ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 400
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Статус в коллективе –положение или ранг, который присваивается тому или иному члену этого коллектива другими его членами. Статус может быть высоким/низким, неформальным/формальным.
Существуют две основные разновидности ролей в коллективе:
целевые, или формальные, роли распределены между членами коллектива таким образом, чтобы иметь возможность решать коллективные задачи.
На статус формального лидера влияют следующие факторы: уважение, соответствующее заслугам, накопленный опыт, старшинство в должностной иерархии, уважение, соответствующее знаниям.
Неформальные роли обычно признаются коллективом. Отдельные члены коллектива берут на себя роль генератора идей, другие склонны к координации усилий членов коллектива, третьи заботятся о взаимоотношениях в коллективе, о поддержании хорошего климата в нём, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в учёбе, работе, всё выполнялось в срок и доводилось до конца.
На статус неформального лидера оказывают влияние такие факторы: симпатии и антипатии членов коллектива, инициативность и активность личности и самое важное значение имеют личностные качества человека.
Выделяют различные типы лидеров: по содержанию деятельности, по стилю руководства, по характеру деятельности, по внутриколлективным делам, по сфере взаимоотношений. Из этой классификации видно, что в коллективе может быть много лидеров, тем более, что различные обстоятельства выдвигают временных, ситуативных лидеров. Когда в коллективе много лидеров, это явление положительное, т.к. разнообразие лидеров обеспечивает разнообразную жизнь коллектива, но при обязательном условии: их нравственные ценности не должны противоречить друг другу.
Так, нами было проведено социометрическое исследование в студенческой группе с промежутком в 12 месяцев. В исследуемой группе было выявлено 4 лидера, при чем трое из них сохранили свои позиции по прошествии года. Четвертый лидер перешел в круг принимаемых членов коллектива, а на его место встал человек из круга предпочитаемых. Вероятно, данная замена произошла в связи со сменой предпочтений в коллективе, а также уменьшением и увеличением инициативности.
Лидеры, сохранившие свои позиции в основном общаются с предпочитаемыми и принятыми, а также имеют тесное общение между собой. Двое из постоянных лидеров являются неформальными и один в сфере деловых отношений.
Но в данном коллективе большое количество участников по прошествии года перешли в круг низкостатусных, что может свидетельствовать о неблагоприятном психологическом климате в коллектива.
В связи с этим нами были разработаны рекомендации по созданию благоприятного психологического климата:
-
Каждый член группы должен свободно выражать собственное мнение и активно участвовать в обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива. -
Создавать условия для удовлетворенности своей принадлежностью каждого члена коллектива. -
Принимать на себя ответственность за состояние дел в коллективе. -
Создавать условия для доверительного отношения членов коллектива друг к другу. -
Оказывать взаимопомощь и проявлять к этому стремление; -
Учить членов коллектива высказывать доброжелательную и деловую критику. -
При планировании совместных дел нужно учитывать коллективное мнение. -
Признавать право лидера принимать значимые для группы решения.
Таким образом, мы предполагаем, что соблюдение данных условий способствует созданию более благоприятного морально-психологического климата и положительному изменению статуса личности в коллективе.
Что такое ЕГЭ и как подготовиться к нему психологически?
Кучинская О.
Научный руководитель- Т.Е. Чебасова, педагог-психолог
МОАУ г. Бузулука «Гимназия №1 имени Романенко Ю.В.»
Единый государственный экзамен очень популярная тема для обсуждения. Полезен он или вреден, показывает ли он реальные знания учеников или случайность здесь играет очень большую роль? В связи с этим актуальной стала и тема подготовки к итоговой аттестации. Причем не только предметной подготовки, но и психологической.
В проблеме психологической готовности специалисты выделяют общую (заблаговременную, длительную) и ситуативную (временную) готовность. Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние психологической готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности — ситуативная готовность. Она представляет собой актуализацию, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент.
Каким должен быть человек, чтобы успешно сдать этот экзамен? Что должна включать в себя психологическая подготовка?
Отечественный психолог, специалист по психологической подготовке к экзаменам М.Ю. Чибисова выделяет три основных компонента подготовки, а именно познавательный (обусловлен недостаточной сформированностью некоторых учебных компонентов), личностный (обусловлен личностными особенностями учащихся) и процессуальный (связанный с процедурой) компоненты.М.Ю.Чибисова определяет психологическую готовность к ЕГЭ, как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ.
Мы предположили, что главными проблемами одиннадцатиклассников при подготовке и на самом ЕГЭ являются проблемы связанные с личностными особенностями.
Первые прообразы ЕГЭ стали появляться в России в 1997 году. В отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников.Автором идеи Единого государственного экзамена в России стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год. Именно он начал масштабную реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов. Одним их необходимых условий этого процесса стало введение новых способов оценки знаний школьников.ЕГЭ должен был уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников (стандартная пятибалльная шкала с этой задачей давно уже не справлялась). Именно поэтому была выбрана тестовая форма, с которой работает беспристрастная машина. Кроме того, госэкзамен должен был сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов.В 1999 году была разработана идея, технология и методика проведения ЕГЭ, а также его программное обеспечение и шкалирование результатов тестирования. Тогда же была сформирована основа для составления КИМов, решались вопросы координирования информационно-технологического обеспечения экзамена. Как же обстоят дела на сегодняшний момент? Каждый вуз обязан до начала приема заявлений устанавливать свой проходной порог. Это необходимо для того, чтобы облегчить выбор учебного заведения тем абитуриентам, чьи баллы недостаточно высокие. Документы для поступления в вуз теперь можно отправлять по почте, что значительно облегчает выпускникам возможности поступления. Получить допуск к ЕГЭ стало сложнее: теперь недостаточно просто закончить 11 класс — необходимо получить зачет по литературному сочинению. Баллы, полученные на госэкзамене, отныне не влияют на итоговые отметки, которые выставляются в аттестат. Однако, если выпускник сдает оба обязательных экзамена неудовлетворительно, ему выдается справка об обучении в школе, и предоставляется право пересдачи экзамена только через год. Теперь выпускник, оканчивая школу, получал отдельно свидетельство о сдаче ЕГЭ (в электронном виде) и аттестат. Результаты ЕГЭ действительны четыре года. Введение ЕГЭ и его эволюция в течение 10 лет дало понять, что ни Правительство России, ни Министерство образования и науки, ни ученое сообщество не считают такую форму оценки знаний совершенной. Каждый год ЕГЭ менялся и будет меняться, пока не устроит всех участников образовательного процесса.
Мы провели анкетирование «Готовность к ЕГЭ», автор М.Ю.Чибисова, в 11 классе. Было опрошено 25 человек. Анкета имеет ориентировочный характер и позволяет
оценить готовность к ЕГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации, уровень тревоги и знакомство с процедурой экзамена.
По результатам анкеты видно что, большинство, а именно 92% опрашиваемых имеют представление о процедуре ЕГЭ.
Но, правильное ли оно? Есть многочисленные примеры неправильно сложившегося представления о ЕГЭ, мешающие правильно настроиться на выполнение работы, корректно заполнить бланки, рационально распределить собственные силы и время на работу.
Анкета, как ранее было упомянуто, показывает и уровень тревоги, который появляется перед экзаменом.
Мы видим, что 48% опрашиваемых испытывают высокий уровень тревожности перед ЕГЭ. Так же важно правильно уметь себя организовать. Анкета показала, что 64 % опрашиваемых владеют навыками самоконтроля, а 36 % не умеют управлять своими навыками.
В дополнение анкеты М.Ю. Чибисовой мы сами разработали анкету, позволяющую определить отношение учеников 11 класса к подготовке к ЕГЭ.
Проанализировав результаты анкеты, мы выяснили, что по математике готовиться к экзамену сложнее для большинства одиннадцатиклассников.
Наша анкета показала, что большинство учеников 11 класса (76%) нуждаются в поддержке психолога и испытывают тревогу и волнение по мере приближения ЕГЭ. Так же большинство учащихся (72%) пользуются помощью репетитора.
Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимание. Поэтому беспокойство – одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена.
Как показывают наши наблюдения, к сожалению, даже после опыта сдачи пробных или репетиционных экзаменов одиннадцатиклассник не в состоянии сформулировать для себя наиболее продуктивную стратегию деятельности. Для достижения этой цели необходима специальная работа.
Таким образом, мы видим, что основной проблемой при подготовке к экзамену является повышенная тревожность и волнение, то есть проблемы связанные с личностными особенностями. Наша гипотеза подтвердилась.
Список литературы и интернет ресурсы.
-
Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 2000. -
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М., 2005. -
Субботина Л.Ю. Стресс. – Ярославль, 2001. -
Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. – М., 2004 -
Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. — М.: Генезис, 2009. — 184 с. -
http://college.ru/vse-o-ege/ege-v-drugikh-stranakh/ -
http://edu.glavsprav.ru/spb/ege/history -
http://www.school7ustlab.narod.ru/psicholog/gotovnost_k_ege.doc -
http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/371103/
Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей
Морозова Л.
Научный руководитель: Бояркина Т.А., преподаватель
ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука
Кризисные явления в современном российском обществе резко усилили его криминализацию и связанную с ней агрессию. Рост криминальных преступлений среди детей и подростков отражает эту общую тенденцию.
Кроме того чрезмерное социальное расслоение, поразившее российское общество, включило психологические механизмы социального сравнения. Желание иметь то, что есть у других, но нет у него, приводит ребёнка в состояние ярости и агрессии.
Психологов больше всего интересуют проявления мотивационной агрессии. Психологи А. Басса и А. Дарки выделили следующие виды реакций, развивающих негативные чувства:
1) физическая агрессия – это использование физической силы против другого лица;
2) косвенная – это агрессивное поведение, направленность которого против какого - то лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии;
3) раздражение – это готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
4) негативизм – проявляется в оппозиционной манере в поведения, вариантами которого может быть пассивное сопротивления и активная борьба против установившихся правил и законов;
б) обида – это зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия;