ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 422
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, грамматических и орфографических явлений. При этом в центре внимания учителя должны быть важнейшие принципы дидактики – доступность, учет возрастных особенностей и уровня психического развития учащихся данного класса.
Цель исследования: -описать аспекты активизации познавательных интересов школьников на уроках русского языка при обращении к историческим фактам; -выявить приемы работы по активизации познавательных интересов на уроках русского языка
При изучении русского языка в начальной школе привлечение фактов истории языка, этимологии носит прежде всего вспомогательный характер. Близкие и принципиально разные языковые явления анализируются с использованием сравнительных данных истории языка. Так, например, написание слова обаяние становится понятным, если учесть, что оно является суффиксальным производным от др.-рус. обаяти– „околдовать словами‟.
В русском языке большое количество слов греческого и латинского происхождения. Заимствования из латинского языка связаны прежде всего с научной сферой, так как в средние века латинский язык был языком науки. Основная масса юридических терминов юстиция, процесс, прецедент, презумпция, адвокат, казус, эксгумация и др. также восходит к латинским корням. Предлагаем следующую систему по работе с греческими и латинскими заимствованиями. Сначала идет этап накопления наиболее распространенных греческих и латинских морфем. При знакомстве с морфемой нужно определить ее значение, подобрать слова, в которых использована эта морфема. При этом можно дать исторический комментарий: фил (греч.) – „любить‟: философия, филология, филармония, Филипп („любящий лошадей‟), филантроп („любящий людей‟).
На этапе запоминания морфем используются задания типа:
● Перевод морфемы на русский язык: авто – сам, гелио – солнце, мега –большой и т. д.
● Перевод с греческого языка на латинский: анти – контр, био – вита, гео –
терра, гидро – аква, поли – мульти, гипер – супер.
● Этимологическая работа с терминами: - лингв.: омографы, омофоны, ономастика, топонимы;- биол.: симбиоз, фотофоры, фагоциты;- матем.: периметр, тетраэдр, октаэдр и т. д.
● Работа с собственными именами греческого или латинского происхождения: Никита – „победитель‟ (<греч.Ника – „богиня победы‟),Никифор – „победоносец‟, Николай – „победитель народов‟, Георгий –„земледелец‟, Дмитрий – „посвященный Деметре‟, Денис – „посвященный
Дионису‟, Евгений – „благородный‟, Петр – „камень‟.
● Объяснение правописания с использованием знаний по этимологии: асимметрия (а „отсутствие чего-либо‟ + сим „со‟ + метр „измерить‟), перископ (пери „вокруг, около‟ + скоп „смотреть‟), антагонизм (анти „против‟ + агон
„состязание‟).
● Подбор слов-синонимов греческого или латинского происхождения:
книголюб – библиофил, человеколюб – филантроп, правописание – орфография;
● Подбор антонимов: филантроп – мизантроп, импорт – экспорт, прогресс
– регресс, мега – мини.
● Составление списков заимствований из других языков:- франц.: бельэтаж (bel „красивый, хороший‟ + etage „этаж‟), гардероб(garde „хранение‟ + robe „одежда‟); - англ.: коктейль (cock „петух‟ + teil „хвост‟), ковбой (cow „корова‟ + boy„мальчик‟); - нем.: вундеркинд (wunder „чудо‟ + kind „ребенок‟), перламутр (perl„жемчужина‟ + mutter „мать‟).
● Составление списков заимствованных слов на определенную тему: “Спорт” (англ. футбол – foot „нога‟ + ball „мяч, шар‟; голкипер – goul „цель‟ + keeper „сторож, хранитель‟), “Одежда”, “Украшения”, “Названия блюд”, “Этикет”, “Общественно-политическая лексика”.
● Распределение слов в соответствии с языком-источником:
- греч.: анархия, гороскоп, мегаполис;
- лат.: президент, проспект;
- франц.: саквояж, авангард, сувенир.
● Работа с фразеологизмами, крылатыми выражениями. Так, например, история возникновения крылатого выражения Деньги не пахнут возникло из слов римского императора Веспасиана (I в. н. э.), сказанных им, когда сын упрекнул отца в том, что он ввел налог на общественные уборные .
Подбор родственных слов.
Рассматривается родственная группа от латинского корня manus – „рука‟: маневр, манеж, манера, маникюр, мануфактура, манжета, Ла-Манш, команда, командир, мандат, эмансипация.
Историческое родство объединяет в русском языке и многие заимствованные слова.
Историзмы – примеры непосредственного, прямого влияния перемен, происходящих в жизни, на словарь. И в связи с этими процессами лексика наиболее чутко откликается в материальной и культурной жизни общества, в социальном укладе, в отношениях между людьми. Но это не означает, что словарь текуч, неустойчив.
С развитием языка начинает преобладать – и чем ближе к нашему времени, тем отчетливее – принцип наименования предмета по его функции, назначению: выключатель, пылесос, фиксатор, диктофон, наушник и т. П.
В языке находит отражение история изменений в жизни народа, общества. Одновременно и в тесной связи с этими процессами, меняющими состав словаря, происходит внутреннее развитие лексики как системы: перестройка некоторых ее участков, изменение связей между соотносительными по смыслу словами, перемещение слов из одних рядов и групп в другие и т. п.
Исторические, этимологические экскурсы вызывают интерес к изучению языка, дают, по словам Ф.И. Буслаева, преподаванию «надлежащую основательность и точность», помогают предупредить речевые ошибки.
Таким образом, исторический комментарий поможет учащимся сознательно усваивать учебный материал и покажет им, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования, что язык – это не застывшая система, а исторически развивающееся явление.
Индивидуальный подход в обучении младших школьников математике
Захарова И.
Научный руководитель:Радцева С.В., преподаватель
ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука
2.1 Характеристика причин неуспеваемости по математике учащихся начальной школы
Осуществляя сложную и ответственную задачу всестороннего развития нравственных и духовных способностей и дарований каждого ребёнка в процессе его воспитания и обучения, школа и учитель нередко сталкиваются с детьми, у которых обнаруживаются трудности в обучении, вызванные теми или иными отклонениями в развитии, что является причиной неуспеваемости этих детей в школе.
Причины неуспеваемости ребенка чрезвычайно разнообразны. По сути дела, каждый неуспевающий ученик не успевает по-своему. Педагоги - ученые видят основную причину неуспеваемости прежде всего в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться. Опыт работы педагогов подтверждает верность такой точки зрения. Между тем многие учителя склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Отсюда часто применяемые по отношению к школьникам такие репрессивные меры, как «проработки», вызов родителей и др.
Любой педагог знает, какое отрицательное влияние на весь процесс развития личности, на обучение, на поведение оказывают неблагоприятные условия и, прежде всего, отсутствие спокойных и ровных отношений в семье.
На успеваемость ученика в школе значительное влияние оказывает коллектив учащихся класса. Творческая, дружеская атмосфера в классе способствует не только повышению успеваемости, но и благотворно влияет на формирование положительных черт характера ученика.
Далеко не безразличным, а в ряде случаев и решающим для успешного обучения ученика являются личные качества учителя. Неумение, а еще хуже нежелание учителя понять причины низкой успеваемости и плохого поведения ученика и может способствовать снижению его успеваемости.
В ряде случаев школа и учитель проявляют заботу о том, чтобы своевременно, как только начинают выявляться затруднения в обучении, разобраться в их причинах и определить действенные меры помощи ученику. Нередко недобросовестный учитель вообще стремится избавиться от ученика, испытывающего затруднения, объявляя его интеллектуально отсталым, а бывает и так, что ребенок без пользы для себя годами дублирует какой-то класс или переводится из класса в класс условно, без достаточных знаний, что только усугубляет затруднения в обучении.
Не умея достаточно хорошо дифференцировать причины неуспеваемости, учителя обычно используют весьма скудный и далекий от совершенства набор средств помощи отстающим ученикам. Все виды педагогической помощи можно свести к двум: организация дополнительных занятий, на которых применяются традиционные методы обучения, и оказание различных мер давления на ученика. Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, т.к. не воздействуют на причину и позволяют запустить «болезнь» неуспеваемости.
Все перечисленное выше является педагогическими причинами неуспеваемости.
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в две группы, к первой из которых относятся недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
Анализируя недостатки познавательной деятельности, речь идет о тех случаях, когда школьник плохо понимает, не способен качественно усваивать школьные предметы, не умеет, на должном уровне, выполнять учебные действия. Среди психологических причин первой группы выделяются следующие три:
О таких детях можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме, списывание по образцу, заучивание стихотворения наизусть, даже такие, с точки зрения взрослого человека, несложные действия можно выполнить не одним, а несколькими разными способами. Не все они будут правильными и одинаково эффективными. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будут правильные и эффективные приемы и навыки. Это справедливо по отношению к учащимся всех возрастов. Только приемы, которыми они овладели, будут несколько иными в старшем возрасте, чем в младшем.
Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить как избирательный характер(отдельные предметы), так и общий характер (проблемы во многих или во всех учебных дисциплинах).
Если специально не обратить внимания на неправильные навыки и приемы учебной деятельности, они могут закрепиться и привести к стойкому основанию школьника в учебе. Постепенному закреплению их в учебной деятельности способствуют такие ее особенности, как, во-первых, относительная легкость учебного труда в начале обучения, позволяющая на первых порах использовать малоэффективные способы без заметного отставания в учебе, и, во-вторых, отсутствие реального контроля со стороны учителя за способами учебной работы ученика.
Цель исследования: -описать аспекты активизации познавательных интересов школьников на уроках русского языка при обращении к историческим фактам; -выявить приемы работы по активизации познавательных интересов на уроках русского языка
При изучении русского языка в начальной школе привлечение фактов истории языка, этимологии носит прежде всего вспомогательный характер. Близкие и принципиально разные языковые явления анализируются с использованием сравнительных данных истории языка. Так, например, написание слова обаяние становится понятным, если учесть, что оно является суффиксальным производным от др.-рус. обаяти– „околдовать словами‟.
В русском языке большое количество слов греческого и латинского происхождения. Заимствования из латинского языка связаны прежде всего с научной сферой, так как в средние века латинский язык был языком науки. Основная масса юридических терминов юстиция, процесс, прецедент, презумпция, адвокат, казус, эксгумация и др. также восходит к латинским корням. Предлагаем следующую систему по работе с греческими и латинскими заимствованиями. Сначала идет этап накопления наиболее распространенных греческих и латинских морфем. При знакомстве с морфемой нужно определить ее значение, подобрать слова, в которых использована эта морфема. При этом можно дать исторический комментарий: фил (греч.) – „любить‟: философия, филология, филармония, Филипп („любящий лошадей‟), филантроп („любящий людей‟).
На этапе запоминания морфем используются задания типа:
● Перевод морфемы на русский язык: авто – сам, гелио – солнце, мега –большой и т. д.
● Перевод с греческого языка на латинский: анти – контр, био – вита, гео –
терра, гидро – аква, поли – мульти, гипер – супер.
● Этимологическая работа с терминами: - лингв.: омографы, омофоны, ономастика, топонимы;- биол.: симбиоз, фотофоры, фагоциты;- матем.: периметр, тетраэдр, октаэдр и т. д.
● Работа с собственными именами греческого или латинского происхождения: Никита – „победитель‟ (<греч.Ника – „богиня победы‟),Никифор – „победоносец‟, Николай – „победитель народов‟, Георгий –„земледелец‟, Дмитрий – „посвященный Деметре‟, Денис – „посвященный
Дионису‟, Евгений – „благородный‟, Петр – „камень‟.
● Объяснение правописания с использованием знаний по этимологии: асимметрия (а „отсутствие чего-либо‟ + сим „со‟ + метр „измерить‟), перископ (пери „вокруг, около‟ + скоп „смотреть‟), антагонизм (анти „против‟ + агон
„состязание‟).
● Подбор слов-синонимов греческого или латинского происхождения:
книголюб – библиофил, человеколюб – филантроп, правописание – орфография;
● Подбор антонимов: филантроп – мизантроп, импорт – экспорт, прогресс
– регресс, мега – мини.
● Составление списков заимствований из других языков:- франц.: бельэтаж (bel „красивый, хороший‟ + etage „этаж‟), гардероб(garde „хранение‟ + robe „одежда‟); - англ.: коктейль (cock „петух‟ + teil „хвост‟), ковбой (cow „корова‟ + boy„мальчик‟); - нем.: вундеркинд (wunder „чудо‟ + kind „ребенок‟), перламутр (perl„жемчужина‟ + mutter „мать‟).
● Составление списков заимствованных слов на определенную тему: “Спорт” (англ. футбол – foot „нога‟ + ball „мяч, шар‟; голкипер – goul „цель‟ + keeper „сторож, хранитель‟), “Одежда”, “Украшения”, “Названия блюд”, “Этикет”, “Общественно-политическая лексика”.
● Распределение слов в соответствии с языком-источником:
- греч.: анархия, гороскоп, мегаполис;
- лат.: президент, проспект;
- франц.: саквояж, авангард, сувенир.
● Работа с фразеологизмами, крылатыми выражениями. Так, например, история возникновения крылатого выражения Деньги не пахнут возникло из слов римского императора Веспасиана (I в. н. э.), сказанных им, когда сын упрекнул отца в том, что он ввел налог на общественные уборные .
- 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 21
Подбор родственных слов.
Рассматривается родственная группа от латинского корня manus – „рука‟: маневр, манеж, манера, маникюр, мануфактура, манжета, Ла-Манш, команда, командир, мандат, эмансипация.
Историческое родство объединяет в русском языке и многие заимствованные слова.
Историзмы – примеры непосредственного, прямого влияния перемен, происходящих в жизни, на словарь. И в связи с этими процессами лексика наиболее чутко откликается в материальной и культурной жизни общества, в социальном укладе, в отношениях между людьми. Но это не означает, что словарь текуч, неустойчив.
С развитием языка начинает преобладать – и чем ближе к нашему времени, тем отчетливее – принцип наименования предмета по его функции, назначению: выключатель, пылесос, фиксатор, диктофон, наушник и т. П.
В языке находит отражение история изменений в жизни народа, общества. Одновременно и в тесной связи с этими процессами, меняющими состав словаря, происходит внутреннее развитие лексики как системы: перестройка некоторых ее участков, изменение связей между соотносительными по смыслу словами, перемещение слов из одних рядов и групп в другие и т. п.
Исторические, этимологические экскурсы вызывают интерес к изучению языка, дают, по словам Ф.И. Буслаева, преподаванию «надлежащую основательность и точность», помогают предупредить речевые ошибки.
Таким образом, исторический комментарий поможет учащимся сознательно усваивать учебный материал и покажет им, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования, что язык – это не застывшая система, а исторически развивающееся явление.
Индивидуальный подход в обучении младших школьников математике
Захарова И.
Научный руководитель:Радцева С.В., преподаватель
ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука
2.1 Характеристика причин неуспеваемости по математике учащихся начальной школы
Осуществляя сложную и ответственную задачу всестороннего развития нравственных и духовных способностей и дарований каждого ребёнка в процессе его воспитания и обучения, школа и учитель нередко сталкиваются с детьми, у которых обнаруживаются трудности в обучении, вызванные теми или иными отклонениями в развитии, что является причиной неуспеваемости этих детей в школе.
Причины неуспеваемости ребенка чрезвычайно разнообразны. По сути дела, каждый неуспевающий ученик не успевает по-своему. Педагоги - ученые видят основную причину неуспеваемости прежде всего в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться. Опыт работы педагогов подтверждает верность такой точки зрения. Между тем многие учителя склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Отсюда часто применяемые по отношению к школьникам такие репрессивные меры, как «проработки», вызов родителей и др.
Любой педагог знает, какое отрицательное влияние на весь процесс развития личности, на обучение, на поведение оказывают неблагоприятные условия и, прежде всего, отсутствие спокойных и ровных отношений в семье.
На успеваемость ученика в школе значительное влияние оказывает коллектив учащихся класса. Творческая, дружеская атмосфера в классе способствует не только повышению успеваемости, но и благотворно влияет на формирование положительных черт характера ученика.
Далеко не безразличным, а в ряде случаев и решающим для успешного обучения ученика являются личные качества учителя. Неумение, а еще хуже нежелание учителя понять причины низкой успеваемости и плохого поведения ученика и может способствовать снижению его успеваемости.
В ряде случаев школа и учитель проявляют заботу о том, чтобы своевременно, как только начинают выявляться затруднения в обучении, разобраться в их причинах и определить действенные меры помощи ученику. Нередко недобросовестный учитель вообще стремится избавиться от ученика, испытывающего затруднения, объявляя его интеллектуально отсталым, а бывает и так, что ребенок без пользы для себя годами дублирует какой-то класс или переводится из класса в класс условно, без достаточных знаний, что только усугубляет затруднения в обучении.
Не умея достаточно хорошо дифференцировать причины неуспеваемости, учителя обычно используют весьма скудный и далекий от совершенства набор средств помощи отстающим ученикам. Все виды педагогической помощи можно свести к двум: организация дополнительных занятий, на которых применяются традиционные методы обучения, и оказание различных мер давления на ученика. Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, т.к. не воздействуют на причину и позволяют запустить «болезнь» неуспеваемости.
Все перечисленное выше является педагогическими причинами неуспеваемости.
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в две группы, к первой из которых относятся недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
Анализируя недостатки познавательной деятельности, речь идет о тех случаях, когда школьник плохо понимает, не способен качественно усваивать школьные предметы, не умеет, на должном уровне, выполнять учебные действия. Среди психологических причин первой группы выделяются следующие три:
-
Несформированность приемов учебной деятельности.
О таких детях можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме, списывание по образцу, заучивание стихотворения наизусть, даже такие, с точки зрения взрослого человека, несложные действия можно выполнить не одним, а несколькими разными способами. Не все они будут правильными и одинаково эффективными. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будут правильные и эффективные приемы и навыки. Это справедливо по отношению к учащимся всех возрастов. Только приемы, которыми они овладели, будут несколько иными в старшем возрасте, чем в младшем.
Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить как избирательный характер(отдельные предметы), так и общий характер (проблемы во многих или во всех учебных дисциплинах).
Если специально не обратить внимания на неправильные навыки и приемы учебной деятельности, они могут закрепиться и привести к стойкому основанию школьника в учебе. Постепенному закреплению их в учебной деятельности способствуют такие ее особенности, как, во-первых, относительная легкость учебного труда в начале обучения, позволяющая на первых порах использовать малоэффективные способы без заметного отставания в учебе, и, во-вторых, отсутствие реального контроля со стороны учителя за способами учебной работы ученика.
-
Недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка.