ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 421
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.Безусловно, уроки русского языка обеспечивают формирование познавательных действий. В частности, нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок и признанием необходимости формирования универсальных учебных действий учащихся, мы столкнулись с недостаточной степенью их сформированности в начальной школе. Вопросы развития познавательной деятельности младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.Все это и обусловило актуальность темы исследования: "Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы при изучении глагола".
Цель исследования: выявить и экспериментально доказать эффективность условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка во втором классе.
В процессе работы были определены объект и предмет исследования: формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальных классах.
Сформулирована гипотеза, согласно которой эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка при изучении темы «Глагол» может быть обеспечена, если:
- на основе анализа практики современного начального образования с учетом требований нового Федерального государственного образовательного стандарта обозначены и внедрены в работу современной начальной школы технологии, методы и приёмы, способствующие формированию универсальных учебных действий младших школьников.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Исследованием познавательной деятельности занимались ученые Т. И. Зубкова, В. С. Ильин, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др. По определению Г. И. Щукиной, познавательная деятельность – это «ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности» [12, 17], а Т. И. Шамова понимает под ней деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [13, 36]. Остановимся более подробно на формировании познавательных универсальных учебных действиях. Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные действия ‑ это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются
специфическими для той или иной учебной дисциплины.
Особую группу в системе общеучебных познавательных действий представляют знаково-символические действия. Использование разнообразных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания выступает способом отделения содержания от формы, что, по мнению создателей концепции универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская), рассматривается в педагогике и психологии в качестве существенного показателя понимания учащимися учебной задачи [1, с.97].
Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знаний.
Постановка и решение проблемы или задачи выступает как цель и как средство обучения, так как, базируясь изначально на сформированности логических операций (анализ, синтез, сравнение, установление аналогий, классификация и т. д.), данное учебное действие становится одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути для овладения новым знанием [10, с.91].
Мотивация является первым обязательным компонентом, входящим во внешнюю структуру познавательных универсальных учебных действий младшего школьника. При осуществлении познавательных универсальных учебных действий мотивом для младшего школьника является, во-первых, желание решить трудную познавательную проблему, а во-вторых, сам увлекательный процесс решения этой проблемы.
Таким образом, рассмотрение сущностных характеристик, состава, а также внешнего и внутреннего строения познавательных универсальных учебных действий позволяет выделить ряд особенностей данного вида универсальных учебных действий. Во-первых, формирование познавательных универсальных учебных действий имеет тесную связь с возрастными психологическими особенностями и возможностями учащихся. Во-вторых, формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника определяется содержанием учебных предметов.
Как известно, правильно организованный деятельностный тип обучения способен поддерживать учебно – познавательную мотивацию обучающихся на любом этапе урока. (слайд 6)
Среди примеров по формированию положительной мотивации учащихся к учению можно назвать следующие приемы:«Привлекательная цель», «Прогнозирование», «Оратор», «Автор», «Лови ошибку», «Своя опора», «Повторение с одновременным контролем»
Если помнить, что школьник «научается гораздо большему, когда он вовлечен в процесс полностью: эмоционально, визуально, аудиально и кинестетически» - и надо «обучать целого ребенка». (Л. Ллойд), то возможно раскрыть способности детей, создать для них ситуацию успеха
, что поможет сформировать устойчивую положительную мотивацию к учению [7, 42].
Проблемные ситуации и различные игровые приемы и методы позволяют акцентировать внимание детей на важных моментах, лучше и глубже усвоить содержание материала, избежать ошибок, развивают мышление, интерес, желание и умение учиться, повышают работоспособность. Это позволяет формировать познавательные УУД.
Данные задания и приёмы позволят учителю сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей, контролировать дисциплину.
Рассмотрев методику работы над глаголом в начальных классах, опыт учителей, проанализировав программы по русскому языку, мы пришли к следующим выводам: одной из основных задач методики русского языка является формирование первоначального представления о глаголе как части речи, развитие умения осознанно употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях, знакомство с основными категориями глагола, такими как время, лицо, число, вид.Это позволяет повысить интерес учащихся к уроку, заострить их внимание на важных моментах, повысить работоспособность на уроке.
Список литературы
1. Асмолов A.Г., Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.Как проектировать универсаль-ные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/
2. Беспалько, В.П. Программированное обучение (дидактические основы) / В.П. Беспалько. -М.: Высш. шк., 1970. - 300 с.3. Воровщиков С.Г., Шамова Т.И.,. Новожилова М.М, Орлова Е.В. и др. - М. : «5 за знания», 2010. – 402 с.Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения. 4. Гутник, И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте Текст. / И. Ю. Гутник. СПб. : Книжный Дом, 2008. - 248 с.
5. Даутова, О.Б. Изменение учебно-познавательной деятельности школьника в современном образовании / О.Б. Даутова. -http://www.famous-scientists.ru/list/10060
6. Ефремов, О. Ю. Педагогика: [учеб.пособие для вузов] / О. Ю. Ефремов. - СПб.: Питер, 2010. - 351с. 7. Зайцева И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2011. Пилотный выпуск. – С. 4-67. Климанова, Л. Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте / Л. Ф. Климанова // Начальная школа. – 2010. - № 9. – С. 10. 8
. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2005. - 448 с.
9. Климанова, Л. Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте / Л. Ф. Климанова // Начальная школа. – 2010. - № 9. – С. 10. 10. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 321 с.
11. Никитенко, З.Н. Формирование универсальных учебных действий - приоритет начального иноязычного образования / З.Н. Никитенко // Иностр. языки в школе. - 2010. -№ 6. - С. 2-14.10. Рындак, В.Г. Методологические основы образования (учебное пособие к спецкурсу) /B.Г. Рындак. - Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2000. -192 с.
12. Шамова Т.И., Новожилова М.М., Орлова Е.В. и др. - М. : «5 за знания», 2010. - 402 с.Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения / С.Г. Воровщиков.
Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников
Абрамова К.
Научный руководитель: Шемякова Н.А. , преподаватель
ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука
Музыка как вид искусства, играет совершенно особую роль в развитии младшего школьника и его способностей. На протяжении уже многих тысячелетий искусство дает возможность человеку познать мир и выразить свое к нему отношение в художественной форме. В становлении личности ученика, в развитии его творческих способностей неоценима роль музыкальной деятельности, при помощи которой он воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность. Именно поэтому актуальным является вопрос развития творческих способностей младших школьников. Актуальность проблемы сделала необходимым поиск видов детской художественной деятельности, оптимальных с точки зрения формирования творчества. Благодаря своим особенностям музыка может активно воздействовать на развитие воображения – того психического процесса, который лежит в основе любого типа творчества. Творческий характер всех видов музыкальной деятельности направлен на развитие способностей младших школьников.
Целью работы является поиск оптимальных и эффективных путей развития творческих способностей младших школьников. Достижение цели связано с реализацией следующих задач:
-изучить теоретическую, психолого-педагогическую литературу, направленную на развитие творческих способностей младших школьников;