Файл: Роль формальных и неформальных отношений в управлении персоналом оао.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
40 1 июля 2006 года предприятие преобразовано путем акционирования в открытое акционерное общество «Северский водоканал» (ОАО «СВК»).
Таким образом, «Северский водоканал» является экономически стабильной и надежной организацией, однако на предприятии достаточно большой процент «текучки кадров», что характеризует данную организацию с негативной стороны. Большой процент смены персонала всегда оказывает негативное влияние на деловую репутацию компании. Увольнения по собственному желанию вызваны, прежде всего, низкой заработной платой, и на это мы никак повлиять не можем, однако способны предложить метод работы с неформальными группами, который способен изменить сложившуюся ситуацию в ОАО «СВК».
2.2Система управления персоналом на предприятии ОАО «Северский
водоканал»
Отдел кадров на предприятии является структурным подразделением в составе всей службы персонала. Хотелось бы отметить, что в ОАО «СВК» организационно-штатная структура отдела кадров определяется в первую очередь именно численностью сотрудников организации, а также утверждается решением генерального директора.
Что же касается начальника отдела кадров, то он является прямым именно начальником всех работников отдела. Он находится в подчинении у генерального директора.
Ключевым предназначением отдела кадров в ОАО «СВК» является организационное обеспечение всей кадровой работы в организации, претворение в жизнь стратегии в области персонала на предприятии.
41
Далее следует рассмотреть ключевые направления работы отдела кадров ОАО «СВК».
В организации именно долгосрочного планирования персонала не наблюдается. Однако штатное расписание разрабатывается, а также утверждается генеральным директором предприятия.
На сегодняшний день в ОАО «СВК» система отбора и подбора, а также найма персонала является удовлетворительной. Прием сотрудников осуществляется различными традиционными методами, а это, например, объявления в печати, а также на стенде организации. Часть сотрудников принимается именно по рекомендации уже работающих на водоканале.
Ключевые функции отдела кадров в процессе приема сотрудника на работу сводятся к предварительной беседе, а также направлению его на собеседование с руководителем структурного подразделения.
Если же заключение руководителя структурного подразделения является положительным, то отдел кадров начинает оформление всех необходимых документов, а также готовит приказ о приеме данного кандидата на работу.
Некоторым категориям сотрудников, в основном это инженерно- технический и экономический персонал устанавливается определенный испытательный срок. Однако, исходя из того, что за последние 2 года увольнения именно с формулировкой о том, что сотрудник не выдержал испытательный срок, не было, значит это лишь формальность.
На предприятии адаптацией сотрудников практически никто не занимаются. Иногда принятому сотруднику назначается некоторый наставник, его кандидатура не утверждается формально.
42
При направлении сотрудников для повышения квалификации именно с отрывом от работы за ними сохраняется место работы, должность, а также средняя заработная плата. Хотелось бы отметить, что его труд оплачивается именно по более высокой квалификации.
Хотелось бы отметить, что увольнение сотрудников происходит именно в соответствии со всеми нормами трудового законодательства.
После рассмотрение ключевых направлений работы отдела кадров данного предприятия, можно сделать вывод, что работа данного структурного подразделения ведётся не системно, а именно ситуационно.
Далее следует рассмотреть систему мотивации, применяющуюся в
ОАО «СВК».
Разряды, которые присвоены работникам, а также должностные оклады, которые установлены сотрудникам, указываются в контрактах или же договорах по организации. Данные документы вместе с документами о фактическом использовании всего рабочего времени дают основание бухгалтеру для расчета оплаты труда сотрудников, при этом не учитывается определенное качество труда.
Система оплаты труда, а также формы материального поощрения и размеры окладов (тарифных ставок), а также нормы труда устанавливаются директором предприятия. Они отражаются в соответствующих документах.
Тарифная система оплаты труда используется на рассматриваемом предприятии именно в повременно - премиальной форме.
Все должностные оклады сотрудникам компании устанавливаются именно в соответствии с тарифной 18-ти разрядной сеткой перечня профессий, а также должностей.
43
Пересмотр различных должностных окладов сотрудников производится только при внесении определенных изменений в уровень прожиточного минимума.
Сдельная форма оплаты труда применяется тогда, когда заработок рабочего при этом прямо зависит от количества и качества произведенной им продукции.
Сдельно-премиальная система оплаты труда предусматривает выплату рабочим именно дополнительно к сдельной заработной плате, которая исчислена по расценкам, определенной премии за достижение индивидуальных, а также коллективных, как количественных, так и качественных показателей. Оплата труда считается материальным стимулированием на предприятии.
По результатам проведенного анализа были выявлены ключевые причины, которые мешают наиболее эффективному функционированию работы исследуемой организации:
1. Традиционный отдел кадров на сегодняшний день не принимает участия в разработке целостной стратегии управления персоналом, именно поэтому он просто не способен к выполнению определенных стратегических задач, стоящих перед предприятием
2. Работа кадровой службы на рассматриваемом предприятии ограничивается только техническим оформлением документов, которые связаны с такими операциями, как прием, увольнение, дисциплинарная практика и вертикальное управление централизованной кадровой функцией.
3. Система подбора и отбора, а также найма персонала как таковая просто отсутствует.
44 4. Практически полностью отсутствует система адаптации персонала предприятия.
5. Нематериальная мотивация практически отсутствует.
6. Неблагоприятный социально-психологический климат во всем коллективе.
7. Высокий уровень текучести кадров.
Можно говорить о том, что формальная организация ОАО «СВК» активно стремится к стиранию определенных личностных характеристик всех людей, применение их только в функциональных целях. Так, например, руководство компании больше интересует, какие же функции выполняет, а также за что отвечает бухгалтер предприятия, а его личные характеристики стоят на определенном втором плане.
Ключевые задачи формальной организации ОАО «СВК» заключаются в наиболее рациональной организации выполнения ключевых целей, задач.
На рассматриваемом предприятии формальная организация создается именно по воле руководства. Однако, как только она создается, она становится уже социальной средой, а в ней происходит взаимодействие людей совсем не по предписаниям руководства компании.
Так, например, люди из разных формальных групп постоянно общаются за чашкой кофе, а также во время собраний и за обедом, после работы. Из определенных социальных взаимоотношений и рождается большое количество дружественных групп и неформальных групп, а они представляют именно неформальную организацию.
Исходя из определенных причин вступления в группу, которые были выявлены в широкоизвестном Хоторнском эксперименте, проведем анализ некоторых неформальных организаций в ОАО «СВК».
45 1. Принадлежность.
В компании сотрудники по большей части неформально общаются с теми, с кем они и работают каждый день. Это происходит потому, что у них достаточно много общего. Так, например, работнику бухгалтерии достаточно интересно общаться именно со своими коллегами, коллегами из смежного финансово-экономического отдела. Это происходит потому, что они намного лучше понимают друг друга, так как разговаривают на так называемом едином профессиональном «сленге».
2. Помощь.
В ситуации, когда новый сотрудник выходит на работу, например, в отдел бухгалтерии, то главный бухгалтер должен объяснить ему все задания.
На протяжении всего выполнения новый сотрудник, как правило, не задает вопросов главному бухгалтеру. В данной ситуации он консультируется именно у своих коллег по бухгалтерии.
Определенную выполненную работу проверяет именно главный бухгалтер, он также спрашивает у нового работника, что ему было непонятно, а также комфортно ли было работнику в совершенно новом коллективе. С помощью выполнения своей работы, а также задавая вопросы коллегам, новый работник постепенно привыкает к коллективу.
На предприятии время перерыва на чай не является официально прописанным, однако работники отдела кадров пьют чай всегда в одно и то же время, а именно с 9.00 до 9.30.
Хотелось бы отметить, что общение с директором у работников среднего звена официально всегда формально, а это связывается с определенной спецификой предприятия. Именно поэтому стилем управления здесь является директивный или же авторитарный.
46 3. Общение.
Любой человек проводит существенную часть всей своей жизни именно на работе, поэтому такой процесс, как общение является ключевой характеристикой психологического комфорта человека. Определенной отличительной чертой данной компании являются так называемые династии сотрудников. То есть люди целыми поколениями работают в ОАО «СВК», а это означает, что они общаются в неформальной обстановке, например, об успехах своих детей.
4. Тесное общение, симпатия.
Любой из работников в своей бригаде или же в кабинете со своими коллегами общаются по своему прямому делу. Также общаются неформально, например, в столовой или же на перерывах. Здесь они занимаются обсуждением своих проблем, успехов, они советуются, а также обсуждают зарплату и прочее. Постепенно многие коллеги становятся также и хорошими друзьями, то есть они оказывают помощь друг другу, работают для достижения ключевой цели.
Нами была рассмотрена формальная и неформальная структура организации ОАО «СВК». На сегодняшний день ключевым для любого предприятия является именно человеческий ресурс. Для многих сотрудников именно психологический климат на предприятии является особенно приоритетным, иногда даже больше, чем зарплата.
Определенные неформальные отношения в компании оказывают существенное влияние на всю работу любой компании. Так, например, при конфликте одного структурного подразделения с другим, появляются различные дополнительные шумы, то есть работа компании снижается.
Требуется проводить постоянный контроль неформальных организаций, а также отслеживать обстановку во всех неформальных группах. Руководству
47 нужно знать, кто же является неформальным лидером. Сегодня нужно уметь правильно управлять неформальными группами для достижения ключевой цели компании, так как это существенно увеличит эффективность работы всего предприятия, а также отдельного работника в частности. Можно сказать, что на предприятии ОАО «СВК» благодаря совестным мероприятиям формальные и неформальные группы редко входят в конфликты. Однако в организации не проводится постоянное отслеживание взаимодействия данных групп.
В целом, ОАО «СВК» является формальной организацией, как по своей структуре, так и по внутреннему содержанию. Это обусловлено историей нашей страны и местом расположения предприятия. Руководство предприятия практически не уделяет внимание неформальным отношениям.
На предприятии используются в основном формальные методы управления.
48
1 2 3 4 5 6