Файл: Книга издана благодаря поддержке и содействию Citi Foundation Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Откуда берется пенсия
И государственные, и частные предприятия, на которых мы работаем, платят налоги и страховые взносы. Среди них есть отчисления в Пенсионный фонд, которые состав - ляют определенный процент от размера официальной заработной платы каждого ра- ботника предприятия. Взносы, поступившие в Пенсионный фонд, идут на формирова- ние
государственной пенсии, которую можно условно разделить на две части: стра- ховую и накопительную.
Размер
страховой части пенсии зависит от вашего стажа и от размера пенсион- ного капитала, накопленного за счет отчислений к моменту вашего выхода на пенсию.
Управлять этой частью пенсии вы не можете, потому что она формируется государ- ством. Эта часть пенсии постоянно индексируется, но все равно обеспечивает ненам- ного более, чем прожиточный минимум.
Вторая часть пенсии была введена только для лиц 1967 года рождения и моложе. Для них часть отчислений направляется на формирование
накопительной части пенсии,
которая подлежит инвестированию согласно выбранной вами стратегии.
Однако даже с учетом реформы размер пенсии ограничен, поскольку отчисления растут вместе с заработной платой вплоть до определенного потолка (в 2010 году
415 тысяч рублей в год). Если же ваша карьера пошла в гору и зарплата превысит данный уровень, то ваши отчисления на формирование пенсии останутся прежними.
Что можно сделать с накопительной частью пенсии
Считается, что для сохранения привычного образа жизни пенсия должна составлять примерно 70% того дохода, который вы получали, пока работали. Именно поэтому стоит обратить особое внимание на накопительную часть пенсии. Это единственная часть государственной пенсии, средствами которой мы можем распоряжаться сами.
А это означает, что вы можете, во-первых, самостоятельно выбрать финансового посредника, которому доверите для инвестиций накопительную часть своей пенсии.
Такими посредниками могут быть: государственная управляющая компания (ГУК),
частная управляющая компания и негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Во- вторых, вам предстоит сделать выбор между стратегиями вложения средств: 1) более рискованной и более доходной или 2) менее рискованной и менее доходной. Подроб- нее о разных стратегиях инвестирования можно узнать в главе 7.
Итак, начнем знакомство с компаниями, которым разрешено управлять пенсион- ными накоплениями.
1.
Государственная управляющая компания.
ГУК предлагает две стратегии: консервативную и расширенную. В консервативном портфеле преобладают государственные обязательства, которые, как правило, при- носят доходность ниже инфляции. Расширенный портфель дополнен другими видами долговых инструментов (в частности, депозитами и ипотечными бумагами). Вторая стратегия более рискованна, но и потенциально более доходна. Если вы не предпри- нимаете никаких действий по управлению вашей пенсией, то по умолчанию Пенсион- ный фонд России направляет ее накопительную часть именно в расширенный порт - фель ГУК. Но даже эта стратегия вряд ли убережет пенсионные накопления от инф - ляции. В результате, если вы пустите дело на самотек, реальная стоимость ваших накоплений может снизиться.
2.
Частная управляющая компания.
В отличие от государственной управляющей компании, частные УК могут вклады- вать средства пенсионных накоплений в более широкий список ценных бумаг (в част- ности, иностранные индексные фонды). За свою работу УК получают вознагражде- ние — не более 10% от заработанного дохода.
107
Глава VIII.
Страхование
НАКОПИТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПЕНСИЯ
СТРАХОВАЯ ЧАСТЬ


108
Финансовая грамота
Как частные управляющие компании инвестируют пенсионные деньги? Ответ на этот вопрос у каждой компании свой, ведь у каждой из них своя стратегия, инвестиционное видение и потенциальный круг клиентов, то есть мы с вами. Одни выбирают более ри- скованные стратегии, другие — менее. Но задача-минимум для всех одна: показать доходность выше ГУК. Жесткая конкуренция между частными управляющими компа- ниями за наши с вами деньги заставляет их постоянно повышать результаты и каче- ство управления.
Необходимо понимать, что управляющие компании только управляют сред- ствами будущих пенсионеров. Когда же у человека подходит пенсионный воз- раст, его средства возвращаются в Пенсионный фонд РФ и ему рассчитывается сумма пенсии.
3.
Негосударственный пенсионный фонд.
НПФ — это некоммерческая организация. Получение прибыли не является целью деятельности таких фондов. При этом их доход составляет до 15% дохода, который

109
Глава VIII.
Страхование
они получают от размещения средств. По сути дела, НПФ является посредником между вами и теми же частными управляющими компаниями. Однако при этом НПФ
ведет учет накоплений на пенсионных счетах тех людей, кто передал свою накопи- тельную часть в НПФ. Кроме того, НПФ осуществляет выплату пенсионных накоп- лений. Это значит, что если вы передали свои пенсионные накопления НПФ (и не из- менили своему решению), то после наступления пенсионного возраста вы будете получать две пенсии: одну от государства, а вторую (накопительную) от выбранного вами НПФ.

Выбирая страховую компанию, обращайте внимание не только на стоимость стра- ховки (страховую премию), но и на простоту процедуры выплат данной страховой компании, сроки рассмотрения страхового случая, сроки выплаты страхового воз- мещения и ограничения полиса.

Страхуя имущество, не завышайте страховую сумму, так как выплаты будут осу- ществляться в любом случае по реальной стоимости (страховой оценке).

Читая договор страхования, особое внимание обращайте на условия, при несоблю- дении которых страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения.

Выбирая накопительное страхование жизни как дополнительную пенсию, сравни- вайте доходность по ней с доходностью по депозиту.

Планируя пенсионные сбережения в резервном капитале, помните, что с достиже- нием пенсионного возраста уровень потребностей не падает ниже 70% от заработ- ной платы.

Задумываясь о старости, уделите внимание накопительной части вашей государ- ственной пенсии. На нее вы можете повлиять.
ВЫВОДЫ
Страховой полис подобен старому плащу.
Прорехи в его защитных возможностях обнаруживаются только под дождем несчастных случаев.
Дэвид Йетс, 1984 г.


112
Финансовая грамота
IX. Выбор финансового посредника
«Выбор жены и покупку меча нельзя передоверять другому» — так сказал когда-то
Джордж Герберт. Он был поэтом. Жил в XVII веке, воспевал любовь и доблесть. Не думал о «презренном злате» и ничего не писал о финансовых посредниках. А зря! Этот выбор тоже надо делать самому и не передоверять другому.
«Ничего не делать», или «финансовые бездельники»
Выбор, как известно, есть всегда. В том числе и выбор не делать никакого выбора,
то есть вообще не задумываться о личных и семейных финансах. Когда зарплаты едва хватает на жизнь, цены растут, а думать лень, призывы выбирать финансового по- средника звучат нелепо. Но парадокс нашего «авось» заключается в том, что даже люди, которые хорошо зарабатывают и могли бы лучше организовать свои финансы,
пускают все на самотек. Авось как-нибудь выплывем…
Есть другая категория «финансовых бездельников». Они убедили себя в том, что никто не может им посоветовать ничего хорошего, а только норовит обмануть. Как правило, у таких людей есть печальный опыт неудачных инвестиций или они обожают пересказывать чужие истории финансовых потерь.
Осознанно или нет, но люди, не предпринимающие никаких действий, чтобы заста- вить свои деньги работать, оказываются беспомощными перед инфляцией и безот- ветственными перед будущим. Они не задумываются, как оптимально распорядиться своими деньгами и передать капитал следующим поколениям.
Выбор «ничего не делать» неинтересен, так как он ни к чему не приводит. Если кому- то кажется, что все само собой устроится, то это всегда история иллюзии с грустным концом. Если сам человек не занимает активную позицию по отношению к своим лич-
ным финансам, найдется много людей, которые прямо или косвенно будут наживаться на его деньгах. Пассивная позиция всегда уязвима.
Отсюда вывод: если вы намерены ждать у моря погоды, подумайте еще раз и по- старайтесь изменить свою позицию. Начните с личного финансового планирования.
Никто не сделает это за вас.
Сделай сам
Но и в активном отношении к деньгам не стоит перегибать палку. В сфере финансов,
как и в жизни вообще, работает старинное правило: один в поле не воин. Людям кате- горичным и самоуверенным кажется самым правильным изучить досконально все по книгам и журнальным статьям, посетить пару занятий «Школы юных брокеров» и смело одному отправляться в поход за миллионными барышами. Понятно, что все не так про- сто. Но многие наступают на одни и те же грабли, пока не убедятся, что современное фи- нансовое поле слишком сложное и рискованное, чтобы проскакать по нему с шашкой на- голо и не сломать себе шею. Это является серьезным поводом задуматься, где лежит граница между тем, что вы сможете сделать сами, и тем, чего вы сделать не сможете.
113
Глава IX.
Выбор финансового посредника
ВЫБОР ФИНАНСОВОГО ПОСРЕДНИКА
Без элементарной финансовой грамотности в сегодняшнем мире не прожить. Она по- может вам сформировать свой финансовый план, поставить конкретные задачи по сбере- жению, страхованию, инвестированию и т. п. Но только правильно выбранный профессио- нальный финансовый посредник может оказать серьезную помощь в реализации этих задач. Вы же не пойдете лечиться к приятелю, который любит читать книги о медицине!..
Тем более что сегодня в России финансовые посредники (брокеры, банки, страховые ком- пании и т. д.) имеют неплохой опыт, а некоторые из них заработали первоклассную репу- тацию, пройдя через ряд кризисов и сумев сохранить деньги своих клиентов.
Если вы цените профессионализм и готовы отказаться от популярной некогда идеи «сде- лай сам», то возникает самый главный вопрос: как выбрать финансового посредника?
Выбор финансового посредника можно условно разделить на три этапа: оценка ко- личественных критериев, бренда и личности менеджера. На каждом этапе мы просеи- ваем потенциальный пул посредников через сито. Первое сито имеет самые крупные ячейки, второе — мельче, а третье оставляет нам тех, с кем уже можно работать.
1.
Количественные критерии — это показатели, которые можно выразить в цифрах.

Cрок работы на рынке. Едва ли стоит доверять свои деньги компании, открывшейся два дня назад. Если финансовый посредник уже 10 лет работает на рынке, это, как минимум,
показывает его жизнеспособность и умение преодолевать кризисные ситуации.

Размер активов. Это показатель успешности и устойчивости компании. Крупной компании легче пройти через кризис благодаря большему запасу прочности.

Количество клиентов. Как говорят, клиенты голосуют деньгами. Компания, у которой много клиентов, внушает больше доверия.

Рейтинг. Наиболее информативным является кредитный рейтинг международных агентств, хотя есть и другие.


114
Финансовая грамота
Компания «МММ» была всена- родно любимой благодаря непод - ражаемому обаянию Лени Голуб- кова. Он советовал нести свои день ги туда, и многие несли, про- давая последнее. Из уст в уста пере- давались небылицы об огромных прибылях, которые подогревали интерес. И опять несли люди свои сбережения в «МММ». Всего лишь за полгода свободного обращения
«билетов» «МММ» количество людей, поверивших в эту красивую обертку, выросло до 10 миллионов человек. Но в один не пре красный день, а именно 27 июля 1994 года,
все рухнуло. «МММ» прекратил выплаты. Вкладчики во главе с Ле - ней Голубковым остались ни с чем.
На что же должны были обратить внимание вкладчики «МММ»? Во- первых, никакие предприятия не мог ли принести доходность 100% в месяц, которую обещал основатель
АО «МММ» Сергей Мавроди. Во- вторых, удвоение цены билетов каж дый месяц могло происходить только за счет привлечения средств от новых вкладчиков. И это можно было просчитать. В схемах финан- совых пирамид эти средства тради- ционно идут на выплаты старым вкладчикам. Рано или поздно рост останавливается и пирамида ру- шится. В-третьих, куплю-продажу билетов «МММ» производила только сама компания, они не были зарегистрированы как цен- ные бумаги. Сергей Мавроди был обвинен в мошенничестве и приго- ворен к четырем с половиной го - дам лишения свободы. В мае
2007 го да срок наказания истек.
Три бабочки от «МММ»
Однако все эти показатели не являются гарантией успеха. Например, мелкий банк с длинной историей, приобретенный новым собственником, будет на бумаге иметь бо- гатый опыт работы, а на деле мы ничего о нем не знаем. Большой размер активов управляющей компании может объясняться наличием одного крупного пайщика, как правило связанного с собственником УК. Это очень рискованно: в случае выхода этого пайщика ваши интересы могут быть нарушены. Страховая компания может быть аф- филирована с крупным заводом, сотрудники которого автоматически обслуживаются в ней. Это означает, что все они для страховой компании фактически как один круп- ный клиент, уход которого может серьезно повлиять на бизнес. Что касается рейтин- гов, то их качество и независимость часто вызывают вопросы.
2.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Бренд (или имидж) финансового посредника — это не только название и логотип,
но и публикации в СМИ, реклама, публичные выступления топ-менеджеров, заявления регулирующих органов, отзывы окружающих нас людей, здание главного офиса и, на- конец, имя учредителя. Одним словом, все то, что практически невозможно проверить,
своего рода фантик от конфеты, которым можно полюбоваться, прочитать состав со- держимого, но невозможно определить, вкусная конфета или нет. Подтверждением тому может служить множество красивых брендов, созданных в 90-е годы, — напри- мер, Инкомбанк, банк «Империал», «СБС-Агро». Перечисленные выше атрибуты были выполнены у них на высочайшем уровне. Однако, как обнаружили вкладчики при бан- кротстве этих банков во время кризиса 1998 года, за фантиком оказалась пустота.

115
Глава IX.
Выбор финансового посредника
В декабре 2008 года в США раз- разился грандиозный скандал.
Известный хедж-фонд с 30-лет- ней историей оказался пирами- дой. Его активы — ни много ни мало 65 миллиардов долларов —
были фикцией. Основателем и главой фонда был респектабель- ный финансист Бернард Мэдофф,
который также возглавлял круп- ную брокерскую фирму. Он ни- когда не делал рекламы, а распро- странял акции фонда среди узкого круга эксклюзивных клиентов:
состоятельных инвесторов, благо- творительных организаций и даже банков. Фонд Мэдоффа из года в год приносил стабильную доход- ность — около 10% в год незави- симо от движения рынка. Схему инвестиций Мэдофф не раскры- вал, это был «секрет фирмы». От- четность фонда была закрыта даже для клиентов, а аудит прово- дил друг владельца. В итоге вплоть до краха пирамиды никто не знал, что выплаты акционерам производились за счет денег, вло- женных новыми клиентами. За свои преступления Мэдофф полу- чил 150 лет тюрьмы, но это не по- могло инвесторам вернуть свои деньги.
Крах Бернарда Мэдоффа
Как же уберечь себя и свои деньги от подобных финансовых пирамид? Не будьте слишком доверчивы. Критично анализируйте информацию, тем более рекламную. Пе- репроверяйте все цифры и факты, используя несколько независимых авторитетных источников.
3.
Личность — это человек, с которым вы общаетесь и консультируетесь, когда об- ращаетесь к финансовому посреднику.
Как показывает практика, первых двух этапов недостаточно, мы хотим знать больше о нашем будущем финансовом посреднике через людей, которые его представляют.