Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 521

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом";

3) опирается на государственное принуждение; особый аппарат представляет собой реализацию санкций юридических норм, применение к виновному мер наказания;

4) выражается в определенных неблагоприятных для правонарушителя последствиях, лишении его известных социальных благ (свободы, имущества, прав и т.д.);

5) возлагается и реализуется в установленной законом процессуальной форме; нарушение процедурных норм также влечет за собой ответственность;

6) правонарушитель наказывается от имени государства, в отличие, например, от моральной ответственности, которая исходит от негосударственных структур;

7) осуществляется уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами в строго определенном порядке и в пределах своих прерогатив.

Виды юридической ответственности:

1) материально-правовая ответственность;

2) дисциплинарная юридическая ответственность; административно-правовая ответственность;

3) гражданско-правовая ответственность;

4) уголовная юридическая ответственность;

5) муниципально-правовая ответственность;

6) конституционно-правовая ответственность;

7) международно-правовая ответственность.

Материально-правовая ответственность – это возникшее из правонарушения правовое отношение между организацией и её сотрудником (работником), совершившим противоправное деяние, причинившее материальный вред, который необходимо возместить возмещение (восстановление) работником (сотрудником, служащим) организации (предприятия или учреждения) ущерба, измеряемого в денежной форме, который он причинил данной организации.

Дисциплинарная ответственность – это возникшее из правонарушения правовое отношение между организацией в лице ее руководителя (директора, начальника, командира) и правонарушителем (работником, сотрудником, служащим, военнослужащим), на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах законодательства (трудового, служебного).


Административная ответственность – это возникшее из правонарушения правовое отношение между управомоченным органом публичной власти в лице его руководителя и правонарушителем (физическим или юридическим лицом), на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах административного законодательства.

Гражданско-правовая ответственность – это возникшее из правонарушения правовое отношение между кредитором и должником, правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах гражданского законодательства.

Уголовная юридическая ответственность – это возникшее из преступления правовое отношение между управомоченным органом государственной власти в лице его руководителя и преступником (физическим лицом), на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное преступление, за нарушение требований, которые содержатся в нормах уголовного законодательства

Конституционно-правовая ответственность – это применение к лицу (органу), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера.

Международная юридическая ответственность – это юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международно-правового обязательства
Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»

1. Источники конституционного права России; понятие, виды, иерархия

Источник конституционного права РФ — совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами нормы, регулирующие основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в РФ, а также закрепляющие основные права и свободы личности в РФ.



Виды и Иерархия.

Виды источников конституционного права РФ:

 международные акты, например Всеобщая декларация прав человека (принята на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.);

 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

 федеральные конституционные законы: а) ФКЗ от 21 июля 1994 г. 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г.); б) ФКЗ от 17 декабря 1997 г. 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г.) и др.; "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997 г.), "О Конституционном Суде Российской Федерации" (1994 г.) и др.; федеральные законы: "Об общественных объединениях" (1995 г.); "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (1998 г.); "О выборах Президента Российской Федерации" (1999 г.) и др.

 внутригосударственные договоры, например Федеративный договор (договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти соответствующих ее субъектов) от 31 марта 1992 г. и др.;

 федеральные законы: а) ФЗ от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1 996 г., 17 марта 1 997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля, 8 декабря 2003 г.); б) ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.; 5) законы РФ, например Закон РФ от 28 ноября 1991 г. 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.) и др.; 1995 г. «Об общественных объединениях»; от 11 июля 2001 г. «О поли* тических партиях»; от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о ре* лигиозных объединениях»; от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также федеральные «избирательные законы»: от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе* рендуме граждан Российской Федерации»; от 18 мая 2005 г. «О выбо* рах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Рос* сийской Федерации» от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»;

 законы бывшего СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции РФ;

 указы Президента РФ: а) Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации»; б) Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и др.;


 постановления Правительства РФ, например постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. 693 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии» (c изменениями от 3 апреля 1997 г., от 8 августа 2003 г.);

 решения и постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, например постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г.

 нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ (напр., в 1999 г. Министерством юстиции РФ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ, были изданы Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации).

2. Конституционно-правовая ответственность: понятие, признаки, основания, объекты и субъекты, санкции

Конституционно-правовая ответственность — обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Признаки конституционно-правовой ответственности:

 она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т.д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства;

 она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы российского государства (например, в Уголовном кодексе РФ в гл. 29 устанавливается ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в виде лишения свободы, причем в большинстве случаев на срок свыше 10 лет);


 она наступает только при наличии вины

Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционно-правовой деликт, характеризующийся совокупностью признаков, наличие которых позволяет привлечь к конституционно-правовой ответственности. Конституционно-правовые деликты как разновидность правонарушения специфичны по своей природе и не могут быть отнесены ни к проступкам, ни к преступлениям.

Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из:

 субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица);

 субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта);

 объекта (общественные отношения, возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий);

 объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений)

Санкции

Конституционно-правовая ответственность отличается от других видов юридической ответственности (уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной) прежде всего специфичностью санкций. Конституционно-правовые санкции не затрагивают личную, физическую свободу индивидов, что характерно для многих уголовно-правовых санкций, административного ареста; не ущемляют имущественный статус индивидов, организаций как гражданско-правовые, финансово-правовые санкции, ряд административных взысканий (штрафы, конфискация предметов); реализуются вне отношений прямого подчинения по службе, имеющего место при дисциплинарной ответственности. Применительно к конституционным правам, свободам конституционно-правовые санкции могут ограничить лишь политические (публичные) права, свободы.

Объект поражения конституционно-правовых санкций — специальные правовые статусы индивидов, органов, организаций, должностных лиц, предоставляемые конституционно-правовыми нормами. Это, во-первых, индивидуальные статусы депутата, главы государства, иных выборных должностных лиц, кандидата в депутаты, на выборную должность, учредителя политической партии, иного общественного объединения, религиозного объединения, средства массовой информации; во-вторых, статусы таких коллективных субъектов, как парламент, правительство, избирательные комиссии, политические партии, иные общественные объединения,