ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 418
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. В.Г . Петроваотмечает, что, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой(Л.С.ВыготскийН.Я.Михайленко ), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельностина личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства , так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить:
1. Недостаток учебного времени, т.е. общая загруженность воспитателей.
2. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
3. Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.
4. У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
5.Театральные игры применяются в основном как «зрелище»на праздниках Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность.
6.Невмешательство взрослого в театрализованнуюигру.Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра.
Однотипный набор шапочек — масок, элементы костюмов героев переходят из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из — за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 -7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.
Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.
Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.
Дидактическая игра как средство развития математических способностей школьников начальных классов
Муцелханова З.
Научный рукодитель:Постникова О.И., преподаватель
ГАПОУ «Педколледж»г. Бузулука
Одним из основных направлений реализации поставленных целей является расширение познавательно-мотивационной сферы деятельности учащихся, что требует повышения уровня развития математических способностей школьников.
Важное место в комплексе задач обучения математике занимает проблема формирования математических способностей. Познавательный интерес - это одно из личностных качеств школьника, черта его характера, проявляющаяся в пытливости, любознательности, активности. Интерес может быть избирательным по отношению к учебному предмету. Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путём умелого применения занимательных задач, игр с математическим содержанием. Занимательная задача- это та, которая вызывает у учащихся непроизвольный интерес, являющийся следствием необычайности сюжета задачи, необычности формы её подачи. Решение таких задач вызывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает их любознательность. Сочетание различных видов деятельности, форм учебной работы, нетрадиционная организация обучения в процессе проведения дидактической игры позволяют учащимся полноценно реализовать личностный потенциал, что неразрывно связано с развитием математических способностей.
Я считаю, что важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления, является дидактическая игра.
Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Ребенок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний.
Дидактические игры хорошо уживаются и с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.
Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании, этим обусловлена необходимость их накопления и классификации по содержанию с использованием методических журналов и пособий.
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету.
При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:
а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;
б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
в) умение слушать друг друга;
г) добровольное желание расширять свои возможности;
д) раскрытие собственных творческих способностей;
е) самовыражение, самоутверждение.
Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.
Игра имеет особое важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.
Заключение
Использование дидактических игр приобучения является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся начальной школы. Поэтому творчески работать следует каждому педагогу. Самым главным является то, что преподаватель должен обладать творческой деятельностью, умело и методически правильно использовать дидактическую игру, способствуя приобщению интересов и стремления каждого ученика к знаниям и повышения своей грамотности путём глубокого, осознанного и прочного усвоения языковых знаний.
Таким образом, проделанная работа, позволяет сделать вывод, что система дидактических игр, используемых в процессе обучения, способствует формированию познавательного интереса и активности учения младших школьников.
Формирование музыкальной культуры учеников начальных классов посредством внеурочной деятельности
Образцова А.
Научный руководитель Шемякова Н.А. , преподаватель
ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука
На современном этапе развития российского общества музыкальная культура играет значительную роль в формировании сознания членов общества, отдельных социальных групп и общностей. Аккумулируя и транслируя ценности, музыкальная культура влияет на развитие всей духовной культуры социума. В современных условиях, когда формирование личности в России носит преимущественно стихийный характер, мировоззрение подрастающего поколения нередко формируется под воздействием продуктов музыкальной культуры сомнительного качества, обусловливая соответствующие взгляды, вкусы, нравы и идеалы. Данное обстоятельство указывает на необходимость создания системы музыкальной культуры, которая включала бы в себя диктуемые интересами общества и проверенные многолетним человеческим опытом производство и потребление духовных ценностей.
Актуальность данной работы основана на том, что казалось бы, что современная жизнь благодаря кино, радио- и телепередачам, широкому распространению современной аудио-видео техники настолько насыщена музыкой, что беспокоиться о музыкальной культуре детей не приходится, но все же сказать, что в этой области духовной культуры ничто не вызывает тревоги, никак нельзя. Потребность в эффективности использования внеурочной познавательной деятельности как фактора развития музыкальной культуры позволили нам сформулировать проблему исследования: «Формирование музыкальной культуры посредством внеурочной деятельности».
Цель исследовательской работы - теоретически обосновать и практически проверить пути формирования музыкальной культуры младших школьников посредством внеурочной деятельности. Достижение цели связано с реализацией следующих задач:
-определить сущность музыкальной культуры;
-определить сущность внеурочной деятельности;
-рассмотреть процесс формирования музыкальной культуры посредством внеурочной деятельности.
В работах В.П.Бобровского, Н.А.Гарбузова, Г.Э.Конюса, А.В.Луначарского, Л.А.Мазеля, Е.А.Мальцевой, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, В.В.Протопопова, С.Х.Раппопорта, С.С.Скребкова, Б.М.Теплова, Ю.Н.Холоповой понятие музыкальная культура рассматривается как: различные виды музыкальной деятельности и их результат - музыкальное произведение, их восприятие, исполнение, а такжесложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, идеалы, взгляды, теории). Формирование музыкальной культуры - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, эстетической оценки жизненных явлений. [1]. Говоря о сущности музыкальной культуры, важно подчеркнуть, что она помогает формировать духовные потребности ребенка,
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельностина личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства , так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить:
1. Недостаток учебного времени, т.е. общая загруженность воспитателей.
2. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
3. Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.
4. У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
5.Театральные игры применяются в основном как «зрелище»на праздниках Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность.
6.Невмешательство взрослого в театрализованнуюигру.Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра.
Однотипный набор шапочек — масок, элементы костюмов героев переходят из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из — за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 -7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.
Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.
Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.
Дидактическая игра как средство развития математических способностей школьников начальных классов
Муцелханова З.
Научный рукодитель:Постникова О.И., преподаватель
ГАПОУ «Педколледж»г. Бузулука
Одним из основных направлений реализации поставленных целей является расширение познавательно-мотивационной сферы деятельности учащихся, что требует повышения уровня развития математических способностей школьников.
Важное место в комплексе задач обучения математике занимает проблема формирования математических способностей. Познавательный интерес - это одно из личностных качеств школьника, черта его характера, проявляющаяся в пытливости, любознательности, активности. Интерес может быть избирательным по отношению к учебному предмету. Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путём умелого применения занимательных задач, игр с математическим содержанием. Занимательная задача- это та, которая вызывает у учащихся непроизвольный интерес, являющийся следствием необычайности сюжета задачи, необычности формы её подачи. Решение таких задач вызывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает их любознательность. Сочетание различных видов деятельности, форм учебной работы, нетрадиционная организация обучения в процессе проведения дидактической игры позволяют учащимся полноценно реализовать личностный потенциал, что неразрывно связано с развитием математических способностей.
Я считаю, что важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления, является дидактическая игра.
Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Ребенок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний.
Дидактические игры хорошо уживаются и с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.
Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании, этим обусловлена необходимость их накопления и классификации по содержанию с использованием методических журналов и пособий.
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету.
При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:
а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;
б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
в) умение слушать друг друга;
г) добровольное желание расширять свои возможности;
д) раскрытие собственных творческих способностей;
е) самовыражение, самоутверждение.
Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.
Игра имеет особое важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.
Заключение
Использование дидактических игр приобучения является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся начальной школы. Поэтому творчески работать следует каждому педагогу. Самым главным является то, что преподаватель должен обладать творческой деятельностью, умело и методически правильно использовать дидактическую игру, способствуя приобщению интересов и стремления каждого ученика к знаниям и повышения своей грамотности путём глубокого, осознанного и прочного усвоения языковых знаний.
Таким образом, проделанная работа, позволяет сделать вывод, что система дидактических игр, используемых в процессе обучения, способствует формированию познавательного интереса и активности учения младших школьников.
Формирование музыкальной культуры учеников начальных классов посредством внеурочной деятельности
Образцова А.
Научный руководитель Шемякова Н.А. , преподаватель
ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука
На современном этапе развития российского общества музыкальная культура играет значительную роль в формировании сознания членов общества, отдельных социальных групп и общностей. Аккумулируя и транслируя ценности, музыкальная культура влияет на развитие всей духовной культуры социума. В современных условиях, когда формирование личности в России носит преимущественно стихийный характер, мировоззрение подрастающего поколения нередко формируется под воздействием продуктов музыкальной культуры сомнительного качества, обусловливая соответствующие взгляды, вкусы, нравы и идеалы. Данное обстоятельство указывает на необходимость создания системы музыкальной культуры, которая включала бы в себя диктуемые интересами общества и проверенные многолетним человеческим опытом производство и потребление духовных ценностей.
Актуальность данной работы основана на том, что казалось бы, что современная жизнь благодаря кино, радио- и телепередачам, широкому распространению современной аудио-видео техники настолько насыщена музыкой, что беспокоиться о музыкальной культуре детей не приходится, но все же сказать, что в этой области духовной культуры ничто не вызывает тревоги, никак нельзя. Потребность в эффективности использования внеурочной познавательной деятельности как фактора развития музыкальной культуры позволили нам сформулировать проблему исследования: «Формирование музыкальной культуры посредством внеурочной деятельности».
Цель исследовательской работы - теоретически обосновать и практически проверить пути формирования музыкальной культуры младших школьников посредством внеурочной деятельности. Достижение цели связано с реализацией следующих задач:
-определить сущность музыкальной культуры;
-определить сущность внеурочной деятельности;
-рассмотреть процесс формирования музыкальной культуры посредством внеурочной деятельности.
В работах В.П.Бобровского, Н.А.Гарбузова, Г.Э.Конюса, А.В.Луначарского, Л.А.Мазеля, Е.А.Мальцевой, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, В.В.Протопопова, С.Х.Раппопорта, С.С.Скребкова, Б.М.Теплова, Ю.Н.Холоповой понятие музыкальная культура рассматривается как: различные виды музыкальной деятельности и их результат - музыкальное произведение, их восприятие, исполнение, а такжесложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, идеалы, взгляды, теории). Формирование музыкальной культуры - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, эстетической оценки жизненных явлений. [1]. Говоря о сущности музыкальной культуры, важно подчеркнуть, что она помогает формировать духовные потребности ребенка,