно поэтому внесение изменений в нормативно – правовые акты является естественным процессом и изучения правил внесения таких изменений представляет собой неотъемлемый элемент законодательной техники. Чрезмерное накопление в законодательстве устаревших актов, утративших правовой характер или противоречащих более поздним актам более высокой юридической силы существенно снижает эффективность и регулятивные возможности законодательства. И для отечественного законодательства эта проблема весьма актуальна.
Изменение нормативного – правового акта может осуществляться путем принятия другого акта (равного ему или более высокого по юридической силе), регулирующего те же общественные отношения. Принятый позже акт имеет приоритет в действии перед принятыми раньше, коллизия разрешается в его пользу. Однако такой способ обновления действующего законодательства является нежелательным. В результате таких изменений субъекты правового регулирования не имеют возможности своевременно усвоить суть изменений, получить представления о новых требованиях, предъявляемых правом к их поведению. Нарушается устойчивость законодательства. Практика внесения изменений в законодательные акты, если можно так выразиться, «автоматически», «молчаливо», лишь установлением нового правила в другом акте свидетельствует о низком уровне законодательной техники и ведет к снижению регулятивной эффективности новых предписаний. Тем более, что нередко старые в новые законы пересекаются неполно, частично, в результате чего возможны серьезные недоразумения и ошибки в правореализующей (особенно в правоприменительной) практике при определении подлежащих воплощению в жизнь норм. Это отмечают практически все правоведы, ведущие исследование в этой области104. Нельзя так же признать удачной получившую распространение в отечественном законотворчестве практику (особенно часто – при создании новых законов, определяющих по своему значению) отказа от внесения изменений в старые акты и внесение в новый акт общих положений о том, что впредь до приведения законодательства в соответствие с этим новым актом действующие нормативные положения сохраняют силу в части, не противоречащей этому новому закону. Применяются и другие некорректные формулировки, не способствующие четкому и точному определению того, какие законы и подзаконные акты и в какой форме продолжают действовать
Все изменения в законодательные акты должны быть четко и ясно определены, и сделано это должно быть официально. Субъект правового регулирования должен иметь исчерпывающее представление о том, в какую статью, часть или абзац какого закона или подзаконного акта вносятся изменения или дополнения. В связи с этим представляется необходимым любые изменения в нормативные правовые акты вносить путем принятия специального акта – о внесении изменений
9. Заявления, претензии и другие акты реализации права в государственно-правовой сфере
1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
10. Юридическая техника подготовки основных видов правоприменительных актов в государственно - правовой сфере.
Под правоприменительной техникой понимается совокупность правил, приемов и способов составления и оформления правоприменительных документов, о чем отмечалось выше.
Технология подготовки и оформления указанных актов, использование приемов и способов правоприменительной техники зависит от характера регламентируемых отношений, подпадающих под правовое регулирование. Правоприменительный акт, его юридическая сила зависят от правовой нормы, на основании которой он вынесен. Правоприменительные документы есть действие права, его норм, которые призваны конкретизировать абстрактно изложенные субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности. Весьма важное место в системе правоприменительных актов занимают судебные документы (решения, приговоры, постановления и др.). Цель и задачи правоприменительных актов предопределяет технология работы по их подготовке и оформлению, а также использование конкретных приемов, комплексов правоприменительной техники.
Несмотря на огромное разнообразие правоприменительных актов и, соответственно, технологий и приемов их составления, и оформления - можно выделить следующие правила правоприменительной техники:
- правила изложения содержания; например, в случаях, если когда речь идет о решении арбитражного суда, то закон (ст. 169, 170 АПК РФ и др.) требует, чтобы в нем были изложены мотивы его принятия, краткое содержание заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.
Каждый из правоприменительных документов предполагает соответствующее содержание, изложение или его фиксацию, а также закрепление в акте с использованием соответствующих приемов правоприменительной техники;
- логико-языковые правила - есть установления логики и языка, используемые при изложении содержания правоприменительного решения. Языковая и терминологическая основа правоприменительных актов не должна кардинально расходиться с языком нормативных правоприменительных актов.
Правила построения текста индивидуального правоприменительного акта.
К структурным правилам тесно примыкают графические; как способ (форма) выражения структуры, композиции индивидуального правового акта. композиционную стройность, логическую последовательность, внешнюю индивидуальность.
Каждый индивидуальный акт обязан иметь необходимые реквизиты, отражающие его юридическое предназначение, юридическую силу, регулятивные свойства и пределы действия. Речь идет о так называемых правилах легализации (реквизитных) правилах. Индивидуальный правоприменительный акт должен иметь соответствующее название (приговор суда, решение суда, постановление суда и т.д.), включая орган, его издавший, дату, место принятия, содержание (изложенное в соответствии с правилами, о чем речь шла выше). Обязательным реквизитом должна быть подпись должностного лица (лиц), например судьи.
11. Понятие, виды и способы толкования права в государственно-правовой сфере.
Толкование права – это деятельность субъектов по уяснению и разъяснению смысла (подлинного содержания) правовых норм.
Юридическая наука выработала определённые
способы толкования правовых норм, под которыми понимаются конкретные приёмы, процедуры, технологии, с помощью которых уясняется и разъясняется норма права, устанавливается выраженная в ней воля законодателя – в целях правильного её применения.
Различают следующие способы:
1) грамматический.
Предполагается анализ нормы права с точки зрения лексико-грамматических, стилистических, морфологических требований, выяснения значения отдельных слов, фраз, выражений, союзов и т.д. Таким образом, выделяется буквальный смысл закона.
2) логический.
Это интерпретация норм права на основе законов логики. Выясняется прежде всего внутренняя (логическая) структура нормы, взаимосвязь трёх её элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Существуют приёмы формальной логики, применяемые с целью достижения подлинного смысла, а именно доведение до абсурда и доказательство от противного.
3) систематический.
Это установление смысла правовой нормы в связи с местом, которое она занимает в системе права, а также в зависимости от её «окружения». Это обусловлено системностью самого права, где все нормы тесно взаимосвязаны, расположены в определённом порядке, зависят друг от друга. Здесь упор делается на внешние связи норм права
4) историко-политический.
Во внимание принимаются те социальные условия, в которых была принята та или иная норма, - не отпали ли эти условия, как изменилась и изменилась ли вообще экономическая и политическая ситуация. Используются материалы, которые были в момент подготовки данного нормативно-правового акта. Важно выяснить, в чём заключалась необходимость принятия данной нормы.
5) специально-юридический.
Это толкование специальных юридических терминов, непонятных для основной массы населения.
6) Телеологический (целевой).
Так, толкование по объёму подразделяется на три вида:
1) Буквальное (адекватное) толкование.
Это толкование, при котором словесное выражение нормы права и её действительный смысл совпадают.
2) Ограничительное толкование.
Это толкование, при котором норме права придаётся более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы. Например, ст. 57 Конституции: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Но очевидно, что платить обязаны только совершеннолетние, работающие и дееспособные граждане, а не «каждый».