Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 497
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
техники правоприменителя, техники учета юридических документов, техники систематизации.
Характеристика основных элементов ЮТ.
Законодательная техника - первый и важнейший элемент юридической техники, т.к. это совокупность приемов и способов написания всех НПА, в т.ч. закона. Те приемы и способы, которые выработала законодательная техника применимы ко всем остальным юридическим документам.
Техника толкования (интерпретации) - это прежде всего совокупность способов и видов толкования; с другой стороны это техника составления интерпретационных актов.
Интерпретационные акты очень часто содержат в себе черты и НПА, и правоприменительных актов.
Техника правоприменителя - это методы написания различных правоприменительных актов, н ов наибольшей степени судебных.
Техника учета - электронный учет - ведение нумерации и самих юридических документов, и структурных элементов внутри них.
Техника систематизации - приемы и способы укрупнения НП
2. Общие принципы и правила юридической техники в государственно - правовой сфере.
Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.
Уровень юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества.
К основным принципам юридической техники относятся:
а) общие принципы регулирования (управления) применительно к правотворчеству: адекватность правового воздействия и его соответствие государственной политике в данной сфере общественных отношений; полнота, безызбыточность и конкретность регулирования, отсутствие или допустимость побочных эффектов; своевременность введения правового акта в действие: реализуемость правового воздействия (наличие соответствующих ресурсов, организационных и правовых механизмов);
б) принцип системности права: соблюдение принятого структурирования права на отрасли, подотрасли и институты, а также установленных взаимоотношений правовых актов по их юридической силе; соответствие по целям и непротиворечивость по содержанию нового и действующих правовых актов, соответствие вида правового акта компетенции издавшего его органа; наличие связанных с принятием данного правового акта изменений действующего законодательства; адекватность выражения языковыми средствами существа (концепции) правового решения, обеспечение точного понимания (интерпретации) положений правового акта всеми субъектами правоотношений; правильность оформления акта как официального юридического документа.
Правила юридической техники:
*конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;
* логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;
* отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;
* ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопомешанный» и др;
* краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.
3. Содержание, логика, структура и реквизиты правовых актов в государственно – правовой сфере.
УЖЕ БЫЛО
4. Специфические юридические языковые формы в государственно - правовой сфере.
характерные черты:
Профессиональный язык;
Исторически сложившийся;
Международный (много терминов из др. языков);
Сложный – все требует комментариев;
Искусственный – юристы его создали для своих целей.
Термин - это слово (или словосочетание), обозначающее специальное понятие и имеющее точную сферу смыслового использования.
В юридической науке и законодательстве принято различать 4 основные группы понятий и терминов:
1. Обыденные (обиходные) слова и выражения повседневной речи, которые без изменения своего обычного содержания используются для обозначения юридических понятий (брак, решение, заседание, находка, порядок).
2. Общеупотребимые слова и выражения, которым юристы придают специальное значение, наделяя их особым смыслом (эмансипация).
3. Профессиональные слова и термины - пришедшие в юридическую науку из других сфер жизни, где используют специальную терминологию (психотропные вещества, эвтаназия).
4. Собственно юридические понятия и термины, употребляемые в науке и практике для обозначения специфических государственных и правовых явлений и отношений (правомерное поведение - соответствующее требованиям права, экзекватура - приведение в исполнение в данной стране судебного решения, вынесенного в другой стране).
5. Понятие, виды (формы), субъекты, объекты правотворчества в государственно – правовой сфере.
В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:
Субъекты правотворчества.Ими являются все государственные органы, общественные организации, которым законодательством предоставлено право издавать нормативно-правовые акты (парламент, правительство, профсоюзы в лице определенных органов и т.д.).
6. Объекты правотворчества- конкретные письменные документы, обладающие качеством нормативно-правового акта (кодексы, законы, указы, постановления, уставы, решения и т.д.)
объект правотворчества — это требуемое государственной властью регулирующее воздействие на определенные общественные отношения путем принятия нормативного правового акта. Другими словами, это нормы права, вступающие в действие через принятие нормативного правового акта и позволяющие в случае их надлежащей реализации обеспечить достижение целей государственной власти.
6. Принципы правотворчества в государственно - правовой сфере.
В юриспруденции выработан целый ряд принципов правотворчества, среди которых можно выделить следующие.
1. Законность правотворчества.
Этот принцип включает следующие моменты: нормативные правовые акты должны приниматься в рамках компетенции (полномочий) соответствующего органа; должен соблюдаться установленный нормативно-правовой порядок (процедура) правотворческой деятельности того или иного рода; само содержание принимаемых нормативных правовых актов должно быть законным (правовым).
2. Демократизм правотворчества.
Этот принцип предполагает участие народа в принятии нормативных правовых актов и прежде всего законов. К основным формам непосредственной демократии в правотворческом процессе относятся принятие законов на референдуме, а также обсуждение проектов наиболее важных нормативных актов в СМИ. С содержательной стороны этот принцип требует, чтобы в законах и иных нормативных актах были отражены ожидания, интересы, потребности народа.
3. Научная обоснованность (научность) правотворчества.
Правотворческая деятельность должна опираться на результаты научного изучения современного состояния действующего права и тенденций его развития, на идеи, концепции и практические рекомендации современной юридической науки по вопросам совершенствования правотворческого процесса и всей совокупности официальных источников права.
4. Профессионализм правотворчества.
Особая социальная значимость правотворческой деятельности и ее специфика, содержательное своеобразие требуют ее осуществления на высоком профессиональном уровне. От субъектов правотворческой деятельности требуется понимание смысла и назначения правоустановительной деятельности, совершенное владение юридической техникой и т.д.
5. Системность правотворчества.
Вся правотворческая деятельность должна иметь системный и организованный характер, необходима согласованность в действиях всех субъектов правотворческой деятельности. В силу системности права все вновь устанавливаемые нормы должны быть надлежащим образом согласованы со всей действующей системой норм.
6. Оперативность правотворчества.
Этот принцип предполагает своевременность издания юридических норм. Право не должно отставать от жизни. Напротив, законодатель должен действовать на опережение, предвидеть зарождающиеся в обществе процессы как положительного, так и отрицательного свойства, и реагировать на них путем принятия соответствующих норм. Оперативность правотворчества означает и быструю ликвидацию пробелов в законодательстве, своевременную отмену и изменение устаревших норм и т.д.
Характеристика основных элементов ЮТ.
Законодательная техника - первый и важнейший элемент юридической техники, т.к. это совокупность приемов и способов написания всех НПА, в т.ч. закона. Те приемы и способы, которые выработала законодательная техника применимы ко всем остальным юридическим документам.
Техника толкования (интерпретации) - это прежде всего совокупность способов и видов толкования; с другой стороны это техника составления интерпретационных актов.
Интерпретационные акты очень часто содержат в себе черты и НПА, и правоприменительных актов.
Техника правоприменителя - это методы написания различных правоприменительных актов, н ов наибольшей степени судебных.
Техника учета - электронный учет - ведение нумерации и самих юридических документов, и структурных элементов внутри них.
Техника систематизации - приемы и способы укрупнения НП
2. Общие принципы и правила юридической техники в государственно - правовой сфере.
Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.
Уровень юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества.
К основным принципам юридической техники относятся:
а) общие принципы регулирования (управления) применительно к правотворчеству: адекватность правового воздействия и его соответствие государственной политике в данной сфере общественных отношений; полнота, безызбыточность и конкретность регулирования, отсутствие или допустимость побочных эффектов; своевременность введения правового акта в действие: реализуемость правового воздействия (наличие соответствующих ресурсов, организационных и правовых механизмов);
б) принцип системности права: соблюдение принятого структурирования права на отрасли, подотрасли и институты, а также установленных взаимоотношений правовых актов по их юридической силе; соответствие по целям и непротиворечивость по содержанию нового и действующих правовых актов, соответствие вида правового акта компетенции издавшего его органа; наличие связанных с принятием данного правового акта изменений действующего законодательства; адекватность выражения языковыми средствами существа (концепции) правового решения, обеспечение точного понимания (интерпретации) положений правового акта всеми субъектами правоотношений; правильность оформления акта как официального юридического документа.
Правила юридической техники:
*конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;
* логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;
* отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;
* ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопомешанный» и др;
* краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.
3. Содержание, логика, структура и реквизиты правовых актов в государственно – правовой сфере.
УЖЕ БЫЛО
4. Специфические юридические языковые формы в государственно - правовой сфере.
характерные черты:
Профессиональный язык;
Исторически сложившийся;
Международный (много терминов из др. языков);
Сложный – все требует комментариев;
Искусственный – юристы его создали для своих целей.
Термин - это слово (или словосочетание), обозначающее специальное понятие и имеющее точную сферу смыслового использования.
В юридической науке и законодательстве принято различать 4 основные группы понятий и терминов:
1. Обыденные (обиходные) слова и выражения повседневной речи, которые без изменения своего обычного содержания используются для обозначения юридических понятий (брак, решение, заседание, находка, порядок).
2. Общеупотребимые слова и выражения, которым юристы придают специальное значение, наделяя их особым смыслом (эмансипация).
3. Профессиональные слова и термины - пришедшие в юридическую науку из других сфер жизни, где используют специальную терминологию (психотропные вещества, эвтаназия).
4. Собственно юридические понятия и термины, употребляемые в науке и практике для обозначения специфических государственных и правовых явлений и отношений (правомерное поведение - соответствующее требованиям права, экзекватура - приведение в исполнение в данной стране судебного решения, вынесенного в другой стране).
5. Понятие, виды (формы), субъекты, объекты правотворчества в государственно – правовой сфере.
-
Правотворчество – процесс создания норм права (источников права), прежде всего – принятия, изменения или отмены нормативных правовых актов.
Формы правотворчества
В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:
-
-
принятие нормативных актов полномочными органами государства; -
принятие нормативных актов органами местного самоуправления; -
принятие нормативных актов народом путем референдума; -
заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).
-
Субъекты правотворчества.Ими являются все государственные органы, общественные организации, которым законодательством предоставлено право издавать нормативно-правовые акты (парламент, правительство, профсоюзы в лице определенных органов и т.д.).
6. Объекты правотворчества- конкретные письменные документы, обладающие качеством нормативно-правового акта (кодексы, законы, указы, постановления, уставы, решения и т.д.)
объект правотворчества — это требуемое государственной властью регулирующее воздействие на определенные общественные отношения путем принятия нормативного правового акта. Другими словами, это нормы права, вступающие в действие через принятие нормативного правового акта и позволяющие в случае их надлежащей реализации обеспечить достижение целей государственной власти.
6. Принципы правотворчества в государственно - правовой сфере.
В юриспруденции выработан целый ряд принципов правотворчества, среди которых можно выделить следующие.
1. Законность правотворчества.
Этот принцип включает следующие моменты: нормативные правовые акты должны приниматься в рамках компетенции (полномочий) соответствующего органа; должен соблюдаться установленный нормативно-правовой порядок (процедура) правотворческой деятельности того или иного рода; само содержание принимаемых нормативных правовых актов должно быть законным (правовым).
2. Демократизм правотворчества.
Этот принцип предполагает участие народа в принятии нормативных правовых актов и прежде всего законов. К основным формам непосредственной демократии в правотворческом процессе относятся принятие законов на референдуме, а также обсуждение проектов наиболее важных нормативных актов в СМИ. С содержательной стороны этот принцип требует, чтобы в законах и иных нормативных актах были отражены ожидания, интересы, потребности народа.
3. Научная обоснованность (научность) правотворчества.
Правотворческая деятельность должна опираться на результаты научного изучения современного состояния действующего права и тенденций его развития, на идеи, концепции и практические рекомендации современной юридической науки по вопросам совершенствования правотворческого процесса и всей совокупности официальных источников права.
4. Профессионализм правотворчества.
Особая социальная значимость правотворческой деятельности и ее специфика, содержательное своеобразие требуют ее осуществления на высоком профессиональном уровне. От субъектов правотворческой деятельности требуется понимание смысла и назначения правоустановительной деятельности, совершенное владение юридической техникой и т.д.
5. Системность правотворчества.
Вся правотворческая деятельность должна иметь системный и организованный характер, необходима согласованность в действиях всех субъектов правотворческой деятельности. В силу системности права все вновь устанавливаемые нормы должны быть надлежащим образом согласованы со всей действующей системой норм.
6. Оперативность правотворчества.
Этот принцип предполагает своевременность издания юридических норм. Право не должно отставать от жизни. Напротив, законодатель должен действовать на опережение, предвидеть зарождающиеся в обществе процессы как положительного, так и отрицательного свойства, и реагировать на них путем принятия соответствующих норм. Оперативность правотворчества означает и быструю ликвидацию пробелов в законодательстве, своевременную отмену и изменение устаревших норм и т.д.