Файл: Министерство образования Оренбургской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 419

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста много говорят и пишут. Творческие потенции заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку творчество- это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей. В вопросе развития творческих потенций на уроках математики особую роль играют задания повышенной трудности, требующие от ученика творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение.

Очевидно, что одной лишь работы с готовыми алгоритмами арифметических действий, эпизодического решения логических задач, что обычно предлагается в учебниках математики, недостаточно для создания реальной основы  развития логического мышления. Поэтому очень важно, чтобы современные формы и методы обучения математике способствовали формированию умения следовать инструкции, правилу, алгоритму; учили рассуждать, правильно использовать математическую терминологию, строить высказывание, проверять его истинность, формулировать вывод.

Считаю, что выбранные формы и методы развития логического мышления учащихся младших классов на уроках математики способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также  активнее использовать эти знания в повседневной жизни. Поэтому использование учителем начальной школы этих форм и методов развития логического мышления на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике.

Поскольку дети младшего школьного возраста имеют свои психологические особенности, то методы и приемы на уроках в младшей школе должны носить специфический характер, в частности на уроках должны сочетаться различные виды деятельности учащихся, вводиться элементы игры, что способствует повышению интереса к уроку, занимательности самих уроков. Мы привели неполный перечень продуктивных методов и приемов. Эти и другие методы и приемы способствуют развитию логического мышления школьников.


Использование целевых прогулок со старшими дошкольниками в процессе ознакомления с объектами живой природы.

Лебедева Ю.
Научный руководитель: Ярко Е.А. ,преподаватель

ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука

.

В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней и ко всему живому.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

По словам М.В. Лучич - природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства, своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, она возбуждает его любознательность.

Целевые прогулки вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность где они живут: парк, сквер, лес, луга, поле, пруд, реку. Такие прогулки могут проводиться не только с познавательной, но и познавательно-практической целью - сбор семян дикорастущих трав для прикормки птиц зимой, растений для составления гербария, природного материала для ручного труда.

Объем программных задач, намечаемых для реализации на целевой прогулке, значительно меньше того, что предполагается экскурсией. И все же ценность таких прогулок в том, что благодаря регулярности их проведения можно проследить изменения в объектах природы, обнаружить их причины.

Особенно много возможностей для наблюдений во время целевых прогулок предоставляет лето. Растения цветут, разнообразие видов насекомых, птиц, их приспособительное поведение создают неограниченный простор для предоставления детям интересной информации, направленной на познание родной природы, ее красоты.

Информируя о ближайшем окружении в процессе целевых прогулок, воспитатели осуществляют важную воспитательную задачу - формирование реалистических знаний, без которых невозможно овладение систематизированными знаниями, т.е. установление объективных связей между предметами и явлениями природы, среди которых ведущими являются причинные. Именно установление таких связей характеризует уровень детского мышления.



Детские сады находятся в различных природных условиях, поэтому определить тематику целевых прогулок нужно, исходя из возможностей природного окружения ДОУ, а также явлений, которые характерны для определенной поры года, наблюдения, которые интересны для детей.

На прогулке воспитателем планируется решение программных задач, направленных на:

  • развитие любознательности, наблюдательности, познавательного интереса к природе;

  • развитие разговорной речи, умения рассуждать;

При проведении наблюдений воспитатель использует различные приемы активизации детей: создание проблемных ситуаций (на прогулке «Снегопад» дети рассматривают природное явление - снегопад, с целью определения его характерных черт, для дальнейшего его изображения в творческой деятельности), загадывание загадок (при рассматривании одежды на прогулке «Осень» - загадка о резиновых сапогах), привлечение личного опыта детей (на прогулке «Осень» - вопрос о том, как дети одевались летом), включение детей в исследовательскую деятельность (на прогулке «Осень» - определение названия листа, по дереву, с которого он упал).Таким образом, содержательный аспект наблюдения направлен на развитие познавательной активности детей.

Во время прогулки педагог проводит подвижные игры с правилами, в которых обязательно участвуют все дети. Педагог строит ситуацию выбора игры детьми так, что дети сами ее предлагают: сначала воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру, затем следует предложение детям самостоятельно выбрать ее, когда среди предлагаемых детьми игр звучит запланированная воспитателем, то он соглашается. Такие игры занимают около 15-и минут, проводятся обычно в конце прогулки. Данные игры направлены на развитие быстроты, ловкости, выносливости и соответствуют возрасту детей.
Индивидуальная работа с детьми заранее планируется и в ходе прогулки проводится. С некоторыми эта работа заключается в корректировке поведения и проходит в виде беседы.

На основе анализа данных, полученных в ходе исследования организации прогулки в старшей группе детского сада в практике ДОУ можно сказать, что виды детской деятельности, запланированные воспитателем на прогулке, достаточно разнообразны и включают в себя познавательно-исследовательскую, художественно-эстетическую,

коммуникативную, двигательную, игровую и трудовую деятельность.

Театрализованная деятельность как одна из форм воспитания детей

в ДОУ.

Меренкова К.

Научный руководитель :Ярко Е.А. , преподаватель

ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей( Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Р.И. Жуковская, Н.С.Карпинская и др.).

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и
нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

· сформировать правильную модель поведения в современном мире;

· повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

· познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;

· совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. По словам В.А.Сухомлинского «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества