ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 416
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
расширяет его нравственные представления, развивает интеллект, умение дать эстетическую оценку жизненным явлениям.
Формирование музыкальной культуры эффективно происходит на внеурочной деятельности.Советова Е.В. считает, что внеурочная деятельность рассматривается как понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. [2].
Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное; военно-патриотическое; общественно полезная деятельность; проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Проведём лаконичную формулировку трёх уровней результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить задачи формирования музыкальной культуры, таких как:
- углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности;
- способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;
- организация досуга учащихся в свободное от учебы время.
В формировании духовных потребностей, большую роль играют внеурочные музыкальные мероприятия, которые включают в себя: музыкальные гостиные, игры - путешествия, викторины, конкурсы, выпуск газеты «В мире прекрасного», фестивали, музыкально-литературные композиции, турниры, концерты, праздники.
Разные формы организации музыкально-театральной деятельности открывает перед школьниками возможность для творческого самовыражения. В театрализованных постановках с помощью таких выразительных средств, как интонация, пение, мимика, жест, разыгрываются музыкальные сказки.
Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «День Учителя», «Капустник», «День Матери», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания.
В таких постановках главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое, переживание. Главное здесь - вызвать сильные, глубокие и коллективные эмоции. Взаимосвязь разных видов искусства создает благоприятные условия для большего проявления познавательного интереса учащихся, способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения.
Для определения уровня музыкальной культуры у учащихся мы использовали диагностику, которая включает анкетирование. Оно предполагало выявление конкретных знаний о музыке и музыкантах, отношение к музыкальным занятиям.
Детям была предложена анкета, которая включала следующие вопросы:
1)Как ты относишься к музыке?
2)Какие музыкальные жанры ты знаешь?
3)Какие музыкальные произведения ты знаешь, какие из них сам любимые?
4)Каких композиторов ты знаешь?
5)Где ты слушаешь музыку (телевидение, радио, концерты)?
Анализ работ показал, что высоким уровнем обладают ученики, которые ответили на все вопросы положительно, средним – хорошие знания, но недостаточные, низкий уровень – демонстрация фрагментарных знаний.
Данные обработки анкеты представлены на гистограмме.
Рис. 1.Уровень музыкальной культуры учащихся начальных классов.
Проведя интерпретацию методики, мы сделали вывод, что 6(30%) детей имеют только положительные ответы, 9(45%) детей – 3-4 положительных ответа, 5(25%) детей – 1-2 положительных ответа.
Данные диагностики позволили спланировать дальнейшую работу по формированию музыкальной культуры учеников посредством внеурочной деятельности.
С этой целью были проведены внеклассные мероприятия: «Музыкальный турнир»,конкурсно - игровая программа «Музыкальный калейдоскоп», музыкальный час «Наполним музыкой сердца». Эмоциональная атмосфера таких мероприятий приносит ученику те переживания, о которых Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей[3].
После проведения серии мероприятий мы провели викторину «Музыкальная страна». Викторина проводилась согласно ранее утвержденному плану. Беседы с учащимися были направлены на повышение интереса к музыкальному искусству, обогащению культуры учащихся. Такая форма проведения существенно повышала мотивацию учения, эффективность и продуктивность занятий, обеспечивала работу всей группы, позволяла учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.
Были использованы: словесные методы (объяснение, вопросы); Наглядные методы (изобразительная наглядность, демонстрация слайдов); методы стимулирования мотивов интереса к занятиям (познавательные и практические задания). В процессе занятия ребята активно участвовали, выполняли все задания с интересом.
После викторины, была проведена рефлексия. Рефлексия была заключена в том, что ученикам были розданы листочки с вопросами: Что узнал нового, какие задания были интересны, что было трудного. 80% учащихся ответили, что более интересным для них было задание «С миру по нотке»; 20% учеников выбрали «Звездную викторину». Наиболее трудным заданием для всех учащихся было различать музыкальные инструменты и их виды. Так же была использована еще одна форма рефлексии, учащиеся производили самооценку, при помощи «лесенки-самооценки» от 1 – 10 баллов. Результаты показали, что 75% младших школьников оценили себя выше 8 баллов.
Таким образом: проведённые внеклассные музыкальные мероприятия расширили интерес и кругозор учащихся, углубили их знания в области музыкальных жанров и музыкальных инструментов, что способствовало формированию музыкальной культуры.
Список литературы
1.Методический конструктор: пособие для учителя / Д.Г. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение. - 2011.– 233 с.
2.Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителя общеобразоват. учреждений / Ю.Ю. Баранова, А.В. Кислякова, М.И. Солодкова и др. – М.: Просвещение. - 2013 – 96 с.
3.Понятие музыкальной культуры .Науки о культуре - шаг в XXI век: сборник материалов ежегодной конференции-семинара молодых ученых (г. Москва). - М.: РИК. - 2006. - Т.6. - С.259-263.
Школьные праздники как средство формирования духовно-нравственной воспитанности
Павлова Е.
Научный руководитель:ШемяковаН.А.,преподаватель
ГАПОУ «Педколледж» г.Бузулука
В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию. Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе актуально. Причин тому достаточно много и одна из них -абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений младших школьников. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся учащимся в процессе нравственного просвещения. Накапливая собственный нравственный опыт, ученик может ошибиться, неправильно поступить. Учитель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле внеклассная деятельность— место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На внеклассных занятиях учащиеся приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На внеклассной деятельности учащиеся могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Целенаправленное духовное формирование личности происходит в младших классах образовательных учреждений. Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с музыкальным искусством, тем более успешным станет его общее развитие духовно-нравственное.
Младшие школьники имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать.
По мере накопления музыкального опыта у учащихся развивается эмоциональный отклик на произведения. По результатам исследований учащиеся младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте - лирические и спокойные произведения и песни. Это означает, что у младших школьников необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему.
Чтобы определить духовно-нравственную воспитанность младших школьников, мы провели опытно-практическую работу, которую проводилась вНОШ №11 г. Бузулука. В исследовании участвовали 20 детей 2А класса 8 лет.
На основе выделенной гипотезы первый этап опытно-практической работы предусматривал решение следующих задач:
- выявить компоненты, критерии, показатели и уровни духовно-нравственной воспитанности;
- определить средний уровень духовно-нравственной воспитанности младших школьников;
- подобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня духовно-нравственного воспитанности младших школьников.
Для решения первой задачи нами были выделены компоненты, критерии, показатели и уровни.
Для решения второй задачи данного этапа мы подобрали следующие методики:
Задание 1 ставило целью определить ценностные ориентации личности учащихся 2-А класса.
Мы раздали учащимся опросники, задав вопрос: «Если бы ты поймал Золотую рыбку, о чем бы ты ее попросил?». Дети должны были выбрать 5 наиболее значимых желаний.
Задание 2 предполагает выявление эмоциональной отзывчивости и устойчивости. Методика называется «Градусник», которая подходит для любого возраста.
С помощью "градусника" состояний осуществляется экспресс-оценка эмоциональных состояний ученика. "Градусник" представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентные соотношения).
Формирование музыкальной культуры эффективно происходит на внеурочной деятельности.Советова Е.В. считает, что внеурочная деятельность рассматривается как понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. [2].
Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное; военно-патриотическое; общественно полезная деятельность; проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Проведём лаконичную формулировку трёх уровней результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить задачи формирования музыкальной культуры, таких как:
- углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности;
- способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;
- организация досуга учащихся в свободное от учебы время.
В формировании духовных потребностей, большую роль играют внеурочные музыкальные мероприятия, которые включают в себя: музыкальные гостиные, игры - путешествия, викторины, конкурсы, выпуск газеты «В мире прекрасного», фестивали, музыкально-литературные композиции, турниры, концерты, праздники.
Разные формы организации музыкально-театральной деятельности открывает перед школьниками возможность для творческого самовыражения. В театрализованных постановках с помощью таких выразительных средств, как интонация, пение, мимика, жест, разыгрываются музыкальные сказки.
Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «День Учителя», «Капустник», «День Матери», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания.
В таких постановках главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое, переживание. Главное здесь - вызвать сильные, глубокие и коллективные эмоции. Взаимосвязь разных видов искусства создает благоприятные условия для большего проявления познавательного интереса учащихся, способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения.
Для определения уровня музыкальной культуры у учащихся мы использовали диагностику, которая включает анкетирование. Оно предполагало выявление конкретных знаний о музыке и музыкантах, отношение к музыкальным занятиям.
Детям была предложена анкета, которая включала следующие вопросы:
1)Как ты относишься к музыке?
2)Какие музыкальные жанры ты знаешь?
3)Какие музыкальные произведения ты знаешь, какие из них сам любимые?
4)Каких композиторов ты знаешь?
5)Где ты слушаешь музыку (телевидение, радио, концерты)?
Анализ работ показал, что высоким уровнем обладают ученики, которые ответили на все вопросы положительно, средним – хорошие знания, но недостаточные, низкий уровень – демонстрация фрагментарных знаний.
Данные обработки анкеты представлены на гистограмме.
Рис. 1.Уровень музыкальной культуры учащихся начальных классов.
Проведя интерпретацию методики, мы сделали вывод, что 6(30%) детей имеют только положительные ответы, 9(45%) детей – 3-4 положительных ответа, 5(25%) детей – 1-2 положительных ответа.
Данные диагностики позволили спланировать дальнейшую работу по формированию музыкальной культуры учеников посредством внеурочной деятельности.
С этой целью были проведены внеклассные мероприятия: «Музыкальный турнир»,конкурсно - игровая программа «Музыкальный калейдоскоп», музыкальный час «Наполним музыкой сердца». Эмоциональная атмосфера таких мероприятий приносит ученику те переживания, о которых Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей[3].
После проведения серии мероприятий мы провели викторину «Музыкальная страна». Викторина проводилась согласно ранее утвержденному плану. Беседы с учащимися были направлены на повышение интереса к музыкальному искусству, обогащению культуры учащихся. Такая форма проведения существенно повышала мотивацию учения, эффективность и продуктивность занятий, обеспечивала работу всей группы, позволяла учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.
Были использованы: словесные методы (объяснение, вопросы); Наглядные методы (изобразительная наглядность, демонстрация слайдов); методы стимулирования мотивов интереса к занятиям (познавательные и практические задания). В процессе занятия ребята активно участвовали, выполняли все задания с интересом.
После викторины, была проведена рефлексия. Рефлексия была заключена в том, что ученикам были розданы листочки с вопросами: Что узнал нового, какие задания были интересны, что было трудного. 80% учащихся ответили, что более интересным для них было задание «С миру по нотке»; 20% учеников выбрали «Звездную викторину». Наиболее трудным заданием для всех учащихся было различать музыкальные инструменты и их виды. Так же была использована еще одна форма рефлексии, учащиеся производили самооценку, при помощи «лесенки-самооценки» от 1 – 10 баллов. Результаты показали, что 75% младших школьников оценили себя выше 8 баллов.
Таким образом: проведённые внеклассные музыкальные мероприятия расширили интерес и кругозор учащихся, углубили их знания в области музыкальных жанров и музыкальных инструментов, что способствовало формированию музыкальной культуры.
Список литературы
1.Методический конструктор: пособие для учителя / Д.Г. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение. - 2011.– 233 с.
2.Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителя общеобразоват. учреждений / Ю.Ю. Баранова, А.В. Кислякова, М.И. Солодкова и др. – М.: Просвещение. - 2013 – 96 с.
3.Понятие музыкальной культуры .Науки о культуре - шаг в XXI век: сборник материалов ежегодной конференции-семинара молодых ученых (г. Москва). - М.: РИК. - 2006. - Т.6. - С.259-263.
Школьные праздники как средство формирования духовно-нравственной воспитанности
Павлова Е.
Научный руководитель:ШемяковаН.А.,преподаватель
ГАПОУ «Педколледж» г.Бузулука
В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию. Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе актуально. Причин тому достаточно много и одна из них -абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений младших школьников. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся учащимся в процессе нравственного просвещения. Накапливая собственный нравственный опыт, ученик может ошибиться, неправильно поступить. Учитель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле внеклассная деятельность— место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На внеклассных занятиях учащиеся приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На внеклассной деятельности учащиеся могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Целенаправленное духовное формирование личности происходит в младших классах образовательных учреждений. Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с музыкальным искусством, тем более успешным станет его общее развитие духовно-нравственное.
Младшие школьники имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать.
По мере накопления музыкального опыта у учащихся развивается эмоциональный отклик на произведения. По результатам исследований учащиеся младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте - лирические и спокойные произведения и песни. Это означает, что у младших школьников необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему.
Чтобы определить духовно-нравственную воспитанность младших школьников, мы провели опытно-практическую работу, которую проводилась вНОШ №11 г. Бузулука. В исследовании участвовали 20 детей 2А класса 8 лет.
На основе выделенной гипотезы первый этап опытно-практической работы предусматривал решение следующих задач:
- выявить компоненты, критерии, показатели и уровни духовно-нравственной воспитанности;
- определить средний уровень духовно-нравственной воспитанности младших школьников;
- подобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня духовно-нравственного воспитанности младших школьников.
Для решения первой задачи нами были выделены компоненты, критерии, показатели и уровни.
Для решения второй задачи данного этапа мы подобрали следующие методики:
-
«Море желаний». -
«Градусник». -
«Закончи предложение».
Задание 1 ставило целью определить ценностные ориентации личности учащихся 2-А класса.
Мы раздали учащимся опросники, задав вопрос: «Если бы ты поймал Золотую рыбку, о чем бы ты ее попросил?». Дети должны были выбрать 5 наиболее значимых желаний.
Задание 2 предполагает выявление эмоциональной отзывчивости и устойчивости. Методика называется «Градусник», которая подходит для любого возраста.
С помощью "градусника" состояний осуществляется экспресс-оценка эмоциональных состояний ученика. "Градусник" представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентные соотношения).