Файл: Дипломная работа антологическая лирика н. Ф. Щербины выполнила студентка 5 курса очного отделения.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
спондеем, который состоит из двух долгих слогов. Такие замены, которые появлялись в разных стихах на различных стопах, придавали гекзаметру ритмическое разнообразие, нужное в длинных произведениях.
Существовали также замены долгих слогов краткими. Так, например, долгий или комбинация долгого с кратким могли заменяться пиррихием или трибрахием. Эти стопы в качестве самостоятельных не употреблялись [подробнее см.: Холшевников, 2004, с. 10].
Гекзаметр мы можем встретить в произведениях, созданных в духе античных. Белинский отмечал специфику русского языка, а именно способность передавать с помощью гекзаметра сам дух античного мира. «Из новейших языков только немецкий и русский могут иметь гекзаметр и уже по одному этому более других способны к передаче древних произведений и гениальному созданию в их духе» [Белинский, 1954, с. 260].
Элегический дистих (от греческого di – дважды и stichos – стих) является двустишием, состоящим из гекзаметра и пентаметра.
Пентаметр (от греческого pentametros – пятимерник) представляет собой пятистопный дактиль необычной организации, а именно две стопы дактиля, долгий слог (цезура), две стопы дактиля и долгий слог.
Александрийским стихом называется стихотворный размер, а именно строка шестистопного ямба, которая состоит из двенадцати слогов с цезурой после третьей стопы.
Помимо гекзаметра, элегического дистиха, александрийского стиха, присущих антологической лирике, можно отметить вслед за Белинским В.Г и другие стихотворные размеры. «Говоря о гекзаметре и шестистопном ямбе как о приличнейших размерах для антологической поэзии, мы только заметили факт, существующий в нашей литературе. После гекзаметра и шестистопного ямба с особенным эффектом употребляется и четырехстопный хорей» [Белинский, 1954, с. 260].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что антологическая лирика тесно связана с поэтическими произведения античных авторов. Преемственность проявляется на всех художественных уровнях: предметно-образном уровне, тематическом, жанровом, ритмическом и метрическом. Большое внимание поэты античности уделяли графической форме своих стихотворений. Античная лирика воспевает такие ценности, как любовь, дружба, жизнелюбие, природа, искусство. Такая лирика характеризуется возвышенным, торжественным слогом. Её основное свойство заключается в целостности мировоззрения, мировосприятия, мироощущения лирического «я» поэта живущего в гармонии с самим собой и с окружающим миром. Возможно, такая лирика покажется читателю немного наивной в ее искреннем, а также оптимистическом, жизнеутверждающем проявлении, однако следует учитывать саму сущность мышления человека античной эпохи. Ведь лирика всегда является отзывом сердца на реальную действительность, в которой живет художник слова. Создатели антологической лирики обращаются к тем же ценностям, что и поэты древнего мира, но живут они уже в другом мире, в другой стране, в другой эпохе, в которой правят уже совсем иные законы. Так что же отличает гениальные произведения, созданные в XVIII – первой половине XIX века, от их великой первоосновы, «золотого источника»? Что побудило поэтов, живущих в XVIII – XIX вв., обратиться к античным ценностям? На эти вопросы попробуем найти ответы во второй главе.
Глава вторая.
РАЗВИТИЕ АНТОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИРИКИ В РОССИИ
2.1. Предпосылки возникновения антологической лирики в России
В древнерусской литературе были распространены рукописные антологии, так называемые «изборники» и «пчёлы» [подр. см.: Николюкин, 2001, с. 42]. С термином «антология» тесно связано понятие «флорилегий». Флорилегием (от латинского florilegus – собирающий цветочный нектар) называют «расположенных в алфавитном порядке выписок из поэтических и прозаических произведений античных и средневековых авторов» [Николюкин, 2001, с. 1142]. Флорилегий представляет собой аналог греческой антологии. На русской почве флорилегию соответствуют распространенные с XII века сборники цитат и афоризмов – Пчёлы, традиция которых нашла продолжение в существовавших до первой половины XVIII века «цветниках», содержавших извлечения на религиозные темы, притчи (часто в силлабических виршах), а также краткие светские повести [подр. см.: Николюкин, 2001, с. 1142].
В русской литературе XVIII – начала XIX века антология представлена сборниками и альманахами. «До середины XIX века в России антологиями назывались сборники в основном только античной поэзии и антологическими – стихотворения, переведенные с латинского и древнегреческого языков, а также написанные на темы и по образцу античных» [Шталь, 1974, с. 20].
Значительный вклад в изучение антологической лирики в русской литературе XVIII – начала XIX века сделали такие критики и литературоведы, как Белинский В.Г., Грехнев В.А., Кибальник С.А., Гликман И.Н., Козлов В., следовательно, для структурной опоры данного исследования антологической лирики в России целесообразно использовать достижения вышеперечисленных имен.
В своей работе «Русская антологическая поэзия первой трети XIX века» Кибальник С.А. достаточно подробно исследует историю возникновения и развития явления антологической лирики в России, а также ее жанровое своеобразие.
Появление антологической поэзии в русской литературе Кибальник С.А. связывает с таким направлением в искусстве, как неоклассицизм, то есть «ориентацию на традиции античности в современном литературоведении принято называть неоклассицизмом» [Кибальник, 1990, с. 10]. «Свои истоки русский неоклассицизм берёт ещё в львовском кружке, члены которого – Н.А. Львов, Г.Р. Державин, В.В. Капнист и М.Н. Муравьёв – начинают испытывать повышенный интерес к античной поэзии» [Кибальник, 1990, с. 24]. Направление неоклассицизма оказывает влияние на формирование жанровой системы различных произведений, в частности лирических, и, как следствие этого, подвержен влиянию художественный инструментарий авторов, то есть использование поэтами тех или иных тем, мотивов и образов. «Исконно античные поэтические жанры постепенно освобождались от изменений, которые они претерпели под воздействием европейского классицизма, и возвращались к своим первоначальным формам. Помимо эпопеи, идиллии, антологической эпиграммы этот процесс достаточно ярко проявился также в жанре гимна, дифирамба, отчасти элегии, оды и стихотворной трагедии. Античные образы, темы органично входят в оригинальные произведения русских поэтов» [Кибальник, 1990, с. 11]. Иначе говоря: «подлинное подражание древним в лирике – это часто подражание древним в формах самих древних» [Кибальник, 1990, с. 12]. С освоением античной, главным образом древнегреческой поэзии Кибальник связывает проникновение в русскую литературу элементов историзма. «Историзм в лирике существенно отличается по формам проявления от историзма в эпосе и драме. В силу определенной отвлеченности содержания лирического произведения в нем, как правило, воссоздаются не какие-то конкретные моменты исторического развития народов, а лишь обобщенное эмоциональное содержание целых эпох в развитии мировой культуры: «дух» древней Греции, рыцарского средневековья, древней Руси. При этом прошлое обыкновенно смыкается с современностью, существуя лишь как дополнительный план или элемент формы» [Кибальник, 1990, с. 12]. Такой подход к освоению античного достояния позже найдет свое отражение в формировании такого жанра как русская антологическая миниатюра.
Помимо неразрывной связи антологической поэзии с направлением неоклассицизма Кибальник С.А. подчеркивает влияние традиции европейской литературы. У истоков европейского неоклассицизма стоял Винкельман И.И., немецкий антиквар и историк античного искусства. «Принцип подражания древним был для него универсальным способом построения нового искусства» [Кибальник, 1990, с. 12]. «Идея оригинального творчества в духе древних, ставшая одной из центральных идей европейской эстетики второй половины XVIII в., послужила основой для возникновения неоклассической поэзии» [Кибальник, 1990, с. 13]. Кибальник приводит ряд имен европейских поэтов, обратившихся в своем творчестве к античным духовным ценностям и художественным канонам. В Германии Шиллер, Гёте, Гердер, Гёльдерлин создают ряд антологических циклов, во Франции – Андре Шенье [Подр. см.: Кибальник, 1990, с. 13, 44]. Их творчество окажет влияние на развитие и становление антологической лирики в России.
Появление антологической лирики обусловлено также историческими событиями. «Увлечение древностью, и прежде всего Грецией, в России имело, кроме того, особую политическую и культурную ориентацию, оно было связано с так называемым греческим проектом, проектом освобождения Греции от турецкого ига и превращения России в новую Элладу» [Кибальник, 1990, с. 14]. «Только в годы царствования Екатерины II, учредившей особое «Общество, коего предмет есть пещися о преложении знаменитых древних и новых писателей на язык российский», было осуществлено более 120 переводов произведений античных, преимущественно древнегреческих писателей» [Кибальник, 1990, с. 14]. «Что касается собственно поэзии, то первоначально это увлечение античностью выразилось в насыщении произведений мифологическими и реально-историческими образами древнегреческих и римских богов и героев, в большем распространении античных сюжетов. При этом, однако, использование античных образов и сюжетов в течение долгого времени имело чисто аллегорический смысл и восходило не столько к античной традиции, сколько к традиции французского и немецкого классицизма» [Кибальник, 1990, с. 15].
С течением времени и следственно в связи с изменением русла направлений в искусстве обращение к античным ценностям также претерпевает изменения. «С развитием сентиментализма в русской литературе это увлечение древностью не только не пошло на спад, но, напротив, усилилось» [Кибальник, 1990, с. 14].
Кроме того, еще одним фактором, обуславливающим развитие антологической лирики в России, послужило «восприятие античной поэзии как поэзии народной, связанное уже с романтическими веяниями» [Кибальник, 1990, с. 19]. «Формы античной поэзии, имитация языка и стиля были призваны воссоздать дух древней Эллады» [Кибальник, 1990, с. 23]. Кибальник прослеживает перспективу развития антологической лирики, связывая ее с одним из основных течений первой половины XIX века, романтизмом. «Творческое использование античного наследия стало возможным лишь тогда, когда античная культура была осознана как исторически конкретная и народная. Неоклассицизм, следовательно, был одним из направлений, по которым шло утверждение романтизма в русской литературе» [Кибальник, 1990, с. 34]. «Романтическая сущность неоклассицизма сделалась особенно очевидной в 1840-е годы, когда романтизм развивался главным образом в творчестве поэтов неоклассической ориентации: А.Н. Майкова, Н.Ф. Щербины, А.А. Фета, Л.Я. Мея и других. Наиболее яркое выражение русский неоклассицизм получил в малых жанрах лирической поэзии, где он привел к возникновению особого, так называемого «антологического рода» поэзии» [Кибальник, 1990, с. 34]. В эпоху расцвета романтизма происходило разрушение жанровых канонов. С этим явлением Грехнев В.А. связывает тенденцию обращения к античной лирике. ««Антологогическая пьеса» – едва ли не самый устойчивый жанр в поэзии XVIII – 1-й половины XIX столетия. Он сохранял стабильность своих границ и в ту пору, когда рушились жанровые принципы мышления в лирике. Вероятно, это объясняется тем, что перестройки его всегда сопряжены с риском утратить колорит античного жизнеощущения, к воссозданию которого стремилась антологическая лирика» [Грехнев, 1980, с. 83]. Следует отметить, что в первой половине XIX века наряду с термином «антология», употребляли термин «анфология», имеющий тоже значение, что и «антология», то есть «стихотворения в духе античной лирики» [Ильинская, 1956, с. 42].
Таким образом, существует ряд внутренних, собственно литературных и внешних, исторических, культурных и политических причин, повлиявших на формирование и становление антологической лирики в России.
2.2. Антологическая лирика предшественников Н.Ф. Щербины
(на материале произведений Ломоносова М.В., Державина Г.Р., Батюшкова К.Н., Жуковского В.А., Дельвига А.А, Пушкина А.С.,
Существовали также замены долгих слогов краткими. Так, например, долгий или комбинация долгого с кратким могли заменяться пиррихием или трибрахием. Эти стопы в качестве самостоятельных не употреблялись [подробнее см.: Холшевников, 2004, с. 10].
Гекзаметр мы можем встретить в произведениях, созданных в духе античных. Белинский отмечал специфику русского языка, а именно способность передавать с помощью гекзаметра сам дух античного мира. «Из новейших языков только немецкий и русский могут иметь гекзаметр и уже по одному этому более других способны к передаче древних произведений и гениальному созданию в их духе» [Белинский, 1954, с. 260].
Элегический дистих (от греческого di – дважды и stichos – стих) является двустишием, состоящим из гекзаметра и пентаметра.
Пентаметр (от греческого pentametros – пятимерник) представляет собой пятистопный дактиль необычной организации, а именно две стопы дактиля, долгий слог (цезура), две стопы дактиля и долгий слог.
Александрийским стихом называется стихотворный размер, а именно строка шестистопного ямба, которая состоит из двенадцати слогов с цезурой после третьей стопы.
Помимо гекзаметра, элегического дистиха, александрийского стиха, присущих антологической лирике, можно отметить вслед за Белинским В.Г и другие стихотворные размеры. «Говоря о гекзаметре и шестистопном ямбе как о приличнейших размерах для антологической поэзии, мы только заметили факт, существующий в нашей литературе. После гекзаметра и шестистопного ямба с особенным эффектом употребляется и четырехстопный хорей» [Белинский, 1954, с. 260].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что антологическая лирика тесно связана с поэтическими произведения античных авторов. Преемственность проявляется на всех художественных уровнях: предметно-образном уровне, тематическом, жанровом, ритмическом и метрическом. Большое внимание поэты античности уделяли графической форме своих стихотворений. Античная лирика воспевает такие ценности, как любовь, дружба, жизнелюбие, природа, искусство. Такая лирика характеризуется возвышенным, торжественным слогом. Её основное свойство заключается в целостности мировоззрения, мировосприятия, мироощущения лирического «я» поэта живущего в гармонии с самим собой и с окружающим миром. Возможно, такая лирика покажется читателю немного наивной в ее искреннем, а также оптимистическом, жизнеутверждающем проявлении, однако следует учитывать саму сущность мышления человека античной эпохи. Ведь лирика всегда является отзывом сердца на реальную действительность, в которой живет художник слова. Создатели антологической лирики обращаются к тем же ценностям, что и поэты древнего мира, но живут они уже в другом мире, в другой стране, в другой эпохе, в которой правят уже совсем иные законы. Так что же отличает гениальные произведения, созданные в XVIII – первой половине XIX века, от их великой первоосновы, «золотого источника»? Что побудило поэтов, живущих в XVIII – XIX вв., обратиться к античным ценностям? На эти вопросы попробуем найти ответы во второй главе.
Глава вторая.
РАЗВИТИЕ АНТОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИРИКИ В РОССИИ
2.1. Предпосылки возникновения антологической лирики в России
В древнерусской литературе были распространены рукописные антологии, так называемые «изборники» и «пчёлы» [подр. см.: Николюкин, 2001, с. 42]. С термином «антология» тесно связано понятие «флорилегий». Флорилегием (от латинского florilegus – собирающий цветочный нектар) называют «расположенных в алфавитном порядке выписок из поэтических и прозаических произведений античных и средневековых авторов» [Николюкин, 2001, с. 1142]. Флорилегий представляет собой аналог греческой антологии. На русской почве флорилегию соответствуют распространенные с XII века сборники цитат и афоризмов – Пчёлы, традиция которых нашла продолжение в существовавших до первой половины XVIII века «цветниках», содержавших извлечения на религиозные темы, притчи (часто в силлабических виршах), а также краткие светские повести [подр. см.: Николюкин, 2001, с. 1142].
В русской литературе XVIII – начала XIX века антология представлена сборниками и альманахами. «До середины XIX века в России антологиями назывались сборники в основном только античной поэзии и антологическими – стихотворения, переведенные с латинского и древнегреческого языков, а также написанные на темы и по образцу античных» [Шталь, 1974, с. 20].
Значительный вклад в изучение антологической лирики в русской литературе XVIII – начала XIX века сделали такие критики и литературоведы, как Белинский В.Г., Грехнев В.А., Кибальник С.А., Гликман И.Н., Козлов В., следовательно, для структурной опоры данного исследования антологической лирики в России целесообразно использовать достижения вышеперечисленных имен.
В своей работе «Русская антологическая поэзия первой трети XIX века» Кибальник С.А. достаточно подробно исследует историю возникновения и развития явления антологической лирики в России, а также ее жанровое своеобразие.
Появление антологической поэзии в русской литературе Кибальник С.А. связывает с таким направлением в искусстве, как неоклассицизм, то есть «ориентацию на традиции античности в современном литературоведении принято называть неоклассицизмом» [Кибальник, 1990, с. 10]. «Свои истоки русский неоклассицизм берёт ещё в львовском кружке, члены которого – Н.А. Львов, Г.Р. Державин, В.В. Капнист и М.Н. Муравьёв – начинают испытывать повышенный интерес к античной поэзии» [Кибальник, 1990, с. 24]. Направление неоклассицизма оказывает влияние на формирование жанровой системы различных произведений, в частности лирических, и, как следствие этого, подвержен влиянию художественный инструментарий авторов, то есть использование поэтами тех или иных тем, мотивов и образов. «Исконно античные поэтические жанры постепенно освобождались от изменений, которые они претерпели под воздействием европейского классицизма, и возвращались к своим первоначальным формам. Помимо эпопеи, идиллии, антологической эпиграммы этот процесс достаточно ярко проявился также в жанре гимна, дифирамба, отчасти элегии, оды и стихотворной трагедии. Античные образы, темы органично входят в оригинальные произведения русских поэтов» [Кибальник, 1990, с. 11]. Иначе говоря: «подлинное подражание древним в лирике – это часто подражание древним в формах самих древних» [Кибальник, 1990, с. 12]. С освоением античной, главным образом древнегреческой поэзии Кибальник связывает проникновение в русскую литературу элементов историзма. «Историзм в лирике существенно отличается по формам проявления от историзма в эпосе и драме. В силу определенной отвлеченности содержания лирического произведения в нем, как правило, воссоздаются не какие-то конкретные моменты исторического развития народов, а лишь обобщенное эмоциональное содержание целых эпох в развитии мировой культуры: «дух» древней Греции, рыцарского средневековья, древней Руси. При этом прошлое обыкновенно смыкается с современностью, существуя лишь как дополнительный план или элемент формы» [Кибальник, 1990, с. 12]. Такой подход к освоению античного достояния позже найдет свое отражение в формировании такого жанра как русская антологическая миниатюра.
Помимо неразрывной связи антологической поэзии с направлением неоклассицизма Кибальник С.А. подчеркивает влияние традиции европейской литературы. У истоков европейского неоклассицизма стоял Винкельман И.И., немецкий антиквар и историк античного искусства. «Принцип подражания древним был для него универсальным способом построения нового искусства» [Кибальник, 1990, с. 12]. «Идея оригинального творчества в духе древних, ставшая одной из центральных идей европейской эстетики второй половины XVIII в., послужила основой для возникновения неоклассической поэзии» [Кибальник, 1990, с. 13]. Кибальник приводит ряд имен европейских поэтов, обратившихся в своем творчестве к античным духовным ценностям и художественным канонам. В Германии Шиллер, Гёте, Гердер, Гёльдерлин создают ряд антологических циклов, во Франции – Андре Шенье [Подр. см.: Кибальник, 1990, с. 13, 44]. Их творчество окажет влияние на развитие и становление антологической лирики в России.
Появление антологической лирики обусловлено также историческими событиями. «Увлечение древностью, и прежде всего Грецией, в России имело, кроме того, особую политическую и культурную ориентацию, оно было связано с так называемым греческим проектом, проектом освобождения Греции от турецкого ига и превращения России в новую Элладу» [Кибальник, 1990, с. 14]. «Только в годы царствования Екатерины II, учредившей особое «Общество, коего предмет есть пещися о преложении знаменитых древних и новых писателей на язык российский», было осуществлено более 120 переводов произведений античных, преимущественно древнегреческих писателей» [Кибальник, 1990, с. 14]. «Что касается собственно поэзии, то первоначально это увлечение античностью выразилось в насыщении произведений мифологическими и реально-историческими образами древнегреческих и римских богов и героев, в большем распространении античных сюжетов. При этом, однако, использование античных образов и сюжетов в течение долгого времени имело чисто аллегорический смысл и восходило не столько к античной традиции, сколько к традиции французского и немецкого классицизма» [Кибальник, 1990, с. 15].
С течением времени и следственно в связи с изменением русла направлений в искусстве обращение к античным ценностям также претерпевает изменения. «С развитием сентиментализма в русской литературе это увлечение древностью не только не пошло на спад, но, напротив, усилилось» [Кибальник, 1990, с. 14].
Кроме того, еще одним фактором, обуславливающим развитие антологической лирики в России, послужило «восприятие античной поэзии как поэзии народной, связанное уже с романтическими веяниями» [Кибальник, 1990, с. 19]. «Формы античной поэзии, имитация языка и стиля были призваны воссоздать дух древней Эллады» [Кибальник, 1990, с. 23]. Кибальник прослеживает перспективу развития антологической лирики, связывая ее с одним из основных течений первой половины XIX века, романтизмом. «Творческое использование античного наследия стало возможным лишь тогда, когда античная культура была осознана как исторически конкретная и народная. Неоклассицизм, следовательно, был одним из направлений, по которым шло утверждение романтизма в русской литературе» [Кибальник, 1990, с. 34]. «Романтическая сущность неоклассицизма сделалась особенно очевидной в 1840-е годы, когда романтизм развивался главным образом в творчестве поэтов неоклассической ориентации: А.Н. Майкова, Н.Ф. Щербины, А.А. Фета, Л.Я. Мея и других. Наиболее яркое выражение русский неоклассицизм получил в малых жанрах лирической поэзии, где он привел к возникновению особого, так называемого «антологического рода» поэзии» [Кибальник, 1990, с. 34]. В эпоху расцвета романтизма происходило разрушение жанровых канонов. С этим явлением Грехнев В.А. связывает тенденцию обращения к античной лирике. ««Антологогическая пьеса» – едва ли не самый устойчивый жанр в поэзии XVIII – 1-й половины XIX столетия. Он сохранял стабильность своих границ и в ту пору, когда рушились жанровые принципы мышления в лирике. Вероятно, это объясняется тем, что перестройки его всегда сопряжены с риском утратить колорит античного жизнеощущения, к воссозданию которого стремилась антологическая лирика» [Грехнев, 1980, с. 83]. Следует отметить, что в первой половине XIX века наряду с термином «антология», употребляли термин «анфология», имеющий тоже значение, что и «антология», то есть «стихотворения в духе античной лирики» [Ильинская, 1956, с. 42].
Таким образом, существует ряд внутренних, собственно литературных и внешних, исторических, культурных и политических причин, повлиявших на формирование и становление антологической лирики в России.
2.2. Антологическая лирика предшественников Н.Ф. Щербины
(на материале произведений Ломоносова М.В., Державина Г.Р., Батюшкова К.Н., Жуковского В.А., Дельвига А.А, Пушкина А.С.,