Файл: Министерство образования Оренбургской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 409

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-организовать музыкальную среду и условия для развития творческих способностей школьников;

-создать систему работы по развитию творчества младших школьников;

-провести диагностику и выявить уровень развития творческих способностей у младших школьников.

Музыкальное искусство, непосредственно воздействует на человека уже в первые годы его жизни, занимая большое место в его культурном развитии. Музыка - постоянный спутник человека во всей его жизни. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания. Она является источником эстетического и духовного наслаждения. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Ребенок активен и любознателен по своей природе и стремится преобразовывать мир по собственным законам красоты. Детей данного возраста отличает желание самовыражаться в любом виде творчества. Эффективным средством формирования и реализации творческих способностей является художественная деятельность. Как известно, человек постигает, осознает содержание музыки в различных видах музыкальной деятельности. Но особенно интенсивно, углубленно он проникает в смысл музыкальной речи в процессе собственного исполнения, стимулирующего наиболее активные, обостренные формы музыкального переживания.

МасаруИбука в книге «После трёх уже поздно» по вопросу о развитии творческих способностей детей считает, что творчество - «это свободный полет воображения, это обостренная интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия». Он предполагает, что «успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышами творчества»[1]. Эти утверждения ещё раз указывают на то, что необходимо как можно раньше создавать условия для развития творческих способностей детей.

Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Творческие способности могут проявиться у каждого ребёнка по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. У одних детей может проявиться способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребёнка.


В работах таких ученых как, Л.С. Выготский, Б. М. Теплов отмечается, что одним из важнейших проявлений человеческой личности является творчество. По мнению Б.М. Теплова, способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Из этого следует то, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Но врождёнными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребёнка. Основываясь на этом, можно определить детские творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка, благодаря которым он может заниматься музыкальной деятельностью. Многообразие видов музыкальной деятельности (пение, музицирование, слушание музыки, ее обсуждение, изображение, сочинение) обеспечивает разнообразие способов творческого самовыражения личности на занятиях. Эффективными средствами музыкального развития выступает музыкальная деятельность, которая включает в себя: слушание музыки, пение, использование музыкально-ритмических упражнений, музыкально- дидактических игр, игра на музыкальных инструментах.

Музыкальная деятельность младших школьников рассматривалась в работах многих педагогов-музыкантов – Б.В.Асафьева, В.Н.Шацкой, Л.В.Школяр. Музыкальная деятельность – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Традиционная музыкальная педагогика, провозглашая «деятельностный подход» к музыкальному образованию, понимая под ним, прежде всего наличие на уроках различных видов деятельности – хорового пения, игры на музыкальных инструментах и т.д.

Ряд педагогов-исследователей во главе с Л.В.Школяр в качестве видов музыкальной деятельности рассматривают деятельность композитора, исполнителя, слушателя, которые на музыкальных занятиях осуществляют в их неразрывном триединстве. «Эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования самой музыки и, объединенные восприятием музыки, выступают как неизменные…. Эти виды деятельности есть не что иное, как условия и формы существования музыки вообще»[2].

В настоящее время выделяют следующие виды музыкальной деятельности:

  • деятельность слушателя (восприятие);

  • деятельность композитора (творчество);

  • деятельность исполнителя (исполнительство).


Впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой в дошкольном возрасте, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.

Для раскрытия творческих способностей, можно использовать коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации, музыкальные игры.

В развитии творческих способностей большую роль играют музыкальные игры, которые делятся на 4 группы:

-игры на развитие звуковысотного слуха;

-игры для развития чувства ритма;

-игры для развития памяти и слуха;

-игры для развития детского творчества.

В музыкальных играх перед детьми ставятся разные задачи, решение которых требует внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательности действий. Они содействовуют развитию у младших школьников ощущений и восприятия, формированию преставлений, усвоению знаний. Необходимо добиваться того, чтобы музыкальная игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его музыкальных способностей.

В начальных классах рекомендуется использовать различные музыкальные игры для развития творческих способностей: для развития звуковысотного, тембрового, диатонического слуха, развития чувства ритма, музыкальной памяти, детского творчества. В играх перед детьми ставятся разные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательности действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у младших школьников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Необходимо добиваться того, чтобы музыкальная игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированием музыкальных способностей.

Для выявления уровня развития творческих способностей была проведена диагностика, по результатам которой, был определен уровень развития творческих способностей младших школьников. Наблюдая за участием младших школьников (25 человек) в музыкальных играх было выведено, что 23% детей демонстрируют хорошее чувство ритма, звуковысотный слух, обладают навыком сочинительства. Большая часть младших школьников, а именно 62% проявляют свои способности на среднем уровне. И у 15% младших школьников способности не проявляются или демонстрируются на очень низком уровне.


В заключение можно отметить, что для эффективного развития творческих способностей детей младшего школьного возраста целесообразно осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, определить процесс их включения в музыкальную деятельность, который будет носить последовательный и систематичный характер. При последовательном применении музыкальных игр, у младших школьников наблюдается: 1) повышение и укрепление интереса ко всем видам музыкальной деятельности; 2) приобретение теоретических знаний, а также практических умений, навыков и опыта; 3) повышение уровня творческих способностей. Занятия музыкальной деятельностью, к которым осуществляется нестандартный, «живой» подход оказывают положительное влияние на развитие творчества у детей младшего школьного возраста.

Список литературы
1.Ибука Масару «После трёх уже поздно». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: www.baby-club.ru.

2.Сущность музыкальной деятельности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:-. festival.1september.ru.


Языки мира и особенности освоения русского языка как иностранного

Вечеря А., Тулубаева А.
Научный руководитель: Рябых А.В., преподаватель

ГАПОУ «Педколледж», г. Бузулук
Территория России велика и разнообразна, на просторах нашей страны проживает множество народов: россияне, удмурты, украинцы… В далеких уголках страны веками проживают малочисленные и малоизвестные, однако интересные народности со своей уникальной культурой. Это – самое большое богатство государства. Полный список народов России был бы очень велик. По некоторым данным, зарегистрировано более 200 разных народностей. Эти сведения соответствуют состоянию на 2010 год. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый народ имеет право изучать свой родной язык. Однако русский язык как язык самой большой по численности населения нации считается языком межнационального общения на территории РФ. Нас заинтересовал процесс усвоения русского языка как иностранного малочисленными народами нашей страны. С этой целью были проанализированы различные виды научной классификации языков.

Первой научной классификацией является классификация Ф. Шлегеля, который противопоставил флектив­ные языки (имея в виду в основном индоевропейские) нефлективным, аффиксальным. Тем самым флексии и аффиксы были противо­по­став­ле­ны как 2 типа морфем, создающих грамматическую форму слова. Вильгельм фон Гумбольдт, опираясь на классификацию Шлегеля, в 19 – 20 в. выделил 3 класса языков: изолирующие, агглютинирующие и флективные.

Сегодня хорошо известна лингвистическая классификация языков мира. Она представляет огромный интерес для всех любителей и знатоков языка. Менее известна морфологическая характеристика языков. Однако только она, на наш взгляд может помочь понять те трудности, с которыми встречается человек, изучающий русский язык как иностранный.

Наиболее известна морфологическая классификация языков, согласно которой языки распре­де­ля­ют­ся посредством абстрактного понятия типа по следующим четырём классам:

  • -изолирующие, или аморфные, например китайский язык, бамана, большин­ство языков Юго-Восточной Азии. Для них характерны отсутствие словоизменения, граммати­че­скаязначи­мость порядка слов, слабое противо­по­став­ле­ние знамена­тель­ных и служеб­ных слов;

  • -агглютинативные, или агглютинирующие, напри­мер,  тюркские и банту языки. Для них характерны развитая система словообразовательной и слово­изме­ни­тель­ной аффиксации, отсут­ствие фонетически не обуслов­лен­но­го алломорфизма, единый тип склонения и спряжения, граммати­че­ская однозначность аффиксов, отсутствие значимых чередований);

  • -инкорпорирующие, или полисинтетические, напри­мер чукотско-камчат­ские, многие языки индейцев Северной Америки. Для них характерна возможность включения в состав глагола-сказуемого других членов предложения (чаще всего прямого дополнения), иногда с сопут­ству­ю­щим морфонологическим изменением основ (термин «полисинтетические языки» чаще обозначает языки, в которых глагол может согласоваться одновременно с несколь­ки­ми членами предло­же­ния);

  • -флективные языки, например славянские, балтийские. Для них характерны поли­функ­ци­о­наль­ность грамматических морфем, наличие фузии, фонетически не обуслов­лен­ных измене­ний корня, большое число фонетически и семантически не мотивированных типов склонения и спряже­ния[1].