Файл: Министерство образования Оренбургской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 402

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6) подозрительность - проявляется в диапазоне от недоверия и осторожности во взаимоотношениях с людьми до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

7) вербальная агрессия – это выражение негативных чувств как через (крик, визг), так и через содержание словесных ответов ,например (проклятия, угрозы);

8) чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Семья может выступать амортизатором, в которой гасились негативные тенденции эмоционального развития ребенка в социуме. Но экономический кризис поставил семью в трудные условия. С одной стороны, в средних и бедных слоях общества родители вынуждены заниматься постоянным поиском заработка и не могут уделять детям нужного внимания. В богатых слоях общества, чье благосостояние было приобретено за счет разного рода сделок, наблюдается презрительное отношение к труду «в поте лица», к чести и достоинству личности как к абсолютным ценностям.

Лишь возрождение духовных семейных ценностей может помочь родителям в воспитании чутких, добрых, заботливых детей.

На участившиеся проявления насилия среди подрастающего поколения влияет показ по телевидению сцен жестокости ,которые потом воспроизводятся в детских играх. Так, анализ содержания наиболее популярных телевизионных программах показал,на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, ребенок, проводящий у телевизора всего лишь два часа, видит в среднем за день свыше 17 актов агрессии, которые затем он будет пытаться воплотить в своей жизни.

Ранние годы жизни во многом определяют последующую жизнь взрослого человека. Современная возрастная психология особое значение придает пренатальному периоду детского развития, связывая развитие ребенка в хорошем психологическом самочувствии матери. Послеродовые осложнения и детские неврозы часто возникают как последствия стрессов, перенесенных матерью во время беременности. Впоследствии условия жизни и методы воспитания закрепляют соответствующие особенности поведения.

Американский этнопсихологКардинер в работе «Психологически границы общества» на примере некоторых племен наглядно показал ,как методы воспитания влияют на формирование социального поведения личности. Например, в системе воспитания алорезов (жителей острова Алора, расположенного в 600 милях восточное Явы) отсутствует согласованный кодекс нравственных принципов жизни, а также необходимая забота и уход за детьми. Обещания, даваемые взрослыми детям, не выполняются. Дети учатся ходить сами и при этом часто ушибаются.
Алорезы отличаются замкнутостью, которая может прерываться приступами ярости. Среди взрослого населения часты ссоры, разводы. Эмоциональная жизнь племени алорезов бедна. Большую роль играют деньги и небольшую - дружеские связи. Высокий уровень агрессивности и конфликтности отражается в фольклоре алорезов. В сказках часты ситуации, когда дети убегают от родителей или родители бросают своих детей. Дети мстят родителям за плохое с ними обращение.

Контрастом к алорезам служит племя команчей. Племя жило охотой, войной и торговлей. Женщины посвящали себя заботам о детях и о муже. Ребенка ждали, радовались ему, независимо от того, был ли это мальчик или девочка. Грудью кормили долго, а отлучали от нее постепенно. Оба родителя заботились о ребенке, учили его ходить и говорить. Система наказаний и поощрений была четко согласована и ориентирована на спортивные и охотничьи успехи. В результате такого воспитания у команчей развивалась сильная и уверенная в себе личность..

Таким образом, можно предположить, что если дети в начальный период своей жизни сталкиваются с ситуацией «прерванной заботы», если нет согласованной системы наград и наказаний, то по мере взросления от них можно ожидать высокой степени конфликтности и агрессивности, а также низкой степени доверия друг к другу.

Родители могут наказывать детей за плохое поведение и поощрять за хорошее. Но нередко, наказывая за плохое поведение, родители сами становятся образцами агрессивного поведения. В целом было выявлено, что жестокие наказания формируют высокий уровень агрессивности у детей, в то время как недостаточный контроль за детьми приводит их к асоциальному поведению.

Наблюдения и исследования показывают, что детская агрессивность передается от неблагополучных родителей, которые сами в детстве испытывали фрустрацию и недостаток родительской любви.

Без сомнения, семья является здесь самым главным фактором.Большое значение имеет характер взаимоотношений между родителями, общая степень сплоченности членов семьи, ее социальный статус и уровень образования родителей. В случае семейного разлада, когда родители отчуждены и холодны по отношению друг к другу, когда преобладает авторитарный стиль взаимоотношений старших с младшими, дети оказываются более склонными к агрессивному поведению.

Лучший способ преодоления детской агрессивности - это обучение детей бесконфликтному поведению.



Правильное применение методов наказания имеет большое позитивное значение для формирования личности ребенка. Для этого следует соблюдать ряд следующих условий:

  • Так разрыв между проступком и наказанием должен быть минимальным. В этом случае немедленность наказания приносит неприятности еще до того, как нарушитель сможет осознать удовольствие от совершенного проступка;

  • родители ни в коем случае не должны проецировать на ребенка свою собственную агрессивность;

  • за одно и то же нарушение всегда должна назначаться одна и та же санкция. Недопустимо, когда один раз проступок наказывается, а другой раз игнорируется;

  • как проступок, так и следующее за ним наказание должны сопровождаться разъяснением и логическим убеждением .


Хороший результат дает перевод агрессии вразного рода физические нагрузки - спорт, туристические походы, сельскохозяйственные работы на свежем воздухе.
Таким образом, становление агрессивного поведения – это сложный процесс, в котором оказывается задействовано много факторов, как социального так и нравственного характера.



Особенности формирования мотивации достижения успеха у младших школьников в учебном процессе

Рожкова А.
Научный руководитель:Бояркина Т.А., преподаватель

ГАПОУ «Педколледж» г.Бузулука
Проблема мотивации относится к важным психологическим проблемам, так как её исследование позволяет приблизиться к пониманию движущих сил, причин, внутренних механизмов поведения человека. Проблемы мотивации в обучении, существующие теории и модели мотива остаются в современной отечественной психологии хотя и изученными, однако не удовлетворяют запросам реальной практики.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Однако, учебная деятельность не дана ребенку в готовой форме, она должна быть сформирована. Но при этом возникает трудность: мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Учебный процесс должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с внутренним содержанием предмета усвоения. Поэтому проблема мотивации учебной деятельности школьников, в настоящее время, по-прежнему остается актуальной.

Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности.И.А. Зимняя под учебной мотивацией понимает частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность.

Под потребностно - мотивационной сферойличности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.

Для осознания мотива требуется внутренняя работа. В мотивационной сфере выделяются:

  1. мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

  2. мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

  3. мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.


Мотив достижения характеризуется стремлением достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности.

Ученые выделяют четыре фактора,определяющие уровень мотивации:

  1. значимость достижения успеха;

  2. надежда на успех;

  3. субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;

  4. субъективные эталоны достижения.

Можно предположить, что, успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.Положительная устойчивая учебная мотивация в процессе учения имеет первостепенное значение для развития личности учащегося.

Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Так, в своих работах Л.И. Божович отмечала, что учебная деятельность побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. Соответственно, при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека.

Присутствие мотивационного компонента в структуре учебной деятельности говорит о том, что необходимо рассматривать мотивы учения младших школьников в процессе обучения. Д.Б.Эльконин учебно-познавательные мотивы рассматривал как один из основных компонентов учебной деятельности. Эффективным средством, способствующим познавательной мотивации является проблемность обучения. На каждом этапе учебной деятельности необходимо использовать проблемные ситуации, задачи. После решения этих задач мотивация учащихся занимает довольно высокий уровень.

Каждому учителю известно, что заинтересованный ученик учится лучше. Интерес играет главную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка стремление к достижению целей, учителю самому необходимо быть заинтересованным к успехам и неудачам учеников. Поэтому одним из основных задач учителя является повышение внутренних мотивов учения. Для того, чтобы учащийся включился в работу, нужно чтобы задачи, которые ставятся перед ним были не только понятны, но и внутренне приняты, были значимы для учащегося.