Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 514
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
20. Реализация права: понятие и формы реализации права.
Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов. Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.
Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан.
Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Связано с выполнением активных обязанностей, строго определённых в законе действий в интересах управомоченной стороны
Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определённого блага, ценности.
Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в пинятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.
21. Правоприменение как особая форма реализации права: понятие, признаки, принципы. Стадии правоприменения и их характеристика. Акты применения права.
Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных гос. органов и органов мсу, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.
Признаки правоприменения:
1.это властно-императивная форма реализации права
2.осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами.
3.носит процессуальный характер
4.состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью
5.имеет под собой соответствующие юридических основания
6.связано с вынесением правоприменительных актов.
7.является разовым и индивидуально определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов
8.направлено на урегулирование конкретных ситуаций.
принципы:
• законность; - Основное требование законности заключается в том, что решение должно быть достоверным, обоснованным, основанным на истинных фактах, которые в свою очередь должны быть установлены и доказаны в соответствии с процессуальными нормами.
• объективность; -Объективность во все времена характеризировали как беспристрастность, отсутствие эмоциональности в процессе рассмотрения и вынесения решения по делу.
• целесообразность; - правоприменительный акт, будет объективным и законным, когда будет отвечать еще такому требованию как целесообразность.
• единообразие; - Единообразие правоприменительной практики и судебной. Применение к различным обстоятельствам одних и тех же норм или однотипных должно быть единообразным.
• оперативность;
• справедливость;
Стадии правоприменительного процесса:
1. Установление фактических обстоятельств дела. Главной целью является выяснение объективной истины по делу, проведение осмотра места происшествия ( исследование вещдоков, экспертизы и т.д.), установления мотивов, выяснение причин, поиск истины.
2.Выбор нормы права и юридическая квалификация дела. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить какое преступление совершено умышлено или неосторожно, установить прямой или косвенный умысел, неосторожность (самонадеянность или небрежность)
3.Проверка и толкование нормы права. Данная стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение противоречий, коллизий, пробелов.
4.Решение дела. В результате проведенных вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (приговор по уголовному делу, решение по гр.делу)
5.Контрольно-исполнительная стадия. Заключительная стадия связана с
реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения.
Акт применения права – это официальное решение по конкретному делу, содержащее обязательное властное предписание.
1. Они издаются компетентными органами или должностными лицами.
2. Правоприменительные акты строго индивидуальны, т.е. адресованы поименно определенным лицам.
3. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.
4. наличие обязательных реквизитов и структуры акта (вводная, описательная, мотивировочная, резолютивная)
22. Понятие структура и виды правосознания.
Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права, то есть, это субъективное восприятие правовых явлений людьми.
Структура правосознания
- Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.
- Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.
- Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.
- Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).
- Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.
Виды правосознания
- Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.
- Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.
- Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.
- Массовое — правосознание обширных масс людей.
- Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества)
23. Правовая культура: понятие и виды.
Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Виды правовой культуры. В зависимости от носителя правовой культуры различают три её вида:
-правовая культура общества;
-правовая культура личности;
-правовая культура группы.
Правовая культура общества — часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.
Правовая культура личности. Это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие её правомерную деятельность.
Правовая культура личности предполагает:
1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);
2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);
3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступать правомерно — в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).
Правовая культура группы. В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры — правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.
24. Правовой нигилизм и пути его преодоления.
Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.
Причинами возникновения правового нигилизма считают:
1) деспотичный характер государственной власти;
2) особенность исторического развития государства;
3) использование репрессивного законодательства;
4) пробелы в законодательстве, в правовой системе;
5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;
6) отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;
7) переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;
8) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.
Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве:
1) гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина;
2) укрепление режима законности на территории государства;
3) осуществление верховенства основного и других законов государства;
4) совершенствование правовой системы государства;
5) осуществление правового порядка в государстве;
6) повышение авторитета судебных и правоохранительных органов;
7) проведение в государстве правового воспитания.
25. Законность: понятие, принципы и гарантии.
Законность - строгое и неуклонное соблюдение и исполнение всеми субъектами права юридических норм (законов и подзаконных актов).
Принципы законности:
1.Всеобщность законности. Заключается во всеобщей обязательности ее требований, обращенной ко всем субъектам права.
2. Единство законности. Означает единообразное понимание и реализацию правовых норм на всей территории их действия.
3. Верховенство закона. Все иные правовые акты должны соответствовать закону, а в случае противоречия должны применяться нормы закона. Издание правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности.
4. Равенство всех перед законом. Означает равный объем прав и обязанностей субъектов и отсутствие дискриминации по какому-либо признаку.
5.Неотвратимость юридической ответственности за совершение правонарушения. Означает обязательность применения мер юридической ответственности за совершенное правонарушение.