ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Функции выставок в обществе и общественном производстве многообразны:
- они отражают достигнутый общественным производством уровень. В отражении выставками и ярмарками наивысших достижений научно-технического и социального прогресса или состояния рынка проявляется их прямая связь с общественным производством, результатом которой является ускорение развития общества;
- используемые как учебно-просветительская база, выставки существенно повышают эффект обучения;
- распространение новейших технических идей и открытий, в обмене опытом и новейшими достижениями между людьми и странами. Выставки оказывают ускоряющее воздействие на науку, технику и производство, развитие производительных сил на планете, являясь стимулятором и интенсификатором научной и технической мысли. Выставки одновременно являются своеобразной лабораторией по проверке новинок на актуальность и приемлемость новых инженерных идей и решений, на соответствие их общественным потребностям и спросу рынка.
- оказывают влияние на производительные силы. Все виды этого влияния можно сгруппировать по двум этапам: на этапе подготовки выставки и на этапе ее проведения.
В процессе творческого проектирования и художественного оформления выставки выступают «предметом труда» и влияют на общественное производство именно как предмет труда высокой общественной значимости, стимулирующий творческую активность и конкуренцию, совершенствование искусства и техники создания выставочных мероприятий. И сегодня, когда организация выставок осуществляется на коммерческой основе, главным показателем ее успешности становится экономическая эффективность деятельности организатора.
На этапе функционирования — выставки превращаются в «орудие труда» или «средство труда», с помощью которого общество решает свои многообразные задачи и получает ожидаемые и неожиданные результаты. Все их можно сгруппировать в три вида: прямой первичный результат, прямой вторичный результат (каскадный эффект) и косвенные (побочные) результаты (мультипликативный эффект).
Прямой первичный результат информационного воздействия выставки (прямой эффект) — это ее суммарное информационно-эмоциональное воздействие на посетителей и участников, т.е. воспринятый массой людей объем информации с «положительными эмоциями» по отношению к ней, порождаемыми значимостью полученных сведений.
Прямой вторичный результат(каскадный эффект) возникает в сфере трудовой деятельности посетителей и участников выставок. Актуальность и пригодность к использованию в трудовой деятельности информации, полученной специалистами с выставки, определяет в дальнейшем:
— масштабы использования демонстрируемых на выставках изобретений, технологий и других предложений предприятиями и организациями;
— темпы внедрения передового опыта в практику или распространения по территориям научно-технических достижений, т.е. успехи освоения новой техники и технологий в производстве;
— масштабы торгового оборота участников выставок и ярмарок;
— масштабы расширения внешнеэкономических и политических связей и т.д.
Совершенно несправедливо к первичному эффекту выставки некоторые специалисты относят коммерческие результаты экспонентов (объемы продаж, суммы договоров и сделок и другие коммерческие последствия установленных на выставке контактов), забывая, что прежде чем сделка по экспонатам выставки совершится, сначала у экспонента должна быть получена достаточная исходная информация. А, значит, коммерческий результат работы выставки вторичен по отношению к информационному. Поэтому все другие результаты влияния выставок (кроме информационного и эмоционального), возникающие в процессе использования предприятиями информации, нужно считать вторичными эффектами выставок.
Кроме того, хорошо известны побочные (косвенные) результаты выставок. Это результаты, не связанные напрямую с выставочной информацией. К ним относят увеличение оборота в городской торговле, в сети общественного питания, в гостиничном и транспортном хозяйстве, в учреждениях культуры и досуга за счет наплыва в город посетителей выставок и деловых туристов в период ее проведения. Напрямую ни с информационным, ни с эмоциональным воздействием и даже с торговым оборотом самой выставки (ярмарки) эти результаты не связаны. Они зависят только от популярности и привлекательности мероприятия и наплыва в связи с этим в город дополнительной массы людей.
Еще один пример косвенного влияния выставок на местную экономику — бюджетная эффективность выставочной деятельности.Чем крупнее выставки и ярмарки и чем больше их проводится в городе, тем больше платежи и налоговые отчисления устроителей выставок в городской бюджет. А чем больше поступления денег в казну города, тем богаче и благоустроеннее становится и сам город.
Всю группу косвенных (побочных) экономических результатов по инициативе Лондонской школы бизнеса теперь называют «мультипликативным эффектом».
На протяжении длительного периода истории наше страны выставки и ярмарки оказывают значительное влияние на хозяйственную жизнь, содействуют развитию экономики, укреплению дружественных связей с другими странами, налаживанию экономического, научно-технического и культурного сотрудничества.
2. Выставочные организации и выставочно-ярмарочные программы
В настоящее время около 500 организаций действуют на территории России, устраивая за год около 2500—3000 выставок и ярмарок разного статуса и уровня.
Ведущие среди них — ГАО «Всероссийский выставочный центр», ЗАО «Экспоцентр» на Красной Пресне; КВЦ «Сокольники» и холдинг «MVK» в Сокольниках; выставочный центр «Росстройэкспо» на Фрунзенской набережной, Центральный дом художника на Крымском валу, современный выставочный комплекс «Крокус Экспо» на территории торгового центра «Крокус Сити» и т.д. Кроме выставочных центров действуют около фирмы-операторы, организующих выставки, но не имеющих собственных выставочных площадей.
В отдельных городах организацией ярмарок и выставок занимаются сами департаменты торговли или внешнеэкономических связей местных администраций, создавая временные выставочные дирекции, оргкомитеты и ярмаркомы.
Энергично действуют на территории России иностранные выставочные организации, создавая здесь свои представительства или совместные предприятия. Крупнейшие из них: ЗАО «Крокус Интернейшнл», «ITE Ltd.» (Великобритания), «Блэнхейм» (США), «Мессе Дюссельдорф Интернациональ ГмбХ», «Дойче мессе Ганновер» (Германия), M.S.I (Австрия), «Тулияп» (Турция) и целый ряд других.
Все эти организации можно разделить на три группы:
- организации, имеющие собственную выставочную базу (выставочные центры и комплексы, павильоны и выставочные залы);
- организации, не имеющие собственных выставочных площадей, строящие свою выставочную программу на аренде выставочных помещений и привлечении субподрядчиков для обеспечения работ;
- сервисные фирмы — предприятия-подрядчики на различные выставочные работы и услуги (транспортировка выставочных грузов, вывоз туристов на выставки за границу, проектирование, строительство и оформление стендов).
Объединяют выставочную деятельность в единое целое выставочные программы. Употребляя словосочетание «выставочная программа», следует различать три взаимосвязанных типа программ:
-
выставочные программы организаций; -
программы подрядного выставочного сервиса и услуг; -
программы поддержки и координации выставочно-ярмарочной деятельности российским правительством, торгово-промышленными палатами и местными администрациями.
Каждая выставочная организация предлагает на очередной год собственную программу выставок и ярмарок. Есть организации, проводящие за год всего 1—2 мероприятия, и есть организации, устраивающие от 50 до 100 и более выставочных мероприятий (ВАО «Нижегородская ярмарка», АО «Сибирская ярмарка» и др.). Российский Союз выставок и ярмарок (РСВЯ) ежегодно обобщает планы 60—75 своих членов и издает «Календарь выставок и ярмарок» для информирования организаторов и потенциальных участников. Выставочные программы широко публикуются в популярных и научных журналах, газетах и специальных бюллетенях «Удача-Экспо», «Казанская ярмарка», «Экспозиция», «Экспо новости» и др. В настоящее время широко используется сеть INTERNET.
Специализированные организации выставочного сервиса обычно предлагают выставочным центрам и участникам выставок перечень материалов, оборудования, работ и услуг. Списки фирм выставочного сервиса регулярно публикует ЗАО «Информэкспо», издательство «Трайдент», журнал «Экспомир» и др.
3. Материально-техническая база выставочно-ярмарочной деятельности
Материально-техническая база выставочно-ярмарочной деятельности (ВЯД) довольно емкое понятие. В первую очередь ее характеризует общее количество функционально действующих стационарных сооружений в стране, общий размер их площадей, качество инженерного оборудования и уровень технического оснащения. Вторую часть ее составляют приспосабливаемые помещения непрофильных учреждений, используемых для устройства выставок и ярмарок (дворцы спорта, киноконцертные комплексы, музеи, дворцы культуры, театральные залы, холлы гостиниц и пр.) .
Сегодня из 100—110 городов России, где сейчас проводятся товарные выставки и ярмарки, только в 40—45 наиболее активных из них имеется порядка 350—400 тыс. кв. м площадей в стационарных павильонах и на открытых площадках, специально спроектированных и оснащенных под выставки. Причем подавляющая часть этих площадей сосредоточены всего в трех городах: Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Остальные примерно поровну распределились между европейской и азиатской частями страны. В России экспозиционные площадки в большинстве городов составляют 1—5 тыс. кв. м.
Подавляющее большинство российских организаторов выставок не имеют собственных выставочных площадей и проводят выставки в дворцах культуры и спорта, на бывших производственных площадях или в складских помещениях.