ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 396
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
организм просто не смог бы совершенствоваться, так как- то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить, оно бы безвозвратно утрачивалось.
Память можно определить как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по структуре, и сходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.
Мир меняется быстрее, чем мы способны заметить, особенно в области производства и трансляции знаний. Диссонанс между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать, требует адекватного ответа со стороны системы образования. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются не продуктивными.
Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем ХХI века, так же вопросы, рассматриваемые в данном исследовании интересны для любого человека и необходимы для будущих молодых специалистов системы образования.
Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, отечественный физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира.
Существует некоторая разница между запоминанием мальчиков и девочек. Первые более изобретательны, и успешнее овладевают запоминанием, и придумыванием, а девочки в свою очередь охотнее запоминают любой материал и умеют себя заставить это сделать, и могут настроить себя на запоминание, поэтому у девочек результаты выше, чем у мальчиков.
Объем непосредственной памяти младшего школьника колеблется около 5 единиц, но его можно увеличить вдвое, если использовать опосредованное запоминание, к примеру с помощью ассоциаций.
Известен один эксперимент с младшими школьниками, в котором испытуемому предъявлялось 15 слов, которые он мог запомнить непосредственно, но мог, при желании, воспользоваться картинками. Были получены следующие результаты:
Младшие школьники способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, опорные пункты, составлять мнемический план. При этом очень важно, чтобы занятия доставляли ребенку удовольствие. Взрослые должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться каждому «Почему?» и «зачем?», способствовать самостоятельному поиску ответов на все вопросы. Активная мыслительная деятельность будет создавать необходимую атмосферу для процесса запоминания, стимулирующую развитие памяти ребенка.
А.А. Смирнов отмечает, что как и все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпевает существенные изменения. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.
С точки зрения А.Н. Леонтьева, у младших школьников более развита наглядно-образная память (конкретные сведения, события, лица, предметы). Вместе с тем в процессе обучения создаются благоприятные условия для развития более сложных форм словесно - логической памяти (описания, объяснения).
Л.С. Выготский указывает нам на то, что у младших школьников увеличивается объем памяти. Но сам процесс развития памяти происходит неравномерно.
По П.И. Зинченко память младшего школьника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что дети чаще всего не ставят перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от их воли и сознания. Дети запоминают то, на что было обращено их внимание в деятельности, что произвело на них впечатление, что было интересно.
Особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет ее от всякой другой. Уже в первом классе у детей появляется необходимость что-то запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п.
Мнемическая деятельность на протяжении младшего школьного возраста становится все более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания является овладение приемами и способами запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана, рассматривание и повторение материала при расчленении его на части и др.).
В младшем школьном возрасте качественно меняется осознание мнемической задачи, а также формирование приемов запоминания. Непроизвольная память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.
Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Они позволяют избежать занудной зубрежки. Таких приемов существует много. Различные приемы и способы эффективны для каждого по-разному.
Формировать приемы осмысленного запоминания текста можно следующим образом:
Рассмотренные приемы работы с текстом обеспечивают не только его понимание, но и успешное запоминание. Чем тщательней и всесторонней будет работа с текстом, тем быстрее и легче он будет запомнен.
Т.Б. Никитина указывает на такие факторы, которые лежат в основе любого эффективного запоминания, как:
Фактор желания. Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать. Иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить. Как ни странно, огромный процент неудачного запоминания связан с тем, что ученик не ставил сознательную задачу - запомнить.
Фактор осознания. Кроме желания необходимо подумать над мотивом - для чего пригодится запоминаемая информация, как и когда, придется ее использовать. Хорошо, если ребенок сможет осознать и поставить цель предстоящего запоминания.
Для того, чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися у ребенка знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нельзя оставить не сцепленной ни с чем - нужно обязательно связать ее с чем-то. Если никакой связи не установлено, то отыскать ее в недрах памяти будет очень сложно. Для того чтобы информация была усвоена, у ребенка есть два пути: или ее зубрить, или же установить связь или связи и ограничиться одним - двумя повторами. Причем чем больше связей между двумя мыслями или фактами будет установлено, тем выше вероятность вспомнить одну информацию при помощи другой.
Фактор ярких впечатлений. Чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно дольше, необходимо помочь детской памяти трансформировать запоминаемую информацию в комфортный для нее вид. Другими словами, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.
Фактор хорошего внимания. Без внимания нет запоминания. Восемьдесят процентов неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию. Поэтому надо, во-первых, выработать навыки концентрации внимания, а во-вторых, никогда не забывать его, вовремя подключать.
Применяя техники запоминания, необходимо помнить о следующем: техники - это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная с рождения, всегда участвует в работе. Техники - это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную память.
Младшему школьнику необходимо прибегать не только к приемам и способам запоминания учебного материала, но и к рассмотренным нами факторам эффективного запоминания, в основе которых лежит: желание, осознание, яркие впечатления, хорошее внимание. Освоив их, младший школьник сможет запоминать абсолютно любую необходимую информацию самым эффективным именно для него способом.
Возможности памяти детей наиболее полно раскрываются в процессе их целенаправленного обучения, в процессе активного формирования у них способов логического запоминания.
Задача учителя – научить детей думать, анализировать, то есть группировать материал, классифицировать, а это значит научить использовать приемы логического запоминания.
Таким образом, изучая данный вопрос, можно сделать вывод – если детей с первого класса обучать приемам осмысленного запоминания, то это в свою очередь приведет к повышению продуктивности их логической памяти. Ведь умение работать с текстом является важнейшим компонентом умения учиться. От качества работы с текстом зависит усвоение определенных знаний, умение самостоятельно пользоваться различными источниками и, как следствие, общий уровень развития и успеваемость детей.
Факторы, влияющие на статус личности в коллективе
Кускова А.В.
Научный руководитель Бояркина Т.А., преподаватель
ГАПОУ «Педколледж»г. Бузулука
Человек живёт и развивается как личность в системе различных общественных отношений, в процессе активного взаимодействия с другими людьми, обществом, природой. Наиболее активно и продуктивно процесс взаимодействия протекает в групповой деятельности, высшей степенью развития которой является коллектив. Личность соотносит свои действия и поступки с требованиями как непосредственного окружения, так и общества в целом.
В любом обществе существуют три сферы адаптации молодёжи к миру взрослых. Одна из них – это соц. среда, которая окружает учащихся в повседневной жизни: родители, родственники, сверстники, производственные коллективы, СМИ и т.д. Это так называемая стихийная социализация. Другая сфера коллективной социализации – целенаправленная работа школы и дошкольных учреждений (детские сады и ясли), общественных организаций (пионерские, скаутские, парламенты). Третья – неформальные объединения (трудовые лагеря, учебные бригады, школьные кооперативы, лесничества и т.д.). Коллектив становится лучшим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется положительным психологическим климатом.
Психологический климат– эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения его членов, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Особое значение взаимосвязи личности и коллектива в воспитательном процессе заключается в организации взаимодействия двух механизмов: системы деловых отношений (учебных, трудовых, руководства и подчинения и др.), регламентированных и формализированных по своей сути;системы межличностных отношений, в большей степени носящих неформальный характер.
Коллективы вырабатывает определённые нормы, принятые образцы поведения внутри коллектива, которые должны выполняться всеми его членами. Нормы могут быть формализованы в определенных документах: стандартах, положениях и процедурах. Однако большинство коллективных норм носят неформальный характер. Но именно они могут оказаться наиболее существенное влияние на взаимоотношения в коллективе и эффективность его работы.
Память можно определить как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по структуре, и сходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.
Мир меняется быстрее, чем мы способны заметить, особенно в области производства и трансляции знаний. Диссонанс между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать, требует адекватного ответа со стороны системы образования. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются не продуктивными.
Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем ХХI века, так же вопросы, рассматриваемые в данном исследовании интересны для любого человека и необходимы для будущих молодых специалистов системы образования.
Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, отечественный физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира.
Существует некоторая разница между запоминанием мальчиков и девочек. Первые более изобретательны, и успешнее овладевают запоминанием, и придумыванием, а девочки в свою очередь охотнее запоминают любой материал и умеют себя заставить это сделать, и могут настроить себя на запоминание, поэтому у девочек результаты выше, чем у мальчиков.
Объем непосредственной памяти младшего школьника колеблется около 5 единиц, но его можно увеличить вдвое, если использовать опосредованное запоминание, к примеру с помощью ассоциаций.
Известен один эксперимент с младшими школьниками, в котором испытуемому предъявлялось 15 слов, которые он мог запомнить непосредственно, но мог, при желании, воспользоваться картинками. Были получены следующие результаты:
Младшие школьники способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, опорные пункты, составлять мнемический план. При этом очень важно, чтобы занятия доставляли ребенку удовольствие. Взрослые должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться каждому «Почему?» и «зачем?», способствовать самостоятельному поиску ответов на все вопросы. Активная мыслительная деятельность будет создавать необходимую атмосферу для процесса запоминания, стимулирующую развитие памяти ребенка.
А.А. Смирнов отмечает, что как и все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпевает существенные изменения. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.
С точки зрения А.Н. Леонтьева, у младших школьников более развита наглядно-образная память (конкретные сведения, события, лица, предметы). Вместе с тем в процессе обучения создаются благоприятные условия для развития более сложных форм словесно - логической памяти (описания, объяснения).
Л.С. Выготский указывает нам на то, что у младших школьников увеличивается объем памяти. Но сам процесс развития памяти происходит неравномерно.
По П.И. Зинченко память младшего школьника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что дети чаще всего не ставят перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от их воли и сознания. Дети запоминают то, на что было обращено их внимание в деятельности, что произвело на них впечатление, что было интересно.
Особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет ее от всякой другой. Уже в первом классе у детей появляется необходимость что-то запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п.
Мнемическая деятельность на протяжении младшего школьного возраста становится все более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания является овладение приемами и способами запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана, рассматривание и повторение материала при расчленении его на части и др.).
В младшем школьном возрасте качественно меняется осознание мнемической задачи, а также формирование приемов запоминания. Непроизвольная память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.
Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Они позволяют избежать занудной зубрежки. Таких приемов существует много. Различные приемы и способы эффективны для каждого по-разному.
Формировать приемы осмысленного запоминания текста можно следующим образом:
-
Многократное прочитывание; -
Чередование прочитывания с воспроизведением; -
Возвращение к прочитанным частям текста с целью уяснения их содержания; -
Мысленное припоминание прочитанного, когда чтение текста полностью еще не закончено; -
Составление развернутого и свернутого плана; -
Переход от одних элементов текста к другим и сопоставление их.
Рассмотренные приемы работы с текстом обеспечивают не только его понимание, но и успешное запоминание. Чем тщательней и всесторонней будет работа с текстом, тем быстрее и легче он будет запомнен.
Т.Б. Никитина указывает на такие факторы, которые лежат в основе любого эффективного запоминания, как:
Фактор желания. Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать. Иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить. Как ни странно, огромный процент неудачного запоминания связан с тем, что ученик не ставил сознательную задачу - запомнить.
Фактор осознания. Кроме желания необходимо подумать над мотивом - для чего пригодится запоминаемая информация, как и когда, придется ее использовать. Хорошо, если ребенок сможет осознать и поставить цель предстоящего запоминания.
Для того, чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися у ребенка знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нельзя оставить не сцепленной ни с чем - нужно обязательно связать ее с чем-то. Если никакой связи не установлено, то отыскать ее в недрах памяти будет очень сложно. Для того чтобы информация была усвоена, у ребенка есть два пути: или ее зубрить, или же установить связь или связи и ограничиться одним - двумя повторами. Причем чем больше связей между двумя мыслями или фактами будет установлено, тем выше вероятность вспомнить одну информацию при помощи другой.
Фактор ярких впечатлений. Чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно дольше, необходимо помочь детской памяти трансформировать запоминаемую информацию в комфортный для нее вид. Другими словами, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.
Фактор хорошего внимания. Без внимания нет запоминания. Восемьдесят процентов неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию. Поэтому надо, во-первых, выработать навыки концентрации внимания, а во-вторых, никогда не забывать его, вовремя подключать.
Применяя техники запоминания, необходимо помнить о следующем: техники - это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная с рождения, всегда участвует в работе. Техники - это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную память.
Младшему школьнику необходимо прибегать не только к приемам и способам запоминания учебного материала, но и к рассмотренным нами факторам эффективного запоминания, в основе которых лежит: желание, осознание, яркие впечатления, хорошее внимание. Освоив их, младший школьник сможет запоминать абсолютно любую необходимую информацию самым эффективным именно для него способом.
Возможности памяти детей наиболее полно раскрываются в процессе их целенаправленного обучения, в процессе активного формирования у них способов логического запоминания.
Задача учителя – научить детей думать, анализировать, то есть группировать материал, классифицировать, а это значит научить использовать приемы логического запоминания.
Таким образом, изучая данный вопрос, можно сделать вывод – если детей с первого класса обучать приемам осмысленного запоминания, то это в свою очередь приведет к повышению продуктивности их логической памяти. Ведь умение работать с текстом является важнейшим компонентом умения учиться. От качества работы с текстом зависит усвоение определенных знаний, умение самостоятельно пользоваться различными источниками и, как следствие, общий уровень развития и успеваемость детей.
Факторы, влияющие на статус личности в коллективе
Кускова А.В.
Научный руководитель Бояркина Т.А., преподаватель
ГАПОУ «Педколледж»г. Бузулука
Человек живёт и развивается как личность в системе различных общественных отношений, в процессе активного взаимодействия с другими людьми, обществом, природой. Наиболее активно и продуктивно процесс взаимодействия протекает в групповой деятельности, высшей степенью развития которой является коллектив. Личность соотносит свои действия и поступки с требованиями как непосредственного окружения, так и общества в целом.
В любом обществе существуют три сферы адаптации молодёжи к миру взрослых. Одна из них – это соц. среда, которая окружает учащихся в повседневной жизни: родители, родственники, сверстники, производственные коллективы, СМИ и т.д. Это так называемая стихийная социализация. Другая сфера коллективной социализации – целенаправленная работа школы и дошкольных учреждений (детские сады и ясли), общественных организаций (пионерские, скаутские, парламенты). Третья – неформальные объединения (трудовые лагеря, учебные бригады, школьные кооперативы, лесничества и т.д.). Коллектив становится лучшим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется положительным психологическим климатом.
Психологический климат– эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения его членов, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Особое значение взаимосвязи личности и коллектива в воспитательном процессе заключается в организации взаимодействия двух механизмов: системы деловых отношений (учебных, трудовых, руководства и подчинения и др.), регламентированных и формализированных по своей сути;системы межличностных отношений, в большей степени носящих неформальный характер.
Коллективы вырабатывает определённые нормы, принятые образцы поведения внутри коллектива, которые должны выполняться всеми его членами. Нормы могут быть формализованы в определенных документах: стандартах, положениях и процедурах. Однако большинство коллективных норм носят неформальный характер. Но именно они могут оказаться наиболее существенное влияние на взаимоотношения в коллективе и эффективность его работы.