ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 415
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эта психическая особенность неуспеваемости является наиболее скрытой и менее очевидной для наблюдателя. По этой причине возникают трудно выявляемые ошибки и промахи учеников, и они относятся чаще всего к мыслительным приемам и способам работы, а также к особенностям памяти и внимания.
Каждому учителю очевидно, что не всех учащихся можно обучать одинаково легко. При любой методике обучения, при самой лучшей ее организации, одни ученики будут передвигаться успешнее, другие медленнее и с большим трудом. В этой связи обычно говорят о разных способностях учащихся, а точнее о разных учебных способностях. Психологами разработано специальное понятие «обучаемость, как восприимчивость к обучению». Обучаемость зависит от интеллектуальных способностей человека, влияющих при прочих равных условиях на успешность обучения. Среди слагаемых обучаемости отмечаются обобщенность мыслительной деятельности, экономичность мышления, гибкость мыслительных процессов и др. Исследования подтвердили как существование общей обучаемости (общей способности к обучению), так и специальной обучаемости ( способности к изучению какого- то учебного предмета).
Мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания, как это обычно считают в школе, являются распространенной психологической причиной неуспеваемости школьников. Психолог Н.И. Мурачковский проводил опыты с целью исследования памяти и внимания неуспевающих учеников. Он установил, что неуспевающие дети дают хорошие результаты при запоминании слов, чисел, доступного им по содержанию текста, близкого их жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую, опосредованную память, тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты по сравнению с другими детьми того же класса. Слабоуспевающие ученики не имеют рациональных приемов запоминания: но эти недостатки памяти неразрывно связаны с недостатками в развитии мышления.
Ребенок, придя в школу, обладает конкретным, наглядным мышлением. Чем младше дети, тем больше в понятиях о мире отражаются такие его черты, которые воспринимаются непосредственно. Речь ребенка недостаточно развита. По некоторым источникам, способность развития речи –одна из существенных причин неуспеваемости детей в начальной школе.
Усваивая понятия, дети не различают существенные и несущественные признаки и стремятся в равной мере запомнить, как те, так и другие. Поэтому новое понятие оказывается в памяти слабо связанным с другим понятием смысловым отношением. Забываются существенные и несущественные признаки одинаково легко. Отвлечение от несущественного нередко происходит с большим трудом, чем выделение существенного. Эти особенности мыслительной деятельности детей создают неблагоприятные условия для усвоения знаний.
Другая особенность детского мышления - неумение рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, неумение оперировать сразу всеми необходимыми для решения задачи данными, неумение одновременно выполнить все необходимые правила действия. Например, при выделении прямой речи в предложении, забывается то один, то другой знак препинания, в устном ответе развивается одна мысль и теряется другая и т.д. В такой сложной деятельности, как установление причинно-следственных связей, дети, рассматривая явление, имеющее несколько причин, обычно называют одну из них, а если из одной причины вытекает несколько следствий, то также указываются не все, а чаще всего только одно. Так, например, в геометрии, рассматривая равносторонний треугольник, дети часто забывают о том, что, помимо равных сторон, он имеет равные углы и т.д.
Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводит иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями».Обходной путь – выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатком мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т.д.
Неумение нежелание активно мыслить – это отличительные особенности рассматриваемой группы неуспевающих учащихся, иногда называемых «интеллектуально-пассивными». Психологи рассматривают «интеллектуальную пассивность» как следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребенок не прошел до школы определенный путь умственного развития, но научился необходимым интеллектуальным навыка и умениям.
-
Неадекватное использование ребенком своих индивидуально- психологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.
Неадекватное использование учащимися своих устойчивых индивидуально- психологических особенностей, которые изучаются в соответствии с учением о типологических свойствах нервной системы. Согласно современным представлениям, свойства нервной системы имеют генотипическую природу и в этом смысле понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека. Этот факт следует особо подчеркнуть, так как он означает, что нельзя не считаться с индивидуально-типологическими особенностями и учитывать их в педагогическом процессе.
Среди основных свойств нервной системы выделим силу и подвижность, как наиболее исследованные и заметно влияющие на обучение особенности человека.
Сила нервной системы характеризует ее выносливость, работоспособность, помехоустойчивость к раздражителям. Противоположность силы- слабость нервной системы. Человек со слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к сверхсильным и посторонним раздражителям, высокой чувствительностью.
Другое свойство нервной системы – подвижность (в широком смысле) – определяется скоростными характеристиками основных нервных процессов возбуждения и торможения. Подвижной нервной системе противостоит инертная. Человек с инертной нервной системой характеризует замедленное протекание нервных процессов.
Согласно некоторым психологическим исследованиям, слабые и инертные по своим нейродинамическим особенностям школьники хуже учатся, они чаще относятся к категории неуспевающих и слабоуспевающих, чем учащиеся с другими свойствами нервной системы.
Означают ли \эти данные, что слабость и инертность неизбежно повлекут за собой трудности и отставания в учебе у обладателей этих качеств, что слабые и инертные школьники заранее своей природой обречены на неуспеваемость?
На эти вопросы следует ответить отрицательно. Психологи показали, что учебная деятельность в целом не может предъявить специфических требований к генотипическим чертам, каковыми являются свойства нервной системы учащихся. Об этом, в частности, говорят те факты, что среди отличников встречаются дети со слабой и инертной нервной системой.
Из вышесказанного можно выделить те виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся
со слабой нервной системой:
1) длительная напряженная работа; слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленно усваивает материал;
2) ответственная, требующая эмоционального напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности, если на нее отводится ограниченное время;
3) ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;
4) работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; вообще, следует отметить, что для слабого, по своим нейродинамическим особенностям учащегося, благоприятны письменные, а не устные ответы;
5) работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;
6) работа, требующая отвлечения (на реплики учителя, ответ на вопрос другого учащегося);
7) работа в ситуации, требующей распределения внимания или переключения с одного вида работы на другой (например, когда во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал (карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать в тетради и т.д.);
8) работа в шумной, неспокойной обстановке;
9) работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т.д.;
10) работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога;
11) ситуация, когда требуется на уроке освоить большой по объему, разный по содержанию материал.
А теперь ситуации, в которых возникают затруднения у инертных учеников:
1) когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и способам решения;
2) когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу;
3) когда время работы ограничено и невыполнение грозит отрицательной оценкой;
4) когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя и др. );
5) когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;
6) когда оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания;
7) выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.
В указанных ситуациях, встречающихся довольно часто, у учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед слабыми и инертными. Ученики со слабой и инертной нервной системой в школе чаще оказываются в менее выгодном положении, чем сильные и подвижные, и чаще встречаются среди неуспевающих.
Развитие логического мышления, одна из задач начального курса математики
Зимина М.
Научный руководитель: Постникова О.И. , преподаватель
ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука
Основная цель, которая определяет направление всего процесса обучения математики, - развитие логического мышления школьников. Обучение математике в школе способствует развитию активности, мышления учащихся, пробуждает интерес. Работа по развитию логики осуществляется на любом занятии, и все-таки урокам математике принадлежит ведущая роль. Однако этот предмет не всегда является любимым у школьников. Как преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок интересным и доступным – главная задача педагога.
Основу начального курса математики составляет всестороннее развитие логического мышления и памяти. Хорошо развитые логическое мышление и память служат одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения. Следовательно, развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики является актуальной проблемой.
Из вышесказанного следует, что тема является актуальной.
Таким образом, при изучении математики возникает противоречие между необходимостью обогащения интеллектуальных способностей учащихся начальной школы в процессе работы над математическим материалом и недостаточной методической базой применительно к начальному этапу обучения.
Умение решать различные задачи является основным средством усвоения курса математики в начальной школе. Устойчивый интерес к математике у школьников начинает формироваться в 8-12 лет. Работу над развитием логического мышления целесообразно начинать с занятий подготовительной группы по трем направлениям:
-
Учим выделять существенные признаки. -
Учим ребенка сравнивать. -
Учим классифицировать предметы.
К концу дошкольного возраста у ребенка проявляется признаки логического мышления. В своих рассуждениях он начинает использовать логические операции и на их основе строить умозаключения. Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях произвольности и осмысленности. Развитие у детей логического мышления-это одна из важных задач начального обучения. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Младший школьный возраст- возраст достаточно заметного формирования личности.