Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 521
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом";
3) опирается на государственное принуждение; особый аппарат представляет собой реализацию санкций юридических норм, применение к виновному мер наказания;
4) выражается в определенных неблагоприятных для правонарушителя последствиях, лишении его известных социальных благ (свободы, имущества, прав и т.д.);
5) возлагается и реализуется в установленной законом процессуальной форме; нарушение процедурных норм также влечет за собой ответственность;
6) правонарушитель наказывается от имени государства, в отличие, например, от моральной ответственности, которая исходит от негосударственных структур;
7) осуществляется уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами в строго определенном порядке и в пределах своих прерогатив.
Виды юридической ответственности:
1) материально-правовая ответственность;
2) дисциплинарная юридическая ответственность; административно-правовая ответственность;
3) гражданско-правовая ответственность;
4) уголовная юридическая ответственность;
5) муниципально-правовая ответственность;
6) конституционно-правовая ответственность;
7) международно-правовая ответственность.
Материально-правовая ответственность – это возникшее из правонарушения правовое отношение между организацией и её сотрудником (работником), совершившим противоправное деяние, причинившее материальный вред, который необходимо возместить возмещение (восстановление) работником (сотрудником, служащим) организации (предприятия или учреждения) ущерба, измеряемого в денежной форме, который он причинил данной организации.
Дисциплинарная ответственность – это возникшее из правонарушения правовое отношение между организацией в лице ее руководителя (директора, начальника, командира) и правонарушителем (работником, сотрудником, служащим, военнослужащим), на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах законодательства (трудового, служебного).
Административная ответственность – это возникшее из правонарушения правовое отношение между управомоченным органом публичной власти в лице его руководителя и правонарушителем (физическим или юридическим лицом), на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах административного законодательства.
Гражданско-правовая ответственность – это возникшее из правонарушения правовое отношение между кредитором и должником, правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах гражданского законодательства.
Уголовная юридическая ответственность – это возникшее из преступления правовое отношение между управомоченным органом государственной власти в лице его руководителя и преступником (физическим лицом), на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное преступление, за нарушение требований, которые содержатся в нормах уголовного законодательства
Конституционно-правовая ответственность – это применение к лицу (органу), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера.
Международная юридическая ответственность – это юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международно-правового обязательства
Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»
1. Источники конституционного права России; понятие, виды, иерархия
Источник конституционного права РФ — совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами нормы, регулирующие основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в РФ, а также закрепляющие основные права и свободы личности в РФ.
Виды и Иерархия.
Виды источников конституционного права РФ:
международные акты, например Всеобщая декларация прав человека (принята на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.);
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;
федеральные конституционные законы: а) ФКЗ от 21 июля 1994 г. 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г.); б) ФКЗ от 17 декабря 1997 г. 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г.) и др.; "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997 г.), "О Конституционном Суде Российской Федерации" (1994 г.) и др.; федеральные законы: "Об общественных объединениях" (1995 г.); "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (1998 г.); "О выборах Президента Российской Федерации" (1999 г.) и др.
внутригосударственные договоры, например Федеративный договор (договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти соответствующих ее субъектов) от 31 марта 1992 г. и др.;
федеральные законы: а) ФЗ от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1 996 г., 17 марта 1 997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля, 8 декабря 2003 г.); б) ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.; 5) законы РФ, например Закон РФ от 28 ноября 1991 г. 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.) и др.; 1995 г. «Об общественных объединениях»; от 11 июля 2001 г. «О поли* тических партиях»; от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о ре* лигиозных объединениях»; от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также федеральные «избирательные законы»: от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе* рендуме граждан Российской Федерации»; от 18 мая 2005 г. «О выбо* рах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Рос* сийской Федерации» от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»;
законы бывшего СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции РФ;
указы Президента РФ: а) Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации»; б) Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и др.;
постановления Правительства РФ, например постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. 693 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии» (c изменениями от 3 апреля 1997 г., от 8 августа 2003 г.);
решения и постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, например постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г.
нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ (напр., в 1999 г. Министерством юстиции РФ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ, были изданы Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации).
2. Конституционно-правовая ответственность: понятие, признаки, основания, объекты и субъекты, санкции
Конституционно-правовая ответственность — обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.
Признаки конституционно-правовой ответственности:
она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т.д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства;
она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы российского государства (например, в Уголовном кодексе РФ в гл. 29 устанавливается ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в виде лишения свободы, причем в большинстве случаев на срок свыше 10 лет);
она наступает только при наличии вины
Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционно-правовой деликт, характеризующийся совокупностью признаков, наличие которых позволяет привлечь к конституционно-правовой ответственности. Конституционно-правовые деликты как разновидность правонарушения специфичны по своей природе и не могут быть отнесены ни к проступкам, ни к преступлениям.
Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из:
субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица);
субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта);
объекта (общественные отношения, возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий);
объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений)
Санкции
Конституционно-правовая ответственность отличается от других видов юридической ответственности (уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной) прежде всего специфичностью санкций. Конституционно-правовые санкции не затрагивают личную, физическую свободу индивидов, что характерно для многих уголовно-правовых санкций, административного ареста; не ущемляют имущественный статус индивидов, организаций как гражданско-правовые, финансово-правовые санкции, ряд административных взысканий (штрафы, конфискация предметов); реализуются вне отношений прямого подчинения по службе, имеющего место при дисциплинарной ответственности. Применительно к конституционным правам, свободам конституционно-правовые санкции могут ограничить лишь политические (публичные) права, свободы.
Объект поражения конституционно-правовых санкций — специальные правовые статусы индивидов, органов, организаций, должностных лиц, предоставляемые конституционно-правовыми нормами. Это, во-первых, индивидуальные статусы депутата, главы государства, иных выборных должностных лиц, кандидата в депутаты, на выборную должность, учредителя политической партии, иного общественного объединения, религиозного объединения, средства массовой информации; во-вторых, статусы таких коллективных субъектов, как парламент, правительство, избирательные комиссии, политические партии, иные общественные объединения,
3) опирается на государственное принуждение; особый аппарат представляет собой реализацию санкций юридических норм, применение к виновному мер наказания;
4) выражается в определенных неблагоприятных для правонарушителя последствиях, лишении его известных социальных благ (свободы, имущества, прав и т.д.);
5) возлагается и реализуется в установленной законом процессуальной форме; нарушение процедурных норм также влечет за собой ответственность;
6) правонарушитель наказывается от имени государства, в отличие, например, от моральной ответственности, которая исходит от негосударственных структур;
7) осуществляется уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами в строго определенном порядке и в пределах своих прерогатив.
Виды юридической ответственности:
1) материально-правовая ответственность;
2) дисциплинарная юридическая ответственность; административно-правовая ответственность;
3) гражданско-правовая ответственность;
4) уголовная юридическая ответственность;
5) муниципально-правовая ответственность;
6) конституционно-правовая ответственность;
7) международно-правовая ответственность.
Материально-правовая ответственность – это возникшее из правонарушения правовое отношение между организацией и её сотрудником (работником), совершившим противоправное деяние, причинившее материальный вред, который необходимо возместить возмещение (восстановление) работником (сотрудником, служащим) организации (предприятия или учреждения) ущерба, измеряемого в денежной форме, который он причинил данной организации.
Дисциплинарная ответственность – это возникшее из правонарушения правовое отношение между организацией в лице ее руководителя (директора, начальника, командира) и правонарушителем (работником, сотрудником, служащим, военнослужащим), на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах законодательства (трудового, служебного).
Административная ответственность – это возникшее из правонарушения правовое отношение между управомоченным органом публичной власти в лице его руководителя и правонарушителем (физическим или юридическим лицом), на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах административного законодательства.
Гражданско-правовая ответственность – это возникшее из правонарушения правовое отношение между кредитором и должником, правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах гражданского законодательства.
Уголовная юридическая ответственность – это возникшее из преступления правовое отношение между управомоченным органом государственной власти в лице его руководителя и преступником (физическим лицом), на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное преступление, за нарушение требований, которые содержатся в нормах уголовного законодательства
Конституционно-правовая ответственность – это применение к лицу (органу), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера.
Международная юридическая ответственность – это юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международно-правового обязательства
Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»
1. Источники конституционного права России; понятие, виды, иерархия
Источник конституционного права РФ — совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами нормы, регулирующие основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в РФ, а также закрепляющие основные права и свободы личности в РФ.
Виды и Иерархия.
Виды источников конституционного права РФ:
международные акты, например Всеобщая декларация прав человека (принята на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.);
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;
федеральные конституционные законы: а) ФКЗ от 21 июля 1994 г. 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г.); б) ФКЗ от 17 декабря 1997 г. 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г.) и др.; "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997 г.), "О Конституционном Суде Российской Федерации" (1994 г.) и др.; федеральные законы: "Об общественных объединениях" (1995 г.); "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (1998 г.); "О выборах Президента Российской Федерации" (1999 г.) и др.
внутригосударственные договоры, например Федеративный договор (договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти соответствующих ее субъектов) от 31 марта 1992 г. и др.;
федеральные законы: а) ФЗ от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1 996 г., 17 марта 1 997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля, 8 декабря 2003 г.); б) ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.; 5) законы РФ, например Закон РФ от 28 ноября 1991 г. 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.) и др.; 1995 г. «Об общественных объединениях»; от 11 июля 2001 г. «О поли* тических партиях»; от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о ре* лигиозных объединениях»; от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также федеральные «избирательные законы»: от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе* рендуме граждан Российской Федерации»; от 18 мая 2005 г. «О выбо* рах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Рос* сийской Федерации» от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»;
законы бывшего СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции РФ;
указы Президента РФ: а) Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации»; б) Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и др.;
постановления Правительства РФ, например постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. 693 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии» (c изменениями от 3 апреля 1997 г., от 8 августа 2003 г.);
решения и постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, например постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г.
нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ (напр., в 1999 г. Министерством юстиции РФ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ, были изданы Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации).
2. Конституционно-правовая ответственность: понятие, признаки, основания, объекты и субъекты, санкции
Конституционно-правовая ответственность — обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.
Признаки конституционно-правовой ответственности:
она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т.д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства;
она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы российского государства (например, в Уголовном кодексе РФ в гл. 29 устанавливается ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в виде лишения свободы, причем в большинстве случаев на срок свыше 10 лет);
она наступает только при наличии вины
Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционно-правовой деликт, характеризующийся совокупностью признаков, наличие которых позволяет привлечь к конституционно-правовой ответственности. Конституционно-правовые деликты как разновидность правонарушения специфичны по своей природе и не могут быть отнесены ни к проступкам, ни к преступлениям.
Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из:
субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица);
субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта);
объекта (общественные отношения, возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий);
объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений)
Санкции
Конституционно-правовая ответственность отличается от других видов юридической ответственности (уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной) прежде всего специфичностью санкций. Конституционно-правовые санкции не затрагивают личную, физическую свободу индивидов, что характерно для многих уголовно-правовых санкций, административного ареста; не ущемляют имущественный статус индивидов, организаций как гражданско-правовые, финансово-правовые санкции, ряд административных взысканий (штрафы, конфискация предметов); реализуются вне отношений прямого подчинения по службе, имеющего место при дисциплинарной ответственности. Применительно к конституционным правам, свободам конституционно-правовые санкции могут ограничить лишь политические (публичные) права, свободы.
Объект поражения конституционно-правовых санкций — специальные правовые статусы индивидов, органов, организаций, должностных лиц, предоставляемые конституционно-правовыми нормами. Это, во-первых, индивидуальные статусы депутата, главы государства, иных выборных должностных лиц, кандидата в депутаты, на выборную должность, учредителя политической партии, иного общественного объединения, религиозного объединения, средства массовой информации; во-вторых, статусы таких коллективных субъектов, как парламент, правительство, избирательные комиссии, политические партии, иные общественные объединения,