Файл: Русский язык в диалоге культур.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Урок 69


Раздел: Мир един: глобализация

Лексическая тема: Наше глобальное соседство


Тема: БСП со значением времени, условия, следствия




УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

(ссылка на учебную программу)

Слушание:

9.1.2.1 - понимать значение слов общественно-политической тематики

Говорение:

9.2.4.1 - создавать высказывание (рассуждение, убеждение), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию;

Чтение:

9.3.7.1 - извлекать и синтезировать информацию, делать выводы на основе полученных сведений, выражая собственное мнение

Письмо:

9.4.7.1 - применять знаки препинания в сложных предложениях

Использование языковых единиц:

9.5.2.1 - использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения.

Цели урока

  • создавать высказывание;

  • применять знаки препинания в сложных предложениях;

  • извлекать и синтезировать информацию, делать выводы на основе полученных сведений.



Критерии оценивания

Все учащиеся смогут:

Прокомментировать коллаж.

Большинство учащихся смогут:

Заполнить таблицу Составить ПОПС-формулу.

Некоторые учащиеся смогут:

Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • Понимает содержание текста, но не может находить ключевые слова, определяющий позицию автора.

  • Находит сложные предложения, но не всегда правильно применяет знаки препинания.

Учащийся на уровне В

  • Понимает содержание текста, умеет находить ключевые слова, определяющие позицию автора.

  • Умеет применять знаки препинания в сложных предложениях.

  • Умеет создавать высказывания.

Учащийся на уровне С

  • Умеет точно определять позицию автора, находит ключевые предложения.

  • Умеет извлекать информацию и делать выводы на основе полученных сведений.

  • Умеет правильно применять знаки препинания в сложных предложениях.




1. Подбирать синонимы и составлять предложения с понятием «глобализация».

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілікел»: гуманизм, человеколюбие, толерантность, уважительное отношение к культуре и традициям другого народа.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • культурология

  • самопознание

  • география

Предварительные знания

Сложные предложения.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы


Вызов

«Мороженое»

Представьте себе, что вы мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело «ледяное». Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно опущены вдоль тела… (повторить 2-3) раза.


Релакс-музыка


Переход к теме урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание Читают, понимают эпиграф, прогнозируют тему урока.

Предтекстовая работа

(П)1. Учащиеся подбирают синонимы к понятию

«глобализация» и составляют предложения.

2. Дают устное описание коллажа, систематизируют визуальную информацию и дают свой комментарий.

Учебник
Словарь, толкование слов

Осмысление

Сообщение темы и целей урока Работа с текстом

(К) Учащиеся читают, понимают текст.

(П) Самостоятельно выполняют задания по полученной информации. Высказывают свое мнение о прочитанном, выявляют позицию автора.
(Г) Составляют ПОПС-формулу, высказывая свое мнение о прочитанном.

  • По моему мнению,

  • Потому что…я так понимаю…

  • Я могу подтвердить это следующими фактами…

  • Я пришел к выводу.


(Г) Письменная работа



Учебник




Углубление и расширение границ ранее усвоенных знаний.

Учащиеся выписывают из текста 3 сложных предложения, объясняют расстановку знаков препинания.







Послетекстовая работа

Поисковая деятельность

(К) Учащиеся объясняют значение словосочетаний: технократический ум, дегуманизация себя,

эрудированный идиот, чванливый монстр.
(П) Учащиеся читают и понимают отрывок из поэмы М.Шаханова «Заблуждение цивилизации». Выявляют позицию автора, аргументируя свою точку зрения.

Учащиеся систематизируют и дополняют полученную информацию. Заполняют таблицу. Духовные блага Материальные блага

После заполнения таблицы учащиеся составляют диаграмму Венна.

Послетекстовая работа

Установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами.

(П) Учащиеся дают развернутый ответ на вопрос:

«Что такое духовность?», выделяют главное, изменяют, дополняют, приводят аргументы.


Учебник




Упражнение «Раздувающийся шар» (для расслабления рук)

Представьте, что у вас в руках туго надутый шар. Вы держите его в руках. Ощутите его упругую поверхность. Шар продолжает раздуваться, вы с

трудом удерживаете его, потому что он рвется ввысь. Ваши пальцы напряжены. Вы из последних сил удерживаете его. Представьте, что этот шар – ваша проблема. Отпустите его – пусть летит. Положите руки на колени. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и длинный выдох. И еще раз вдох и длинный выдох. Дышите легко и спокойно. А теперь потянитесь всем телом и откройте глаза.

Релакс-музыка

Рефлексия

Прием незаконченного предложения: сегодня я узнал…

было трудно… я понял, что…

я почувствовал, что… у меня получилось …

урок дал мне для жизни…




В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее:

Напишите эссе на тему «Золотая середина глобализации».





Уроки 70-71

Раздел: Мир един: глобализация Лексическая тема: М. Светлов «Гренада»

Тема: Правописание союзов, предлогов, частиц

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

(ссылка на учебную программу)

Слушание:

9.1.4.1 - определять основную мысль текста, учитывая структуру текста.

Говорение:

9.2.4.1. – создавать высказывание (рассуждение, убеждение), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию.

Чтение:

9.3.6.1 - анализировать содержание художественных произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения.

Письмо:

9.4.6.1 - правильно писать союзы, предлоги, частицы.

Использование языковых единиц:

9.5.2.1 - использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения.

Цели урока

  • определять основную мысль текста;

  • анализировать содержание художественных произведений;

  • создавать высказывание.

Критерии оценивания

Все учащиеся смогут:

Составить план к биографии М. Светлова. Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме. Выписать ключевые предложения.

Большинство учащихся смогут:

Выписать из текста предложения с союзами, предлогами и частицами.

Написать комментарии к иллюстрациям.

Найти и прокомментировать афоризмы М. Светлова.

Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • Понимает содержание поэтического произведения, но не может составить к нему вопросы.

  • Не может выявлять авторскую позицию.

  • Отличает сложные предложения от простых.


Учащийся на уровне В

  • Понимает содержание поэтического произведения, находит ключевые слова, определяет позицию автора.




  • Умеет составлять план.


Учащийся на уровне С

  • Понимает содержание поэтического произведения, точно определяет позицию автора.

  • Умеет составлять тезисный план.

  • Умеет создавать высказывание.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: гуманизм, человеколюбие, толерантность, уважительное отношение к культуре и традициям другого народа.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • культурология

  • история

Предварительные знания

Морфология. Служебные части речи.

Ход урока

Запланирован ные этапы урока


Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Вызов

«Ручей»

Представьте себе, что вы лежите возле небольшого ручья в лесу. Прислушайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная. Ручеек журчит тихо, тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к своему дыханию. Медленно вдохните и выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теплыми от волшебных брызг, все тело становится легким от прикосновения воды. Ручеек погладил (имя ребенка). Журчание успокаивает вас. Вам легко и спокойно.

Но пришла пора расставаться. Потянитесь на счет «три» и откройте глаза. Улыбнитесь ласковому ручейку.


Релакс- музыка

Переход к теме урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Предтекстовая работа

(К) Учащиеся читают, понимают эпиграф, прогнозируют тему урока.

Учащиеся знакомятся с биографией М.Светлова.

(П) Учащиеся составляют план, обсуждают афоризмы Светлова, выражают свое понимание, приводят аргументы. (К) Учащиеся работают с глоссарием: социальное равенство, интернационализм.

Составляют предложения.

Учебник
Словарь, толкование слов

Осмысление

Сообщение темы и целей урока Работа с текстом

(К) Учащиеся выразительно читают стихотворение

«Гренада», соблюдая авторскую интонацию и ритмику.

Учебник




(П) Учащиеся самостоятельно осмысливают поэтическое произведение, выполняют задания по содержанию. Выявляют авторскую позицию, находят общие признаки понятий.

Письменная работа.

(И) Выписывают из текста слова, подтверждающие характер содружества и братства.







Гимнастика для осанки

Огонь

Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем

ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода

Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, делают мягкие, свободные

движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Релакс- музыка




Послетекстовая работа

(К)Учащиеся читают текст об истории создания песни

«Гренада», выражают свое отношение, анализируют информацию.

Учебник




Установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатов.

Задание на выбор

(П) Учащиеся из текста выписывают предложения с союзами, предлогами и частицами.

Составляют устное описание иллюстраций, пишут комментарии.

Учебник

Рефлексия

Итог урока

Учащиеся заполняют таблицу






В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее:

Подготовьте фотосюжет об испанской провинции Гранада.



Уроки 72-73

Раздел: Мир един: глобализация

Лексическая тема: М. Горький «Сказки об Италии» Тема: Правописание союзов, предлогов, частиц

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Слушание:

9.1.4.1 - определять основную мысль текста, учитывая структуру текста.

Говорение:

9.2.4.1. - создавать высказывание (рассуждение, убеждение), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию.

Чтение:

9.3.6.1 - анализировать содержание художественных произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения. Письмо:

9.4.6.1 – правильно писать союзы, предлоги, частицы;

Использование языковых единиц:

9.5.2.1 - использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения.

Цели урока

  • анализировать содержание художественных произведений;

  • составлять план;

  • применять знаки препинания в сложных предложениях.


Критерии оценивания

Все учащиеся смогут:

Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме. Составить план.

Большинство учащихся смогут:

Понимать основную мысль текста. Анализировать содержание произведения.

Некоторые учащиеся смогут:




Написать рассуждение.



Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • Умеет составлять план к тексту.

  • Понимает содержание прозаического произведения, но не может определять позицию автора.

  • Различает сложные и простые предложения.

Учащийся на уровне В

  • Понимает содержание прозаического произведения, находит ключевые слова, определяющие позицию автора.

  • Применяет знаки препинания в сложных предложениях.

Учащийся на уровне С

  • Понимает содержание произведения, точно определяет тему произведения, позицию автора.

  • Умеет анализировать художественный текст.

  • Правильно применяет знаки препинания в сложных предложениях.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: гуманизм, человеколюбие, толерантность, уважительное отношение к матери, патриотизм, семейные ценности, любовь к Родине,

гражданская ответственность.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • история

  • искусство

Предварительные знания

Сложные предложения и знаки препинания в них.

Ход урока

Запланирован ные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы


Вызов

Упражнение «Задуй свечу»

  • Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.

  • Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у- у-у».

Повторите упражнение 5–6 раз.



Релакс- музыка

Переход к теме урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание (К) Учащиеся читают и понимают эпиграф, прогнозируют тему урока.

Предтекстовая работа

(К) Учащиеся читают биографию М.Горького, составляют план.

Творческое осмысление информации: учащиеся разворачивают один из пунктов плана и создают собственное высказывание.

Учебник
Словарь, толкование слов

Осмысление

Сообщение темы и целей урока Работа с текстом.

Учащиеся знакомятся с литературным понятием

«романтизм».
(К) Учащиеся читают текст.

(П) Самостоятельно анализируют новую информацию, отвечают на вопросы по содержанию текста, определяя позицию автора, высказывая свою точку зрения.

(Г) Учащиеся дают развернутый ответ по теме: «В чем нравственный смысл проблемы в «Сказках об Италии»?»

Учебник




Послетекстовая работа
(К) Учащиеся читают и осмысливают текст.

(П) Составляют ПОПС-формулу, высказывают свою точку зрения о полученной информации.

(И) Учащиеся самостоятельно читают стихотворение Б. Пастернака, определяют главную мысль и записывают по памяти. Называют повторяющуюся часть речи.

Учебник




Гимнастика для осанки

Упражнение «Ленивая кошечка»

  • Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело.

  • Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».

Повторите упражнение несколько раз.

Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.

Релакс- музыка

Рефлексия

Итог урока

«SMS»

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать сообщение другу о том, как прошел урок, оценить, как плодотворно он работал.













В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее (на выбор учащихся):

  1. Составьте видеоряд «Горький в Италии».

  2. Подберите фотосюжет к «Сказкам об Италии».




Уроки 74-75

Раздел: Мир един: глобализация

Лексическая тема: В. Астафьев «Деревья растут для всех» Тема: Знаки препинания в сложных предложениях

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

(ссылка на учебную программу)

Слушание:

9.1.2.1 - понимать значение слов общественно-политической тематики.

Говорение:

9.2.6.1 - оценивать высказывание (монолог/диалог) с использованием приемов привлечения внимания и с учетом целевой аудитории.

Чтение:

9.3.6.1 - анализировать содержание художественных произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения. Письмо:

9.4.7.1 - применять знаки препинания в сложных предложениях.

Использование языковых единиц:

9.5.2.1 - использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения.

Цели урока

  • определять основную мысль текста;




  • анализировать содержание художественных произведений;

  • создавать высказывание.



Критерии оценивания

Все учащиеся смогут:

Понимать основную и детальную информацию сообщения. Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме.

Составлять вопросы к биографии. Выписать из текста ССП и СПП.

Большинство учащихся смогут:

Написать характеристику героя. Определить тему рассказа.

Некоторые учащиеся смогут:

Синтезировать различные точки зрения и формулировать пути решения проблемы.

Выписать пословицы и поговорки о дереве, написать рассуждение.

Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • Понимает содержание произведения, но не умеет находить ключевые слова, определяющие основную мысль текста.

  • Умеет отвечать на вопросы по тексту.

  • Находит в тексте характеристику мальчика.

Учащийся на уровне В

  • Понимает содержание текста, умеет находить ключевые слова, определяющую основную мысль текста.

  • Умеет анализировать художественный текст, но не может создавать высказывание.

  • Не может четко выделить в тексте сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Учащийся на уровне С

  • Понимает содержание текста, умеет определять позицию автора.

  • Умеет анализировать художественный текст и создавать высказывание.




  • Умеет находить в тексте сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение и любовь к малой родине.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • история

  • краеведение

Предварительные знания

СПП ССП, знаки препинания в них.

Ход урока

Запланирован ные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

«Облака»

Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе.

Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и

плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши руки легкие, легкие, ваши ноги легкие.

Все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку.

Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

Релакс- музыка

Переход к теме урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание (К) Учащиеся читают и понимают эпиграф, прогнозируют тему урока.

Предтекстовая работа

(Г) Учащиеся знакомятся с биографией В. Астафьева. Составляют план.

Творческое осмысление информации.

(Г) Разворачивают один из пунктов плана в тематическое сообщение по выбору.

(К) Знакомятся с литературным понятием «сюжет».

Учебник
Словарь, толкование слов

Осмысление

Сообщение темы и целей урока

Работа с текстом

Чтение и понимание

(К) Учащиеся читают и осмысливают текст, знакомятся со словами для справок.

(П) Составляют план с заголовками в форме вопроса. Выражают собственное отношение к позиции автора и дают устно развернутый ответ.

Творческое осмысление.

(П) Учащиеся пробуют писать собственный текст, взяв за основу ситуацию текста.

Письменная работа.

(И) Учащиеся выписывают из текста сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и определяют их виды.


Учебник




Послетекстовая работа.

(К) Учащиеся читают притчу «Пахарь и Крот». Определяют мораль.

(И) Учащиеся пишут рассуждение по данной проблеме.

Учебник




Сенсорная гимнастика

Это парное упражнение. Ведущий и ведомый смотрят друг на друга, ведущий задает жесты, а ведомый должен их повторять как можно точнее и быстрее. Можно

Релакс- музыка




усложнить: нужно повторять жесты с задержкой на один или два.




Рефлексия

Итог урока

(Г) Учащиеся выписывают пословицы и поговорки, ассоциирующиеся с деревом, используя дополнительные ресурсы.

Дают развернутый ответ на вопрос: «Какие нравственные ценности должны объединять людей?»

Письменная работа.

Практическое задание с перенесением полученных навыков в новые условия.





Стратегия формативного оценивания: «Оценка

«превращения» знаний и достижения целей: учащиеся строят высказывания «Я не знал… – Теперь я знаю…».













В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее:

Составьте проект на тему: «Земля – наш общий дом».